Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
статья на тему

Олейникова Валентина Александровна

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО- Олейниковой В.А.

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

 «Универсальные учебные действия –

• способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию

путем сознательного и активного присвоения нового социального

опыта;

• совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную

идентичность, социальную компетентность, толерантность,

способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,

включая организацию этого процесса» (Глоссарий сайта

standart.edu.ru).

«В широком значении термин «универсальные учебные действия»

означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения

нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин

«универсальные учебные действия» можно определить как совокупность

способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной

работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению

новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.» (сайт

www.gcro.ru).

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

 носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают

целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и

саморазвития личности;

 обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

 лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося

независимо от её специально-предметного содержания.

Выделяют следующие блоки УУД:

Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся

(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и

ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)

Регулятивные (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной

деятельности)

Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение

работать с информацией)

Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции

других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со

сверстниками и взрослыми)

Развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе

осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для развития универсальных учебных действий. Каждый учебный предмет вносит свой вклад в развитие УУД.

На этапе основного общего образования УУД развиваются не только

в учебной деятельности, но и в таких видах деятельности как проектная и

исследовательская.

Целью программы развития универсальных учебных действий

является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие

способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация

системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и

развивающего потенциала общего среднего образования.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе

личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,

определяющих развитие психологических способностей личности,

осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и

познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия

представляют собой целостную систему, в которой происхождение и

развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с

другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится

деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии

УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

Технологии развития УУД

Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной

школе лежит системно-деятельностный подход.

Знания не передаются обучающимся в готовом виде, а добываются

самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

Взаимодействие обучающегося с учителем и одноклассниками

принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в

этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе

методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в

основной школе универсальных учебных действий.

Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках

использования возможностей современной информационной

образовательной среды как:

-средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки

школьников, организующего оперативную консультационную помощь в

целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;

-инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской

деятельности путём моделирования работы научных лабораторий,

организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки

результатов экспериментальной деятельности;

-средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения

необходимой информации из разнообразных источников;

-средства развития личности за счёт формирования навыков культуры

общения;

-эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной

деятельности.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной

школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам,

но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных

программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной

школе особое место занимают учебные ситуации, которые

специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть

построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.

Типология учебных ситуаций в основной школе представлена такими

ситуациями, как:

-ситуация-проблема

-ситуация-иллюстрация

-ситуация-оценка

-ситуация-тренинг

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной

деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-

исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие

особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются

как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая

деятельность должна быть направлена не только на повышение

компетентности подростков в предметной области определённых учебных

дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта,

имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть

организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои

потребности в общении со значимыми, референтными группами

одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе

целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,

подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,

умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают

навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в

коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ

школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной

деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы

практически любые способности подростков, реализованы личные

пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно

учесть следующие моменты:

- тема исследования должна быть на самом деле интересна для

ученика и совпадать с кругом интереса учителя;  

-необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы,

иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он

будет проведён учителем безукоризненно правильно;  

-организация хода работы над раскрытием проблемы исследования

должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг

перед другом и взаимопомощи;  

- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то

новое ученику, а уже потом науке.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует

считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное,

личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для

исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в

коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой

исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как

показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю

важно помнить, что проект – это форма организации совместной

деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в

их определённой последовательности, направленной на достижение

поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для

обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Процесс проектирования и исследований на протяжении всей

основной школы проходит несколько стадий:

На переходном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности

используется специальный тип задач – проектная задача.

Под проектной задачей понимается задача, в которой через

систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система

действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в

практике обучающегося результата («продукта»), и в ходе решения которой

происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача

носит групповой характер. Проектная задача задает общий способ

проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного)

результата.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для

решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и

материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их

выполнения.

На этапе самоопределения (7-9 классы) появляются проектные формы

учебной деятельности, учебное и социальное проектирование.

Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система

учебно-познавательных, познавательных действий школьников под

руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение

нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с

обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно

практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего

проектирования1. Она гораздо в меньшей степени регламентируется

педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а

превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую

задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем

решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е.

средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности

проекта является его продукт.

Проектная деятельность именно на этом этапе образования

представляет собой особую деятельность, которая ведет за собой развитие

подростка. «Ведущая деятельность» означает, что эта деятельность является

абсолютно необходимой для нормального хода развития именно подростков.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет

индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу,

осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода,

возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток —

автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога

получает возможность научиться планировать и работать по плану — это

один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым

должен овладеть школьник.

Учебный проект  и исследовательская деятельность– прекрасный способ проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты учебного проекта.

Источники:

http://school21.ivedu.ru/document/FGOC/5kll/fgosOO/2.pdf

standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Формирование универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обесп...

«Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования»

Структура программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС и включает цели, понятия и характеристики УУД, планируемые результаты развития компетентности обуча...

Примерная программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

Примерная программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования...