Технологическая карта урока географии в 8 классе "Дальний Восток - край контрастов"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Таханов Владимир Русланович

Технологическая карта урока географии в 8 классе "Дальний Восток - край контрастов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по географии «Дальний Восток – край контрастов»

ФИО автора: Таханов Владимир Русланович, учитель географии МБОУ «Комсомольская СОШ»

Предмет: география.

Класс: 8.

Тема урока: Дальний Восток – край контрастов.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Образовательные ресурсы:

– И.И. Баринова «География России. Природа. 8 класс» – Москва: «Дрофа», 2010 г.

– О.В. Антушева «Поурочное планирование: География России. Природа. 8 класс» по учебнику И.И. Бариновой – Волгоград: «Учитель», 2007 г.

– И.И. Баринова «Рабочая тетрадь для учителя: География России. Природа. 8 класс» – Москва: «Дрофа», 2001 г.

– И.И. Баринова «Рабочая тетрадь: География России. Природа. 8 класс» – Москва: «Дрофа», 2011 г.

– Г.Н. Элькин «Рабочая тетрадь по географии. Природа России. 8 класс» – Санкт-Петербург: «МиМ», 1999 г.

– О.П. Моисеева «Тематический тестовый контроль по географии России. 8 класс» – Москва: «Сфера», 2000 г.

– В.И. Евдокимов «География. Полный курс в географических диктантах» – Москва: «Московский лицей», 2002 г.

– И.И. Баринова «География России: методическое пособие. 8-9 классы» – Москва: «Дрофа», 1998 г.

– Э.М. Раковская «Методическое пособие по курсу: География: природа России. 8 класс» – Москва: «Просвещение», 2001 г.

– Атлас по географии. 8 класс – Москва: «Дрофа», 2012 г.

Цель урока:

–  сформировать представление о специфике природы Дальнего Востока. Раскрыть причины уникальности края.

Оборудование урока:

‒ персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;

‒ презентация к уроку;

‒ атласы по географии.

        – карточки с обучающими вопросами по группам;

– оценочные листы на каждого учащегося;

– листы для рефлексии на каждого учащегося.

Задачи:

Обучающие:

  • развивать умения учащихся самостоятельно характеризовать географическое положение ДВ и устанавливать его влияние на своеобразие природных условий;
  • изучить геологическое строение территории и его отражение в современном рельефе;
  • закрепить умения устанавливать закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых на территории ДВ;
  • выявить причины современной сейсмической активности района;
  • закрепить умения характеризовать климат ДВ с помощью климатической карты и устанавливать его влияние на питание и режим рек.

Развивающие: развитие внимания, памяти и логического мышления, развитие способности учащихся к рефлексивной деятельности, навыков работы с тематическими картами.

Воспитывающие: упрочение контактов среди учащихся класса на основе доброжелательных отношений, умение слушать друг друга, привитие любви к Родине.

Формируемые УУД:

        Познавательные:

– формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

– развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

– формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Цель деятельности учителя: научить детей самостоятельно добывать научные географические знания, анализируя тематические карты атласа; формировать умения оценки своей деятельности и её результатов.

Используемые технологии: КСО, игровая, формирующее оценивание.

Межпредметные связи: с биологией, геологией, климатологией, почвоведением.

Планируемые образовательные результаты:

1) предметные ‒ представление о Дальнем Востоке.

2) метапредметные ‒ умения поиска и выделения необходимой информации, формирование словесного логического мышления.

3) личностные ‒ первичные навыки анализа получаемой информации; формирование умений управлять своей учебной деятельностью.

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный этап.

Приветствие учащихся. Рассаживание по группам. Каждой группе выдаются карточки с обучающими вопросами  [Приложение I], оценочные листы [Приложение II] и листы для рефлексии [Приложение III] на каждого учащегося.

Приветствие учителя. Учащиеся по собственному выбору делятся на 5 групп.

Личностные:

– формирование навыков самоорганизации.

2

Постановка целей и задач. Мотивация.

Сегодня вы подошли к изучению ещё одного, последнего региона нашей страны. Назовите его.

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите – Дальний Восток?

Вы уже догадались что, тема нашего урока «Дальний Восток – край контрастов» (записать на доске). Кто может показать на настенной карте, где он находится?

Нам нужно сформулировать задачи урока (наводящие вопросы: с чего начинают изучение любого региона? А что ещё нужно знать? А дальше?) (запись на доске)

В конце урока, я думаю, вы сможете ответить: Почему Дальний Восток называют краем контрастов?

– Дальний Восток!

