РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
статья по географии (7 класс) на тему

Королева Елена Петровна

Современные школьники мало читают и читают плохо. Чтобы исправить это, я применяю в своей работе тексты учебного пособия

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Работая в школе более 25 лет, обращаю внимание, что современные дети читают плохо и поэтому мало. Возможно, все обстоит как раз наоборот, мало читают – плохо читают.

Поэтому на уроках географии начиная с 5 класса много времени уделяю чтению учебника. Мною накоплен определенный методический опыт работы с книгой на уроке, которым я бы хотела поделиться с коллегами.

В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов, которые представляют собой последовательную осмысленность высказываний, передающих информацию и объединенных общей темой... обладающая свойствами связности и цельности» (В. П. Руднев).

Современные тексты в учебных пособиях могут содержать не только слова, но и рисунки, диаграммы, карты, таблицы, графики. Не нужно сбрасывать со счетов и электронные книги, и аудиокниги, получившие в последнее время все большую популярность.

Так как один и тот же текст обладает множественными признаками выделить какие-либо типы текстов довольно сложно. Тем не менее наиболее часто применяют классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA, когда тексты подразделяются на сплошные (описание, материалы сайтов, рассуждения) и несплошные (графики, таблицы, диаграммы, географические карты и т.д.).

 Наиболее часто я в своей работе использую следующие типы заданий, способствующих развитию навыков чтения:

  1. Ученикам дается перечень начальных фраз, например, «поля в странах Бенилюкса выглядят как лоскутное одеяло, потому что…». И ученики должны найти в тексте учебника и записать продолжение фразы «потому что все поля засеяны разными культурами, цветущими всеми цветами радуги».
  2. Очень нравятся школьникам задания на нахождение отличий. Например, при изучении Антарктиды в конце 7 класса можно предложить задание на определение примеров отличий и сходства пустынь тропических (Сахара) и арктических (Антарктида).
  3. Довольно сложными, но, тем не менее, вызывающими постоянный интерес для учеников, являются задания на нахождение соответствия между вопросами, названиями и картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами), например, к рисунку вулкана подобрать все примеры и предложения из текста.
  4. Практически на каждом уроке я использую таблицы, в которых удобно концентрировать определенную информацию, либо выделять сходство/различия. Табличная форма довольно проста для запоминания, поэтому я используя ее наиболее часто.
  5. Большой интерес вызывает работа «на восстановление деформированного текста», т.е. восстановление последовательности событий, определение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
  6. Определение причинно-следственных связей – задание, вызывающее постоянную трудность, поэтому данный вид работы предпочтительнее предлагать сильным учащимся.
  7. Всему классу независимо от уровня способностей предлагаются задания с ответами на вопросы. Например, определение фактического материала в виде ответа на вопросы кто-где-когда?
  8. Нахождение в одном и том же тексте определенных заданных признаков и контраргументов. Примером может служить задание на определение сходства пустынь Австралии и Африки и отличие их. Более сильные учащиеся могут привести конкретные примеры из учебника в подтверждение.
  9. Определенный интерес вызывает работа с книгой по нахождению аргументов или, наоборот, контраргументом. Перед этой работой интересно выявить объем знаний учащихся по данной теме, а затем читать учебник. Часто бывает, что ученики предполагают развитие событий определенным образом, и если они находят подтверждение своим мыслям в книге, остаются очень довольны собой. И наоборот, опровержение собственных знаний разочаровывает. Но и в первом, и во втором случае главное – ученик запоминает хорошо то, что самостоятельно нашел в учебном пособии на уроке.
  10. Предугадывание событий или характеристик, например, ученики по карте определяют географическое положение материка, а затем делают предположения о его климате на основании полученных знаний. Так, теплое течение – большое количество осадков на побережье, но высокие горы – препятствие для продвижения влажных воздушных масс вглубь материка.

Список литературы

  1. Сапа Александр Валерьевич Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №5.
  1. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах. - http:// www.kreativ-didaktika.ru/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом учебника на уроках математики

Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формиров...

Методика работы с текстом учебника на уроках истории

В условиях перенасыщенности информационной среды самостоятельная работа с учебником требует новых подходов. На уроках истории целесообразно использовать технику активно-продуктивного чтения....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Реферат "Особенности работы с текстом учебника на уроках географии в 7-9 классах"

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. В...

Работа с текстом учебника на уроках математики как один из активных приемов обучения

Современный урок – это не только набор технических средств обучение, но и умение учащихся работать с текстом, записывать лекцию, вдумчивое чтение учебника. Задача учителя при такой работе добить...

Работа с текстом учебника на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся.

СТАТЬЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В III МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ( МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСК...