Проектная работа "Организация работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования".
проект по русскому языку на тему

В соответствии с современными требованиями к уровню образовательной подготовки и уровню личностного развития учащихся первостепенной задачей обучения становится формирование текстовой компетенции как важного свойства личности, способной к самостоятельным, ответственным и эффективным действиям в различных, в том числе проблемных, ситуациях. Способность решать задачи, связанные с саморазвитием, самопрезентацией, самообразованием, с помощью речевых средств – один из важнейших показателей общего развития личности. Неотъемлемой составляющей текстовой компетенции является конструирование текста, роль этой составляющей возрастает во всех сферах деятельности современного человека.

      Все мои размышления на эту тему, мой опыт работы, мои знания сложились в конечном итоге в проектную работу, которая называется  «Организация работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования (5-11 класс)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prektnaya_rabota.docx118.32 КБ

Предварительный просмотр:

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Проектная работа

Организация работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования (5-11 класс)

                                                        Лазарева Галина Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

                                                                первой квалификационной категории

                                           по должности «учитель»

                                               МБОУ «Кубасская средняя

                                                    общеобразовательная школа»

                                                         Чистопольского муниципального

                     района РТ

                                            Научный руководитель:

                                                        Фахарова Гульнара Рафкатовна                               

Казань – 2015

Содержание

  1. Введение……………………………………………………стр. 3
  2. Раздел 1. Теоретический ………………………………….стр. 4
  3. Раздел 2. Проектный ……………………………………...стр. 9
  4. Заключение ………………………………………………..стр. 11
  5. Список литературы………..………………………………стр. 13
  6. Приложения………………………………………………..стр. 14

Введение.

     Современное образование направлено на развитие личности. Обществу нужен ученик, который умеет самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы.

        Актуальность данной работы определяется современными требованиями к системе образования, закрепленными в Федеральном Законе N 273-ФЗ "Об Образовании в Российской Федерации", в  Федеральных государственных образовательных стандартах,  нового поколения, а также проблемами развития письменной речи учащихся 5-11 классов и спецификой формирования у них текстовой компетенции в области создания связных письменных высказываний (в том числе сочинений). 
         В соответствии с современными требованиями к уровню образовательной подготовки и уровню личностного развития учащихся первостепенной задачей обучения становится формирование текстовой компетенции как важного свойства личности, способной к самостоятельным, ответственным и эффективным действиям в различных, в том числе проблемных, ситуациях. Способность решать задачи, связанные с саморазвитием, самопрезентацией, самообразованием, с помощью речевых средств – один из важнейших показателей общего развития личности. Неотъемлемой составляющей текстовой компетенции является конструирование текста, роль этой составляющей возрастает во всех сферах деятельности современного человека.

      Все мои размышления на эту тему, мой опыт работы, мои знания сложились в конечном итоге в проектную работу, которая называется  «Организация работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования (5-11 класс)»

Цели  работы:  обосновать практическую значимость работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования (5-11 класс)

Раздел 1. Теоретический

        Развитие речи учащихся — главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся, на что указывается в Федеральном государственном стандарте основного общего образования по русскому языку. Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы)» (234, с. 71).        

В современной школе  изучаются все виды речевой деятельности: по смысловому восприятию речи (слушание, чтение); по порождению высказывания (говорение, письмо). Это связано с целью обучения русскому языку – формирование языковой личности.

Речевая деятельность – это активный процесс восприятия или порождения речи. Основным видом речевой деятельности в получении информации является слушание (аудирование). Задача обучения слушанию – научить школьников осознанно воспринимать речь на слух,понимать услышанную информацию.

Чтение рассматривается как вид письменной речи. Следует  обратить внимание, что особенностью чтения является зрительное осмысление информации (текста). Чтение способствует развитию памяти человека, обогащает грамматический строй его речи. 

