Сценарий урока "Страны-близнецы?"
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

Тарасевич Дина Ивановна

  Эта часть урока в 11 кл по рем странам -- Канада, Австралия, ЮАР. Это сценарий урока, он добавляется к технологической карте. Боюсь, по технологической карте нельтзя оценить урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenar_urok.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                         тема «Северная Америка»

«Канада и Австралия – сравнительная экономико-                                                             географическая характеристика»

Страны-близнецы?

сравнить гос-ва мира, выделить общее и различие

 

класс – 3 группы по 6 человек (???)  

        1 этап

        Эмоциональная фраза – настрой – такой хороший день, надеюсь – хороший урок?

        Говорили о развитых странах мира. Приведите примеры развитых стран. Завершаем изучение группы развитых стран.

Загадка: Смотрели новогоднее обращение президента России? Посыл – работать. К сожалению, вынуждены работать в ситуации санкций.  Сегодня: про страны, 2 из которые очень активно поддерживают эти санкции против России. Обе относятся к развитым странам мира. Премьер-министр одной из них еще в 2013 г (когда не было никаких признаков войны на Украине) заявил, что РФ – не может быть развитой страной, ее необходимо исключить из «Большой 8». А премьер-министр второй летом 2014 г на саммите «Большой 20» грозился нокаутировать президента Путина

                                                        Про одну страну. Хорошо. Может быть поможет

 Визуальная загадка: подскажут мои личные ассоциации…

        Ассоциации по странам – хоккей, бумеранг, вувезела (добавила – мыс Доброй надежды)

Проблема?

Почему включены в одну группу? Страны входят в Содружество наций, возглавляемое Великобританией, страны переселенческого капитала. Можно предположить: история развития страны похожа → похожа экономика…

Какова же сегодня тема урока? Можете сформулировать тему?

Позвольте мне добавить – Страны-близнецы?

Обозначение темы урока. В конце (можно от себя) добавить «?» Почему?

Какие задачи стоят перед нами? Цели на уроке.

Сравнение стран идет по критериям. Назовите главные критерии сравнения (ГП, природные ресурсы, население, экономика: отрасли специализации, место страны в МГРТ)

        2 этап

Выдвижение гипотезы: правда ли это страны близнецы? Н-Р, все страны будут очень похожи с точки зрения экономики и географии.

        3 этап

Каждая группа работает по стране – заполнение таблицы.

Пересаживаются, рассказывают о своих странах.

Возвращаются в группы – делают промежуточные выводы.

показатели сравнения

Канада

Австралия

ЮАР

Площадь

9,9 млн км2

7,6 млн км2

1,2 млн км2

Освоенность территории, вовлечение территорий в экономику

примерно 2/5 территории – Север, мало освоенный и заселенный

большая часть территории – 4 пустынных плато, мало освоенные и заселенные

15% территории пригодно для с/х, большая часть – засушливый климат

промежуточный вывод

страны большие по площади, особенно Канада и Австралия, но территория на большей части слабо освоена

Природные ресурсы

(отметить виды ПР, которыми богаты страны)

минеральные

водные

лесные

минеральные

минеральные

Природные условия для развития с/х:

ср t° лета

ср t° зимы

годовое кол-во осадков

районы благоприятных агроклиматических ресурсов

ср t лета  +8° +16°С

ср t зимы -16° -24°С

250 – 500 мм

юг территории, 2/5 пригодно для ведения с/х

+24° +32°С

+16°С

менее 250 до 500 мм

в основном на востоке страны, 58% из пригодных – пастбища

+24°С

+8° +16°С

на западе – 100 – 250 мм

на востоке – 500 – 1000 мм

только 15% пригодно для ведения с/х

промежуточный вывод

страны богаты минеральными ресурсами

благоприятные природные условия – только небольшая часть территорий

Численность населения

34,5 млн чел

22, 3 млн чел

52 млн чел

Национальный состав, соотношение (% коренного населения)

британцы – 40%

французы – 27%

азиаты – 5%

др европейцы – 16%

амер индейцы – 4%

черные – 2%

европейцы – 95%

азиаты – 4%

аборигены – 1%

темнокожие – 79%

белые – 9%

мулаты – 3%

азиаты – 3%

Средняя плотность населения

около 3 чел на км2

около 2 чел на км2

37 чел на км2

Размещение населения по территории

вдоль южной границы

на востоке и юго-востоке

на юге и востоке

промежуточный вывод

Канада и Австралия – очень маленькое население на огромной территории; % коренного населения – крайне низкий; очень маленькая средняя плотность населения

Население всех стран размещено крайне неравномерно.

ЮАР – относительно, большое население, большой % коренного населения, относительно высокая плотность

Столица, численность населения

Оттава – 800 тыс чел

Канберра – 359 тыс чел

Претория – 2 млн чел

Кейптаун – 3,5 млн чел

Блумфонтейн

Крупнейшие города

Расположение на территории

Торонто – 2,5 млн чел

Монреаль – 1,6 млн чел

Калгари – 988 тыс чел

Эдмонтон – 730 млн чел

Сидней – 1,9 млн чел

Мельбурн – 3,3 млн чел

Виктория – 1,5 млн чел

Брисбен – 1,5 млн чел

Йоханнесбург – 3,9 млн чел

Дурбан – 3,5 млн чел

промежуточный вывод

столицы – не самые крупные города

Уровень развития гос-ва (ВВП или ВНП) – экономическая мощь

1,5 млрд долл (в первой десятке)

1,5 млрд долл (12 место)

553 млрд долл (26 место)

Уровень использования эк мощи – ВВП на душу населения

50 900 на душу населения

70 888 на душу населения

11 тыс долл на душу населения

промежуточный вывод

По уровню развития: и по показателю общего ВВП, и по ВВП на душу населения Канада и Австралия – высокоразвитые страны и намного опережают ЮАР

Отрасли специализации промышленности

горнодобывающая пр-сть: уран, ко-бальт, калийные со-ли, асбест – 1 место

цинковые руды, сера – 2 место

природный газ, пла-тиноиды – 3 место

медная руда, золото – 4 место

свинцовые руды – 5 место

серебро – 7 место

цветная металлургия

деревообрабатыва-ющая ицеллюлозно-бумажная пр-сть

пищевая пр-сть

горнодобывающая пр-сть: уголь, железная руда, бокситы, уран, золото, алмазы

цветная металлургия

горнодобывающая пр-сть: платина, марганец, хромиты, алюминоглюкаты, ванадий, цирконий, уголь, алмазы, асбест, никель, свинец, цинк, уран

Отрасли специализации с/х

пшеница

масличные культуры, мясо, плоды

2 место по поголовью овец, пр-во шерсти

пшеница, мясо, сахар, фрукты, вино

140 видов фруктов

шкурки каракулевых овец

мохер

3% мирового вина

промежуточный вывод

Страны на мировой рынок поставляют продукцию разнообразную с/х.

Но несмотря на то, что у всех стран отраслью специализации является горнодобывающая, структура экспорта промышленной продукции более развита у Канады и Австралии  

        4 этап

Общее обсуждение промежуточных выводов.

        5этап

Реальные задания из ЕГЭ: определить по описанию страну и составить ментальную карту, используя набор показателей (который одинаков для всех стран, т.е. надо выбрать к описанию именно свои показатели)

        6 этап

Представляют ментальные карты. Делается общий вывод: подтвердилась ли гипотеза или опровергнута. Являются ли страны близнецами?

        7 этап

Рефлексия: прием ПОПС. Каждый заполняет свой листок. Он же оценивается учителем. Можно попросить озвучить свои выводы или парочку.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

        8 этап

Д/З:  1 уровень – §46, 52; 2 уровень – презентация (5-6 слайдов) по любой стране; 3 уровень – слайд-шоу по сравнению всех стран

 Эта страна, относящаяся к группе экономически развитых, омывается водами двух океанов. Большую часть её территории занимает равнинное плато, которое с юга и востока окаймлено горами. Её недра богаты разнообразными полезными ископаемыми. По добыче алмазов, золота, платины, урана, железных руд эта страна занимает одно из первых мест в мире. Население страны отличается сложным этническим составом. Среди других стран континента она выделяется высокой долей лиц европейского происхождения.

        Эта высокоразвитая страна – одна из крупнейших по территории стран мира. Население, отличающееся низкой плотностью (показатель средней плотности – 2 человека на км2 , один из самых  низких в мире), размещено в основном на востоке и юго-востоке страны. Страна занимает ведущее место в мире по запасам многих видов минеральных ресурсов: здесь залегает 1/3 мировых запасов бокситов, много железных руд и руд цветных металлов, угля, алмазов, золота; на шельфе океана найдены запасы нефти и газа. В структуре экспорта преобладают минеральное сырье и сельскохозяйственная продукция, среди которой высока долю шерсти.

 Эта высокоразвитая страна – одна из крупнейших по территории стран мира. Население, отличающееся низкой плотностью (показатель средней плотности – 3 человека на км2 , один из самых  низких в мире), размещено в основном вдоль южных границ страны. Страна занимает ведущее место в мире по запасам многих видов минеральных ресурсов. Важным богатством страны являются лесные ресурсы. Отраслями специализации этой страны являются: горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, сельское хозяйство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"

интересный тематический сценарий последнего звонка....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"

Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...

Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"

Сценарий подходит для проведения предметных  недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).

Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...