Главные вкладки

    Материалы элективного курса по географии для учащихся 8-9 классов на тему "Охрана природы Европейской части России"
    план-конспект занятия по географии (8 класс) на тему

    Попова Алла Витальевна

    Материалы включают в себя пояснительную записку по элективному курсу и презентации к занятиям. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования РФ

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 18

    имени Н.В. Менчинского

    Павлово – Посадского муниципального района

    Московской области

    Программа элективного курса по географии

    для учащихся 8 - 9-х классов

    «Охрана природы Европейской части России»

    Утверждена методическим советом

    МОУ СОШ № 18 имени Н.В. Менчинского

    5 сентября 2007 года

    Автор программы

    учитель географии

    Попова А.В.

    Павловский Посад, 2007 год

    Содержание.

    1. Пояснительная записка……………………………………………….3

    2. Тематическое планирование занятий элективного курса

    «Охрана природы Европейской части России»……………………….6

    3. Содержание программы………………………………………….…..6

    4. Организация проектной деятельности учащихся в рамках

    элективного курса «Охрана природы Европейской части России»…9

    5. Приложение 1. Анкета для учащихся, желающих пройти

    предпрофильную подготовку………………………………………….11

    6. Приложение 2.  Анкета «Оценка результатов освоения

    элективного курса»…………………………………………………….12

    Пояснительная записка.

    Природа Европейской части России испытывает на себе колоссальную антропогенную нагрузку. Занимая лишь четверть территории страны, Западный регион концентрирует более 78% населения России. В Европейской части России сосредоточены крупные города,  историко-культурные и туристические, научные и промышленные  центры страны. Здесь производится 90% всей продукции машиностроения, 85% - черной металлургии, 83% - химии и нефтехимии, свыше 70% продукции лесной промышленности. Европейская часть России опутана густой транспортной сетью, обеспечивающей межрайонные и межгосударственные связи России.

     В перспективе предполагается повысить эффективность хозяйственного комплекса Западного региона страны путем интенсификации использования имеющихся производственных фондов. С развитием промышленного и сельскохозяйственного производства возрастет нагрузка на уникальную природу этого региона. Уже сейчас под угрозой экологической катастрофы оказались таежные и смешанные леса, степи с их неповторимым органическим миром; реки, озера,  болота.

    Наступило время переосмыслить отношение человека к природе, принять меры по ее всесторонней защите, охране. Наша задача – научиться понимать и ценить природу, сочувствовать и помогать ей доступными способами.  

    Мы являемся жителями Центральной России, поэтому Русская равнина с ее разнообразными природными ландшафтами является в нашем понимании образом Родины, которую нужно любить, защищать.  Природа Европейской части России – составляющая природного наследия нашей страны, которое мы обязаны сберечь для потомков.

    Учитывая вышеизложенное, а также потребность в организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся общеобразовательных школ,  педагогами МОУ СОШ № 18 имени Н.В. Менчинского Павлово-Посадского муниципального района Московской области разработан и принят к реализации элективный курс «Охрана природы Европейской части России».  

    Данная программа предназначена для учащихся 8 – 9-х классов, выбирающих профиль обучения в старшей школе, связанный с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла.

    Предлагаемый элективный курс «Охрана природы Европейской части России» развивает содержание  курсов физической и экономической географии России, позволяет поддержать дальнейшее изучение биологии на профильном уровне, частично компенсирует отсутствие в школьном учебном плане такого важного предмета как экология.  Элективный курс является межпредметным.

    Основные цели курса:

    1. Овладение системой знаний о современном состоянии природы Европейской  части   России, являющейся частью ее природного наследия;

    2. Развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности  явлений;

    3. Понимание современных тенденций развития особо охраняемых территорий России.

    Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он  разработан для решения следующих задач:

    1. Учебных - ознакомить с историей создания охраняемых территорий в России; дать представления о современных охраняемых территориях (заповедниках, заказниках, национальных парках); познакомить с многообразием органического мира России; формировать экологические знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды; формировать пространственные представления об охране природы Европейской части России.
    2. Воспитательных - формировать навыки социально ответственного поведения по отношению к природе; готовить учащихся к активному участию в общественной жизни страны, Подмосковья, родного города; создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле.
    3. Развивающих - повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся; активизировать познавательную деятельность школьников; реализовать творческий потенциал учащихся в ходе проектной деятельности.  

    Элективный курс «Охрана природы Европейской части России» реализуется с использованием специально созданных компьютерных презентаций. Для учителя  они сыграют роль опорных конспектов занятий, а для учащихся станут ярким визуальным дополнением к содержанию курса. Беседы с учащимися по материалам компьютерных презентаций  создадут неповторимую обстановку живого непосредственного общения участников образовательного процесса, а значит,  позволят преодолеть страх перед устными ответами; активизировать познавательную деятельность ребят на занятии;   развить образное и творческое мышление обучаемых и  существенно упростить процесс усвоения и запоминания знаний.

