Тема:статьи « Использование игровых технологий на уроках географии.»
статья по географии

Юплова Татьяна Алексеевна

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:статьи

 « Использование игровых технологий на уроках географии.»

                 

           

   выполнила

Юплова Татьяна Алексеевна

                                                             

                                                       учитель географии ГБОУ СОШ № 544          

                                                                                                 

Санкт-Петербург

2019

                                     

                                               

2

Оглавление:

                                                                                                                                                      Стр.

  1. Введение                                                                                                                                3
  2.  Основная часть                                                                                                                     4
  3.  Выводы                                                                                                                                 10    
  4.  Рекомендации                                                                                                                      11
  5.  Заключение                                                                                                                          12            
  6.  Список используемых источников                                                                                    13
  7. Приложения                                                                                                                          14

 

3

        «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» 

                                                                                         А.С. Макаренко

Введение

    Целью современного образования в средней школе является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности. В настоящее время мы наблюдаем также преобразование образовательного пространства, которое из парадигмы «подражание» вступило в парадигму «информация». Главным недостатком системы школьного образования при этом является отсутствие деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения.

           В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

              С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

4

Основная часть

  1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. Сущность и функции.

           Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых    

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. как технологии внеклассной работы

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.   Игра является одним из методов, или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.               По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)». Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в  качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.                 Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих и интенсифицирующих деятельность учащихся. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; взаимодействие школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками. Особенно это, по мнению М. В. Кларина, касается тех случаев, когда игра используется как метод изучения нового материала. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения.

5

   Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.

Функции игровых технологий:

  1. Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
  3. Толерантное отношение к окружающим.
  4. Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

      • Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

      • Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

       • Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

       • Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

• Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

• Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Использование игровых технологий позволяет учителю:

  1. Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками.
  2. Создать условия для воспитания детского коллектива.
  3. Развивать коммуникативные качества учащихся.
  4. Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.
  5. Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.

6

Целевые ориентации педагогических игр:

  1. Дидактические:
  1.  расширение кругозора, познавательная деятельность;
  2. применение ЗУН в практической деятельности;
  3. формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  4. развитие общеучебных умений и навыков.
  1. Воспитывающие:
  1. воспитание самостоятельности;
  2. формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
  3. воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  1. Развивающие:
  1. развитие внимания, памяти, речи, мышления;
  2. умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
  3. развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
  4. умение находить оптимальные решения;
  5. развитие мотивации учебной деятельности.
  1. Социализирующие:
  1. приобщение к нормам и ценностям общества;
  2. адаптации к условиям среды;
  3. стрессовый контроль, саморегуляция;
  4. обучение общению.
  1. Значение игр в обучении.

               Игра дает учащимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.                Для ребенка игра – увлекательное  прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается   более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.  Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание учитель. В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

              Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего

7

рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.                 Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.              Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение учащихся к тому или иному явлению, факту, проблеме.                Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому ученику попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.                Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.

  1. Классификация игровых технологий.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.  Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры — не результат, а процесс.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. Современные формы уроков, на которых может применяться коммуникативный подход можно классифицировать: уроки в форме соревнований и игр:  конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс рассказов о стихийных бедствиях; уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок-“дублер начинает действовать”; уроки, напоминающие публичные формы общения:  пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телемост, диалог, “живая газета”, устный журнал; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет; уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, урок – путешествие с путешественниками; Перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы:

8

КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественных произведений, диспут, клуб знатоков; Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия; Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

М. Новик, выделяет неимитационные и имитационные и формы (виды) занятия.     Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связи между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к  игровым.

Классификация дидактических игр по
Т.А. Шакурову:

  1. по уровню познавательной активности:
  1. репродуктивные
  2. конструкторские
  3. творческие
  1. по времени протекания игры
  1. кратковременные
  2. длительные
  1. по форме проведения игр
  1. деловые
  2. коллективные
  3. групповые
  4. индивидуальные
  1. по виду игр:
  1. соревновательные
  2. художественные
  3. организационные

         Все виды игр могут выступать как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

  Игровые технологии на уроках географии.

