«Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования»
материал

Структура программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС и включает цели, понятия и характеристики УУД, планируемые результаты развития компетентности обучающихся, а также описание особенностей организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности. Также в содержание программы включено описание форм взаимодействия участников образовательных отношений по организации работы по реализации программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования»

Содержание

1. Цели и задачи программы

2. Концептуальные основы развития УУД 

2.1. Принципы формирования и развития УУД 

2.2.Функции УУД

2.1.2.3.Классификация универсальных учебных действий

2.4. Приемы, методы формирования УУД и способов деятельности

2.5. Формы организации учебной деятельности учащихся по овладению УУД и способами деятельности

2.6. Роль учебных предметов в формировании и развитии личностных и метапредметных результатов

2.7. Роль проектной и исследовательской деятельности в формировании у учащихся метапредметных и личностных УУД

3. Преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

4. Литература


Структура программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС и включает цели, понятия и характеристики УУД, планируемые результаты развития компетентности обучающихся, а также описание особенностей организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности. Также в содержание программы включено описание форм взаимодействия участников образовательных отношений по организации работы по реализации программы.

1.Цели и задачи программы

Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.

В соответствии с указанной целью программа развития УУД в основной школе определяет следующие задачи:

  • организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей по развитию универсальных учебных действий в основной школе;
  • реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;
  • включение развивающих задач не только в урочную, но и во внеурочную деятельность обучающихся;
  • обеспечение преемственности и особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося. УУД представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы – «инициировать учебное сотрудничество».

2.Концептуальные основы развития УУД

2.1. Принципы формирования и развития УУД

1) формирование и развитие УУД – задача, сквозная для всей образовательной деятельности школы (урочная, внеурочная деятельность);

2) формирование и развитие УУД обязательно требует работы с предметным или междисциплинарным содержанием;

3) преемственность по отношению к начальной школе, но с учетом специфики подросткового возраста. Специфика подросткового возраста заключается в том, что возрастает значимость различных социальных практик, исследовательской и проектной деятельности, использования ИКТ;

4) отход от понимания урока как ключевой единицы учебного процесса и переход к блочному изучению программного материала учебных предметов, гибкого сочетания урочных, внеурочных форм, самостоятельной работы учащихся;

5) при составлении учебного плана и расписания акцент делается на нелинейность, наличие элективных компонентов, вариативность, индивидуализацию.

2.2.Функции УУД

К основным функциям УУД относятся следующие:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия являются основой структурирования учебного материала, выбора приемов, методов обучения, форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся; системы диагностики.

2.1.2.3.Классификация универсальных учебных действий

Универсальный характер УУД появляется в том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех уровней образовательной деятельности школы;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: 
личностныйрегулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности выделяются три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное 
самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,
логические, постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют 
знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


2.4.Приёмы, методы формирования УУД и способов деятельности

В обобщенном виде приемы, методы формирования УУД и способов деятельности учащихся основной школы представлены в следующем виде:

ставить учебную задачу;

- решение проблемных ситуаций на стыке «знаю-не знаю», «умею-не умею»

правильно оформлять и вести записи в тетради

работа с эталонами, образцами

понимать последовательность действий

работа с алгоритмами, образцами применения алгоритмов

сравнивать полученные результаты с учебной задачей

использование эталонов, образцов

определять наиболее рациональную последовательность своей деятельности

действие по алгоритмам, создание своих алгоритмов

оценивать свою деятельность и одноклассников

поэлементный, пошаговый, пооперационный «расклад» деятельности по выполнению задания, задачи, примера

планировать свою деятельность

действие по алгоритмам, комбинирование алгоритмов

вносить изменения в содержание задач

использование «конструкторов » задач на регулятивные УУД

определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины

владение поэлементным, пошаговым, пооперационным «раскладом» деятельности по выполнению заданий, задач, примеров

Познавательные универсальные действия и способы деятельности

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

использование образцов по схеме «цель-результат»

поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)

вооружение планами деятельности с фактами, явлениями, законами, теориями

владеть различными видами пересказа (устно и письменно)

проговаривание в парах, выполнение письменных заданий с последующими само- и взаимоконтролем

различать стили текстов, воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

работа с характеристиками различных стилей текстов и их образцами

составлять на основе текста таблицы, схемы, графики

образцы деятельности

составлять сложный и тезисный план

алгоритмы и образцы

готовить доклады, выполнять реферативные работы

методические рекомендации с образцами

составлять конспект текста, выступления

методические рекомендации с образцами

моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические)

