Исследовательская работа как один из методических приемов обучения учащихся
статья по алгебре по теме

Калюжная Милена Руслановна

Исследовательская работа имеет очень важное  значение в развитии творческих способностей учащихся. Ребёнок учится наблюдать, анализировать объект, сравнивать, оценивать, находить общее с другими. Умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.rar17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа как один из методических приемов обучения учащихся

на уроках и во внеклассной работе.

Исследовательская работа имеет очень важное  значение в развитии творческих способностей учащихся. Ребёнок учится наблюдать, анализировать объект, сравнивать, оценивать, находить общее с другими. Умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблемы.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поиск решения осуществляется в форме выдвижения догадок или гипотез. Умение выдвигать гипотезы, строить предположение – одно из главных базовых умений исследования. Не любое предположение можно назвать гипотезой. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, наиболее важным является наличие гипотез и поиск их доказательств.  

Изначально гипотеза не истинная и не ложная, она просто не определенна. Стоить её подтвердить, как она становится теорией, стоит опровергнуть , как она превращается в ложное предположение.

Способы проверки гипотез:

- теоретические ( логика, анализ имеющихся знаний)

- эмпирические ( наблюдения, эксперименты, исследования)

При проверке гипотез может быть организована следующая деятельность (индивидуальная или групповая):

- дополнительный сбор фактов;

- обоснование известными теоретическими знаниями;

-экспериментальная  проверка и наблюдение;

- лабораторная или практическая работа.

В ходе рабочего процесса используется: мозговой штурм, защита выработанных позиций, технология критического мышления, что придает работе организованность и поэтапность.

Выводы могут представлять собой новые формулы, правила, свойства рассматриваемых объектов, а также обобщения, методы, способы, алгоритмы деятельности.

Выводы исследовательской деятельности могут быть оформлены в виде устного сообщения, отчета, реферата или доклада, проекта или изобретения.

Исследовательская работа на уроке, 7 класс.

Тема: «Возведение в квадрат трёхчлена»

Цель: вывести формулу возведения трёхчлена в квадрат.

Оборудование: тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Ход работы.

        

  1. Постройте квадрат, длина стороны которого равна сумме длин трёх произвольных отрезков а+b+c.
  2. Выразите площадь квадрата со стороной a+b+c.
  3.  Разбейте квадрат на 9 частей, соединив концы отрезков на сторонах квадрата.

        a                                  b                           c

         S1

S2

S3

S4

S5

         S6

S7

S8

         S9

a

b

c

  1. Найдите площади всех частей, занесите в таблицу.

S1

S2

S3

S4

S5

S6

S7

S8

S9

Сложите получившиеся результаты и соотнесите с формулой из пункта 2.

  1. Сформулируйте свои гипотезы о возведении в квадрат трёхчлена.
  2. Проверьте гипотезу , используя формулу возведения в квадрат двучлена

(а+d)2=a2+2ad+d2, где d=b+c.

Итог. Выводится формула возведения трёхчлена в квадрат:

(a+b+c)2=a2+b2+c2+2ab+2ac+2bc.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...

Работа с текстом учебника на уроках математики как один из активных приемов обучения

Современный урок – это не только набор технических средств обучение, но и умение учащихся работать с текстом, записывать лекцию, вдумчивое чтение учебника. Задача учителя при такой работе добить...

Учебная исследовательская работа как один из видов развития связной речи учащихся.

Развитие устной речи учащихся– одно из главных  направлений в методике преподавания русского языка и литературы. .Одним из видов работы по развитию речи является учебная исследовательс...

Синквейн как один из методических приемов контрольно – оценочной деятельности на уроках английского языка

Обеспечить новый подход к оцениванию знаний и повысить эффективность уроков английского языка позволяет применение технологии развития критического мышления. Синквейн  является одним из методичес...

Профилактическая помощь. Методические рекомендации для школьных учителей "Методы и приемы обучения учащихся младших и старших классов техникам саморегуляции"

Вашему вниманию представлены методические рекомендации для школьных учителей, написанные в рамках профилактики эмоционального выгорания, повышения агрессивности, эмоциональной нестабильности у учащихс...