Работа с текстом учебника на уроках математики как один из активных приемов обучения
статья по математике по теме

Современный урок – это не только набор технических средств обучение, но и умение учащихся работать с текстом, записывать лекцию, вдумчивое чтение учебника. Задача учителя при такой работе добиться, чтобы ученики не просто просматривали материал, а строку за строкой прочитывали учебник, делая пометки, задавая вопросы, записывая свои мысли. Такая работа потребует от учителя немало сил, времени, самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом учебника на уроках  математики  как один из активных приемов обучения

Андреева Елена Павловна, учитель математики ГБОУ гимназия № 278 имени Б.Б. Голицына Адмиралтейского района Санкт - Петербурга

        Современный урок – это не только набор технических средств обучение, но и умение учащихся работать с текстом, записывать лекцию, вдумчивое чтение учебника. Задача учителя при такой работе добиться, чтобы ученики не просто просматривали материал, а строку за строкой прочитывали учебник, делая пометки, задавая вопросы, записывая свои мысли. Такая работа потребует от учителя немало сил, времени, самообразования.

            Традиционная школа знакомила учеников с уже готовыми продуктами знаний, не показывая процессы с помощью, которых они были получены. Учащиеся привыкли работать в режиме слушания, поэтому им необходимо показать приёмы работы с текстом. Ученика надо научить ориентироваться в потоке информации. Особо сложно работать с текстами на уроках математики, так как тексты учебника информационные, содержат много терминов, не всегда написаны понятным для школьника языком. Всё это затрудняет самостоятельную работу учащихся с текстом.

Поэтому у учителя математики возникают вопросы:  какие приёмы работы с тестом выбрать, где, при изучении какой темы ими можно будет воспользоваться, чтобы они были более эффективны.Чтение и анализ учебного текста на уроке полезно проводить в следующей последовательности:

        1.Учитель предлагает читать вслух текст по частям (например, по абзацам); при этом плохо читающим детям «достаются» небольшие и более легкие части, детям с неустойчивым вниманием — чтение или повторение правил.

        2. После чтения каждой части учитель спрашивает: «Что в этом фрагменте текста нового? Какие слова непонятны? Что кажется наиболее важным? Что надо обязательно запомнить?» и т. п.

        3. После прочтения всего текста (или части, взятой на данный урок) дети повторяют новые понятия, формулируют — по возможности не заглядывая в учебник — новые правила и определения; затем под руководством учителя обсуждают практическую значимость и сферы применения изученного материала и переходят к решению задач — этапу закрепления новой теории, ее практическому применению и формированию умений; при этом неоднократно повторяются новые правила.

        4.Через некоторое время (обычно при подведении итогов в конце урока) учащиеся отвечают на вопросы к объяснительному тексту, таким образом вновь повторяя основное содержание теоретического материала.

        5.На первых же уроках (уже в 5-м классе) учитель, предлагая классу задание на дом, объясняет, как должна выполняться домашняя работа: ее следует начинать с повторения (или чтения, если что-то забыто) основного в объяснительном тексте и ответа на вопросы к нему, и только после этого можно приступать к выполнению письменных упражнений; затем нужно выучить правила и несколько раз (с промежутком в 2—3 часа) их повторить.

        6. Вопросы к изученному материалу учитель предлагает (или учащиеся — друг другу) и во время устной работы, и в ходе решения задач — как дополнительные; полезно проводить диктанты по теоретическому материалу (учитель диктует правило или определение, пропуская некоторые важные слова, а учащиеся эти недостающие слова записывают), наиболее важные правила дети записывают полностью.

        Заметим, что все эти формы работы необычайно важны. Дети с большим трудом запоминают формулировки, они не привыкли выучивать их дословно (вместо этого — пересказывают, теряя существенные слова или искажая смысл и содержание понятий) и не умеют себя контролировать. Из-за этого у ребенка возникает неверное ощущение, что он все выучил хорошо, верно привел формулировку, и, как результат, обида на учителя, который «несправедливо» снизил оценку. Написанный же текст (его всегда можно сравнить с правилом в учебнике) сначала удивляет, а затем убеждает ученика, что он действительно правило «недоучил».

        Как видим, для учеников, особенно в 5-м классе, работа с теоретическим материалом учебника — дело тяжелое и утомительное, удовлетворительные результаты достигаются далеко не сразу. Но обойтись без нее нельзя, иначе не удастся развить технику чтения, совершенствовать устную и письменную речь детей, обогатить их лексикон. Поэтому полезно наряду с традиционными формами работы над текстом использовать работу в парах (в группах) и игровые формы.