образцы деятельности

преобразование модели с целью выявления общих законов

образцы деятельности

выделять главное

образцы деятельности

составлять простой план

образцы деятельности

сравнивать факты и явления по заданным критериям

структурно-логические схемы

выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение

структурно-логические схемы

формулировать вывод

образцы деятельности

классифицировать по нескольким признакам

структурно-логические схемы

доказывать и опровергать

образцы деятельности

определять причинно-следственную связь между компонентами

структурно-логические схемы

владеть навыками синтеза и анализа

структурно-логические схемы

Коммуникативные УУД и способы деятельности

задавать уточняющие вопросы

работа в парах по конструктору

высказывать суждения

работа в парах по конструктору

слушать друг друга

работа в парах по конструктору

вести диалог

работа в парах по конструктору

кратко формулировать свои мысли

структурно-логические схемы и образцы

продолжить и развить мысль собеседника

работа в парах по конструктору

выслушивать и объективно оценивать другого

работа в парах по конструктору

вырабатывать общее решение

работа в группах по алгоритму

выступать перед аудиторией

тренинги

уметь донести свое мнение до других

тренинги

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения

тренинги


2.5.Формы организации учебной деятельности учащихся по овладению УУД и способами деятельности

Обучение в школе организуется так, что целенаправленно ведет за собой развитие. Главным условием реализации программы является то, что линия взросления задается эволюцией форм организации деятельности учащихся от коллективно-распределенной к групповой и индивидуальной.
Основной формой организации обучения является урок. Содержание обучения концентрируется вокруг учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Характеристика форм организации учебно-познавательной деятельности в овладении учащимися УУД и способами деятельности в процессе решения достаточно широкого класса учебно-познавательных и учебно-практических задач представлены в следующем виде:

Направление, содержание деятельности по развитию УУД

Характеристика форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Прогнозируемый результат

1.

Практикумы по решению учебно-познавательных задач

1.1.

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

-  выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

Познавательные УУД

1.2.

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

-использование знаково-символических средств и логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам;

- установление аналогий и причинно-следственных связей;

- построение рассуждений, соотнесение с известным;

- выдвижение новых идей;

- создание или исследование новой информации, преобразование известной информации, представление её в новой форме, перенос в иной контекст и т. п.

Познавательные УУД

2.

Практикумы по решению учебно-практических задач

2.1.

Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем или проблемных ситуаций

- принятие решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения;

- создание объекта с заданными свойствами;

- установление закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.

Познавательные УУД

2.2.

Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества

- совместная работа в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат

Коммуникативные УУД

2.3.

Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации

- создание письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.)

Коммуникативные УУД

3.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции

- планирование этапов выполнения работы;

- отслеживание продвижения в выполнении задания;

- соблюдение графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов;

- распределение обязанностей и контроля качества выполнения работы.

Регулятивные УУД

4.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии

- самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий;

- выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания;

- самостоятельная постановка учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.)

Регулятивные УУД

5.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

выражение ценностных суждений или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях;

- аргументация (пояснение или комментарии) своей позиции или оценки.

Личностные УУД

6.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности учащихся

-создание и редактирование текстов;

-создание и редактирование электронных таблиц;

-использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;

-создание и редактирование презентаций;

-создание и редактирование графики и фото;

-создание и редактирование видео;

-создание музыкальных и звуковых объектов;

-поиск и анализ информации в Интернете;

-моделирование, проектирование и управление;

-математическая обработка и визуализация данных;

-создание веб-страниц и сайтов;

-сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем

ИКТ-компетентность

7.

Учебно-исследовательская деятельность

7.1.

Урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся:

- проблемные уроки;

- семинары;

- практические и лабораторные занятия, др.

Познавательные, регулятивные УУД

7.2.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности

научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.

Познавательные,  коммуникативные,  регулятивные УУД

8.

Проектная деятельность

8.1.

Урочная и внеурочная деятельность по решению прикладных задач

Разработка информационных, творческих, социальных, прикладных, инновационных, игровых проектов:

- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

- плакаты, презентации;

- альбомы, буклеты, брошюры, книги;

- реконструкции событий;

- эссе, рассказы, стихи, рисунки;

- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

- документальные фильмы, мультфильмы;

- выставки, игры, тематические вечера, концерты;

- сценарии мероприятий.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД

Освоение приемов решения указанных типов учебно-познавательных и учебно-практических задач является основой работы по целенаправленному планомерному формированию универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

В педагогическом коллективе вырабатываются единые, общие подходы к работе по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательной деятельности, суть которых сводится к следующему:

  1. Необходимость выделения цели формирования универсальных учебных действий как описания УУД, четкого выделения их функций в педагогическом процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.
  2. Определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение и организацию ориентировки учащихся в его выполнении.
  3. Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход:

- от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия;

- от регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

  1. Определение связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной:

- выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов универсальных учебных действий и создающих для них зону ближайшего развития;

- определение конкретной формы универсального учебного действия применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия;

- подбор и разработка системы задач, решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

2.6. Роль учебных предметов в формировании и развитии личностных и метапредметных результатов

Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

Средствами достижения личностных и метапредметных результатов в каждом предмете могут служить:

1) текст;

2) иллюстративный ряд (например, схемы и графики в математике);

3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебника не содержится ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности) ученик может сформулировать свою версию ответа;

4) принцип минимакса – в учебнике имеется как необходимый для усвоения основной материал, так и дополнительный материал. Иногда они четко отделены, но чаще специально перемешаны (как в жизни), что требует развития умения искать важную необходимую информацию, ответ на возникающий вопрос.

Предмет «Физика» кроме предметных результатов обеспечивает формирование познавательных универсальных учебных действий. Этому способствует «приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований». Однако не менее важно «осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования», что оказывает содействие развитию личностных результатов.

2.7. Роль проектной и исследовательской деятельности в формировании и развитии у учащихся метапредметных и личностных УУД

В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида - это проект и исследование.

Цель проектной учебной деятельности - научиться ставить перед собою принципиально достижимые оригинальные цели, а также планировать и выполнять действия для получения задуманного результата.

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

- определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,

- создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта,

- выполнение плана действий по реализации проекта,

- осмысление и оценивание результатов деятельности.

Для освоения школьниками работы над проектами им необходимо научиться:

- формулировать цели и ограничения проекта;

- определять перечень операций, входящих в проект и их продолжительность;

- составлять план реализации проекта с учётом порядка следования взаимосвязанных действий, определять критический путь (самую длительную по срокам последовательную цепочку операций),

включать в план работ описание промежуточных результатов и требования к их качеству;

контролировать выполнение работ: реальные сроки выполнения операций, качество промежуточных результатов, отклонение от намеченного графика,

оценивать соответствие полученного результата первоначальному замыслу и требованиям к его качеству.

Цель исследовательской деятельности в учебном процессе - научиться открывать новые знания.

Исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы:

- обоснование актуальности выбранной темы;

- постановка цели и конкретных задач исследования;

- определение объекта и предмета исследования;

- выбор метода (методики) проведения исследования;

- описание процесса исследования;

- обсуждение результатов исследования;

- формулирование выводов и оценка полученных результатов.

При этом школьники должны понимать, что этапы исследований в различных предметных областях могут иметь свою специфику. Учебная исследовательская деятельность может быть как действительно исследовательской (открытие объективно новых знаний), так и квази-исследовательской (открытие субъективно новых знаний).

Для проведения учебных исследований школьникам необходимо научиться:

- выбирать тему исследования,

- формулировать цели и задачи исследования,

- производить подбор источников информации по теме исследования,

- создавать реферативные или аналитические обзоры источников информации по теме исследования,

- выбирать методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

- проводить сбор и обработку данных, используя адекватные цели методы;

- делать выводы, соответствующие целям и методам исследования,

- оформлять результаты исследования в виде письменной работы, соблюдая структуру текста, стиль изложения, корректное цитирование и логику изложения,

в дополнения к письменной работе оформлять тезисы и аннотацию,

- выступать с устным докладом о результатах исследования, доказывая свои суждения и при необходимости опровергая доводы оппонентов.

Основные направления исследовательской и проектной деятельности

В процессе обучения предполагается проведение исследований по следующим направлениям:

естественно-научные исследования;

исследования в формальных науках:

- математические исследования;

- исследования в компьютерных науках;

- филологические исследования;

- историко-обществоведческие исследования.

К основным направлениям проектной деятельности целесообразно отнести (по результату):

- проекты, нацеленные на разработку и создание изделий (в т.ч. инженерные);

- проекты, нацеленные на создание информационной продукции;

- проекты, нацеленные на проведение мероприятий (в т.ч. проведение игры, игровые проекты);

- проекты, нацеленные на решение проблем;

- проекты, нацеленные на самостоятельное обучение (учебные проекты);

- исследовательские проекты;

- социальные проекты.

Многообразие видов проектной деятельности позволяет классифицировать их по основным видам деятельности учащихся при работе над проектами:

- исследовательские проекты;

- инженерные проекты,

- информационные проекты;

- социальные проекты;

- игровые проекты;

- творческие проекты.

Сочетание разных видов деятельности школьников с ориентацией на разные виды результатов позволяет разнообразить работу над проектами и форм их представления.

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план- карты;

- плакаты, презентации;

- альбомы, буклеты, брошюры, книги;

- реконструкции событий;

- эссе, рассказы, стихи, рисунки;

- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

- документальные фильмы, мультфильмы;

- выставки, игры, тематические вечера, концерты;

- сценарии мероприятий;

- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.

Итоги учебно-исследовательской деятельности могут быть в том числе представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.

Планируемые результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности

В качестве главных результатов проектной и исследовательской деятельности школьников мы рассматриваем сформированность универсальных учебных действий:

• познавательных:

-освоение методов научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, абстрагирование, анализ, синтез);

- умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

• регулятивных:

-составление и реализация планов работ над проектами и проведение исследований;

-оценивание полученных результатов проектов и выводов исследования;

-преодоление проблем, возникающих при работе над проектами и проведением исследований;

- сотрудничество при работе над групповыми проектами;

• коммуникативных:

создание средств опосредованной коммуникации: печатных и электронных публикаций, мультимедийной продукции;

умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Формы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности

Освоение умений учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников предполагается в следующих формах:

На уроках:

• при выполнении продуктивных заданий учебника (УМК), особенно творческого характера, в которых нельзя найти ответ в тексте учебника, а необходимо его самостоятельно вывести, действуя по плану:

- осмыслить задание;

- найти нужную информацию;

- преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку...);

- сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…», «потому что, во-первых, во-вторых, и т.д.».);

- дать полный ответ, не рассчитывая на наводящие вопросы учителя;

при выполнении творческих заданий, требующих изготовления конкретного продукта (поделка, мероприятие и пр.) с заданным набором требований;

при выполнении учебных заданий, требующих от ученика использования отдельных исследовательских умений (тренировка наблюдения, измерений и т.д.);

при решении жизненных задач (выполнение заданий в ситуациях, требующих переноса умения действовать в учебной ситуации на жизненные).

при освоении на уроках средств ИКТ как инструментов для выполнения проектных и исследовательских работ:

- в познавательных действиях: поиск информации, моделирование,

проектирование, применение интеллект-карт;

- в регулятивных действиях: управление личными проектами, организация личного времени;

- в коммуникативных действиях: создание документов, печатных публикаций, электронных публикаций, мультимедийной продукции для выражения своих мыслей, чувств и потребностей, общение в сети,

выступления с компьютерным сопровождением.

Во внеурочное время, в том числе при выполнении домашних заданий :

при выполнении проектных, исследовательских заданий и решении жизненных задач (заданий в ситуациях), включенных авторами в учебник;

при выполнении исследований, проектов для школьных или внешкольных конкурсов исследовательских работ и проектов;

при выполнении межпредметных или внепредметных проектов во внеурочной деятельности;

выполнение индивидуального проекта по итогам обучения в основной школе.

Мониторинг и оценивание учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что учащийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

В таблице 3 приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.


Критерии оценивания проектной деятельности учащихся

Примерное содержательное описание каждого критерия

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Критерий

Базовый уровень

Повышенный уровень

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблемы

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

проекта

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы.

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности.

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.


Литература

1. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966

2. Елисеев В.В Планирование инспекционно-контрольной деятельности администрации школы за реализацией Федерального государственного образовательного стандарта. Методическое пособие – Ульяновск, ИПКПРО 2013.

3. Маркова А.К.Формирование мотивации учения. Кн. для учителя/А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990.

4. Основина В.А. Создание в образовательной организации системы мониторинга качества образования в условиях введения государственных стандартов общего образования нового поколения. – Ульяновск: УИПКПРО,2014.

5. Плахова Л.М. Внутришкольный контроль в образовательном учреждении: моделирование структуры.– М.: Чистые пруды: (часть 1, 2005 год), (часть 2, 2006 год).

6. Поташник М.М. Управление качеством образования: Практико ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000

7.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /Электронный ресурс – http://fcosreestr.ru/;

8.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Электронный ресурс – http://fcosreestr.ru/;

9.Третьяков П.И. Школа: Управление качеством образования по результатам. - М.: Издательство «УЦ Перспектива», 2009.

10. Федеральный закон от 29.12 2012г.№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» /Электронный ресурс – http://mo73.ru/

11. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования "/Электронный ресурс – http://mo73.ru/




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы

   В наше  время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования....

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Примерная программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

Примерная программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования...

Статья "Формы оценивания универсальных учебных действий школьников основного общего образования"

Проблема  оценивания деятельности обучающихся и объективность оценивания была и остается актуальной по сегодняшний день.В статье рассматриваются различные формы и подходы к формированию...