Открытый урок по географии "Формы и размеры Земли. Географическая карта"
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему

Пушкина Светлана Владимировна

Открытый урок по ФГОС для учащихся 6 класса по географии "Формы и размеры Земли. Географическая карта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок для учащихся 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Географическая карта ФГОС

Пушкина Светлана Владимировна, учитель географии ГБОУ школы №163 Центрального района Санкт-Петербурга

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о форме, внутреннем строении и размерах Земли, географических картах как особом источнике информации, их разнообразии по масштабу и содержанию; создать условия для формирования умений работать с глобусом, систематизировать карты по масштабу и содержанию, анализировать физические, политические, экономические карты

Образовательные

ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Виды географических карт, содержание географических карт

План урока

  1. Форма и размеры Земли.
  2. Глобус - модель земного шара.
  3. Географическая карта - изображение Земли на плоскости.
  4. Виды и значение географических карт.
  5. Современные географические карты

Основные понятия

Форма и размеры Земли, глобус, легенда карты, физические, политические, экономические, контурные карты, генерализация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе, сравнивать разнообразные по масштабу и содержанию карты, объекты и расстояния, обозначать их на контурной карте.

Получат возможность научиться объяснять географические следствия формы и размеров Земли, выделять главные признаки понятия «географическая карта» как особого источника информации, классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения познавательных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность их выполнения

Осознают ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира.

Овладевают умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей- ствия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Подготовка к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему урока, пытаются самостоятельно формулировать цели

Фронтальная

работа

II. Актуализация знаний

Беседа. Работа по рис. 18, с. 28

Организует беседу и работу по рис. 18, с. 28 (Приложение 1)

Знакомятся с новой информацией, соотносят ее с имеющимися знаниями о форме Земли

Фронтальная

работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа по теме урока с текстом учебника

Организует самостоятельную работу учащихся по тексту учебника, п. 2, с. 27, с последующим обсуждением вопросов: «Каковы размеры Земли в сравнении с размерами Солнца и других планет Солнечной системы? Почему для сравнения выбраны именно эти планеты?»

Самостоятельно изучают текст и участвуют в обсуждении

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы, индивидуальная работа в тетрадях

Составление плана «Роль формы и размеров Земли»

Рассказывает о роли формы и размеров Земли и организует деятельность учащихся по составлению плана рассказа (Приложение 2)

Самостоятельно составляют план

Индивидуальная работа

Письменная работа в тетрадях

Работа с глобусом

Организует работу с глобусом (Приложение 3)

Осмысливают информацию, выполняют задания

Работа в парах или группах

Устные ответы, задания

Работа с электронным приложением к учебнику «Виды географических карт, содержание географических карт»

Организует работу с электронным приложением к учебнику «Виды географических карт, содержание географических карт». Комментирует слайды, задает вопросы:

  1. Каковы главные признаки понятия «географическая карта»?
  2. Что такое генерализация?

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию

Фронтальная

работа

Устные ответы

‘ 1

2

3

4

5

6

3) Чем топографический план отличается от географической карты по масштабу, размерам изображенной территории, содержанию?

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Составление схемы «Виды географических карт»

Организует работу по тексту учебника, п. 2, с. 30-31. Определяет задания по практическому использованию составленной схемы (Приложение 4)

Составляют схему «Виды географических карт», выполняют задания

Индивидуальная работа

Проверка выполнения задания в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее

задание

§ 8, 9, выполнить задание в контурных картах

Конкретизирует домашнее задание:

- В контурных картах полушарий укажите ось, Северный полюс, Южный полюс, экватор, меридиан

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение 1

Беседа

  •  Какую форму имеет наша планета? Приведите известные вам доказательства шарообразности Земли.
  •  Кто первым привел доказательство шарообразности Земли? (Аристотель.)
  •  Кто первым измерил величину земного шара? (Эратосфен.)

Он измерил длину дуги меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по меридиану. Она оказалась равной почти 40 ООО км, что близко к действительности.

В связи с развитием знаний о Земле представления о ее размерах и форме получили четкие доказательства.

В настоящее время научно доказано, что Земля имеет размеры:

Экватор - 40 075 км.

Меридиан - 40 009 км.

Окружность - 40 000 км.

Экваториальный радиус - 6378 км.

Полярный радиус - 6357 км.

  •  Исходя из этих данных, скажите, Земля имеет форму идеального шара? (Нет.)
  •  Почему?
  •  На сколько экваториальный радиус длиннее полярного?
  •  В районе чего сплюснута Земля? (У полюсов.)

Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом. (Геоид значит землеподобный.)

Приложение 2 

 

Составление плана "Роль формы и размеров Земли" 

(По ходу рассказа учителя обучающегося составляют план и записывают его в тетрадь) 

Форма и размер Земли имеют большое географическое значение. Шарообразная фигура Земли обуславливает уменьшение угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам и как следствие этого явления-образование нескольких тепловых поясов. Тепловые пояса, в свою очередь, наряду с другими факторами (размеры и масса Земли, определенное расстояние ее от Солнца) обусловливают закономерное изменение природных процессов и явлений по направлению о экватора к полюсам. 

Размер и масса Земли предполагают такую силу земного притяжения, которая удерживает атмосферу определенного состава и гидросферу, без которой невозможна жизнь. 

Важно и расстояние Земли от Солнца. При более близком положение Земли к Солнцу, чем теперь, она могла бы превратиться в раскалённую пустыню, при более отдаленном-приобрести постоянный ледяной панцирь   

 

Приложение 3 

Работа с глобусом 

Глобус-объемная модель Земли. Он показывает шарообразную форму Земли. На глобусе материки (показ материков), океаны (показ), остова (показ), реки (показ) и другие объекты Земли изображаются в искаженном виде, сохраняют свою форму, длину, площадь в отличие от карт. Направление на глобусе совпадают с направлениями на Земле. 

У глобуса всюду один и тот же масштаб, который обычно надписывают в южной части Тихого океана. Масштабы школьных глобусов весьма мелкие   

1:50 000 000, то есть в 1 см. - 500 км., истинное расстояние на нем уменьшено в 50 000 000 раз. Для определения расстояния на глобусе надо ниткой или полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса вычислить истинное расстояние (можно также с помощью масштабной линейки)  

 

Задания: 

  1. Покажите СП, ЮП, экватор, меридиан, ось. 
  1. Назовите размеры Земли. 
  1. Покажите масштаб на глобусе и просчитайте его. 
  1. Покажите на глобусе: Евразию, Россию, Москву 
  1. Вычислите расстояния: от Москвы до Санкт-Петербурга, протяжённость Уральских гор 

 

Приложение 4 

Задания по практическому использованию составленной схемы 

Работа с картами (Карты на доске: физ. карта полушарий, физ. карта России, политическая карта мира, экономическая карта России) 

 

Задания: 

  1. Рассмотрите карты, назовите их. 
  1. Что общего в них, чем они отличаются ? 
  1. Какой вид карт мы не рассмотрели? (Контурные карты) 
  1. В чем их отличие, зачем они созданы? 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...

Открытый урок в 6 классе "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Разработка урока для 6 класса по теме "Форма и размеры Земли. Географическая карта"...

Урок географии 5 класс по теме "Географическая карта"

Тема урокаГеографическая картаАвтор учебникаИ.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. СонинЦели урокаСформировать понятия: «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «паралле...

Урок географии "Форма и размеры Земли"

Учитель: Шляпкина Елена ВикторовнаКласс: 5 «А»Тема урока: «Форма и размеры Земли»УМК: Программа: 5-9 классы, авторы-составители: А.А. Летягин, И.В.     Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Т...

Конспект открытого урока в 6 классе на тему "Географические координаты"

Конспект открытого урока в 6 классе на тему "Географические координаты"...

Урок географии в 6 классе "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Классический урок географии в 6 классе с разнообразием видов работ: с источниками географических знаний (планом местности, картой, глобусом); с беседой и письменной проверочной работой....

Урок изучения нового материала "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его со...