Словарная работа на уроках русского языка в средней школе
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Речь - это визитная карточка любого человека.

Секреты хорошей речи раскрываются для учащихся именно на уроках русского языка и литературы.

Один из способов обогатить речь учащихся - это проведение регулярной словарный работы на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе.

Речь – это визитная карточка любого человека, поэтому чрезвычайно важно работать над пополнением словарного запаса учащихся. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».  Эти слова остаются актуальными и по сей день. Для того чтобы от словарной работы был результат, ее стоит проводить систематически, из урока в урок, стараясь не упускать возможности для расширения словарного запаса учащихся. Следовательно, словарная работа предусматривает несколько направлений работы.

Первое, на что стоит обратить внимание – это обогащение словаря учащихся, то есть усвоение и понимание новых слов, которые раньше были ученикам неизвестны.  

Еще одно направление работы – это словарно-стилистическая работа, которая подразумевает под собой следующее:

а) уточнение значений слов путём включения их в контекст, сопоставление близких по значению слов, противопоставление антонимов;

б) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических оборотах;

в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности;

г) усвоение синонимики лексической и функционально-стилистических окрасок слова;

Нельзя забывать о таком направлении работы учителя русского языка, как активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Особое внимание стоит уделить устранению нелитературных слов из письменной и устной речи учащихся, перевод их из активного словаря в пассивный словарь. Это слова диалектные, просторечные, жаргонные. Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования. Возможно применение следующих способов определений: а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный); б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи); в) описательным способом (адресат   –   тот,   кому   отправляют   письмо, телеграмму); г) путём родовидового определения (амбар   –   здание,   постройка   для   хранения зерна). Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания.  Нужно давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию словаря, и на развитие связной речи.

На уроке чаще всего используем следующие задания. Детям предлагается различная работа с орфографическими словарями, например, выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме «животные»,   «вежливые   слова» и др.). Еще одним способом будет подбор однокоренных слов к изучаемому слову, образование новых слов при помощи приставок и суффиксов, что помогает в будущем избежать ошибок при написании слов, так как дети вместе с этим изучают разные словообразовательные модели.   Одним из самых любимых учащимися приемов работы является составление с изучаемым словом словосочетаний или предложений, это всегда вызывает творческую инициативу учащихся. Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка запоминать правильное написание слов.

Примеры для работы со словарными словами

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов:

Синонимы: алмаз – бриллиант. Антонимы: быстро – медленно

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Без году неделя (совсем недавно). Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо). С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Вдруг забили барабаны.

Прибежали обезьяны.  (К. Чуковский)

Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Таким образом, стоит отметить, что словарная работа, которая проводится из урока в урок, помогает формировать личность ученика, его мировоззрения, расширяет словарный запас и наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности; во время словарной работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.

Литература:

М. Р. Львов «Методика развития речи учащихся», М., 1990г.

В. П. Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах», М., 1991г.

Н. М. Шанский «Краткий этимологический словарь», М, 1971г.

В. П. Канакина «Учусь работать самостоятельно», М., 1996г.

В. М. Кузнецов «Учимся работать со словарными словами», Аквариум, 2003г.

Наталия Сычева «Словарные слова», Аст Москва, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Словарная работа на уроках русского языка в школе VIII-го вида.

Основная задача - словарной работы уточнить словарь, расширить его, активизировать. Закреплению правильного орфографического образа слова способствует работа с орфографическим толковым словарем....

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...