Говорение и письмо – это продуктивные виды речевой деятельности, которые являются основой порождения высказывания (устного и письменного).
Данная тема предполагает знакомство учителя с основными закономерностями и вытекающими из них принципами речевого развития (внимания к материи языка, развития чувства языка, оценки выразительности речи и др.).

Важным звеном формирования речевого высказывания, его основой является внутренняя речь. Являясь посредником между замыслом и высказыванием, внутренняя речь выступает как «мысленный черновик письменной речи», роль которого незаменима как при письме, так и в устной речи.

В процессе построения речи важно осознавать, что внутренняя речь,  являясь транслятором взаимного понимания, подчиняется решению следующих вопросов: о чем говорить? (предмет речи), что говорить? (содержание), зачем, с какой целью говорить? (мотив речи), кому говорить? (адресат), вывод из сказанного. 

Основными принципами формирования и совершенствования речевой деятельности в процессе изучения русского языка и литературы являются следующиекоммуникативный принцип, принцип единства развития речи и мышления, принцип единства изучения языка и обучения речи, принцип опоры на синтаксическую модель, контекстный принцип, принцип непрерывности работы по развитию речи.

Деятельности без мотива, как утверждают ученые, не бывает. Поэтому при обучении письменной речи следует уделять особое внимание мотивации.  Мотивация письменной речи - совокупность причин психологического характера, побуждающих человека к различным видам письменной деятельности, объясняющих его поведение в связи с построением письменных высказываний, направленность и активность.

В развитии школьников можно выделить сензитивные моменты для развития их речи. Так, для обогащения словарного запаса наиболее благоприятным является младший школьный возраст, для обогащения грамматического строя речи – основная школа. 

В старшей школе основное внимание уделяется совершенствованию речевых умений и навыков, приобретенных учащимися в основной школе. 

Важно формировать речь учащихся в соответствии со следующими требованиями связной речи: содержательность, логическая последовательность в построении высказывания, грамматическая правильность речи, точность словоупотребления, выразительность и ясность речи, правильное звуковое оформление речи.

В процессе развития речи школьники овладевают комплексом определенных умений и речемыслительных способностей, которые в целом демонстрируют уровень развития связной речи школьников. 

В ходе подготовки к написанию сочинения также важно уделять внимание формированию таких умений:

  •  умение понять тему, осмыслить ее, относительно полно раскрыть суть;
  •  умение подчинить свое сочинение определенной мысли;
  •  умение собирать нужную информацию, опираясь на свой жизненный опыт и получать ее из различных источников;
  •  умение систематизировать материал, определять последовательность, составлять план и излагать мысли в соответствии с планом;
  • умение использовать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с нормами;
  • умение составлять устный или письменный текст;
  • умение совершенствовать, редактировать текст.


Воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и  мышления, как речь. Поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы, а в первую очередь уроков русского языка.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать, что овладеть языком как средством общения - это значит овладеть четырьмя видами речевой деятельности – чтением, слушанием, говорением и письмом.
На первый взгляд может показаться, что для средней школы эта задача неактуальна - все наши учащиеся в определённой мере уже владеют родным языком: они умеют читать, понимают устную речь, могут говорить и писать по-русски.
Однако все мы знаем, как ограничены их речевые возможности. Знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо они понимают прочитанное, особенно учебно-научные тексты. Знаем, что они не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию. Знаем, как несовершенна их собственная устная и письменная речь.
Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, неспособным защитить словом свои интересы, полноценно участвовать в производственной и общественной жизни страны, успешно организовать свою собственную жизнь.
Задача уроков родного языка в средней школе в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех четырёх видах речевой деятельности. Успешно совершенствовать же речь учащихся можно лишь тогда, когда ученик начнёт относиться к ней сознательно.Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учётом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.
На уроках предусматриваются высказывания учащихся (типа небольших своеобразных сочинений) на основе репродукций картин и фотографий с заданием употребить определённые части речи, грамматические конструкции (односоставные предложения, предложения осложнённого типа).

Особую роль в воспитании речевого развития  составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего  с живописью, архитектурой, скульптурой.
Искусство, отображающее и обобщающее реальную действительность при помощи своих художественных средств, знакомит учащихся с действительностью, вместе с тем, воспитывает любовь к родной природе,  уважению к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в  жизни. Насколько богаче и красочнее становится мир, окружающий учеников, как внутренне и внешне меняются они сами, когда познают
 искусство.

Раздел 2. Проектный

Цели  проекта : Формировать умение у учащихся создавать художественное описание памятника.

 

Задачи проекта: 1.Создавать условия для составления  осмысленного связного высказывания в процессе изучения языка, жизненного опыта народа, его культуры  

      2. Обогащать  словарный запас, формировать речеведческие понятия, расширить понятия о жанрах сочинения

   3. Формировать коммуникативные умения: построение речевых произведений разных жанров, выстраивание  и поддержание  ситуацию общения с учителем и с одноклассниками  

Предполагаемый проектный продукт

Урок «Подготовка к сочинению-описанию памятника с элементами разных жанров «Памятник первой водовозке - символ истории города Казань»

( Приложения 1,2)

Презентация к данному уроку

Целевая группа проекта   Обучающиеся  8 класса

Проект состоит из следующих этапов: подготовительный, организационный, практический и заключительный.

Подготовительный  этап:

  1. Включение в рабочую программу по русскому языку 8 класса урока «Подготовка к сочинению-описанию памятника с элементами разных жанров «Памятник первой водовозке - символ истории города Казань»

Организационный этап:

  1. Предварительная работа в группах по сбору материала к написанию сочинения.
  1. Проведение урока  «Подготовка к сочинению-описанию памятника с элементами разных жанров «Памятник первой водовозке - символ истории города Казань»
  2.  Создание сочинений «Памятник первой водовозке - символ истории города Казань» в разных жанрах
  3. Саморедактирование.

Практический этап:

  1. Чтение сочинений и взаиморедактирование

Заключительный этап:

  1. Проектное обоснование значимости  работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования (5-11 класс)

 Планируемые образовательные результаты: Учащиеся усовершенствуют навык написания сочинения-описания, научатся использовать фактический материал (фото, газетные вырезки, материалы интервью и т.д.) расширят представление о жанрах сочинения, познакомятся с памятником первой водовозке в г. Казань

                                               Заключение

   Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка.  Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной и письменной  речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся. Главная цель работы по развитию речи учащихся — формирование личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца учащегося, помощь ему в возможности ярко и выразительно сообщить о своих взглядах и переживаниях, т.к. именно в речи человека проявляются его общая культура, богатство его личности.
В этой работе я раскрыла некоторые  аспекты своей деятельности. Масштабность работы по развитию речи даёт возможность и заставляет искать новые методы преподавания, что предполагает творческий поиск и самообразование учителя.

В ходе работы была достигнута следующая цель: Обоснована практическая значимость работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования (5-11 класс).

 Для достижения поставленной цели была проанализирована научная, методическая литература, в которой раскрывается роль работы по развитию связной речи учащихся, продемонстрирован проект урока «Подготовка к сочинению-описанию памятника с элементами разных жанров «Памятник первой водовозке - символ истории города Казань», который формирует не только способность анализировать произведение искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требует от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность учащихся.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  № 1897 от «17»  декабря  2010 г.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования.  Под редакцией Козлова В.В.,  Кондакова А.М.     М.: Просвещение 2011 год

3.Т.А. Ладыженская, Л.М. Зельманова. Практическая методика русского языка.

          М., Просвещение , 1995г.

 4.Скиргайло Т.О. Теория и методика обучения сочинению в жанре рецензии.

Казань, 2003г.

 5..Скиргайло Т.О. Репортаж-сочинение газетного жанра.

         Казань, 2002 г.

6. Активные формы и методы внедрения передового педагогического опыта:

Сб.на-уч. статей/Отв. ред. В.Ф.Паламарчук. - К., 1989.