    Для организации занятий потребуется компьютер, мультимедийный проектор, экран, а также карта Европейской части России.

    Предлагаемый интегрированный элективный курс «Охрана природы Европейской части России» включает 10 занятий, которые необходимо проводить 1 раз в неделю. Лучшее время для реализации элективного курса – второй триместр, т.к. учащиеся 8 – 9-х классов, которым предназначен курс, приобретут опорные знания по физической (экономической) географии России, подлежащие углублению и расширению по мере освоения курса. Рекомендуемое количество учащихся в группе – 10 – 12 человек. Продолжительность одного  занятия от 45 до 60 минут, иногда больше.

    Тематическое планирование занятий элективного курса «Охрана природы Европейской части России»

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Вводное занятие. Заповедники России. История и современность (беседа с учащимися по материалам компьютерной презентации).

    2

    Влияние хозяйственной деятельности населения
    на органический мир России (лекция).

    1

    Составление карты заповедных мест Европейской части России (урок-практикум).

    1

    Охрана природы Европейского Севера. Лапландский и Кандалакшский заповедники (беседа с учащимися по материалам компьютерной презентации).

    1

    Охрана природы средней полосы России. Дарвинский заповедник, национальный парк «Мещера», Приокский террасный заповедник (беседа с учащимися по материалам компьютерной презентации).

    2

    Охрана природы Центрально-черноземного района России. Воронежский заповедник (беседа с учащимися по материалам компьютерной презентации).

    1

    Охрана природы Европейского Юга. Астраханский и Кавказский заповедники (беседа с учащимися по материалам компьютерной презентации).

    1

    Повторение, обобщение знаний  по содержанию элективного курса. Презентация проектной деятельности учащихся. Подведение итогов.

    1

    Итого

    10

    Итогом работы учащегося должна стать карта «Заповедники России», а также индивидуальный мини-проект, отражающий степень усвоения знаний по теме курса и личное отношение учащегося к проблеме охраны природы в России.

    Содержание программы.

    Содержание элективного курса построено с учетом экономического и экологического районирования  территории Европейской части России на Европейский Север, Нечерноземье и Центрально-черноземную полосу, Европейский Юг и Поволжье. В границах каждого региона формируется пространственный рисунок размещения природных и народохозяйственных объектов. Этот рисунок  наглядно демонстрирует источники и основные векторы неблагоприятного воздействия  хозяйственной деятельности населения на природу;  помогает выявить территории, остро нуждающиеся во всесторонней охране.

    Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами,  планируемым объемом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время.

    Тема 1. Заповедники России. История и современность (2 часа)

    • Основные виды исторически охраняемых мест (священные урочища, монастырские угодья, егерства, засечные и корабельные леса).
    • История первых государственных заповедников в России.
    • Цели и задачи создания охраняемых территорий сегодня.
    • Разнообразие охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки, резерваты, биосферные заповедники), их особенности.

    Тема 2. Влияние хозяйственной деятельности населения
    на органический мир России (1 час).

    • Богатство  органического мира России.
    • Факторы, определяющие богатство живой природы России.
    • Биологические ресурсы России (растительные и охотничье-промысловые).
    • Влияние хозяйственной деятельности населения на органический мир России.
    • Основные меры по охране живой природы России.

    Тема 3. Практическая работа «Составление карты

    заповедных мест  России» (1 час).

    • Анализ карты атласа «Экологические проблемы России».
    • Анализ карты атласа «Природные зоны и биологические ресурсы России».
    • Заполнение контурной  карты на тему «Важнейшие заповедники России».

    Тема 4. Охрана природы Европейского Севера (1 час).

    • География и экономика Русского Севера.
    • Основные источники загрязнения природы Русского Севера.
    • Характеристика Лапландского заповедника.
    • Кандалакшский заповедник.

    Тема 5. Охрана природы средней полосы России (2 часа).

    • Природные, исторические и экономические особенности средней полосы России.
    • Причины экологических проблем Центральной России.
    • Приокский террасный заповедник.
    • Дарвинский заповедник.
    • Национальный парк «Мещера».

    Тема 6. Охрана природы Центрально-черноземного

    района России (1 час).

    • Особенности природы Центрально-черноземного региона России.
    • Антропогенная нагрузка на природу Черноземья.
    • Воронежский государственный биосферный заповедник.

    Тема 7. Охрана природы Европейского Юга (1 час).

    • Общая характеристика Европейского Юга России.
    • Антропогенные ландшафты Поволжья. 
    • Астраханский государственный природный биосферный заповедник.
    • Особенности организации хозяйственной деятельности человека в условиях Кавказа.
    • Кавказский заповедник.

    Организация проектной деятельности учащихся в рамках элективного курса «Охрана природы Европейской части России».

    Контроль знаний учащихся по теме элективного курса может быть оценен по результатам проверки домашних заданий или проектной деятельности обучаемых.

    Выбор методов контроля знаний должен быть обусловлен общим уровнем подготовки учащихся. Организация проектной деятельности возможна, если учащиеся обладают глубокими знаниями  в области географии, биологии, экологии; имеют  опыт реферативной работы; проявляют  интерес к проблеме охраны природы России и желание освоить нетрадиционные методы работы.

    Учитывая краткосрочность курса,  можно предложить ребятам создать индивидуальные мини-проекты, раскрывающие содержание отдельных тем или занятий. Выбор формы проекта осуществляет ученик, реализуя  свои интересы, склонности, возможности, творческий потенциал выбранной темы. Предлагаемые формы мини-проекта:

    1. Репортаж, статья о проблемах охраны природы родного края;
    2. Рецензия на тематическую статью или телепередачу;
    3. Интервью со специалистом по охране природы  (ученым, чиновником, общественным деятелем);
    4. Социологический опрос учащихся на тему «Что вы знаете об охране природы в России»;
    5. Тестовые задания для оценки знаний учащихся по содержанию элективного курса;
    6. Рассказ, стихотворение, сказка, частушки на экологическую тему;
    7. Фотоальбом, альманах, стенгазета на тему охраны природы;
    8. Сообщение, доклад об охраняемых растениях, животных или о деятельности одного из заповедников;
    9. Компьютерная презентация по одному из вопросов курса.

    Форму контроля знаний необходимо оговорить с учащимися на первом занятии, а приступать к исполнению проекта можно после 3 – 5 занятий. Объем работы, требования к ее содержанию и оформлению, формы ее защиты  необходимо проработать  индивидуально.

    Последнее занятие курса по плану отводится для подведения итогов. На заключительную встречу можно пригласить учителей, учащихся, завуча, классного руководителя и попросить их выслушать отчеты о проделанной работе, оценить  знания, идеи, творчество каждого из ребят. На таком занятии выступающие обретут бесценный опыт публичных выступлений, смогут обменяться опытом работы, оценить собственные достижения, зарядятся новыми творческими идеями.  Ребята могут попробовать себя в качестве профессиональных журналистов, драматургов, социологов, ученых.

    Внедрение проектной деятельности в содержание элективного курса «Охрана природы Европейской части России» позволит не только освоить дополнительный объем знаний  по актуальным сегодня проблемам охраны  окружающей среды, но и активизировать полученные знания в творчестве, сделать это творчество социально направленным, значимым, весомым.

    Участвуя в проектной деятельности, учащийся  репетирует роль социально активного гражданина страны, который не стоит в стороне от общественной жизни, имеет собственное обоснованное мнение по вопросу  охраны природы и готов внести посильный вклад в дело охраны природы своей Родины.

    Приложение 1.

    Анкета для учащихся, желающих пройти предпрофильную подготовку

    1. По каким причинам Вы решили посещать элективный курс?
    •  Простое любопытство
    • Желание побыть с друзьями «за компанию»
    •  Интерес к географии, который выразился в желании углубить знания по    предмету
    •  Желание освоить новые формы и методы обучения
    •  Интерес к учителю
    •  Свой вариант ответа

    2. Какие виды научной деятельности наиболее интересны для Вас?

    • Самостоятельное изучение тематической литературы (учебников, книг, справочников, карт, Интернет-ресурса и т.д.)
    • Экспериментальная деятельность (измерения, вычисления)
    • Наблюдения за объектами и явлениями природы

    3. Что помогает Вам наиболее полно усваивать материал на занятиях?

    • Доходчивый рассказ учителя
    • Яркий наглядный материал
    • Самостоятельная проработка материала
    • Доброжелательная непринужденная обстановка общения с учителем
    • Свой вариант ответа

    4. Какие формы контроля знаний наиболее предпочтительны для Вас?

    • Обычные домашние задания после каждого занятия
    • Тесты, карточки
    • Проверочные и контрольные работы
    • Устный зачет, опрос
    • Работа с картой
    • Устные и письменные сообщения, доклады
    • Творческие задания, обобщающие изученный материал

    5. Какой вид творчества доставляет Вам наибольшее удовольствие?

    • Сочинение статей, репортажей, рецензий
    • Рисование, фотографирование
    • Разработка сценариев
    • Сочинение стихов
    • Прикладное творчество (лепка, шитье, моделирование, конструирование и т.д.)
    • Свой вариант ответа

    6. Какие Ваши личные качества могут способствовать успешной учебе?

    • Интеллект, развитое мышление
    • Прилежание (добросовестное отношение к учебе)
    • Отличная память
    • Любопытство
    • Свой вариант ответа

    Приложение 2

    Анкета «Оценка результатов освоения элективного курса»

    1. Запишите наиболее полно и четко название изученного элективного курса.

    2. Сформулируйте кратко основную мысль элективного курса.

    3. Знания по каким школьным предметам вобрал в себя изученный элективный курс?

    4. Какое из занятий Вам наиболее запомнилось? Почему?

    5. Каковы, на Ваш взгляд, основные отличия занятия по элективному курсу от обычного урока?

    6. Что стало для Вас самым трудным в процессе изучения элективного курса?

    7. Что стало для вас самым интересным в процессе изучения элективного курса?

    8. Оцените по пятибалльной шкале элективный курс:

    Критерии оценки

    Оценка

    Выбор темы

    Содержание курса (темы занятий)

    Организация занятий (использование новых форм, методов и средств обучения)

    Наглядность занятий

    Работа с картой

    Система контроля знаний

    Эмоциональная атмосфера на занятиях

    Качество работы учителя

    Время и место проведения занятий

    Мой прогресс в знаниях

    Повышение интереса к предмету

    Вовлечение в творческую деятельность

    Итоговая оценка курса

    9. Оцените себя по пятибалльной шкале:

    Критерии оценки

    Оценка

    Добросовестное посещение занятий

    Поведение на занятиях

    Ведение тетради

    Выполнение домашних заданий

    Усвоение знаний по теме курса

    Творческая активность

    Участие в проектной деятельности

    Удовольствие от посещений занятий

    Итоговая оценка

    10. Какие еще темы элективных курсов по географии могли бы заинтересовать Вас?

    • Обычаи и нравы  бурятов (поморов, калмыков, татар, жителей Кавказа и т.д.)
    • Экологическая ситуация Подмосковья
    • История освоения Сибири
    • Драгоценные камни Урала
    • Байкал – жемчужина Российской природы
    • Влияние природы на здоровье человека
    • Русская природа в творчестве русских писателей (поэтов, художников, композиторов)
    • Великие русские путешественники и первопроходцы
    • Увлекательная картография (о чем поведают карты)
    • Современные методы географических исследований
    • География туристических объектов России
    • Свой вариант ответа

    Перечень домашних заданий,

    необходимых для оценки качества усвоения программы элективного курса «Орана природы Европейской части России»

    1. В контурной карте отметить крупнейшие заповедники России.
    2. Разработать условные знаки для оформления карты «Крупнейшие заповедники России».
    3. Приготовить письменное сообщение об одном из охраняемых растений или животном Европейской части России.
    4. Пользуясь планом описания заповедников, составить письменный рассказ о деятельности Астраханского заповедника.
    5. Разработать правила поведения туриста в заповеднике (письменно в рабочей тетради).
    6. Подготовить к проверке рабочие тетради, восполнив записи с пропущенных занятий.
    7. По записям в тетрадях подготовиться к устному зачету по содержанию  элективного курса.

    Список литературы

    1. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / авт.-сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 143 с.
    2. География России. 8 – 9 кл.: метод. Пособие / И.И. Баринова, В.П. Дронов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 191 с.: ил., карт.
    3. Внеклассная работа по географии. 8 класс./ Сост. Клюшникова Н.М. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
    4. Школьный практикум. География России. Природа. 8 класс. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.: ил.
    5. География населения и хозяйства России. 9 класс: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001. – 256 с.
    6. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой / авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 375 с.
    7. Элективный курс. Заповедники России. География, экология. 8 – 9 классы. / Сост. Н.М. Клюшникова – Волгоград: ИТД «Корифей»Й. – 128 с.
    8. Басовский Л.Е., Фомичева И.В. / Экономическая география России: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 117 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по алгебре

    Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен формированию статистических знаний и знаний по теории вероятности. Для нашего времени весьма актуален вопрос о введении в шк...

    Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

    Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...

    Программа элективного курса "Глобальная география"для обучающхся 10-11 класса профильной школы

    Данная программа разработана для учащихся 10-11 класса  социально-экономического  и географического профиля. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является возмож...

    Программа элективного курса по географии «Моя малая родина», 9 класс

    Программа элективного курса по географии «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Содержание элективного курса позволяет познакомить уча...

    Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

    Пояснительная запискаИтоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Осо...

    Программа элективного курса по географии для учащихся 8-9 классов "Подмосковные города от А до Я"

    Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ Подмосковья. Предлагаемый элективный курс «Подмосковные города от А до Я» развивает содержание  курсов физической ...

    Элективный курс по географии для учащихся 10 – х классов «Политическая карта мира»

    Рабочая программаЭлективный курс по географиидля учащихся 10 – х классов «Политическая карта мира»...