Главные вкладки

    метапредметные погружения как средство достижения новых метапредметных результатов
    статья по географии по теме

    Саломатина Нина Анатольевна

    "Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению" Я.А. Коменский

     

    О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано  разьяснения, однако остаются ещё вопроы, которые вызывают затруднения в работе учителя с учащимися. Одним из таких вопросв являетяс определение личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в соотвествии с требованиями ФГОС общего образования. Новые стандарты не дают педагогам реального инструмента, они лишь устанавливают некоторые рамки, задают определенную идеологию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_29_marta.docx63.42 КБ

    Предварительный просмотр:


    Всеми возможными способами нужно воспламенять

    в детях горячее стремление к знанию и учению»

    Я.А. Коменский

    О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано разъяснений, однако остаются еще вопросы, которые вызывают затруднения в работе учителя с учащимися. Одним из таких вопросов является определение личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Новые стандарты не дают педагогам реального инструмента, они лишь устанавливают некоторые рамки, задают определенную идеологию.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования определено, что целью и основным результатом образования является развитие личности учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Поэтому планировать образовательный процесс необходимо таким образом, чтобы обеспечить формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

              Познавательные УУД (не предметные) — овладение культурой мышления, способность видеть и понимать окружающий мир

    Регулятивные УУД —целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция);

            Коммуникативные УУД — постановка вопроса, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Личностные УУД (ценностно-смысловые) — система установок, интересов, ценностей учащихся, способствующих развитию мотивации к обучению и познанию. С точки зрения одних специалистов, уровень сформированности личностных и метапредметных результатов не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении, отношении к окружающим, какова динамика его развития по сравнению с предыдущими его проявлениями.
    То есть отличительной особенностью ФГОС общего образования является то, что в нем впервые определены требования к результатам освоения основной образовательной программы не только в виде предметных, как было раньше, но и в виде личностных и метапредметных результатов.  Развивать метапредметные результаты только в рамках традиционного урока трудно. Поэтому учителю необходимо искать новые формы.

     Таким преимуществам как разнообразие видов деятельности, обладает внеурочная деятельность или образовательные события, где прослеживается вариативность организационных форм, свободный выбор учащимися вида деятельности, широкие возможности для проявления инициативы,

    индивидуальности, творчества учащихся, общественно-значимая связь с социальной и профессиональной практикой.

     Целью, которой является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.

    Одной из форм образовательных событий,  являются  метапредметные погружения, которые можно назвать  экстремальным образованием: таким, где учащиеся  пробуют  решать задачи,   которые больше них, сначала бояться, где-то даже не понимают. Это открытие для ребенка, которое происходит на грани разрыва его знания и незнания. Решение подобных задач сделает учащихся  сильнее, а школьная  жизнь — насыщенной и интересной.

    Мы убеждены,  что включение в образовательную программу школы форматов:

    • Погружения, полевые исследования, полигонов.

    • Фестивали, состязания.

    • Образовательный туризм, образовательные путешествия и экспеди-

    ции, повышает эффективность и энергетику образования —

    как минимум, весело, как максимум — результативно!

    В итоге учащиеся приобретают умение говорить на языке исследователя, проговаривать ход и результаты эксперимента, ставить гипотезу, проводить эксперименты, наблюдать, фиксировать результаты, делать выводы, предсказывать результаты, создавать медиапродукты, справочники и тд.

    Предложенные форматы можно изменять, делая акцент именно на ис-

    следовании или конструировании, ясности и точности языка, инструментах фиксации результатов, инструментах анализа и предсказания.

      В  нашей школе проводится цикл, образовательных событий, как средство  достижения новых метапредметных результатов: «экспериментариум», учебные форматы, нацеленные на умение спроектировать эксперимент, провести его, проанализировать результатыи сделать вывод (например, предсказать значение какой-либо величины, маятник, качели).

    Это коротко, совершенно конкретно и прямо руками.

     «Полигоны» например, «полигон « Солнечная Система»», «Полигон измерений высоты холма» большой полигон по решению практических задач, позволяющий выстраивать совместную деятельность большой группы детей и взрослых.