                 Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика,

9

так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту. Материал для некоторых настольных географических игр (ребусы, шарады, кроссворды, геолото, геодомино) желательно поручить приготовить самим ребятам.

   В первые годы своей работы над этой темой основной целью я ставила повышение интереса к учению и активности учащихся с помощью игр, стимулирование деятельности школьников, игры носили эпизодический характер и использовались только на этапе повторения. Постепенно накапливалось количество игровых моделей, описанных в методической литературе и адаптированных мною к определённым темам и курсам, собственных разработок. Появились возможности для расширения их использования и создания небольших игровых комплексов по некоторым курсам. Применение уже созданных и описанных в литературе систем затруднительно. Каждый учитель должен сам решать, что включать в такой комплекс, учитывая содержание программ и учебников, которые он использует, особенности классов, с которыми работает. Модели, описанные в литературе, могут служить основой для создания собственных комплексов.

            Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока.             Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

10

Выводы

 Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно сделать следующие выводы:

- игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению школьных предметов;

- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим ее актуализации;

- игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной деятельности учащихся.

 Положительные стороны игровых технологий.

1. Теоретические знания становятся более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи.

2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.

3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации.

4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.

Игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие, коммуникативные способности учащихся:

  1. умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения;
  2. организуют групповую деятельность, коллективный поиск решений,
  3.  учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения,
  4. развивают и совершенствуют компетентностные навыки и умения,
  5. учат применять полученные знания в новых условиях, учатся использовать полученные знания и умения в новых ситуациях,
  6. способствуют наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества 

и являются универсальной методикой для большинства учебных дисциплин.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

11

Рекомендации

 1. Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых,  постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.

2. На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод.  

3. После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу.

4. При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 5-6 классов очень любят уроки-путешествия, ролевые игры, ребята постарше – уроки деловой игры.

5. При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

6. Игровые технологии можно использовать при изучении любого раздела географии.

7. Игровые технологии используются на  уроках обобщения и систематизации знаний, уроках закрепления знаний; элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения нового материала.

8. Данная технология удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения.

12

Заключение

В результате исследования, я  пришла к  выводу о том, что:

- использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования  мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;

- в данной работе доказана методологическая ценность применения игр на уроках географии, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка ряд психических новообразований. Это воображение и сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, ребенок стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную  и индивидуальную деятельность.

 Перед традиционными формами и приемами обучения игровые технологии имеют ряд преимуществ: активизирует процесс обучения; развивает творческие способности учащихся: умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения и принимать мнение собеседника;

организует групповую деятельность, коллективный поиск решений, учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения; способствует наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

Положительные стороны игровых технологий.

1. Теоретические знания стали более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать географические процессы и явления. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи.

2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.

3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации.

4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.

Игровая деятельность – перспективный вид учебного занятия, рассчитанного на урок-диалог.

    В процессе игры у учащихся формируются важные качества: Умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивать интеллектуальные умения и способности, анализировать различные варианты и точки зрения, применять всесторонний подход к обсуждению явления, сравнивать и обобщать факты,  поддерживается интерес к предмету.

               Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения.

13

Список используемой литературы:

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения/ А.Г. Асмолов // Педагогика. -2009. - № 4. -С. 18 - 22.

2. Душина, И.В. Практическая составляющая обучения географии - основа формирования компетенций школьников / И. В. Душина, А. А. Беловолова // География в школе. - 2009. - N 1. - С. 41-47

3. Емельянов А.С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. – Ярославль: Академия развития, 1997.

4.Зинченко Н.Н.,  Звонцова Л.А.. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет викторины. – Волгоград: Учитель, 2011.

