СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
статья по русскому языку на тему

Дмитриева Людмила Викторовна

  Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чего нужно вооружить их знаниями из области грамматики, словообразования, фонетики, лексики, фразеологии и стилистики русского языка, основными сведениями о роли языка в жизни общества, его развитии, а также умением пользоваться этими знаниями в речевой практике. Работа над развитием речи оказывает большое влияние на развитие всех способностей ребёнка, облегчает изучение других учебных предметов, поднимает общий культурный уровень, расширяет кругозор, раскрывает перед учащимися духовные богатства русского народа и способствует тем самым воспитанию чувства патриотизма.

  Словарная (лексическая) работа является важнейшей составной частью работы по развитию речи в школе. Она проводится на уроках русского языка в связи с изучением морфологии  и  орфографии, при изучении тем «Лексика», «Фразеология»  в 5-6 классах, на уроках развития речи и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_statya.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

 СЛОВАРНАЯ  (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК                

                                    СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.                                                

Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 420 Колпинского района г. Санкт-

            Петербурга,  почетный работник общего образования Российской Федерации

                                                       Дмитриева  Людмила Викторовна.

                                                                                      Без всякой другой науки человеку ещё можно ;

                                                                                      без знания родного языка… обойтись нельзя: это  

                                                                                      знание – свидетельство на его право быть сочленом

                                                                                      в обществе, свидетельство его человечности.

                                                                                                                               Срезневский И.И.

  1. ВВЕДЕНИЕ.

  Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чего нужно вооружить их знаниями из области грамматики, словообразования, фонетики, лексики, фразеологии и стилистики русского языка, основными сведениями о роли языка в жизни общества, его развитии, а также умением пользоваться этими знаниями в речевой практике. Работа над развитием речи оказывает большое влияние на развитие всех способностей ребёнка, облегчает изучение других учебных предметов, поднимает общий культурный уровень, расширяет кругозор, раскрывает перед учащимися духовные богатства русского народа и способствует тем самым воспитанию чувства патриотизма.

  Словарная (лексическая) работа является важнейшей составной частью работы по развитию речи в школе. Она проводится на уроках русского языка в связи с изучением морфологии  и  орфографии, при изучении тем «Лексика», «Фразеология»  в 5-6 классах, на уроках развития речи и литературы.

      2. СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ.

1) Обогащение словарного запаса учащихся;

2) словарно-орфографическая работа, целью которой является усвоение значения и правописания слова;

3) знакомство со словом  как средством художественной выразительности.

      3.  ПРИЁМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ.

  Приёмы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путём показа предмета, использование Толкового и других словарей, морфемный  и морфологический анализы слов, синонимическая  и фразеологическая работа, использование контекста и многие другие.

  Приём раскрытия значения слова путём ПОКАЗА ПРЕДМЕТА, обозначаемого данным словом, используется обычно, когда детям трудно представить некоторые предметы или явления (показ иллюстраций, моделей, рисунков, презентаций и др.). В основе этого приёма лежит необходимость установления рефлекторной связи между словом и образом предмета. В средних классах этот приём находит широкое применение при знакомстве с профессиональной и специальной лексикой, когда учащиеся узнают названия орудий труда, инструментов, научные  термины и др. (циркуль, микроскоп, объектив, гравюра,  рубанок, дрель и т.п.)

  Одним из наиболее эффективных приёмов раскрытия значения слова остается использование Толкового и других СЛОВАРЕЙ  русского языка. Учителю необходимо  объяснить принципы построения словарей, научить школьников пользоваться словарями самостоятельно и как можно чаще, для этого постоянно отсылать их к словарям для нахождения нужных сведений. Раскрытие смысла слова с помощью словарей важно и при работе с многозначными словами и омонимами.

  Приём раскрытия значения слова путём  МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА  ценен тем, что приучает школьников вдумываться в смысловое значение морфем, из которых состоит слово. Например, разбирая слово «окраина»,  учащиеся устанавливают, что оно образовано от слова «край» (край значит боковая часть),  о - приставка в значении «около», т.е. то, что находится сбоку.  В слове «последователь» корень  -след-, приставка по-, т.е. идущий по следу, следом за. Таким образом учащиеся при встрече с незнакомым словом, стремясь понять его, вдумываются в значение морфем, из которых оно состоит.

  СИНОНИМИЧЕСКАЯ РАБОТА  помогает понять значения многозначных слов, раскрывает богатство русского языка. Школьники знакомятся с основными признаками синонимов (общность значения двух или нескольких слов и различия их корней по звуковому составу), узнают о недопустимости синонимизации слов, принадлежащих к разным частям речи  (играть, игра), обозначающих различные видовые понятия данного рода (дом, изба, дворец, квартира) и др. Как правило, выяснение значения непонятного слова путём синонимизации, а также подбор синонимов не представляют для школьников трудности. Приём синонимизации используется и при исправлении речевых ошибок. Например при необоснованном повторении в сочинении одного и того же слова учитель предлагает подобрать синонимы к нему.

