Проектная деятельность на уроках географии
учебно-методическое пособие по географии на тему

Сидорова Анжелика Александровна

Обобщение опыта работы учителя географии в рамках конкурса "Учитель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель года Дона

Выступление на тему:

«Проектная деятельность

на уроках географии»

Учителя географии

МБОУ «Шолоховская гимназия»,

ст.Вешенская Шолоховского района

Ростовской области

Сидоровой Анжелики Александровны

2015 год

Реке нужно движение, если она стоит, то превращается в болото.

Мы живем в эпоху больших перемен. Не стоит в стороне и образование.

Перед вами документы последних лет, которые требуют от учителя ответственного отношения к воспитанию подрастающего поколения. На VI съезде Всероссийского педагогического собрания В.В. Путин сказал: «Сегодня технологии обновляются с огромной скоростью, и для человека не только важны конкретные, узконаправленные умения и навыки, … но способность к постоянному развитию, овладению новой квалификацией. Необходимо развивать такие качества, как критичность мышления, умение находить информацию, анализировать её, работать с ней. Он [образовательный процесс] должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности».

Поэтому мне, как учителю географии, приходится по-новому перестраивать свою работу. Искать способы перехода от «школы объяснения» к «школе развития», от «ученика слушающего», к ученику «ищущему»

Все знают, что Дон впадает в Азовское море. А где он берет свое начало? Все ли помнят ответ на этот вопрос?

5 класс. Жду первой встречи со своими новыми учениками. Что-то они уже знают, многое для них ново, неизведанно и заманчиво: новый класс, новый учитель, глобусы, карты. Как сохранить неподдельный интерес к этому голубому шарику, который является нашим домом, как привить любовь к своему родному краю?

Я общалась с коллегами своей гимназии, других школ, участвовала в конференциях, семинарах, путешествовала по интернету. Искала те предметы, методы, технологии, которые помогли бы мне не только удерживать, но и разжигать интерес к моему предмету.

Среди огромного множества всех новшеств выбрала и применяю на уроках и во внеурочной работе проектную технологию.

Почему? Потому что дети ищут, принимают решения, отстаивают свои взгляды, осмысливают и пропускают через свой опыт новые знания.

Вот теоретики, которые помогли мне разобраться с элементами данной технологии.

Хочу поделиться с вами своим опытом.

Географию по государственным образовательным стандартам начинают изучать в 5 классе. И уже с 5 класса я начинаю вводить элементы проектной деятельности и простые мини-проекты.

Рассмотрю применение элементов данной технологии на примере темы Гидросфера, которая проходит через все курсы географии.

Знакомство с реками и морями происходит в разделе Великие путешествия.  Детям предлагается нанести на контурную карту маршрут и составить по нему аннотацию: Какое влияние оказали водные объекты на первооткрывателя?

В 6 классе происходит непосредственное изучение объектов гидросферы. И проекты становятся другие. Считаю, что географию лучше начинать изучать с того места, где мы живем, поэтому мы выходим на экскурсию к  реке Дон, где делаем необходимые замеры и описания. По результатам создаем отчет на выбор: в виде таблицы, схемы, текста. В классе провожу урок-экспедицию «Сокровища местных водоемов», где дети создают наглядное пособие о богатствах родного края.

Потом выискиваем информацию о водах в целом, увязываем все блоки между собой. По итогам создаем проект «Мир в капельке воды».

В 7 классе, изучая водные объекты мира, все время сравниваем их с Доном. Создаем виртуальные экскурсии, отчеты экспедиций, рекламы. Детям очень нравятся имитационные уроки, когда воплощаются в какую-то роль, примеряют на себе разные профессии: этнографа, репортера, журналиста. Озвучивают по-своему те документальные фильмы о водоемах, которые находим в интернете.

Изучаем реки через пословицы разных народов и создаем творческие проекты мини-сочинения «Реки как источник народной мудрости».

В 8 классе делаем комплексную характеристику «Вниз по Дону-реке». Предлагается на выбор форма представления по группам: газета, презентация, путешествие в прошлое по изучению народных традиций, отчет об экспедиции. Самой интересной была постановка легенды «Дон и Шат».

В 9 и 10 классе при изучении экономической географии изучаем проблемы водных ресурсов России и мира на примере своей станицы. Объектом изучения, кроме реки Дон и местных озер, является станция Отрог, которая обеспечивает население водой. Результатом такой работы стал долгосрочный проект «Проблемы водоснабжения станицы Вешенской», который получил высокую оценку у специалистов НГМА и ДГТУ.

