Статья на тему: "Пересказ как средство формирования навыков монологической и диалогической речи на уроках английского языка в средней школе"
статья по английскому языку

Моловичко Татьяна Ивановна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ как средство развития навыков монологической и диалогической речи.

Иностранный язык в современном обществе является неотъемлемой частью нашей жизни и профессиональной составляющей многих людей. Цель обучения английскому языку является сформированность всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма), но основные навыки – это навыки коммуникации, грамотно сформированные монологические и диалогические навыки.

Пересказ как средство развития монологической и диалогической речи является эффективным и часто используемым в процессе обучения. Общество в целом, а в особенности родители нацелены на то, чтобы их ребенок обучился именно способности говорить на иностранном языке, поддержать беседу, задать вопросы, а также уметь говорить о себе, понимать и быть способным к грамотной коммуникации.

Работа с текстом, а именно пересказ, обсуждение, пополнение словарного запаса, ответы на вопросы по тексту является эффективным методом работы по формированию коммуникативных компетенций.

Как же правильно работать с пересказом? Как часто использовать данный вид работы и как обучить, а также оценить данный вид работы, чтобы замотивировать учащихся и заинтересовать их?

Пересказ по своей сути – это передача чужого речевого текста от третьего лица в косвенной речи, фактически передача того, что произошло с человеком или какое-то событие, репродуктивный вид деятельности по передаче содержания заданного текста. Он максимально приближен к реальным условиям живого общения, т.к. и в повседневной жизни мы постоянно передаем мысли другого человека или события. Которые произошли с нами или в мире.

Данный вид работы совершенствует коммуникативные навыки, языковые, помогает грамотно и правильно строить свою речь, совершенствует память и мышление, а также может служить способом подготовки к сдаче ОГЭ или ЕГЭ, например, если использовать критерии оценивания из данного экзамена, а также умение отвечать на заданные вопросы.
Многие педагоги используют данный вид работы периодически, без четкой работы в системе. Практическая работа с пересказом в виде еженедельной практики показывает, что работа с пересказом является эффективным способом развития коммуникативных навыков, памяти, пополнения словарного запаса, позволяет увеличить темп монологической и диалогической речи,  приучить учащихся к постоянной коммуникации на заданную тему, умению отвечать на вопросы, вникать в содержание прочитанного и уметь кратко донести основную мысль текста.

На различных этапах обучение пересказу происходит по-разному.  На начальном этапе учитель помогает учащимся подготовить пересказ, читает вместе с детьми, учить распознавать новые лексические единицы, составляет план пересказа, учит различным техникам, которые будут служить основой для пересказа. После работы с лексикой и составлением плана или записи самого пересказа, педагог учит детей отвечать на вопросы по содержанию, а также может использовать игровые упражнения для создания правильный мотивации к данному виду работы.

Учащиеся довольно быстро и с интересом привыкают к данному виду работы. В определённый отведенный для этого день они сдают пересказы, слова, отвечают на вопросы и «морально» настроены на данный процесс, знают, чего ожидать от урока и поэтому находятся  ситуации успеха. Это создает не только положительный настрой на учебный процесс, но и на общение на иностранном языке в целом, т.к. приходит осознание своих умений и легкости данного процесса.

В дальнейшем в средней школе учащиеся читают главу книги самостоятельно, например в выходные, выписывают новую лексику, готовят пересказ и «план-опору», зарисовки, план, «скелет текста, опору на лексику и др.

В последствии учащийся может «подглядывать» в свою шпаргалку, чтобы чувствовать себя уверенно.

Можно в оценивании использовать любые критерии, главное, ознакомить с ними учащихся. Можно использовать требования предъявляемые учащимся при сдаче ОГЭ и ЕГЭ для того, чтобы учащийся понимал свои ошибки(педагогу следует их записывать) и мог надеяться на определенный результат.

Практика использования данного вида работы показала эффективность использования данного метода работы для формирования коммуникативных умений, положительное отношение учащихся к этому, возможность не только развивать навыки общения, но и читать художественную литературу на иностранном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно – ориентированный подход при обучении устной (монологической и диалогической) речи на уроках английского языка.

Актуальные проблемы иноязычного образования в современном социокультурном контексте....

Облако слов как средство мотивации монологической и диалогической речи на уроках английского языка.

Одним из инструментов социальных сервисов Web 2.0 являются Облака слов (Wordclouds). Как показывает практика, облако слов может применяться на уроках для решения различных учебных задач. Облако с...

Облако слов как средство мотивации монологической и диалогической речи на уроках английского языка.

Одним из инструментов социальных сервисов Web 2.0 являются Облака слов (Wordclouds). Как показывает практика, облако слов может применяться на уроках для решения различных учебных задач. Облако с...

Формирование навыков монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий

Статья на тему: Формирование навыков монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий...

Нетрадиционные методы обучения монологической и диалогической речи на уроках английского языка в старших классах

Актуальность работы состоит в том, что на современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улу...

Статья "Формирование навыков монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий"

Статья по обучению формирования навыков монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием инновационных технологий....