Пути развития у школьников универсальных учебных действий на ступени среднего ( полного) общего образования : актуальные методики (примеры из практики) на уроках немецкого языка.
учебно-методический материал по немецкому языку по теме

Цыганкова Ольга Ивановна

Формирование универсальных учебных действий у школьников очень актуальна, так как идет изменение парадигмы в обучении. Задачей для учителя становиться не только  освоение учащимися конкретных предметных знаний, навыков в рамках определенного предмета, но и достижение метапредметгной результативности обученности

Сущность понятия УУД- способность субъекта к самореализации и совершенствованию. Ясно одно- надо научить ребенка общаться, учиться и организовывать свою деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути развития у школьников универсальных учебных действий на ступени среднего ( полного) общего образования : актуальные методики (примеры из практики) на уроках немецкого языка.

     Формирование универсальных учебных действий у школьников очень актуальна, так как идет изменение парадигмы в обучении. Задачей для учителя становиться не только  освоение учащимися конкретных предметных знаний, навыков в рамках определенного предмета, но и достижение метапредметгной результативности обученности.

         Для развития личностных универсальных учебных действий особое место отвожу использованию проектной методики. В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно. Работа над проектом дает возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

Работа над проектами активизирует  с одной стороны все стороны личности ребенка: интеллект, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, коммуникабельность. С другой стороны развивает фантазию, творческое мышление.

Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

             В своем выступлении хотела бы рассказать , как я  использую проектную методику в своей работе. В 4 классе, изучая тему « Праздники в Германии» завершаем ее проектом. Выбор праздников предоставляю ученикам. Наиболее привлекательными для ребят являются праздники Nikolaustag? Weihnachten, Ostern.

Так как в этом возрасте ребята только начинают знакомиться с этим видом деятельности, мне как учителю, приходиться разбирать каждый этап проекта, направлять работу группы.

      На первом этапе обсуждаю с ребятами содержание и характер проекта, способы сбора необходимой информации. В 4 классе предпочтение отдаю работе в микрогруппах, так  как у ребят еще нет опыта в индивидуальной работе.

На этом этапе помогаю распределить задачи и обсудить способы их решения. Когда формирую группы, то учитываю пожелание ребят, но при этом учитываю психологическую совместимость, уровень владения языком, творческие способности.

На данном этапе учителю необходимо сформировать познавательные мотивы, интерес к новому. Если ученика побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравиться говорить, читать , воспринимать немецкую речь на слух, узнавать новое , тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету. «Немотивированный ученик просто не хочет учиться»

На втором этапе проводиться работа по выполнению проекта. Для себя ставлю задачи:

Научить читать тексты, извлекая необходимую информацию. Использовать уже полученные ранее знания по теме.

Для формирования учебных мотивов у учащихся обращаюсь к чтению журналов «Schrumdirum». Во- первых лексика является актуальной и современной. Через ее призму учащиеся понимают особенности стилистики и новые явления в языке.

Во- вторых, информация, содержащаяся в журнальных публикациях, помогает школьникам понять современные тенденции в обществе, повысить свою культурологическую компетенцию.

В процессе работы над статьей стараюсь развить навыки комплексного подхода:

Овладеть различными видами работ с текстом (поисковое, просмотровое, ознакомительное чтение)

Следующий вид работы - это письмо. Учащиеся пишут  поздравительные открытки, и выполняют действия по заданному образцу. Ребята учатся правильно расходовать время. При этом учитель помогает прорабатывать грамматические структуры и у ребят исчезает страх перед грамматикой.

В проектную работу обязательно включаю литературный перевод стихотворения (Nachtdichtung).

Художественный перевод стихов формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний.

В рамках личностно-ориентированного подхода художественный перевод будет способствовать развитию креативности учащихся. Перевод развивает чувство ритма, фонетические навыки, устную речь, расширяет словарный запас. Кроме того у ребят возникает зрительные образы. В каждом переводе видна неповторимая индивидуальность ребенка.

 При составлении кроссворда ребята расширяют словарный запас.

Во время работы на втором этапе происходит усвоение ребенком моральных норм:

  1. нормы справедливого распределения
  2. норм правдивости
  3. нормы взаимопомощи
  4. способность встать на позицию другого человека и «увидеть» ситуацию с его точки зрения.

