Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
учебно-методический материал по русскому языку

Ларина Галина Витальевна

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_slovarnaya_rabota.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ларина Г.В., учитель  МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка

Мастер класс

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКСИКИ

РОДНОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Словарная работа на уроках русского языка

как один из путей развития речи и обогащения

словарного запаса учащихся

  1. Общая характеристика универсальных учебных действий: «Чему учит лавочка?» (В данном контексте слово лавочка использовано как символический образ места обучения (для мотивации, привлечения внимания)

 - Уважаемые коллеги,  где в повседневной жизни мы учимся?  (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу)

- И  наши дети все больше информации получают из телевизионных передач и от своих сверстников, потому что  проводят много свободного времени вне школы.

- Чему они учатся, какой опыт  получают,  организуя  свою жизнь при помощи мобильных телефонов, и  просто…  сидя на лавочке?

- Уважаемые коллеги, а что можно делать на лавочке?  (На ЛАВОЧКЕ можно: отдыхать, играть в разные игры, грызть семечки, читать книгу, общаться с друзьями и т.д. Это может быть местом сбора компании или местом проведения собрания жильцов дома или место спора или дискуссии.)

- Что можно узнать на лавочке? ( На ЛАВОЧКЕ можно узнать:  новости, обычаи людей разных национальностей, узнать мнение о себе и своих друзьях, познакомиться с новыми людьми.)

- Чему можно научиться, сидя  на лавочке?  ( На ЛАВОЧКЕ нужно уметь соблюдать правила поведения: не пачкать, не царапать, не забираться с ногами, не сорить рядом.)

-  Какие же универсальные действия сформировала  ЛАВОЧКА?

коммуникативные

личностные

познавательные

регулятивные

- умение взаимодействовать с разными людьми

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

- умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы

- адекватная реакция  на замечания

- умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

- ответственность за поведение и действие других и себя

- выбор необходимой информации

- установление причинно - следственных связей

- установление связи между целью деятельности и ее мотивом

- прогнозирование результатов деятельности

- Вы убедились, что универсальные действия формируются и на лавочке в том числе?

II. Презентация педагогического опыта.

- Мастер-класс посвящен проблемам формирования коммуникативных универсальных учебных действий, а именно системному подходу к изучению лексики родного языка в школе.

Концепция преподавания русского языка и литературы, утверждённая Правительством Российской Федерации в 2016 году, задаёт необходимые векторы  совершенствования содержания школьного курса русского языка.

Изучив  разные Примерные рабочие программы по русскому языку для 5-9 классов,  составленные в свете Концепции преподавания русского языка, можно увидеть, что в них нет фиксированного количества часов на отдельные разделы. Опыт работы в школе показывает, что на пристальное изучение раздела «Лексика» в основной общеобразовательной школе отводится не более 4 % учебного времени. Ознакомившись с типологией заданий итоговой аттестации, обращаем внимание, что задания по лексике, а также лексический компонент встречается в одной четвертой части заданий ЕГЭ по русскому языку.

Почему сегодняшние школьники с трудом справляются с заданиями, включающими в себя лексический компонент? Что является причиной отсутствия умения с достаточной полнотой выражать свои мысли? Какие «червячки» подтачивают «древо знаний»? (Слушатели записывают причины снижения словарного запаса школьников, неумения объяснить значение слова: активный словарный запас ограниченный, пассивный , т.е. использование слов в определенной речевой ситуации, не используется по разным причинам )

В настоящее время упущены многие вопросы содержания работы по лексике в школе, в частности такие, как: роль изучения лексики в формировании у обучающихся навыков грамотного письма, системность закрепления теоретических сведений по лексике при изучении разных уровней языка, связь уроков русского языка и других предметов, прежде всего литературы, в плане обогащения словарного запаса школьников языковыми средствами.

Для современного состояния науки о языке общепринятым является выделение двух основных аспектов системной организации языка, и лексики в том числе, - синтагматического и парадигматического. Первый аспект предполагает изучение взаимодействия слов в потоке речи, в контексте, в высказывании. Научить детей правильно употреблять слова в речи, развить языковое чутье учащихся - важная задача школьного обучения языку. Второй аспект системных отношений в лексике предполагает рассмотрение групп (парадигм) слов, близких по значению. Эта проблема - изучение значений слова и выработка умения формулировать их, узнавать и употреблять в речи слова, близкие и противоположные по значению, - должна пройти через всю программу по русскому языку в 5-9 классах.

Одним из аспектов парадигматического изучения системы лексических значений является описание многозначности слова. Это системные связи «вглубь», в пределах одного слова. В школьной практике этому вопросу должно уделяться особое внимание, он должен рассматриваться во всех классах по мере усложнения изучаемого материала. Предметом специального описания может быть не только анализ отдельных значений, но и характер их взаимной связи, те семантические компоненты, которые объединяют отдельные значения в одно многозначное слово и наличие которых отличает данное слово от омонимов.

Как учитель-словесник, я хорошо понимаю, что все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Поэтому ядром каждого урока является слово. Обращаемся к его этимологии (этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»), к различным словарям. Сравнивая толкование значения слова в словаре и в контексте произведения, дети делают свои маленькие открытия.

  1. Представление системы учебных занятий.

Давным-давно, когда я еще училась в институте, мне запало в душу одно высказывание: «Лучшая методика та, которой ты владеешь». Но понять его смысл и оценить я смогла только с годами, набираясь собственного опыта.

В действующих в настоящее время стабильных учебниках для 5-9 классов, к сожалению, в большинстве своем отсутствует органическая связь между лексическими и грамматическими заданиями. В учебниках и пособиях предлагаются одни и те же виды лексических заданий: главным образом, это задания на подбор слов, примеров, на вставку слов в словосочетание (предложение, текст), на замену данных слов и словосочетаний, на группировку слов и т.п.

Взаимосвязь лексики с грамматикой, орфографией и стилистикой, предусмотренная программой, позволяет организовать упражнения, направленные на одновременное усвоение грамматических знаний и повторение материала по лексике. Поэтому при составлении упражнений важно продумать, с каким  материалом по грамматике или орфографии следует увязать задание по лексике, определить последовательность и место этих упражнений в общей системе упражнений по русскому языку.

На своих уроках я ставлю во главу угла следующее: чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.  

Значения новых для ребенка слов могут быть раскрыты несколькими путями:
1. Показ картинки (5-6 класс)

2. «Расчленение» понятия, указание его признаков и их перечисление (7-8 классы)

3. Введение слова в контекст с целью раскрытия его значения, а также прием «дописывания предложения» (7-8 класс)

4. Замена словарного слова синонимом (5-7 классы)

5. Выполнение морфемного разбора слова (т.е. по составу) (5-8 классы)

6. Выяснение значения в толковом словаре (5-8 классы)

7. Прямой вопрос, например, «Кто такой кутюрье?» (6-8 классы).

Словарной работе я отвожу достаточно много времени на каждом третьем уроке.  

1. Нередко мы с детьми работаем со словарями, ведь такой прием обучения имеет большое воспитательно-образовательное значение.

2. Кроме работы со словарями мы работаем со значениями многозначных слов, учимся различать их оттенки, составлять с каждым из них словосочетания и предложения. Эта работа позволяет выявить у учеников объем уже имеющихся слов, а также обогатить его запас новыми значениями.

3. Также работа по составлению словосочетаний и предложений с новыми словами позволяет показать разнообразие вариаций, озвученных разными учениками.

4. Нередко работа со словарными словами плавно перетекает в тему урока, где среди текстов упражнений встречаются уже изученные и проработанные в начале урока словарные слова. Это помогает ребятам более уверенно использовать новые слова в устной и письменной речи.

5. Все эти приемы позволяют осуществить главную задачу: запоминание слов и их значений, а также активное использование их в речи.

В основном, отбор словарных слов на моих уроках основывается на материале учебника. Все они распределены тематически, и их можно отработать сразу при изучении темы параграфа. Кроме этого все словарные слова разделены по тематико-стилистическим признакам: бытовые, нейтральные, исторические, научные и т.д.

III. Проведение имитационной игры.

Как работать со словом

Составьте рифмовку, используя данные слова

Абзац, акварель, агроном, аккуратно, аппетит, аппликация, аромат, автограф, баллон, баскетбол, беседка, биография, богатство, бутерброд, варежки, ветеран, волейбол, восток, галерея, гербарий, горизонт, двенадцать, диалог, дирижёр, долина, до свидания, искусство, железо, жонглёр, забава, забор, запад, застёжка, здравствуйте, земляника, изложение, кабинет, калитка, карикатура, картон, катушка, квартал, кенгуру, коллектив, колено, колея, колодец, командир, конституция, коридор, корреспондент, костюм, кроссворд, ладонь, легенда, макушка, медаль, мимоза, монолог, мотылёк, одиннадцать, однажды, озорник, орнамент, отчизна, парик, пейзаж, пингвин, пожалуйста, президент, профессия, путешествие, равнина, рюкзак, сарафан, сверкать, свитер, север, сегодня, сейчас, секрет, слева, солома, сочинение, справа, сувенир, таблетка, телеграмма, хозяин, фамилия, фиолетовый, финиш, фойе, футбол, шестнадцать, шоссе, экипаж, экскурсия, электричество.

Задания

- выписать существительные первого склонения;

- выписать существительные второго склонения;

- выписать числительные;

- выписать наречия;

- выписать слова, состоящие только из корня;

- выписать слова, к которым подойдёт слово «чистый»;

- выписать слова, к которым подойдёт слово «новая»;

- выписать слова на тему «Спорт»;

- выписать слова на тему «Литература»;

- выписать слова на тему «Искусство».

V. Рефлексия

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Как и что поможет детям расширить словарный запас? (закрываем «червячков» здоровыми плодами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности словарной работы на уроках русского языка

Слово - важнейшая единица языка, носитель значения. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Школьники усваивают ...

Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся

Статья, посвященная словарной работе на уроках русского языка...

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Пути повышения эффективности словарной работы на уроках русского языка

Слово - важнейшая единица языка, носитель значения. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются и эмоции. Любое речевое высказывание складыва...

Пути повышения эффективности словарной работы на уроках русского языка

Слово - важнейшая единица языка, носитель значения. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются и эмоции. Любое речевое высказывание складыва...

Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...