Использование игровых технологий на уроках географи.
статья по географии на тему

Использование элементов игры на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovye_tehnologii.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках географии.

 Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознаёт цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. Использование игры позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности регулировать задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучающихся. Игры направлены на взаимодействие учащихся друг с другом по обсуждению различных географических проблем, обмен ценностями в диалоге. В результате игры осуществляется два взаимосвязанных процесса - освоение ценностей и их переоценка. Как правило, игры с географическим содержанием позволяют обучаемым моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты, усваивать основные правила поведения в природе и обществе.

Практика показывает, что введение игровых приёмов на уроке даёт удивительно щедрую отдачу. Игры позволяют ненавязчиво ввести в структуру урока воспитательные моменты, способствуют активному приобщению учащихся к работе с учебником, другими источниками знаний, дают возможность отойти от шаблонного заучивания и проявить творческую активность. Да и сам процесс обучения становится более увлекательным.

В последние годы изучение нового материала в игровой форме приобрело довольно большую популярность.

Приведённые ниже игровые приёмы позволяют в корне изменить эту ситуацию.

Географическая азбука.

Команды по очереди называют понятия, располагая их в алфавитном порядке. Первая команда называет слово, вторая - раскрывает его содержание и при правильном ответе в свою очередь предлагает дать определение понятия, начинающегося на следующую букву. Например:

-Атмосфера, - называет термин первая команда.

-Атмосферой называется воздушная оболочка Земли, - отвечает вторая команда и сообща выбирает понятие, начинающееся со следующей буквы алфавита:- Бриз и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не сможет дать определение или не вспомнит очередное название.

«Географическая азбука» интересна ещё и тем, что школьники стараются задать команде противника определения потруднее, чтобы добиться победы.

Крестики-нолики.

Несколько изменив условия знакомой игры «крестики-нолики», можно найти применение ей на уроках географии. На доске рисуют игровое поле в виде земного шара, а крестики или нолики проставляют на участках между меридианами и параллелями. Участники игры по очереди задают друг другу вопросы по заранее определённой теме. Суть игры заключается в том, что «Экзаменуемый» участник вправе поставить свой значок на игровом поле только при верном ответе, в противном случае это сделает соперник, задавший каверзный вопрос. Таким образом более эрудированный игрок может добиться права сделать два, а то и три хода подряд и легко достичь победы. Задача учителя следить за соответствием вопросов школьной программе и оценивать степень полноты ответа.

Почта.

Ученик получает несколько конвертов с надписями (это могут быть названия материков, природных зон, оболочек Земли, государств и т.д.), а также карточки – «письма», на которых написаны определённые понятия, названия, географические термины, фамилии путешественников, достопримечательности и т.п. Эти карточки-задания ученик должен положить в нужный конверт и не ошибиться «адресом».

В 6 классе возможна адресация писем по «адресам» - географическим оболочкам: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. В игре используют следующие понятия и названия: равнина, гейзер, архипелаг, барометр, окраинное море, озеро, ледник, исток, зубр, анероид, морена, бриз, пальма, травоядные, роза ветров, тропосфера, шельф, промилле, айсберг, устье, подземные воды, эхолот, старица, пролив, планктон, пойма, муравьед, хищники, гранит, кратер, муссон, базальт.

В стране перепутанных названий.

Как много на карте мира удивительных названий! А что, если школьникам совершить при подготовке к урокам увлекательное путешествие по стране Подменённых названий? Встретился на пути город Владивосток – Владизапад.

Государство Шляпа(государство Панама),город Ласковый (город Грозный). Живое море (Мёртвое море), город Паласов (город Ковров), река Мерседес (река Волга), Тёмное море (Белое море) и т. д.

От А до Я.

Учитель вывешивает на доске таблицу, в которой записаны столбиком следующие слова:

Путешественник-

Река-

Море (залив)-

Озеро-

Государство-

Столица-

Рельеф (горы, вершина, равнина)-

Остров(острова)-

Потом педагог предлагает школьникам вспомнить или найти на карте по одному слову к каждой строчке, но непременно начинающимся с определённой буквы. Например: путешественник Магеллан, река Меконг, Мраморное море и т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий на уроках географии"

Данная презентация создана в итоге работы по теме самообразования....

«Использование игровых технологий на уроках географии»

Преимущества игровых технологий: Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс. Осуществляются межпредметные связи. ...

Творческая работа "Использование игровых технологий на уроках географии"

Обобщение педагогического опыта«Формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности через использование игровых технологий в предметной области география». Значимость и актуальность ...

Использование игровых технологий на уроках географии

В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматрив...

Тема:статьи « Использование игровых технологий на уроках географии.»

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нов...

Доклад "Использование игровых технологий на уроках географии"

             Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении г...

Использование игровых технологий на уроках географии

Показать роль, возможности и актуальность игровой и творческой деятельности в процессе обучения географии....