5. Лобжанидзе, А.А. Проблемы преподавания географии в современной школе // «География и экология в школе XXI века».- 2006. - № 6. С.42–45

6. Николина, В.В. Современные педагогические технологии как фактор реализации компетентностной модели подготовки учителя географии  // География в школе.- 2012. № 4.- С. 46-56

7. Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование,  1998.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 31 с.

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игра может проводиться при изучении особенностей природы Африки или ее отдельных стран в курсе географии материков и океанов (7 класс).

ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САХАРЕ»

Цели игры:

- сформировать у учащихся умения составлять образное описание отдельных территорий на основе разнообразных источников географической информации, выявлять по картам взаимосвязи между компонентами ПК;

- развивать умения учащихся выявлять экологические проблемы и определять возможные пути их решения;

- развивать общую культуру учащихся, толерантность, уважение к обычаям народов других стран.

Организация игры

При проведении игры класс делится на 4 группы по 7--8 человек; каждая группа получает одно из заданий и разнообразные источники информации для его выполнения (диапозитивы, хрестоматии, справочники, научно-популярные издания, вырезки из журналов и т. д.). После выполнения заданий учитель выслушивает представителей каждой группы учащихся, организуя обсуждение в классе результатов работы вступительное слово учителя. Сахара, получившая название от арабского слова «сахра», означающего «пустынный край» или «дикая местность», представляет собой величественнейшую пустыню мира, поражающую воображение путника. На значительной своей части эта пустыня антропогенного, не столь давнего происхождения. Сахара сыграла большую роль в истории человечества. Обращаясь к своим солдатам перед битвой у пирамид, Наполеон говорил: «Помните, что с вершин этих пирамид на вас смотрят сорок столетий». Действительно, территория Северной Африки -- один из древнейших очагов цивилизации, где в жестокую войну за выживание вовлечены не только люди, но и каждое растение и животное.

1-й вариант (при изучении природы Сахары)

Совершите воображаемое путешествие по одному из маршрутов, предложенных учителем, используя карты атласа, картины, слайды с изображением природы изучаемой территории, художественную литературу, по ходу которого:

- определите географическое положение изучаемой территории, опишите природные условия Сахары по линии маршрута (осадки, температура, циркуляция атмосферы, почвы);

- выявите характер адаптации Сахары к ее природным условиям;

- выявите взаимосвязи между компонентами природной зоны тропических пустынь и составьте схему этих взаимосвязей;

- выясните, в результате какой хозяйственной деятельности населения происходит процесс опустынивания зоны Сахеля (Питает ли засуха засуху? К каким изменениям в ПК приводит антропогенная деятельность?), и подумайте, возможно ли восстановление нарушенных взаимосвязей и при каких условиях; выскажите и обоснуйте предложения по рациональному использованию ресурсов Сахары и их охране.

2-й вариант (при изучении стран, расположенных в пределах Сахары)

- Охарактеризуйте особенности природы, населения и его хозяйственной деятельности на примере одной из стран, расположенных в Северной или Западной Африке, в пределах зоны тропических пустынь;

- изучите особенности кочевых племен Сахары, их приспособления к природным условиям, выраженные в материальной и духовной культуре;

- выявите, какие изменения произошли в природе территории, занимаемой современной Сахарой в исторический период (0 чем свидетельствуют наскальные рисунки на нагорьях Тибести и Ахаггар, труды античных авторов?);

- определите, каково современное экологическое состояние Сахары, предложите свои пути решения проблемы опустынивания, сравните свои предложения с предложениями экологов и реальными мерами, которые предприняты правительствами изучаемых стран.

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модели игр.

Модель №1« Географическая эстафета»:
Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт указку следующему при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос .

Модель№2 « Четвёртый лишний»:
На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.
Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяю лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте.

Модель№3:« Ещё быстрей»:
На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.

Модель№4: «Географический бой »:
Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит» , выбывает из игры.

Модель№5: «Паутина»:
Эта игра очень наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы. Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученику и задаёт ему вопрос. В конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между компонентами природы.

Модель№6: «Собери карту»:
Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Модель №7: «Географические силуэты»:
Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится?, в чём особенности?, чем известен?.

Модель№8: «Казаки-разбойники»:
Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды «разбойники» - прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.
16

Модель №9: «Правильно отбери»:
Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам.
определениями. Круг предлагаемых понятий может быть разным. Главное карточки-задания должны быть правильно отобраны и положены в конверт с правильным адресом.

Модель№11: « Что-то новенькое»:
Удобно проводить в качестве закрепления. Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появится изученные на уроке термины и понятия, географические названия, имена путешественников. Листок получаю учащиеся сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Игра идёт 1-2 минуты, если кто-то не справляется рад, получает штраф.

Модель№12: «Знаешь ли ты страну»:
Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, рельеф, природные богатства, население и т. д.

Модель№13: « Самое самое»:
Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро, самая длинная река и т. д.

Модель № 14: « Заморочки из бочки»:
Зачитываются стихи или описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос. Например: Поэт П. Богданов пишет Ни разу не был я на океане, Мне даже не представить ни когда, Что, на каком-то там меридиане; От полюса до полюса вода. (Существуют ли такие меридианы? Да)

Модель № 15: «Пойми меня»:
Предлагаю учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» - твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означает лес).

Модель№16: « Восстановите слова»:
Посмотрите внимательно на следующие слова, в которых перепутаны местами буквы. Постарайтесь восстановить слова и дать правильный ответ. Например :акоал (коала), кнееф (фенёк), юлтеьн(тюлень) и т. д.

Модель№17: «Найдите ошибки»:
Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (по 5-6 предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

При изучении темы «Географические координаты» мы с ребятами играем в игры:

1. «Шифровальщик». Каждый ученик зашифровывает какое-либо слово с помощью координат. Затем дети меняются своими шифровками. И тут уже учащимся вначале предстоит по координатам определить города или какие-либо другие географические объекты, а затем по первым буквам прочитать зашифрованное слово.

230 с.ш., 820 з.д. – Гавана

560 с.ш., 610 в.д. – Екатеринбург

600 с.ш., 100 в.д. – Осло

140 с.ш., 900 з.д. – Гватемала

420 с.ш., 120 в.д. – Рим

460 с.ш., 480 в.д. – Астрахань

80 с.ш., 130 з.д. –    Фритаун

520 с.ш., 1040 в.д. – Иркутск

620 с.ш., 1290 в.д. – Якутск

2.«Засекреченный объект»

Командам предлагаются 5 географических координат.

  1. 6° с.ш. 62° з.д.
  2. 1° ю.ш. 78° з.д.
  3. 57° ю.ш. 70° з.д.
  4. 26° ю.ш. 54° в.д.
  5. 32° ю.ш. 70° з.д.

С помощью атласа необходимо определить, какой объект «скрывается» за данными координатами.

3 Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

  1. 59 с.ш. 11 в.д.                  Осло
  2. 35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран
  3. 13 ю.ш.  76 з.д                 Лима
  4. 52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск
  5. с.ш.  115 в.д.                     Чита
  6.  42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк
  7. 46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава

Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий на уроках географии"

Данная презентация создана в итоге работы по теме самообразования....

«Использование игровых технологий на уроках географии»

Преимущества игровых технологий: Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс. Осуществляются межпредметные связи. ...

Использование игровых технологий на уроках географи.

Использование элементов игры на уроке....

Творческая работа "Использование игровых технологий на уроках географии"

Обобщение педагогического опыта«Формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности через использование игровых технологий в предметной области география». Значимость и актуальность ...

Использование игровых технологий на уроках географии

В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматрив...

Доклад "Использование игровых технологий на уроках географии"

             Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении г...

Использование игровых технологий на уроках географии

Показать роль, возможности и актуальность игровой и творческой деятельности в процессе обучения географии....