Дети отвечают на этот вопросы и записывают план изучения территории в тетрадях:

1. Географическое положение;

2. Тектоническое строение, рельеф;

3. Климат;

4. Воды;

5. Почвы, растительный и животный мир.

Регулятивные:

– развитие умения формулировать цель и задачи урока.

Личностные:

– развитие логического мышления, познавательной активности;

– развитие грамотной речи.

3

Актуализация знаний.

Для понимания изучения новой темы нам потребуется знание некоторых географических терминов. Они перед вами на слайде. Я буду зачитывать определения, а ваша задача – узнать термин. Итак, внимание:

1) Значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий.

2) Крупный стабильный участок земной коры, часть литосферы.

3) Проявление внутренних эндогенных процессов в верхних частях литосферы в виде землетрясений и вулканизма.

4) Устойчивые ветра, периодически меняющие своё направление: летом дуют с океана, зимой – наоборот.

5) Высокая разрушительная волна, обрушивающаяся на берег из-за землетрясения на дне океана.

6) Фонтан воды и пара, периодически бьющий из-под земли.

Устные ответы:

1. Регион,

2. Литосферные плиты,

3. Сейсмоактивность,

4. Муссоны,

5. Цунами,

6. Гейзеры (слайд 3).

Личностные: воспроизведение ранее полученной информации;

Познавательные: умения делать выводы и умозаключения на основе ранее изученных материалов

4

Первичное усвоение новых знаний.

Сегодня вы будете работать в группах по картам атласа. У вас на столе лежат листки с обучающими вопросами, ответив на которые  у вас получится газетная заметка о воображаемом путешествии по Дальнему Востоку. На выполнение задания вам отводится 20 минут. По окончании этого времени мы откладываем атласы, ручки и внимательно слушаем выступающих, которые будут рассказывать свои газетные заметки с продолжением в пяти номерах, соответствующих номерам ваших групп. Перед началом зачитывания газетной заметки надо сказать: «Моя заметка о …». Того, кто будет зачитывать вашу газетную заметку, выберите сами. После завершения выступления вы говорите: Продолжение следует в номере таком-то и называете номер любой группы.

Самостоятельная работа в группах. Работа с тематическими картами атласа. Выступление представителей групп о содержании своей «газетной заметки».

Личностные:

– развитие логического мышления, умения отбирать нужную информацию в имеющемся источнике, грамотно и логически строить свою речь.

Коммуникативные:

– умение работать в группе и внимательно слушать «газетные заметки» друг друга.

5

Первичная проверка понимания.

  • Итак, вы выслушали друг друга и теперь сможете ответить, каковы отличительные особенности природы Дальнего Востока и почему же Дальний Восток  называют краем контрастов?
  • Иллюстрация слайдами выступление групп.

Устные ответы учащихся.

Познавательные: умения делать выводы и умозаключения на основе ранее изученных материалов

Личностные: развитие интеллектуальных способностей и речи.

 Коммуникативные:

‒ умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения.

6

Первичное закрепление.

Тест «Да-нет» с взаимопроверкой и заполнением оценочного листа, а также самооценивание за работу в группе

Утверждение (да-нет)

Да/нет

1

Дальний Восток омывают моря Атлантического океана

2

Дальний Восток сильно вытянут с севера на юг

3

Регион состоит из материковой и полуостровной частей

4

Большую часть территории занимают горные формы рельефа

5

Горообразование здесь не завершилось, о чём свидетельствуют  землетрясения и вулканизм

6

Дальний Восток расположен только в умеренном климатическом поясе

7

Для региона характерна муссонная циркуляция

8

Все реки Дальнего Востока имеют дождевое питание

9

Большинство рек имеют горный характер течения

10

Одна из причин богатства органического мира – слабое проявление ледниковой деятельности в четвертичный период

Индивидуальная работа в тетрадях. Проверка работы друг друга и  оценивание  по критериям (слайды 19-20), заполнение оценочного листа.

Познавательные: умения делать выводы и умозаключения на основе ранее изученных материалов.

Личностные: оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль с целью обнаружения отклонений от эталона; выделение и осознание учащимся того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

7

Д/з, инструктаж по его выполнению.

Прочитать §41; нанести на контурную карту объекты номенклатуры (см. задания для заполнения контурной карты Дальний Восток) [Приложение IV].

А также вы можете выполнить опережающее задание по собственному выбору и желанию: подготовить сообщения и презентации о вулканах, гейзерах, эндемиках, землетрясениях, цунами и др.

Учащимся выдаётся инструктивная карта с домашним заданием (слайд 21).

Записывают домашнее задание в дневник со слайда, получают на руки карточки с д/з

Личностные: умение слушать в соответствии с целевой установкой.