Приложение 1.

МБОУ «Кубасская средняя общеобразовательная школа»

Чистопольский муниципальный район РТ

Подготовка к сочинению-описанию памятника

 с элементами разных жанров

«Памятник первой водовозке - символ истории города Казань»

                          Разработала :

                                                        Лазарева Галина Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

                                                                первой квалификационной категории

 2015

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

Вводный (организационный ) этап

Мотивация учебной деятельности.

Приветствуют учителя.

Слушают  вопросы учителя: Кому ставят памятники? За что?  Какие памятники вы можете назвать?

Высказывают свою точку зрения.

 Определяют тему и цели урока. (Слайд 1) Знакомятся с фотографией памятника первой водовозке в г. Казань. (Слайд 2)

Основной (информационно-аналитический) этап

  1. Беседа по первым впечатлениям

  1. Реализация индивидуальных и групповых домашних заданий.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Работа с текстом.

5.Работа в группах. Составление плана сочинения.

6.Творческая работа.

Строят высказывания по впечатлениям от увиденного памятника.

Учитель: Ребята, давайте очень внимательно посмотрим на слайд. Какие ваши первые впечатления о памятнике  Что прежде всего бросается в глаза?

Ученик: Устройство для перевоза воды, мужчина в национальном костюме, наливающий из него воду, женщина с коромыслом и ведрами.

Учитель: А как выглядела первая водовозка?

Ученик: Телега, управляемая лошадью, с бидоном воды на ней.

Учитель: Верно. А сейчас вернемся к теме урока. Тема - это то, о чем должно быть написано сочинение. Но какова должна быть идея? главная мысль? Задумайтесь, почему урок назван именно так? О чем же, кроме описания, может быть написана ваша работа?

Ученик:      - о природе

                     - об истории городского водоканала

                     - об уникальности и неповторимости памятника и др.

Учитель: А как она должна быть написана? Какой стиль будет более уместен? более интересен для читателей?

Ученик:   Публицистический.

Учитель: Почему вы так решили? Каковы основные черты публицистического стиля.

Создают схему:

                     - яркость, убедительность, доказательность

- интонация живого общения с читателем или   слушателем и др.

- актуальность проблемы

- интригующее название

Учитель: В источниках, с которыми я знакома, он называется памятником женщине с ведром, памятником первой казанской водовозке. Есть и другие варианты. Какое название вы считаете более предпочтительным? Предложите свое.

Придумывают  названия. ( Люди и вода. Источник жизни. Как все начиналось.)

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь пришло время послушать ваши варианты решения предварительных заданий.

Готовясь к этому уроку, мы разделились на группы, носящие условные названия: экологи, историки, журналисты. Каждая группа исследовала памятник со своих позиций и использовала при этом собственные методы. В итоге появились различные взгляды на то, что он собой представляет и что необходимо включить в свое сочинение.

И сейчас представители каждой из групп предложат свое видение темы. Задача тех, кто сидит на рабочем месте - слушать, смотреть внимательно, делать записи по ходу выступлений, а главное, выбирать жанр своего будущего сочинения.

 Слово предоставляется группе историков. Ребята подготовили рассказ об истории казанского водопровода.

-Ученик: Памятник женщине с ведром, получающей воду от возчика был установлен у здания Казанского муниципального предприятия «Водоканал» 29 августа 2006 года ко Дню города Казани и 132-летию казанского водопровода.

