Статья "Почва – удивительное образование на нашей планете".
статья по географии на тему

для учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nadeshkina._pochva.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Надешкина Надежда Фроловна

учитель географии

МОУ «Боградская СОШ»

Почва – удивительное образование на нашей планете.

С высоты птичьего полета поверхность Земли выглядит как бы одетой в плащ, сшитый из разных лоскутков. Всюду, где есть растения, под ними залегают почвы.

Почвой называют самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов, солнечного тепла и атмосферных осадков.

Почва, как первоисточник всех материальных благ, дает продукты питания, корм для скота, волокно для одежды, лесоматериалы и т.д. Важнейшая функция почвы – это обеспечение жизни на Земле.

К сожалению крайне мало знаний о почвах приобретают школьники за время учебы в школе. В большинстве программ занятиям по почвоведению отводятся считанные часы. Многие ребята заканчивают школу, практически не имея ни малейшего представления о почвах, об их происхождении, строении, функциях.

А в современных антропогенных условиях почве требуется помощь, знания и навыки почвоведов.

Как же выглядит почва. Если вооружиться лопатой, в лесу выкопать яму можно обнаружить серию слоев отличающихся друг от друга. Почвенные горизонты формируются единовременно.

Принцип расчленения почвенной толщи на горизонты установлен впервые В.В. Докучаевым. Им же были введены для них первые буквенные обозначения.

При рассмотрении глубокого почвенного разреза увидим, что почвенная толща имеет слоистое строение. Обычно горизонты не имеют резкой границы и постепенно переходят один в другой.

Для определения мощности горизонта воспользуемся лентой с сантиметровыми делениями.

Определяем. Какой горизонт наиболее мощно развит в почвах? (Слой вымывания). Обилие осадков промывает почвы и выносит растворимые вещества из верхнего перегнойного слоя в нижние слои.

В результате горизонт вымывания становится мощным и приобретает белесый цвет золы.

Морфологическое описание почвы по горизонтам:

Аv – мощность живой мохово–лишайниковой подушки;

А0 – лесная подстилка из растительного опада;

А1 – гумусово-аккумулятивный, содержащий наибольшее количество специфического органического вещества (гумуса) и доступных для растений элементов питания. Он самый плодородный слой. Цвет от темно серого до черного.

А2 – подзолистый (горизонт вымывания) белесоватой окраски. Самый бесплодный горизонт в профиле.

В – иллювиальный, или горизонт вмывания. Ржаво-охристый за счет обилия вмытых органоминеральных соединений.

С – материнская порода. Она является прародительницей почвенного профиля.

Теперь разведем два понятия: цвет и окраска.

Окраска – характеризует изменения (неоднородность, полосы, мраморность, пятнистость). Окраска никогда не бывает чистой (монотонной), а сопровождается тонами.

Цвет – сочетание тонов, интенсивность. Цвет зависит от наличия в почве того или иного красящего вещества. Чем больше гумуса содержит почва, тем темнее ее цвет. Многие почвы получили свое название по преобладающему цвету: черноземы, красноземы, сероземы.

Цвет почвы зависит от степени влажности и источника освещения. В нашей стране наиболее широкое применение получил  цветов Захарова.

черный

красный             белый

Обратимся к структуре почвы.

Это способность почвы естественно распадаться на отдельности. На образование почвенной структуры оказывает влияние корневая система травянистой растительности, деятельность почвенной фауны, а так же различные физические процессы: увлажнение, высыхание, замерзание, оттаивание, нагревание, охлаждение.

Для определения структуры почвы в полевых условиях, из горизонта вырежем небольшой образец грунта. Подбрасываем его несколько раз на ладони до тех пор, пока он не распадется на структурные отдельности. Их рассматриваем и определяем степень их однородности, размер, форму, характер поверхности.

Довольно интересно можно определить механический состав почвы. Это весовое соотношение в почве частиц разного размера (камни, гравий, песок крупный, средний, мелкий, пыль крупная, средняя, мелкая, ил грубый, тонкий, коллоидный, глина, суглинок).

От механического состава зависят свойства почвы: влагоемкость, водопроницаемость, воздушный, тепловой режим.

В полевых условиях состав определяем по степени пластичности – на ощупь. При известном навыке почвы можно достаточно четко разделить на глинистые, суглинистые, супесчаные, песчаные.

Песчаные – сыпучи, при увлажнении можно сделать шарик.

Супесчаные – сыпучи, скатывается в шарик, но шнура или колбаски не образует.

Суглинистые – легко втираются в кожу в сухом состоянии, во влажном –пластичны, легко раскатываются.

Глинистые -  в сухом состоянии при растирании на ладони дают тонкий порошок (пудру). Хорошо втираются в кожу. Во влажном состоянии раскатываются в длинный, тонкий шнур, легко сворачивается в кольцо без трещин.

Окончательное название почвы по механическому составу производиться в лаборатории при помощи специального анализа.

Почва – удивительное образование на нашей планете и от нас зависит, как мы распорядимся этим богатством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Вещество, которое создало нашу планету"

В презентации материал о физических и химических свойствах воды, а также об аномалиях воды, о распространении и  значении  воды....

Разработка урока в 8 классе по теме "Как спасти нашу планету"

Урок разработан по теме "What can we do to save the Earth?", УМК Биболетова М.З. Тема урока очень актуальна....

Внеклассное мероприятие "Наша планета в наших руках"

Внеклассное мероприятие на тему: "Наша планета в наших руках"....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Планета толерантности – наша планета!»

В связи с последними событиями, происходящими в нашей стране, проблемы формирования личности не отвечают новым требованиям времени.  В каждом человеке должны быть критерии воспитанности, которые ...

Наша планета - наша Земля!

Сценарий экологического праздника День Земли 22 апреля...

Познавательно- развлекательная игра « Наша планета- наше здоровье!»

Познавательно- развлекательная игра « Наша планета- наше здоровье!»...

Удивительное путешествие "Предки наших вещей"

Формировать представления детей о крестьянском жилище,крестьянской утвари, назначении предметов быта. Знакомство ребят с музейной коллекцией предметов старинного быта....