Урок географии "Дальний Восток — край контрастов"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Скопина Людмила Ивановна

Урок географии  "Дальний Восток — край контрастов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skopina_l.i._zachetnaya_rabota_no_3._metod_proektov.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Дальний Восток — край контрастов" (8 класс)

Технология: Метод проектов

Скопина Людмила Ивановна

МАОУ СОШ № 37

г. Тюмень

Дидактическая цель: Создать условия для осмысления и закрепления учащимися системы знаний о природе нашей страны, по теме «Дальний Восток – край контрастов» средствами технологии проектного обучения.

Образовательная цель: Добиться осознания, усвоения, закрепления знаний об особенностях Дальнего Востока, показать роль географического положения и размеров территории, климата на основные особенности природы данного региона.

Воспитательная цель: Способствовать пониманию идеи целостности природы России; способствовать формированию географической культуры личности.

Развивающая цель: Создать условия для развития системы умений выполнения проектов реферативно-описательного, информационно-исследовательского характера через умение работать с текстом учебника, картами атласа, данными Интернета, литературой публицистического характера, умения анализировать и обобщать полученные знания.

Тип урока:  изученного нового материала.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Средства обучения: учебник географии 8 класс, атлас по географии 8класс, настенная карта «Физическая карта России», карта «Дальнего Востока», персональный компьютер с выходом в Интернет, наглядный и справочный материал по данному региону (открытки, иллюстрации).

Цели для учащихся:

  1. Научиться объяснять особенности природы Дальнего Востока, связь климата с особенностями географического положения региона, размерами территории.
  2. Уметь анализировать текст учебника, работать по картам атласа; работать с дополнительной литературой, материалами из Интернета.
  3. Уметь работать над проектом, соблюдать необходимые требования к проекту:
  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы).
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
  • Проект требует исследовательской работы учащихся.
  • Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.
  • Результатом работы над проектом является продукт, который разрешает поставленную проблему.
  • Презентация продукта

Ход урока

Этапы урока

Этапы

проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

  1. Приветствует и проверяет готовность учащихся к уроку

Проверяют свою готовность

 к уроку

Этапы урока

Этапы

проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Целеполагание и мотивация

1.Ценностно-ориентиро-

ванный

(подготовительный)

Мотивация проектной деятельности.

2. Постановка темы, цели и задач урока.                    -    «Это край гор, земли землетрясений и моретрясений, дымящих вулканов, высоких приливов, бурных рек и ручьев, водопадов, грязевых, минеральных и горячих источников, месторождений цветных и редких металлов, тайфунов, частых штормов, метелей, туманов, испепеляющей жары и засух. Здесь представители субтропической, таежной и субполярной флоры. Здесь заканчивается самая длинная железнодорожная магистраль. Край, где воздух, пропитан запахом водорослей, соленых морских ветров…»

- Как называется этот край, и какую ошибку в его описании вы заметили? (Ответы учащихся).                                               - Сегодня на уроке мы будем и Дальний Восток «Дальний Восток: край контрастов».  

- Откройте в атласе  «Физическую карту» стр. 44-45.    

По физической карте находим моря, заливы, острова, полуострова, вулканы, формы рельефа.- Мы проведём с вами не совсем обычный урок. Предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Мы отправимся в деловое турне по Дальнему Востоку

Итак, я приглашаю вас в путь.                                    

 - Каковы же будут цель и задачи нашего путешествия? (дети вместе с учителем формулируют цель урока)                                        

-  Ребята, а давайте попробуем забыть, что Дальний Восток  уже давно изучен. И мы с вами будем первопроходцами, а наши исследования будут положены в основу нового учебника по географии. Как вы думаете, это возможно?  

- Но, прежде, чем отправиться в путешествие, нужно знать его точный адрес, т.е. географическое положение.  

Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи:

(называют границы)

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы:

отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию цели и задач урока.

Изучение нового материала

2. Основной:

а) конструк-

торский

б) технологический

Учитель перед исследованием раздаёт группам задания, проводит вводный инструктаж.

3. Изучение нового материала:

(Класс делится на группы по 4 — 5 человек, учитель раздаёт подготовленные памятки и алгоритмы по организации самостоятельной работы).

  • Мы работаем в  группах  исследователей:

1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Дальнего Востока и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Дальнего Востока?»

2 группа – «Климатологи» - исследует климат Дальнего Востока и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат  

Дальнего Востока?»

3 группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды  Дальнего Востока и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод   региона?»