Первый водопровод в Г.Казани был построен предпринимателем Губониным в1874году. До этого времени жителям города приходилось пользоваться водой из колодцев, а также из рек и водоемов (р. Волга, р. Казанка, р. Булак, о. Кабан и многочисленных ручьев, которые находились на территории города). Но жизнь показала, что из открытых водоемов города из-за их постепенного загрязнения пользоваться водой стало опасно, так как нередко в городе свирепствовали страшные эпидемии, которые лишали жизни многих тысяч людей. Возникла необходимость обеспечения горожан более чистой водой

За строительство. водопровода для забора воды из загородной зоны взялся предприниматель Губаев Петр Ионович. Властями губернии ему был выделен крупный кредит. Воду в городской водопровод решено было забирать из ключевой сети в районе дер. Пановка. Чугунные трубы зарывались на глубину от 1,5 до 2-х метров. Его длина составила 20 км. Он был рассчитан на 400 тыс. ведер в сутки. Водопровод был сдан в срок. Его строительство длилось два года. Вода в город поступала самотеком в два кирпичных резервуара емкостью по 500 кубометров, построенных во дворе здания «Водоканала» на ул.М.Горького. Из этих резервуаров водовозы на лошадях развозили воду по всему городу. Вода была платной, и стоила по тем временам не дешево (17 коп. - для предприятий и организаций, 14 коп. - для жителей за 100 литров, или за 10 ведер, так как тогда воду измеряли 10 литровым ведрами). Во время пожаров и эпидемий вода отпускалась бесплатно. Водопровод был протянут и во дворец губернского правительства, который находился недалеко от «Водоканала». После смерти п.и. Губаева казанский водопроводная система была куплена немцем бароном Фон Тлипльдом.

Памятник женщине с ведром, как бы подошедшей за водой к водовозу -  символ истории жизни горожан того времени.

Учитель : Спасибо, ребята. А теперь давайте обратимся к памяткам «Сочинения в различных жанрах», с которыми мы с вами уже знакомы. Подумайте, в каком жанре можно написать сочинение, используя исторический материал.

 Ученик: Очерк, этюд, эссе, письмо и другие.

Памятка для учащегося.

Сочинение-этюд

Сочинение - этюд – это небольшое по объёму сочинение, описывающее реальные предметы или явления. Цель данного вида работы: научить ребёнка описывать отдельный предмет для того, чтобы от описания малого он мог перейти к сочинениям большего объёма.

Особенность сочинения – этюда: в нём практически не употребляются глаголы, а преобладают существительные и прилагательные. Работа над этим сочинением развивает наблюдательность, расширяет лексический запас, пополняет синонимический ряд.

Слово предоставляется группе экологов. Ребята подготовили рассказ о ценности воды в жизни каждого человека.

Памятник женщине с ведром, как бы подошедшей за водой к водовозу, напоминает нам не только об истории жизни горожан того времени, но и символизирует ценность воды, ее важную роль для всего живого на земле, показывает неразрывную связь человека и природы, необходимость бережного к ней отношения.

Это чувство должно воспитываться в человеке с раннего возраста. Например, в Москве и Санкт-Петербурге имеются замечательные «Музеи воды», куда приходят на экскурсии целыми группами взрослые и дети." К сожалению, в г. Казани такого музея пока нет, но можно надеяться, что благодаря городским властям такой музей, как составная часть воспитательного процесса, появится.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Считаю, что памятник возчику воды и женщине с ведром - это знак существующим и будущим поколениям о необходимости уважительного отношения к природе, о воспитании экологической нравственности людей.

-Учитель: Спасибо, ребята. А теперь давайте обратимся к памяткам «Сочинения в различных жанрах». Подумайте, в каком жанре можно написать сочинение, используя материал выступления наших экологов.

-Ученик: сочинение-исследование, ассоциации и другие

Памятка для учащегося.

Сочинение-ассоциация

Ассоциация - такая связь идей, представлений, при которой одно вызывает в сознании другое благодаря их сходству, смежности или противоположности.

Виды работ по ассоциативным представлениям:

  1. Слуховая  ассоциация - ощущения, представления,  возникающие в процессе восприятия музыкального произведения. Учащимся предлагается прослушать фрагмент из оперы Мусоргского -Москва за рекой  "Хованщина". У учащихся возникает образ зимнего утра.
  2. Визуальная ассоциация. Учитель предлагает учащимся рассмотреть картину, например   "Черный квадрат", и описать возникшие ассоциации.

