Конспект мастер-класса "Географический образ России"
методическая разработка по географии на тему

Новокрещенова Татьяна Евгеньевна

Данный мастер-класс позволяет сформировать географического образа России на основе интеграционного подхода. Демонстрирует возможность и место применения интеграционного подхода в преподавании географии, методы и приемы, позволяющие его реализовать и представляет географический образ России через интеграцию знаний и умений из курса географии, истории, литературы, биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КУРСВОЙ ОБЛАСТИ

Конспект мастер-класс:

Географический образ России.

Автор-составитель: учитель географии

Новокрещенова Т.Е.

г. Железногорск

2014г.

Цель: создание географического образа России на основе интеграционного подхода.

Задачи: 

  • продемонстрировать возможность и место применение интеграционного подхода в преподавании географии;
  • выделить методы и приемы, позволяющие реализовать интеграционный подход в преподавании географии;
  • представить географический образ России через интеграцию знаний и умений из курса географии, истории, литературы, биологии.

Для демонстрации педагогического опыта и методики работы понадобится 6 (9) участников, для формирования 3 групп.

Участники 1группы должны будут собрать карту России, используя «Физическую карту» в атласе и рассказать о вкладе землепроходцев в расширении российских границ.

Участники 2группы – определить положение названных географических объектов, и в каком из четверостиший, говориться о каждом из них, работа с использованием атласа.

Участники 3группы – определить местообитание представленных растений и животных, ознакомившись с информации о них, работа с использованием атласа.

На выполнение заданий отводиться 3-4 минуты.

Задание 1 группы: Вы получили атлас и геометрические фигуры. Вам необходимо из геометрических фигур с нанесенным на них контуром Российской Федерации собрать картосхему нашей страны. Что бы правильно выполнить задание вам потребуется «Физическая карта» Российской Федерации, её вы сможете найти в выданном вам атласе. После составления картосхемы нужно будет рассказать когда, кем и какая территория была присоединена к России.

Ерма́к Тимофе́евич - казачий атаман, исторический завоеватель Сибири (территория Западно-Сибирской низменности) для Российского государства в XVI веке.

Ива́н Ю́рьевич Москви́тин - русский землепроходец, атаман пеших казаков. В 1639 году с отрядом казаков первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив.

Васи́лий Дани́лович Поярков - русский землепроходец XVII века. Первым спустился по Амуру до его устья и установил, что Сахалин остров.

Задание 2 группы: Вам выданы карточки с названием географических объектов, четверостишия и атлас. Вы должны определить место расположение названных географических объектов на территории России, а так же в каком из предложенных четверостиший, говорится о каждом из них. Определить точное положение объектов на территории России вы сможете, использую «Физическую карту» Российской Федерации в атласе.

При выступлении вы должны будете расположить названия географического объекта на картосхеме, собранной участниками 1 группы, (с помощью прикрепленного с обратной стороны двойного скотча) и прочитать четверостишие предложенное вам.

    О (Волга!).. колыбель моя!

    Любил ли кто тебя, как я?

    Один, по утренним зарям,

    Когда еще всё в мире спит

    И алый блеск едва скользит

    По темно-голубым волнам,

    Я убегал к родной реке.

                      Некрасов Н.А.

   

    (Кавказ) подо мною. Один в вышине

    Стою над снегами у края стремнины:

    Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

    Парит неподвижно со мной наравне.

    Отселе я вижу потоков рожденье

    И первое грозных обвалов движенье.

                                     Пушкин С.А.

    Слышишь в зареве дня

    Тихо шепчет (Байкал),

    Синью нежной маня,

    Ветром воя у скал.

    Нежен, ласков и тих,

    Властен, грозен порой.

    Низко чайка летит

    Над лазурной волной.

    Если б только меня спросили,

    Я б ответил предельно кратко,

    Что не видел земли красивей

    И загадочней, чем (Камчатка).

    Где вулканы царапают небо.

    низвергая к подножьям лавы,

    Где сплетаются быль и небыль,

    И где в рост человека травы. 

                           А. Старикан

Задание 3 группы: Вам выданы карточки с изображением и краткой характеристикой представителей растительного и животного мира России и атлас. По картам «Растительность» и «Физическая карта» в атласе вы сможете определить, в какой части страны произрастает или обитает изображенные на карточках растения и животные Российской Федерации.

При выступлении разместите на картосхему, собранную участниками 1 группы, карточки с изображением растений и животных (при помощи прикрепленного двухстороннего скотча с обратной стороны), сообщая данную информацию о них.

Бе́лый медве́дь, или полярный медведь - хищное млекопитающее семейства медвежьих, близкий родственник бурого медведя. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. Занесён в Красную Книгу России.

Берёза пови́слая - вид растений рода Берёза, семейства Берёзовые. Широко распространённая лесообразующая порода, формирующая мелколиственные леса по всем климатическим зонам, кроме тундры. Имеет обширный ареал в Европейской части России.

Аму́рский тигр (уссурийский или дальневосточный) - один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Занесён в Красную книгу.

Сиби́рский кедр, или Сосна́ сиби́рская кедро́вая - один из видов рода Сосна; вечнозелёное дерево. Кедр очень распространён в Западной Сибири, в Восточной Сибири и на Урале.

Обыкновенная рысь - вид млекопитающих из рода рысей. Рысь — самый северный вид из семейства кошачьих. Сейчас предприняты успешные попытки возродить популяцию рысей. Рысь отдает предпочтение глухим темнохвойным лесам, тайге (Западная и Восточная Сибирь).

Ли́ственница сиби́рская - вид хвойных деревьев из рода Лиственница, семейства Сосновые. Лиственница сибирская произрастает в пределах лесной зоны, восток и северо-восток европейской части России, Урал, Западная и Восточная Сибирь (до озера Байкал). Самое распространенное дерево России.

Пока идет работа в группах проводится беседа с аудиторией.

Математика:

  1. Скажите среди присутствующих в зале, есть учителя математики…
  2. На ваш взгляд, если возможность использовать географическую информацию на уроках математике?

Например, в статистике, что бы показать практическую необходимость умений в этой области знаний, можно использовать данные о численности населения городов, изменения динамики численности, значение вычислений процентов, через демонстрацию необходимости этих вычислений в характеристики населения городов, стран, регионов мира или в мире в целом. Так как этими умениями и навыками чаще всего пользуются в демографии, разделе географии, о народонаселении.

Иностранные языки:

  1. Есть ли среди присутствующих учителя иностранных языков?
  2. На ваш взгляд, есть ли место использованию географии на ваших уроках?

или На уроках иностранного языка есть огромный потенциал для использования геогрфии.

Огромную помощь в изучении страноведческой части курса географии оказывает участие учителей иностранных языков в правильном произношении и переводи многих названий географических объектов. Так как закрадывающаяся неточность в произношении названий может приводить к искаженности формирующихся знаний.

С точки зрения расширения словарного запаса учащихся потенциал огромный. Примером может служить составление различного вида характеристик о родном крае на иностранном языке или о стране, или о регионе мира.

Химия и физика:

  1. А есть ли учителя наук естественно-научного цикла химии и физики? У меня к вам тот, же вопрос…?

Знания этих дисциплин просто необходимы при изучении процессов происходящих в атмосфере, в курсе социально-экономической географии, а именно: топливно-энергетического комплекса, металлургии (доменная выплавка стали, электролиз…), целлюлозно-бумажное производство. Правда, не везде можно использовать всю глубину знаний этих наук, когда данные темы изучаются в курсе географии. Но ни кто не отменял и не говорил о ненужности актуализации знаний и их пропедевтики, что может повысить интерес к изучению этих наук или упростить объяснение химических или физических процессов на соответствующих уроках данных курсов…

Участники групп демонстрируют результаты своей работы.

    

Рефлексия:

  1. Что мы делали?
  2. Как мы делали?
  3. По вашему мнению, есть ли место интеграции в вашей педагогической практике?

Интеграция позволяет расширить кругозор учащихся и их мотивацию к учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования положительного образа России в глазах учащихся

Статья посвящена анализу влияния СМИ на формирование образа Росси у учащихся....

Презентация к внеклассному мероприятию "Матрешка -душа и образ России"

Разработка учебного материала к внеклассному мероприятию в 5 классе...

Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме "Образ России в творчестве С.Есенина"

Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения. Задачи:- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ- Расширить представление учеников о творчестве поэта-...

Соборы Московского кремля-образ столицы и образ России.

Образ Москвы,образ России.Знакомство с архитектурой и историей соборов Московского кремля,значение их в истории России.Соборы Московского кремля ,городской пейзаж в творчестве художников....

Конспект открытого занятия «Образы потерянной России. Рязанская губерния» (Цветовые каналы)

Восстановление цветных изображений по негативам С.М.Прокудина-Горского в растровом графическом редакторе GIMP. Обучающиеся знакомятся с понятием «цветовые каналы» и их характеристикой, для дальнейшего...

Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...