Статья "Методика развития речи на уроках русского языка в средней школе
статья по русскому языку
Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка Разрабатывая свою методику. Исходила из того, что: 1) необходимо формировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя; 2) работа по развитию речи носит не ознакомительный, практический тренинговый характер: овладеть речевыми навыками и умениями – значит, довести их до автоматизма, с возможностью их сознательного контроля; 3) развитие речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся - это постоянная работа на каждом уроке; 4) речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причём творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи; 5) необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни; 6) в процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика развития речи на уроках русского языка в средней школе
Зузулинская Л.В., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова»
п. Айхал Мирнинского района РС(Я)
Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка Разрабатывая свою методику. Исходила из того, что: 1) необходимо формировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя; 2) работа по развитию речи носит не ознакомительный, практический тренинговый характер: овладеть речевыми навыками и умениями – значит, довести их до автоматизма, с возможностью их сознательного контроля; 3) развитие речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся - это постоянная работа на каждом уроке; 4) речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причём творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи; 5) необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни; 6) в процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию.
Главными задачами считаю формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей.
Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если: а) ребёнок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.); б) поймёт, что овладение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире; в) почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.
Сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главное от второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения.
Предлагаемая методика развития речи включает следующие основные виды учебных работ.
- Работа со зрительной опорой.
Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы или какие-то картины, фотографии и т.п. Простейшим примером зрительной опоры являются рисунки. Они задают тему разговора и сюжет. Рисунки должны соответствовать возрасту детей, быть живыми и интересными, не содержать сложных деталей, число персонажей должно быть ограничено, события понятны, но не тривиальны. Как правило, уже через полгода после начала работы по комиксам некоторые дети начинают сами сочинять и зарисовывать комиксы, иногда очень удачные: так моя ученица Даша (5 класс) придумала такой комикс: шофёр автобуса находит в салоне сумку, издающую гуденье, - по-видимому, это бомба. Шофёр нервно выясняет у пассажиров, чья это сумка, потом всех «эвакуирует» и вызывает милицию, обнаруживающую в сумке … урчащую кошку! Такой сюжет позволяет индивидуализировать речь героев (один пассажир испугался, другой, напротив, воспринимает всё юмористически), даёт простор речевой импровизации.
Комиксы должны быть тематически разнообразны, включать самые разные – наиболее распространённые в жизни темы и сюжеты.
Предлагаемые виды работ с комиксами.
А. Устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей комикса. При этом работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; являются ли его реплики психологически достоверными: может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации; насколько хорошо ученик слышит реплики своих собеседников, являются ли его реплики действительно ответами на то, что он слышит, или они содержательно не связаны с услышанным; насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует; литературна ли, грамотна ли его речь.
Методика устного диалога следующая. 1. Рассматривание комиксов с устным комментированием: основная цель этого этапа – понять тему и сюжет, замысел художника, заметить как можно больше деталей, которые служат для воплощения замысла и характеризуют персонажей, высказать на основании этих деталей какие-то психологические догадки (какие люди изображены, что они чувствуют). 2. Второй этап работы, как правило, переносится на следующиё урок: дети импровизируют устные диалоги. 3. Оценивание устных диалогов – дети оценивают услышанное, отмечая достоинства и недостатки.
Очень важно, чтобы оценивание также происходило на следующем уроке, потому что параллельное оценивание (происходящее сразу по прослушивании диалога) убивает непосредственность восприятия. На 1-м и 2-м этапах эта работа воспринимается детьми как игра, что является положительным моментом, - и лишь на третьем этапе включается сознание, анализ. Непосредственные переживания (увлечённость, радость творить, фантазировать) имеют огромное значение, так как именно они создают мотивацию, и главная забота учителя должна быть направлена именно на поддержание высокого уровня увлечённости.
Б. Устный рассказ по рисунку.
Это монологическая работа, поэтому она должна следовать за устным диалогом.