        «ВОПРОСЫ—ОТВЕТЫ». Эту игру легко организовать и провести. Класс делится на две команды. После чтения текста учебника первая команда готовит и задает вопросы второй, вторая оценивает качество вопроса, его точность, корректность и затем отвечает. Первая команда комментирует качество ответа. Учитель (или ведущий) отмечает количество правильных вопросов и ответов, учитывает активность участников каждой команды и объявляет победителей. Могут быть проведены конкурсы на лучший вопрос и ответ, на самый каверзный вопрос, самый оригинальный и т. д. В дальнейшем можно делить класс на три команды: третья команда — жюри.

        «УГАДАЙ-КА». Эта игра проводится аналогично. Ведущий нумерует абзацы текста учебника. Команды придумывают и предлагают друг другу загадки по содержанию абзацев текста, начинающиеся словами: «В каком абзаце...». Другая команда должна ответить, к какому из абзацев текста относится загадка.

        «ЗАГОЛОВКИ». Эта игра — один из первых шагов в обучении детей конспектированию. Класс делится на две-три команды, ведущий нумерует абзацы текста. После чтения учебника каждая команда озаглавливает абзацы пояснительного текста, и затем команды поочередно предлагают свои заголовки соперникам, которые, в свою очередь, должны установить, к какому абзацу текста относится заголовок. В конце игры ведущий сравнивает и оценивает точность и лаконичность заголовков, предложенных командами, и называет победителей.

        РОЛЕВАЯ ИГРА. Ее провести сложнее, но такие игры наиболее привлекательны, вызывают у детей живой интерес, стимулируют творческое воображение и поэтому оказываются более эффективными.

Для проведения такой игры после знакомства с текстом учебника учитель распределяет роли. Например, это могут быть «ведущий», «автор», «действующие лица», «главный герой» и т. д. (В дальнейшем роли и их исполнителей могут предлагать и сами дети.)

        «Действующими лицами», «главными героями» оказываются различные математические объекты — Отрезок, Треугольник, Пропорция, Распределительное свойство умножения, Уравнение, Тpанспоpтиp и т. д. В ходе игры «ведущий» (вместе с учителем) предоставляет слово «автору», «действующим лицам», подводит итоги, вместе с «жюри», в которое входят не получившие роли ученики класса, оценивает выступления; «автор» рассказывает об общем замысле учебного текста, значении и связях темы внутри курса, объясняет, почему рассматриваются те или иные математические объекты, примеры и задачи; «действующие лица» знакомят со «своими» свойствами, проигрывают описываемые в тексте ситуации, взаимоотношения с «главным героем», другими «действующими лицами», с помощью «ведущего» и «автора» выясняют, кто и почему — «главный герой» и т. д.

        Естественным продолжением и развитием таких творческих игр могут быть задания «Сочини сказку», «Придумай фантастическую или детективную историю» по содержанию изученного учебного текста. Сюжет, герои, места действия могут быть любыми. Единственное условие — использовать весь основной материал текста (формулировки, правила, свойства и др.).

        На уроке, на внеклассных мероприятиях (занятиях математического кружка, математическом КВН и др.), на итоговом занятии можно провести конкурс рассказчиков: дети по очереди предлагают начало и героев истории, а также по очереди придумывают в рамках выбранного сюжета ее продолжение.

        Задание «придумать историю или сказку» можно предложить и на дом. Пятиклассники и шестиклассники охотно сопровождают сочиненные истории интересными компьютерными презентациями.

        Запоминанию новых понятий, лучшему пониманию их определений помогают и отгадывание и составление кроссвордов и чайнвордов. Примеры таких заданий имеются в учебнике, публикуются в газете «Математика», и по этому образцу учащиеся самостоятельно составляют и предлагают одноклассникам кроссворды.

        Отметим, что содержание объяснительных текстов учебника, сопровождающее их оформление, фабулы задач позволяют достаточно легко использовать на уроках описанные формы работы с теоретическим материалом — в соответствии с уровнем подготовленности детей, их интересами, особенностями характера и темперамента самого учителя.

Список используемой литературы

1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутусов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7-9; Учеб. для общеобразоват.  учереждений /-М.: Просвещение, 2004

2. Л.В. Арьяева. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. Санкт-Петербург 2012

3. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.  учереждений-М.: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС

Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....

Исследовательская работа как один из методических приемов обучения учащихся

Исследовательская работа имеет очень важное  значение в развитии творческих способностей учащихся. Ребёнок учится наблюдать, анализировать объект, сравнивать, оценивать, находить общее с другими....

«Учебная игра как один из активных методов обучения на уроках литературы».

Игра - один из активных методов обучения. О типах и видах учебных игр на уроках литературы рассказывает данная статья....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Проектная деятельность, как один из активных методов обучения учащихся.

Проектная деятельность, как один из активных методов обучения учащихся....

Методические приемы работы с текстом учебника на примере курса географии 7 класса "Полярная звезда"

Данная методическая разработка  была представлена  на педагогическом совете школы по теме: "2023 год педагога и наставника" и содержит обобщенный опыт учителя работы с текстом на у...