    ПРИЁМ ПЕРЕФРАЗЫ (перефраза  – выражение, являющееся описательной  передачей смысла другого выражения или слова) используется для объяснения фразеологических оборотов (устойчивых сочетаний): держать язык за зубами – молчать, попасть впросак – оказаться в неловком положении и т.д.

    ПРИЁМ ПЕРЕВОДА может быть использован для объяснения заимствованных слов, например, сувенир (франц.) – подарок на память, вилла (лат.) – загородный дом и т.п.

   Интересным приёмом, с помощью которого учащиеся самостоятельно раскрывают или уточняют смысл слова, является использование КОНТЕКСТА  и подстрочных объяснений. Учитель указывает, что слово, обозначенное звёздочкой или цифрой в тексте, объяснено ниже. Учащиеся должны знать, что часто значение слова становится понятным из контекста, поэтому необходимо внимательно вчитываться в текст, пытаться найти объяснение незнакомого слова.

                  4. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ.

  Организация речевой практики учащихся – необходимое условие активизации словаря и развития связной речи учащихся. Большое место в этой работе отводится специальным упражнениям.

   Основной вид упражнений – САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА  в предложении и в связной речи. Школьникам предлагается придумать предложение с вновь объяснённым словом, самостоятельно объяснить новое слово, пользуясь словарём, подобрать к нему слова-синонимы или антонимы, найти данное слово в предложении и объяснить его значение по контексту, подобрать предложение, в котором слово употреблено в другом значении и др.

  Развитию речи способствуют и упражнения, направленные на более глубокое ОСМЫСЛЕНИЕ СЛОВ, ЗНАЧЕНИЕ КОТОРЫХ УЖЕ ИЗВЕСТНО учащимся. Например:

  1. Указать, к какому родовому понятию относятся слова «радость» (чувство), «география» (наука),          «треска» (рыба).

  2. Дать письменное объяснение значения слова (по типу словарной статьи), например, «мелководье» (мелкое место в русле реки, отмель), «навзничь» (опрокинувшись на спину, вверх лицом).

  3. Указать отличительные признаки предмета, отличающие его от предметов того же класса.    Например, биология – наука, изучающая живые организмы.

  4. Выписать из толкового словаря слова, относящиеся к одному классу, например, слова,  обозначающие чувства человека: страх, радость, счастье, грусть.

  Часто предлагаются упражнения на ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕРТ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ:

  1. Указать, какое слово употреблено в более широком значении, какое – в более узком:  вид, образ, наружность и т.п.
  2. Указать, по какому признаку можно сопоставлять следующие пары слов: лачуга – терем, катер – корабль, переулок – проспект.

Лексическая работа неразрывно связана с орфографической, поэтому особенно важно соединять анализ смыслового значения с орфографическим разбором слова. Именно благодаря этому достигается сознательное и прочное усвоение орфографии.

  Обогащая лексику учащихся, необходимо обратить их внимание и на то, что слово служит СРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. Литературоведческие понятия (гипербола, метафора, эпитет, сравнение, гротеск и др.) раскрываются на уроках литературы, но на уроках русского языка эти знания углубляются и закрепляются. Узнав о способности слова выступать в переносном значении, учащиеся, как правило, без труда указывают, в каком значении употреблено слово (ножка ребёнка - прямое, ножка стула – переносное). Учитель напоминает, что это метафоры языка. Можно предложить предложения, на примере которых школьники знакомятся с метафорами стиля ( Дремлет малыш в коляске. – Дремлет чуткий камыш). При анализе примеров подчёркивается, что с помощью таких метафор писатели и поэты создают живую картину, заставляют вглядеться в такую сторону явлений, которая раньше ускользала от внимания, оставалась скрытой. Такую работу уместно проводить при повторении всех самостоятельных частей речи (улыбка ребенка – улыбка солнца, гуляет ребёнок – гуляет ветерок, золотое кольцо – золотой характер и т.п.).  Аналогичные упражнения можно проводить и с целью показа гиперболы, гротеска, сравнения и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Связная речь, овладение которой является конечной целью занятий по русскому языку в средней школе,  - это речь содержательная, тематически законченная, соответствующая принятым языковым нормам, представляющая собой единое смысловое и структурное целое. Чтобы добиться овладения учащимися связной письменной и устной речью, существует множество способов  и средств, одним из которых по достоинству является словарная работа на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе

Речь - это визитная карточка любого человека.Секреты хорошей речи раскрываются для учащихся именно на уроках русского языка и литературы.Один из способов обогатить речь учащихся - это проведение регул...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Ф.И.О. Смирнова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов, город Санкт-Петербург  Использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития по...