    «Мат Бой», Метапредметное погружение «Полевые исследования» выведение научного знания из учебника в мир — туда, где собственно знание — это сила, поскольку позволят решать совершенно конкретные, важные людям задачи. Это совмещение драйва путешествия и интеллекта. Это интересно, красочно и умно. (Выезд на берег реки Оби). Полевое исследование — образовательный формат, который имеет два корня:

    • превращение туризма и путешествия в образовательный, умный туризм,

    • выведение процесса изучения науки из классных комнат в поле — в места, где разворачивается реальная практика, где научное исследование становится востребованным

     «Проектные задачи – «Солнце и Дождь», «Четыре Элемента», организация «виртуального музея», «Экономические игры», «Математический биатлон», «Scavenger Hunt», «Ноогеновские задачи, например-Плоский мир».

    Остановимся на некоторых из них: экспериментариум проводится в несколько этапов. Возраст школьников может быть любым. Ребята должны сначала выявить какую-либо закономерность (связь величин) посредством проведения экспериментов, затем предсказать поведение величины в определённой (неизвестной заранее) ситуации и проверить  правильность предсказания путём ещё одного эксперимента.

    Маятник. Покачаемся...

    Оборудование: грузы (шарики, кубики и т. д.) различного размера и из

    разных материалов, верёвка или нитки, секундомер.

    Продолжительность. От 15 минут до 3 часов.

    Этап 1

    Выясняем, от чего зависит время колебания маятника, ставим проверя-

    ющие эксперименты.

    Этап 2

    Дети должны создать инструмент, описывающий зависимость. Это мо-

    жет быть таблица, график или формула.

    Полигон «Солнечная система»  

    Этап 1. Распределение по группам

    Этап 2. Разминка проводится интерактивно, в диалоге с группами. Примерные вопросы могут быть такими:

    1. Как устроена наша солнечная система?

    2. А как люди раньше думали?

    Рядом рисуете альтернативную схему, конечно, со слов детей. Здесь

    важно установить разницу между двумя концепциями.

    До XVI века существовала геоцентрическая модель мира Клавдия Пто-

    лемея (Земля в центре; Луна, планеты, Солнце — вокруг неё), последние 4

    века действует гелиоцентрическая модель.

    Этап 3. Работа в группах. Построение модели солнечной системы

    Построить из себя гелиоцетрическую модель части солнечной системы

    Этап 4. Работа с готовой моделью

    В общем пространстве даётся задание (устно) одной группе, времени

    на подготовку нет. Остальные группы выступают в роли экспертов, задают

    один-два вопроса.

    Примерные задания:

    • Показать, что такое год на Земле, на Меркурии.

    • Предположим, на носу у Маши сидит человек (Маша — одна из трёх

    человек, составляющих Землю). Какое у него сейчас время суток? А точнее?

    • Каждый участник — планета или спутник — называет время суток для

    человечка, сидящего у него на носу или на плече.

    Таким образом образовательные события в современных условиях является важным средством становления компетентной личности, которая отвечает задачам построения гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального государства.
      Наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям.
    Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.

    Хотелось бы выступление закончить  словами Алисы из Зазеркалья: ":в этой стране, чтобы оставаться на одном месте, надо все время куда-то двигаться. А чтобы куда-то попасть - надо бежать со всех ног". Надо научить ребенка любить учиться, потому что, если человек не любит учиться, он всегда останется на одном уровне - на нижнем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метод интеллект - карт как средство достижения новых образовательных результатов по географии

    Одним из средств, способствующих повышению мотивации к учению считаю интеллект-карты.Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать ...

    ЭОР как средство достижения новых образовательных результатов

    Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусл...

    Технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы как средство достижения новых образовательных результатов

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра пробле...

    Реализация метапредметного подхода как средства достижения планируемых результатов обучения

    В ходе практикума (коллективной работы) происходит знакомство с теоретическими положениями и особенностями метапредметного  подхода, проектирование алгоритма разработки метапредметного подхода,...

    Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

    Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

    Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

    Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...