Слово предоставляется группе журналистов. Ребята подготовили репортаж с места открытия скульптурной композиции.

Сегодня, 29 августа 2006 года,в Казани состоялось открытие скульптурной композиции первой казанской водовозке. Сооружение выполнено из бронзы, и оно обошлось почти в три  миллиона рублей. Для его сохранности здесь установлены видеокамеры.

В своем выступлении на митинге, посвященном данному событию, директор "Водоканала" Наиль Замалиев подчеркнул, что идея установить поблизости от здания подобную композицию, имеющую отношение к деятельности предприятия, принадлежит трудовому коллективу.

Эту идею подхватила скульптор Худфонда РТ Асия Минуллина, пригласившая в соавторы художника казанской фирмы "Авеню-партнер" Татьяну Авксентьеву. Асия Минуллина решила придать главным героям композиции национальный колорит - одежда, головные уборы и даже ведра для воды выполнены в соответствующем стиле. Свои идеи вносили и работники предприятия. Старейшей работнице предприятия Вере Ивановне Галеевой пришлось тщательным образом изучить историю. Поэтому, если у авторов возникали вопросы, к примеру, связанные с конструкцией повозки, то они обращалась именно к В. Галеевой. А вот отлили необычный для татарстанской столицы памятник в Жуковском. Для воплощения идеи понадобился год.

В открытии памятника принял участие первый заместитель руководителя исполнительного комитета МО г. Казани Иршат Минкин. Он обратил внимание присутствующих на то, что во многих городах есть памятники работникам жилищно-коммунального хозяйства. К примеру, в Москве установлен памятник дворнику. Отныне и в татарстанской столице появился своеобразный памятник работникам ЖКХ, правда, в то время, когда на конных повозках (а так продолжалось до 1874 года) развозили по городу воду, эти люди назывались водовозами. Воду раздавали из специальных будок. Вода была дорогой, ее берегли и ценили. Неудивительно, что в условиях постоянной нехватки воды в Казани часто случались пожары. Порой сгорали дотла целые кварталы домов. Городская Дума вынуждена была принять решение о строительстве водопровода.

Иршат Минкин обратил также внимание на то, что сегодня МУП "Водоканал" является одним из крупных бюджетообразующих предприятий Казани. Вклад "Водоканала" трудно переоценить: он обеспечивает жилой фонд и промышленные предприятия города самым главным – водой. Правда, прежде, чем вода потечет из кранов, ее необходимо тщательно очистить. Поистине, это титанический труд многих работников "Водоканала". Иршат Минкин поблагодарил работников предприятия за то, что они с честью выполняют свой долг.

-Учитель: Спасибо, ребята. Подумайте, в каком жанре можно написать сочинение, используя материал выступления журналистов.

-Ученик: Сочинение-интервью, репортаж и другие.

Памятка для учащегося.

Сочинение-дневник

Дневник - это записи о каждодневных делах, текущих событиях, которые ведутся изо дня в день.

Типы дневников: дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник.

Сочинение-дневник - это один из видов эпистолярного жанра, в отличие от письма не имеет адресата. Чаще всего личные дневники пишутся" для себя", т.е. не предназначаются для посторонних глаз. Но иногда  человек  сам  или после его смерти его близкие публикуют дневниковые записи. Это в основном касается личных дневников писателей, ученых, педагогов, чьи мысли и рассуждения могут быть интересны и современникам, и потомкам. Иногда писатели намеренно оформляют свои произведения  в форме  дневниковых записей, так более достоверно выглядят события, более понятными становятся поступки героев, их мысли и чувства.

Оценивают работу одноклассников. Выбирают  жанр своего сочинения. Придумывают заглавие.

-Учитель: Ну, если с жанром вы чуть-чуть определились, можно приступить к следующему этапу работы, словарному. Итак, лексика, связанная с работой скульптора и деталями костюмов героев скульптурной композиции.

Ищут по толковому словарю лексическое значение слов:

Бронза                                          

Монумент

Скульптор

Скульптура

Скульптурная композиция

Памятник

Постамент

Монумент

Составляют предложения с несколькими словами. Оценивают ответы друг друга.

Детали татарского национального костюма:- В одежде татар Среднего Поволжья, как и в других элементах их культуры, отразились традиции этих племен. Это прежде всего свободные рубахи и шаровары (штаны) с широким шагом, камзолы, бешметы и казакины в талию, прямоспинные чекмени, покрой которых составил основные черты одежды тюркоязычных народов.

   Каким бы изменениям под влиянием моды не подвергалась женская рубаха, древняя основа все же сохранялась - ее, как правило, шили широкой и длинной.

      Этнические традиции довольно хорошо прослеживаются и в других элементах одежды татарского народа, в частности, в головных уборах. Определенная преемственность устанавливается, например, в полусферических мужских шапках татар и древнетюркских племен. Оригинальная женская шапочка - "калфак " так же восходит к одному из элементов комплекса женского головного убора тюркоязычных народов.

     Такие принадлежности одежды костюма, как "тула оек" (суконные чулки) и " читек - кэвеш " (ичиги с кожаными калошами) также связаны с тюркским этносом.  

      Одежда же основной массы татарского народа, особенно крестьянства ( лапти, тулупы, женские фартуки, шерстяные чулки, носки), в значительной мере сложилась в процессе продолжительного культурного взаимодействия предков татар с финно-угорским и русским населением края.

     Основные элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Еще в середине XIX в. повсеместно и мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. Нижним головным убором мусульман являлась полусферической формы тюбетейка.

      Традиционный татарский мужской костюм отличался заметным разнообразием и относительной свободы выбора форм. В нем сочетались длинные и короткие формы рукавов, различные формы воротника. В зависимости от материальных возможностей сезона его шили из фабричной ткани, из холста и сукна домашней выработки, меха.

     Основу мужского традиционного костюма оставляет рубаха и штаны, сшитые из сравнительно лёгких тканей.

      Рубаха была исключительно глухой. Она шилась очень свободной, до колен, с широкими и длинными рукавами никогда не подпоясывалась. Рубаха с воротником-стойкой особенно преобладала среди казанских татар. Отложной воротник встречался лишь на обрядовых свадебных рубахах из белой ткани. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой тамбуром - лёгким свободным растительным орнаментом - либо позументной тесьмой. Подобное оформление праздничных рубах весьма характерно для татар в целом. В Уфимском, Златоустовском уездах Уфимской губернии встречались белая домотканая рубаха, украшенная оригинальным орнаментом - вышивкой.

Читают текст. Анализируют лексику. Отбирают нужное. Выражают своё отношение к национальному костюму.

Составляют план сочинения. Редактируют  план. Обобщают  сказанное.

Создают индивидуальные творческие работы. Заслушивают несколько работ. Оценивают и сравнивают прослушанные работы со своими.

Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап.

Доказывают, достигли ли поставленной цели. Объясняют,  чему научились на уроке,  для чего нужны сочинения-описания памятника, какая информация показалась интересной, какая - новой.

Приложение 2

381538


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч

Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...

Пути развития у школьников универсальных учебных действий на ступени среднего ( полного) общего образования : актуальные методики (примеры из практики) на уроках немецкого языка.

Формирование универсальных учебных действий у школьников очень актуальна, так как идет изменение парадигмы в обучении. Задачей для учителя становиться не только  освоение учащимися конкретных пре...

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)   МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...

Эссе Возможности практической работы учителя русского языка и литературы по выполнению требований современных государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.

Процесс исследования может применяться на всех этапах обучения, по разным предметам и темам. С помощью учителя происходит выстраивание своей индивидуальной программы развития (ИОП –индивидуальна...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся всех профессий и специальностей на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

  Учебно-методическое пособие позволит обучающимся подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку. В пособии даны подробные рекомендации по написанию сочинения, алгоритм...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования...