Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями
статья на тему

Апресова Елена Юрьевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №565

Кировского района Санкт-Петербурга

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на МО № 9

ТЕМА: Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями

Автор-составитель:

 Воспитатель Апресова Е.Ю.

                                                        

                                                     

2016/17 уч. г.

       Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

       С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.

2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразования абстрактных символов в образы.

3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

4. Развитие творческих способностей, фантазии.

5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия, и выразительности.

       Суть мнемосхем и заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки учащиеся легко воспроизводят текстовую информацию.

       Работа с использованием приемов мнемотехники идет от простого к сложному. В структуре этого приема классически выделяют следующие звенья:

1. Мнемоквадрат

2. Мнемодорожка

3. Мнемотаблица

       В мнемоквадратах отражены отдельные слова (названия предметов, признаки предметов, действия предметов). Здесь основой для работы с мнемоквадратами будут наблюдения учащихся, ознакомление с окружающей действительностью. Чем больше ребенок будет подмечать признаков, действий, знакомится с новыми предметами, тем легче ему будет обозначить их символами. И наоборот, ребенку легче будет перекодировать информацию в словесную форму.

       Мнемодорожки помогают детям правильно построить предложения, простые и сложные.

       Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация. Это схема, которая отображает в знаковой форме какое – либо произведение (загадку, стихотворение, сказку, рассказ).

       Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают учащимся выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

       Мнемотаблицы служат дитактическим материалом в работе по развитию связной речи и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Правила использования мнемосхем и мнемотаблиц.

       1 этап работы – знакомство с приёмом мнемотехники. 

       Игра «Что в круге?»

       Цель: научить учащихся  условному изображению любых предметов, умению их классифицировать.

        Ход игры: Нарисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты — любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива» и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда круг — это что?

       Потом можно пойти дальше — предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты — кружочком; мебель, книги, дома — прямоугольником; человека — треугольником. Этим вы закрепляете умение видеть абстрактный образ объекта.

       Далее можно поиграть линией. Читая детям любое произведение, предложите быстро нарисовать портрет героя, его образ, выделив в нем самое главное, то, что для него характерно. Необходимо обязательное ограничение времени на изображение: это может быть небольшая пауза в чтении, или можно договориться с ребятами, что они рисуют, пока учитель или ребенок читает до конца предложение. Это необходимо, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении.

       Похвалите детей и посоветуйте подумать: как можно было бы нарисовать портрет только линией.

     2 этап работы,  когда ученики только начинают знакомиться с символической аналогией, можно предложить им карточки на выбор для обозначения явления, действия, признака предмета и т.д.

       Обговорите, обыграйте с учащимися эти изображения, чтобы они убедились сами и убедили вас, какая карточка, что означает.

       3 этап работы, когда у учащихся уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек - символов. Ученик самостоятельно придумывает свой символ, затем при коллективном обсуждении учащиеся выбирают наиболее подходящий. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества учителя к совместному творчеству ученика с учителем. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – коллективно  выдвигаются и обсуждаются различные версии, отбираются наиболее удачные варианты. Здесь педагог выступает как равноправный партнер. Постепенно ученики начинают проявлять творческую самостоятельность, т. е. сами подбирают понятные для них символические аналогии.

4 этап, когда ученики научились обозначать отдельные признаки, качества предмета, действия, явления с помощью символов, можно переходить к их использованию для составления мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текстов, при составлении сюжетных рассказов.

- Сначала при заучивании наизусть подбираются такие стихотворения, в которых символами можно заменить почти каждое произносимое слово.

- Не полностью заменять слова символами можно при заучивании стихотворения, в котором есть повторяющиеся несколько раз словосочетания.

- Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова, словосочетания, фразы.

- Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме - плану.

Пересказ рассказа.

1. Чтение педагогом текста и демонстрация картинок.

2. Ответы на вопросы по содержанию. (Языковой разбор текста).

3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицы.

5. Коллективный пересказ.

6. Самостоятельный пересказ текста.

7. Анализ самостоятельных пересказов учащихся.

Этапы работы над стихотворением.

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

2. Сообщение учащимся о том, что они будут учить это стихотворение наизусть. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых – помочь учащимся понять основную мысль.

4. Выявление и объяснение значения непонятых учащимися слов.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. (Учащиеся повторяют с опорой на мнемотаблицу).

6. Рассказывание учащимися стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Зарисовывание учащимися мнемотаблицы (по памяти).

Обучение рассказыванию с элементами творчества.

       При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью составлению рассказов с элементами творчества решаются следующие основные задачи:

  1. Формирование умения составлять план будущего рассказа.
  2. Актуализация имеющихся у учащихся  знаний и представлений об окружающем.
  3. Развитие словесно-логического мышления.
  4. Развитие воссоздающего и творческого воображения.

Этапы работы.

  1. Учитель читает начало рассказа.
  2. Проводится разбор содержания рассказа в вопросно-ответной форме.
  3. Совместно с учениками составляется мнемосхема рассказа. Последняя ячейка мнемосхемы представлена в виде (?).
  4. Текст читается ещё раз с опорой на мнемотаблицу и предлагается несколько вариантов возможного продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.
  5. Придумывание продолжения рассказа детьми по одному из предложенных вариантов.
  6. Анализ рассказов учащихся.

       Обучение составлению рассказов на заданную тему является наиболее сложным и проводится на заключительной этапе работы.

       Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:

  1. У учащихся увеличивается объём знаний об окружающем.
  2. Появляется желание пересказывать текст, придумывать интересные истории.
  3. Появляется интерес к заучиванию стихов.
  4. Увеличивается словарных запас.
  5. Ученики преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении».

Школьный курс русского языка  в коррекционной школе  VIIIвида играет важную роль в системе общеобразовательной подготовки обучающихся. И  необ...

"Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей"

В настоящее время дети дошкольного возраста испытывают трудности в построение описательного рассказа, перессказа текста, заучивания стихотворения. Передо мной встала задача научить детей быстро запоми...

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...

Использование метода мнемотехники в развитие связной речи у младших школьников

Тема исследованияИспользование метода мнемотехники в развитие связной речи...