Решаются также и коммуникативные задачи. Ребята находят общее решение практической задачи ( составляется один кроссворд, пишется одно поздравление)

В предложенном задании « Сравнить праздники В России и Германии»  Что общего и что отличного, ребята учатся выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения (логические действия)

При подготовки проекта учащиеся используют Интернет-ресурсы. Применение информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения материала.

Третий этап проектной деятельности- это презентация. Презентаци удобны и для учителя, и для ученика. Здесь есть текст, картинки, видео, музыкальное сопровождение. Как показывает практика, страх ошибок является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу. А тем самым , не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения языка. Презентация является, конечно, самым главным и интересным этапом. Презентация важна для самосознания каждого ученика Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих , похвала ,одобрение.

Так как я провожу проектную работу в микрогруппах, то все решения проблемы происходит внутри группы, ребята сами планируют работу ,распределяют обязанности ,подборку определенного материала. Таким образом учащиеся развивают свои интеллектуальные у3мения, целеустремленность, трудолюбие, приобретают учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечит социальную адаптацию в обществе.

Во время заключительного этапа работы над проектом особенно важно оценивание своей работы самими учениками. Я учу детей объективно оценивать себя, предлагая им таблицу самооценки:

1, Уровень проявленного интереса                       БАЛЛЫ

2.Новизна материала

3. Доступность 9Могу ли я понять речь моих товарищей, аудиозаписи,виеоматериала на немецком языке.

      Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации практического применения этот метод  наиболее эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то , что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать: формируется творческие способности и активность обучаемых, т.е. неразрывный процесс обучения и воспитания.

Единственное, что, на мой взгляд, не стоит забывать, основным звеном этой деятельности является ребенок с его личностными особенностями. Очень верно об этом сказал когда-то

К. Роджерс: “Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой внутренний мир. Я буду поддерживать и подбадривать тебя, чтобы ты пробовал что-то новое, чтобы ты рисковал на пути к познанию, но я никогда не буду толкать тебя силой”.



Предварительный просмотр:

Пути развития у школьников универсальных учебных действий на ступени среднего ( полного) общего образования : актуальные методики (примеры из практики) на уроках немецкого языка.

     Формирование универсальных учебных действий у школьников очень актуальна, так как идет изменение парадигмы в обучении. Задачей для учителя становиться не только  освоение учащимися конкретных предметных знаний, навыков в рамках определенного предмета, но и достижение метапредметгной результативности обученности.

         Для развития личностных универсальных учебных действий особое место отвожу использованию проектной методики. В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно. Работа над проектом дает возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

Работа над проектами активизирует  с одной стороны все стороны личности ребенка: интеллект, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, коммуникабельность. С другой стороны развивает фантазию, творческое мышление.

Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

             В своем выступлении хотела бы рассказать , как я  использую проектную методику в своей работе. В 4 классе, изучая тему « Праздники в Германии» завершаем ее проектом. Выбор праздников предоставляю ученикам. Наиболее привлекательными для ребят являются праздники Nikolaustag? Weihnachten, Ostern.

Так как в этом возрасте ребята только начинают знакомиться с этим видом деятельности, мне как учителю, приходиться разбирать каждый этап проекта, направлять работу группы.

      На первом этапе обсуждаю с ребятами содержание и характер проекта, способы сбора необходимой информации. В 4 классе предпочтение отдаю работе в микрогруппах, так  как у ребят еще нет опыта в индивидуальной работе.

На этом этапе помогаю распределить задачи и обсудить способы их решения. Когда формирую группы, то учитываю пожелание ребят, но при этом учитываю психологическую совместимость, уровень владения языком, творческие способности.

На данном этапе учителю необходимо сформировать познавательные мотивы, интерес к новому. Если ученика побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравиться говорить, читать , воспринимать немецкую речь на слух, узнавать новое , тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету. «Немотивированный ученик просто не хочет учиться»

На втором этапе проводиться работа по выполнению проекта. Для себя ставлю задачи:

Научить читать тексты, извлекая необходимую информацию. Использовать уже полученные ранее знания по теме.

Для формирования учебных мотивов у учащихся обращаюсь к чтению журналов «Schrumdirum». Во- первых лексика является актуальной и современной. Через ее призму учащиеся понимают особенности стилистики и новые явления в языке.

Во- вторых, информация, содержащаяся в журнальных публикациях, помогает школьникам понять современные тенденции в обществе, повысить свою культурологическую компетенцию.

В процессе работы над статьей стараюсь развить навыки комплексного подхода:

Овладеть различными видами работ с текстом (поисковое, просмотровое, ознакомительное чтение)

Следующий вид работы - это письмо. Учащиеся пишут  поздравительные открытки, и выполняют действия по заданному образцу. Ребята учатся правильно расходовать время. При этом учитель помогает прорабатывать грамматические структуры и у ребят исчезает страх перед грамматикой.

В проектную работу обязательно включаю литературный перевод стихотворения (Nachtdichtung).

Художественный перевод стихов формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний.

В рамках личностно-ориентированного подхода художественный перевод будет способствовать развитию креативности учащихся. Перевод развивает чувство ритма, фонетические навыки, устную речь, расширяет словарный запас. Кроме того у ребят возникает зрительные образы. В каждом переводе видна неповторимая индивидуальность ребенка.

 При составлении кроссворда ребята расширяют словарный запас.

Во время работы на втором этапе происходит усвоение ребенком моральных норм:

  1. нормы справедливого распределения
  2. норм правдивости
  3. нормы взаимопомощи
  4. способность встать на позицию другого человека и «увидеть» ситуацию с его точки зрения.

Решаются также и коммуникативные задачи. Ребята находят общее решение практической задачи ( составляется один кроссворд, пишется одно поздравление)

В предложенном задании « Сравнить праздники В России и Германии»  Что общего и что отличного, ребята учатся выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения (логические действия)

При подготовки проекта учащиеся используют Интернет-ресурсы. Применение информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения материала.

Третий этап проектной деятельности- это презентация. Презентаци удобны и для учителя, и для ученика. Здесь есть текст, картинки, видео, музыкальное сопровождение. Как показывает практика, страх ошибок является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу. А тем самым , не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения языка. Презентация является, конечно, самым главным и интересным этапом. Презентация важна для самосознания каждого ученика Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих , похвала ,одобрение.

Так как я провожу проектную работу в микрогруппах, то все решения проблемы происходит внутри группы, ребята сами планируют работу ,распределяют обязанности ,подборку определенного материала. Таким образом учащиеся развивают свои интеллектуальные у3мения, целеустремленность, трудолюбие, приобретают учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечит социальную адаптацию в обществе.

Во время заключительного этапа работы над проектом особенно важно оценивание своей работы самими учениками. Я учу детей объективно оценивать себя, предлагая им таблицу самооценки:

1, Уровень проявленного интереса                       БАЛЛЫ

2.Новизна материала

3. Доступность 9Могу ли я понять речь моих товарищей, аудиозаписи,виеоматериала на немецком языке.

      Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации практического применения этот метод  наиболее эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то , что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать: формируется творческие способности и активность обучаемых, т.е. неразрывный процесс обучения и воспитания.

Единственное, что, на мой взгляд, не стоит забывать, основным звеном этой деятельности является ребенок с его личностными особенностями. Очень верно об этом сказал когда-то

К. Роджерс: “Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой внутренний мир. Я буду поддерживать и подбадривать тебя, чтобы ты пробовал что-то новое, чтобы ты рисковал на пути к познанию, но я никогда не буду толкать тебя силой”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования у обучающихся универсальных учебных действий как средство реализации ФГОС общего образования (на примере обучения иностранным языкам)

Примерная программа по иностранному языку для основной школы, разработанная в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Фундаментальным ядром содержания общего образования...

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования....

«Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность»

Приоритетным направлением, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, фо...

Рабочая программа по учебному предмету "История" для среднего (полного) общего образования

Рабочая программа по учебному предмету "История" для среднего (полного) общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование УМК:Сахаров А.Н., Загладин Н.В.  История с д...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования...