Учебная исследовательская работа как один из видов развития связной речи учащихся.
статья по литературе (5 класс) на тему

Развитие устной речи учащихся– одно из главных  направлений в методике преподавания русского языка и литературы. .Одним из видов работы по развитию речи является учебная исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная исследовательская работа

 как один из видов развития связной речи учащихся

                                                                                                                                               

        Развитие устной речи учащихся – одно из главных  направлений в методике преподавания русского языка и литературы. Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой.  

Какие виды работы по развитию связной речи можно выделить?

  • составление различных планов (ответа, сочинения, главы книги, параграфа и др.), собственных вопросов к нему; задавать вопросы собеседнику,  
  • давать  исчерпывающий развернутый ответ на вопрос (устный и письменный),
  • устный пересказ (умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания),
  • написание сочинения, изложения,
  • составление конспекта, аннотации к книге, тезисов, отзыва о книге,
  • работа над докладом, сообщением,
  • подготовка статьи или заметки в газету,
  • проведение экскурсии в музее,
  • инсценирование  отдельных эпизодов и сцен,
  • защита проектных работ и презентаций,
  • письменный  диалог, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе,
  • составление памяток, инструкций,
  • заполнение таблиц

                       Особую роль при этом играет исследовательская работа. 

Учебная исследовательская работа

Образ кота в русских народных  сказках

 

              Кошка – животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет и при этом она остаётся таинственной и загадочной. Это одно из древних животных, известных человеку. Таким образом, кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и литературных произведений.

Цели работы:

  1. Выяснить, каков образ кота в разных сказках.
  2. Провести опрос среди нашего класса.

Задачи:

  1. Собрать информацию по теме.
  2. Провести анализ.
  3. Сделать вывод.

Методы исследования – аналитический, поисковый, творческий.

            Большое разнообразие образов кошек в народных и зарубежных произведениях не случайно. Этот символ, уходящий корнями в историю народа, он – отражение мудрости.

            Мы очень любим сказки, где присутствуют  различные коты. Животные в сказках олицетворяют собой разнообразные характеры. Конечно, все они изображают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту.            

            Мы выделили несколько образов сказочных котов.

                                                 «Петух, кот и лиса»

              В этой сказке кот спасает петуха, которого лиса обманом хочет вытащить из домика, но кот оказывается хитрее лисы  и   выманивает из норы плутовку, спасая друга.

В данной сказке кот:

  1. заступник
  2. хитрый
  3. смелый
  4. добрый

«Кот и лиса»

           В этой сказке кот в лесу познакомился с лисой. Лиса исхитрилась и представила его в лесу всем как Котофея Ивановича, благодаря чему все звери стали бояться кота, а  вместе с ним и лису. Плутовские свойства сближают его с лисой.

  1. Обманщик

«Кот в сапогах»

      В этой сказке было 3 брата,  они заблудились в лесу. После чего им встретился в лесу кот не простой , а в сапогах и шляпе. Он вывел мальчишек к дому.

В данной сказке кот:

  • храбрый
  • смелый
  • добрый
  • заступник

«Дружба кошки и мышки»

          Сказка о том, как хитрая кошка вошла в доверие к мышке, обманывает её, поедая их общие запасы. Когда же обман был раскрыт, кошка съедает и бедную доверчивую мышку.

  • хитрая
  • обманщица

«Кошкин дом»

            Сказка о том, как кошка, живущая благополучно и беззаботно, выгоняет маленьких котят, нуждающихся в поддержке. Но когда её дом сгорел, то на помощь пришли лишь маленькие отвергнутые котята:

  • эгоистка
  • самолюбивая

«Баран, козел и кот серый лоб»

Из-за того, что кот съедает у хозяйки все припасы, та решает заколоть барана и козла. Но он рассказывает обо всём барану и козлу, винится перед ними, и все вместе они сбегают из дома. Впоследствии в лесу кот спасает товарищей от голодных волков, обманув их.

  • хитрец
  • добрый

Сопоставительный анализ

Сходство

Различия:

  1. имеют ярко выраженный характер;
  2. отличаются сообразительностью и хитростью;
  3. воплощают  в себе черты человеческого характера.

  1. характер образа (положительный или отрицательный)

 

    Нами был проведен опрос среди учеников нашего класса, знают ли ребята сказки, где среди других героев присутствую кошки. Результаты представлены на диаграмме.

                                                         Заключение

             Познакомившись с разными образами кошки в литературе, мы пришли  к выводу о том, что она обладает общими  чертами в сказках разных народов мира. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась.

                                                 Сделаем некоторые выводы:

       Образ кошки двойствен. В русских сказках в большинстве случаев кошка помогает человеку. Она может сопоставляться с разными животными (например, с лисой, собакой или даже с медведем) и выполнять их функции.  Это  можно объяснить многоликой природой кошки и разным отношением к ней. Образы кошки в русских и зарубежных сказках похожи, больших различий нет.

       Познакомившись с разными образами кошки в литературе, мы пришли к выводу о том, что кошка может выступать как олицетворение уюта, домашнего очага, так и воплощение игривости, мудрости и коварства, что заставляет нас задуматься о самих себе. Вот такие они, сказочные кошки, очень разные и многогранные.        

  Развитие речи на уроках русского языка и литературы способствует умению выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условием общения. Одним из видов работы по развитию речи является учебная исследовательская работа.

                                                   Список литературы

1.Братья Гримм «Дружба кошки и мышки»//Сказка . Источник «Сказки о животных», М.:ОлмаМедиаГрупп,2012г

2.Кот , петух и лиса//Сказка. Источник : «Большая книга русских сказок», М.: РОСМЭН,2012г.

3.Кот и лиса//Сказка. Источник : «Большая книга русских сказок», М.: РОСМЭН,2012Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи учащихся начальной школы на логопедических занятиях.

Использование методики развития связного высказывания Марии Монтессори на логопедических занятиях....

«Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении».

Школьный курс русского языка  в коррекционной школе  VIIIвида играет важную роль в системе общеобразовательной подготовки обучающихся. И  необ...

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

Развитие связной речи учащихся.

Статья, посвящённая развитию у учащихся связной речи в учебно-воспитательном процессе....

Проектная работа "Организация работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования".

В соответствии с современными требованиями к уровню образовательной подготовки и уровню личностного развития учащихся первостепенной задачей обучения становится формирование текстовой компетенции как ...

Презентация "Развитие связной речи учащихся с НС на уроках математики"

Презентация к докладу "Развитие связной речи учащихся с НС на уроках математики"...