4 группа – «Ландшафтоведы» - исследует ландшафт Дальнего Востока и приготовит отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Дальнего Востока?»

(на работу отводится 10  минут,  у каждой группы есть необходимый материал для исследования:

- учебник географии,

- атласы,

- дополнительная  литература - энциклопедии, хрестоматии,

- словари, интернет-источники

а) Включение в проектную деятельность в группе: сбор, поиск материала.

б) Исследова-

тельская работа — составление описания природных особенностей Дальнего Востока

  3.

 Защита проекта

а) защита проекта

б) оценка результатов

Организация дискуссии. ( Отчёт по группам).

Подведение итогов дискуссии.

- (Учитель) мы рассмотрели основные особенности природы Дальнего Востока.

- Дальний Восток- самый удивительный край  загадочный и  контрастный – всё это наша Родина. Её нельзя не любить! С нею неразрывно  связано самое лучшее и светлое в нашей жизни, с нею  наши помыслы и надежды, ей - наш повседневный труд. Хороша она, велика,  и вся она наша – твоя и моя!

Удивительная и неповторимая по своей красоте природа,  давно  воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов.

а) Включение учащихся в дискуссию, представление результатов деятельности.

( Отчёт по группам).

б) Участие в коллективном обсуждении результатов проекта.

Закрепление и обобщение новых знаний

4. Оценочно-рефлексив-

ный

4. Закрепление и обобщение новых знаний.

- Для обобщения и закрепления изученного материала предлагается выполнить тест

  1. Какие территории входят в природный район дальнего Востока? 
    1) Полуостров Чукотка; 
    2) Полуостров Камчатка; 
    3) Остров Сахалин;
    4) Курильские острова; 
    5) Приморье; 
    6) Забайкалье;
  2. Укажите крупные формы рельефа дальнего Востока: 
    1) Джугджур;
    2) Чукотское нагорье;
    3) Сихотз-Алинь; 
    4) Саяны; 
    5) Становое нагорье; 
    6) Срединный хребет.
  3. Характерной чертой природы дальнего Востока является: 
    1) Однообразие;
    2) Контрастность; 
    3) Бедность растительного мира; 
    4) Богатство животного мира.
  4. Особенностью тектонического строения территории является: 
    1) Больная подвижность, землетрясения; 
    2) Устойчивость, медленные колебания; 
    3) Активный вулканизм, 
    4) Преобладание древней складчатости.
  5. Гейзеры – фонтаны пара и воды встречаются: 
    1) На острове Сахалин; 
    2) На полуострове Камчатка; 
    3) В Приморье; 
    4) У подножия хребта Джугджур.
  6. Наиболее благоприятный климат имеет территория: 
    1) Приморья; 
    2) Сихотэ-Алиня; 
    3) Камчатки;
    4) Курильских островов

Самооценка своей деятельности

Домашнее задание.

п. 48.  Подумайте, чем отличаются природные ресурсы данного региона от ресурсов Восточной Сибири.

Подведение итогов урока. Рефлексия

6. Рефлексия.

Учащиеся сами подводят итог урока. Делятся впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока "Дальний Восток - край контрастов"

Разработка  плана урока по теме "Дальний Восток - край контрастов", с двумя презентациями. Презентация №1 "Исследователи Дальнего Востока" используется в начале урока для повторения исследователе...

Дальний Восток - край контрастов

Проблемно-поисковый урок посвященный изучению природы Дальнего Востока. Урок проводится в форме виртуальной экспедиции. Учащиеся работают в парах постоянного состава по инструктивной карте, которая по...

Урок по теме "Дальний Восток: край контрастов"

Данный урок по теме «Дальний Восток: край контрастов» проводится в рамках раздела «Природные комплексы России» по теме «Природа регионов России», в курсе географии 8 класс (по учебнику И.И. Бариновой ...

Разработка урока по географии "Дальний Восток-край контрастов" 8 класс

При проведении урока создаются условия для: формирования представления об особенностях природы Дальнего Востока; ознакомления учащихся с историей открытия, исследования и заселения территори...

Технологическая карта урока географии в 8 классе "Дальний Восток - край контрастов"

Технологическая карта урока географии в 8 классе "Дальний Восток - край контрастов"...

Урок географии 8 класс "Дальний Восток: край контрастов"

Данный урок позволит учащимся сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока. Познакомить с историей открытия, исследования и заселения территории Дальнего Востока.Формировать уме...