Суть работы: кто-то из детей рассказывает (но не читает), остальные слушают его рассказ. В этом случае комиксы следует раздать детям заранее. Первый этап, выделенный в работе с устным диалогом (совместное рассматривание), исключается: каждый сам придумывает свой рассказ, рассматривая рисунки самостоятельно. Третий этап здесь тот же, что и в работе с устным диалогом.
В. Письменный рассказ по рисунку. В этом случае дети не рассказывают, а читают свои истории. Третий и первый этапы те же.
На начальном этапе работы по комиксам учитель достаточно активно принимает участие в диалогах, чтобы дать образцы правильной и яркой речи либо постоянно включать в них наиболее одарённых учеников класса, однако это не должно выглядеть «дидактически»: дети должны видеть, что учитель играет вместе с ними, и ему тоже интересно.
В работе по комиксам исключаются всякие предварительные этапы подготовки, общепринятые в существующей методике развития речи: словарная работа и пр. Однако такая работа происходит, но на третьем этапе, где отмечаются все интересные находки, удачи, достижения и пр.
Другим типом зрительной опоры являются картины (обычно это репродукции картин известных художников) и фотографии.
Основная цель работы с этим видом зрительной опоры – развитие наблюдательности. Как правило, картины и хорошие фотографии содержат множество интересных деталей, которые нелегко увидеть и ещё труднее понять их роль в данной картине. Могут быть использованы картины и фотографии разных жанров, от жанровой живописи, пейзажа (в 5-6-х классах) до психологического портрета (7-9-е классы).
Если учитель просит детей подготовить устный рассказ по картине дома, то совместного рассматривания не происходит. Если же работа ведётся только в классе, можно сначала рассмотреть картину, учитель может что-то очень кратко о ней рассказать, но не следует вместе называть детали, так как задача состоит именно в том, чтобы их увидеть самостоятельно и понять.
Оценивается прежде всего наблюдательность: самую высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи., логика высказывания (действительно ли данные детали позволяют сделать такой вывод).
Этап оценивания нужен не для того, чтобы всем выставить отметки: это этап обучения, сравнения удачной работы и неудачной, анализ того, каким путём можно добиться успеха, накопление активной лексики и т.п. Оценивает учитель вместе с детьми: они постепенно учатся оценивать, начинают оценивать не только друг друга, но и себя; поэтому учитель должен всегда выслушивать класс и ставит отметку, учитывая все сказанные мнения.
Работа по картинам и фотографиям может быть также письменной, однако не следует злоупотреблять письменными работами, так как они снижают мотивацию детей.
- Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.
Ребёнок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребёнка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.
Какого рода могут быть эти впечатления? 1. Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, например, из произведения «Зима» А. Вивальди, «Баркаролы» П.И. Чайковского, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?». В старших классах возможно высказывание на тему: «что я чувствовал, слушая эту музыку?». 2. Читательские впечатления. Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке русского языка. 3. Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «В школе» и т.п. 4. Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов, в том случае, если эти мечты не носят интимного характера.
Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребёнка. Учитель стремится создать такую обстановку в классе, когда всё, что связано с индивидуальностью каждого ребёнка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом.
Слушая эти работы, дети узнают друг друга, и каждая новая чёрточка в характере ребёнка должна учителем замечаться и доброжелательно подчёркиваться.
Методика этой работы следующая: 1) обдумывание темы творческой работы (возможно, вместе с детьми); 2) чтение творческих работ; 3) анализ.
Следует обратить внимание на то, что все творческие работы, авторы которых хотят их прочесть, должны читаться в классе. Ситуация, когда ребёнок пишет и говорит только для учителя, не является нормальной. Дети стремятся быть оценёнными и сверстниками тоже, а с 7-го класса – главным образом сверстниками. Поэтому для них очень важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя.
Безусловно, учитель-филолог должен заботиться и о том, чтобы впечатления детей были возможно более разнообразными, так как в ином случае им не о чем будет высказываться.
3. Устные дискуссии.
Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.
Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы детям, это может быть, например, то художественное произведение, которое они вместе читали, или какое-то волнующее их событие. Например, в одном из 11-х классов состоялся урок-диспут «Суд над Обломовым»: один из учеников был судьёй, другой прокурором, третий адвокатом, кто-то свидетелем, были и сам Обломов, и Штольц, и Ольга. Всё это происходило на уроке литературы, однако это именно работа по развитию речи.
4. Устная или письменная газета.
Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе, где они живут.
Сообщение должно быть в определённом стиле, точным, информативным, интересным. Основная задача – выбрать интересный материал и грамотно его оформить.
5. Языковые игры.
Это могут быть как всем известные «На одну букву», «Одним словом», так и игры, придуманные методистами. Их использование позволяет сделать уроки живыми, весёлыми, отдохнуть от тяжёлых для детей видов работы.
6. Лингвистическая работа с опорой (опорным сигналом или опорным конспектом).
Опорный конспект (допустим, «Имя числительное») вывешивается перед классом или рисуется на доске, затем учитель читает его, на следующем уроке читают желающие дети, затем все остальные. Класс задаёт вопросы, делает замечания, предлагает примеры и просит их объяснить, затем оценивает ответы (непосредственно после каждого ответа).
В данном случае от ребёнка требуется не импровизация, а точность, ясность речи, в том числе умение правильно употреблять термины, объяснять их, формулировать абстрактные положения, подкрепляя их конкретными примерами.
7. Доклады и сообщения.
Это обычная форма работы в школе, однако её, как правило, не рассматривают как работу по развитию речи. Если ученик может готовить какие-то доклады и сообщения на любом уроке, то учитель-филолог обязан научить ребёнка готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.
Доклады могут сопровождаться полемикой.
8. Пересказ художественного текста от имени героя.
Скажем, девочки 5-го класса могут пересказать сказку А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» от имени Людмилы, а мальчики – от имени Черномора. Ж.Пиаже показал, что ребёнку трудно понять точку зрения другого человека, - этому учит такая работа. Каждый из героев произведения видит и знает только часть того, о чём рассказывает автор; кроме того, одно и то же событие разные персонажи воспринимают по-другому, - это должен передать рассказчик.
9. Письма.
Можно переписываться со сверстниками из другого города, другой страны, а можно с одноклассниками. Можно установить в классе почтовый ящик для писем.
10. Издание литературно- публицистического альманаха.
11. Театрализованные сценки без заранее написанного текста, но с заданными героями и сюжетом (работа, аналогичная работе по комиксам, но без зрительной опоры), без игры на сцене, только с произнесением реплик. Возможно использование кукол, надевающихся на руку.
Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках литературы, - важно постоянно обращать внимание на красоту. Совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов или (и) речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.
Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой, однако развитие речи не должно восприниматься детьми только как довесок к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы.
То, что в существующей методике понимается как главное содержание уроков развития речи: накопление словарного запаса, умение структурировать речь (строить своё высказывание в соответствии с планом и пр.) – предлагаемой методикой не отрицается и не исключается, но входит в большинство видов работы на последнем этапе, когда дети уже ощутили вкус этой работы, заинтересовались ею, то есть когда они уже мотивированы и сами хотят научиться это делать как можно лучше. Не следует учить детей составлять план текста, пока они сами не поняли, зачем это нужно и какие даёт преимущества в реальных коммуникативных ситуациях. Накопление словарного запаса может осуществляться теми же средствами (ведение словарей), какие используются обычно, но начинать использовать их можно только тогда, когда дети уже сами хотят знать как можно больше слов и сами стремятся записывать их – в этот момент учитель должен научить детей вести словари; но ситуация, когда учащиеся ведут словари лишь потому, что этого требует учитель, не является нормальной.
Предложенная методика складывалась постепенно, в течение многих лет. Результатом её использования является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество, остроумие, и среди них много остроумных людей; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность и неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п.; литературно грамотная речь развивается не только у интеллигентных людей. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учёбе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида
Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида...

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать индивидуальные особенности и...

Приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка в средней школе.
Актуальность опубликованного материала обусловлена особым местом, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам. В данной статье я привожу приемы и методы...