В теме Экологические проблемы человечества в 11 классе я провожу урок-диспут «Живой мир Пандоры: вымысел или идеал, которого можно достичь» по мотивам фильма «Аватар». На нем каждая группа представляет свое решение экологических проблем, в том числе опираясь на краеведческие знания.

Именно такие уроки, считаю, важны сейчас в школе. Потому что на них даже слабые ученики с удовольствием выступают и активно отстаивают свою точку зрения.

Мы очень тесно сотрудничаем с музеем. Продолжением учебных проектов на уроках географии являются социальные проекты в рамках детского международного движении «Шолоховский родник». Здесь учащиеся представляют свои исследовательские работы, занимаются лесопосадкой, благоустройством окрестностей, участвуют в конкурсных мероприятиях, готовят концерты.

Этим мероприятиям предшествует огромная подготовительная работа, к которой дети подходят творчески и с удовольствием.  

Мы представляем свои работы на детских научно-практических конференциях в ДГТУ, ДАНЮИ, музея-заповедника М.А.Шолохова, областном этапе конкурса «Отечество», где получали призовые места.

Некоторые из этих работ напечатаны в сборниках.

По данным анкетирования, 90% детей отметили, что над проектами им работать гораздо интереснее, чем пересказывать параграф или отвечать на вопросы, такая работа позволяет им лучше узнавать свой край, осваивать глубже темы по географии.

Считаю, что проектная деятельность – необходимый компонент системы современного образования, так как у учащихся формируются практические навыки, связывающие обучение с жизнью, развивается мышление и креативность, т.е. формируются универсальные учебные действия.

Я собираюсь и дальше работать по технологии проектов, совершенствуя ее. Планы на дальнейшее: организация интернет-сопровождения проектной деятельности и взаимодействия в интерактивной среде и запуск семейных проектов.

Заканчивая свое выступление, хочу напомнить, что с латинского «проект» переводится как брошенный вперед. Считаю, что эта технология сродни реке – она движется, развивается, самосовершенствуется. И движение это направлено в сторону новой школы и нового учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сидорова Анжелика Александровна - учитель географии МБОУ «Шолоховская гимназия» "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Бернард Шоу

Слайд 2

Реке нужно движение. Если она стоит, то превращается в болото.

Слайд 4

От школы объяснения – к школе развития От ученика слушающего – к ученику ищущему

Слайд 5

Почему я использую технологию проектного обучения? Проект – это «пять П»: · Проблема · Проектирование · Поиск информации · Продукт · Презентация Шестое "П" проекта - это его портфолио Джон Дьюи Уильям Херд Килпатрик

Слайд 6

Как я использую метод проектов на уроках? Какое влияние оказали водные объекты на первооткрывателя? 5 класс География

Слайд 7

Как я использую метод проектов на уроках? 6 класс Урок-экскурсия «ИЗУЧАЕМ РЕКУ ДОН» Урок-экспедиция «СОКРОВИЩА МЕСТНЫХ ВОДОЕМОВ» Итоговый проект «МИР В КАПЕЛЬКЕ ВОДЫ» География

Слайд 8

Сравнительный анализ изучаемых водных объектов с рекой Дон 7 класс Виртуальная экскурсия Отчет экспедиции Реклама изучаемого объекта Имитационный урок Формы проектов География

Слайд 9

Реки как источник народной мудрости Река мутнеет с истока. (Турецкая пословица) 7 класс Вода чиста у истока. (Чечено-Ингушская ) Волга – добрая лошадка, всё свезет.(Русская) На берегу жить – круглый год маяться. (И ндийская ) География

Слайд 10

Вниз по Дону-реке 8 класс Формы представления проекта: Газета; Презентация; Путешествие в прошлое по изучению народных традиций; Отчет об экспедиции. География

Слайд 11

Проект «Проблемы водоснабжения станицы Вёшенской» 9-10 класс Форма представления проекта: Защита проекта на научно-практической конференции школьников «Интеллектуальный потенциал юных – залог успешного развития страны» География

Слайд 12

Проект «Живой мир Пандоры – вымысел или идеал, которого можно достичь» 11 класс По мотивам фильма « Аватар » Форма представления проекта - диспут География

Слайд 13

Социальные проекты в рамках международного детского экологического движения «Шолоховский родник»

Слайд 14

Представление проектов на научно-практических конференциях

Слайд 15

Перспективы совершенствования проектной деятельности : Организация интернет-сопровождения проектов на уроке; Взаимодействие в интерактивной среде; Запуск семейных проектов и др.

Слайд 16

Реке нужно движение. Если она стоит, то превращается в болото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Проектная деятельность на уроках географии

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности на уроках географии в 10-11 классах....

Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....