8

Рефлексия

– Итак,  вернемся к задачам урока.

Ребята, как вы считаете: выполнили ли мы поставленные задачи?

Заполните вопросы рефлексии [Приложение III]

Подведите итог в оценочном листе. Соберите, пожалуйста, оценочные листы. Благодарю.

– Спасибо за работу, ребята! Но особенно хотелось бы отметить группу №…. за быструю, слаженную работу. Очень активно работали…

1. Я был(а) активен в группе.

2. Я понял(а) сразу, как выполнить задание.

3. Я не отвлекался(ась) от выполнения основной работы.

4. Я очень хотел(а) успешного выполнения задания.

5. Я очень внимательно слушал(а), какие идеи предложили другие учащиеся группы.

  • 6. Я очень старался(ась), чтобы наша группа выполнила задания правильно.
  • 7. Я научился
  • 8. Урок дал мне возможность

9. Мне захотелось.

Познавательные:

‒ построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

‒ контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Личностные:

‒ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Урок завершён, всем спасибо, успехов вам!!


Приложение I

Обучающие вопросы по теме «Географическое положение» (группа №1)

1) Определите географические координаты крайних северной и южной точек Дальнего Востока, вычислить протяжённость территории в градусной мере. Из каких природных частей состоит территория Дальнего Востока (стр.18-19 атласа)?

2) Сравните его широтное положение с другими территориями нашей страны.

3) Определите административные единицы Дальнего Востока (стр.10-11 атласа) и покажите на настенной карте.

4) Какие моря, острова и полуострова принадлежат России в Тихом океане, в Северном Ледовитом океане?

5) Сопоставьте карту природных районов (стр.12 атласа) и физическую (стр.18 атласа) карту Дальнего Востока и назовите, по каким горным хребтам проходит сухопутная граница территории.

6) Сделайте обобщающие выводы: в чём особенность географического положения Дальнего Востока?

Обучающие вопросы по теме «Тектоническое строение, рельеф» (группа №2)

1) По физической карте (стр.18 атласа) установите, какие формы рельефа преобладают на Дальнем Востоке. Назовите самые высокие горные хребты и определите их максимальные высоты.

2) Сопоставьте физическую (стр.18 атласа), тектоническую (стр.14 атласа), геологическую (стр.16 атласа) карты. Объясните, почему горы Камчатки самые высокие на Дальнем Востоке.

3) Определите, где располагаются на Дальнем Востоке вулканы? Назовите действующие вулканы.

4) Определите, какими полезными ископаемыми богат Дальний Восток?

5) Определите силу землетрясения на Дальнем Востоке (стр.30 атласа).

6) Объясните причину современной сейсмической активности района.

Обучающие вопросы по теме «Климат» (группа №3)

1) Определите, в каких климатических поясах и областях расположена территория Дальнего Востока.

2) Определите направления господствующих воздушных масс.

3) Определите температуру воздуха на Чукотке, Камчатке, Сахалине и в Приморье, а также абсолютные максимумы и минимумы температур.

4) Какое количество осадков выпадает на юго-востоке Камчатки, на побережье Охотского и Японского морей.

5) Описать климат муссонной области по карте (стр.20 атласа).

6) Описать климат морской области по карте (стр.20 атласа).

Обучающие вопросы по теме «Внутренние воды» (группа №4)

1) Определите, где находится и как называется самое крупное озеро.

2) Найдите и перечислите крупные реки Дальнего Востока.

3) Определите, есть ли заболоченные места, если есть, то где они находятся.

4) Сравнив физическую (стр.18 атласа) и климатическую (стр.20 атласа) карты, определите режим стока рек Дальнего Востока (стр.22 атласа).

5) Определите, есть ли на территории Дальнего Востока многолетняя мерзлота? (стр.23 атласа)

6) Объясните влияние климата на питание и режим рек.

Обучающие вопросы по теме «Почвы, растительный и животный мир» (группа №5)

1) Определите преобладающие типы почв равнин на Дальнем Востоке (стр.25 атласа).

2) Определите преобладающие типы почв гор на Дальнем Востоке (стр.25 атласа).

3) Определите, на какой широте располагается южная граница распространения многолетней мерзлоты на Камчатке (стр.25 атласа).

4) Определите, на какой широте располагается южная граница распространения многолетней мерзлоты на материковой части (стр.25 атласа).

5) Определите природные зоны на Дальнем Востоке (стр.27 атласа).

6) Какие черты природы связаны с особенностями географического положения района?

Приложение II

Лист оценивания (оценивание по 5-бальной системе)

ФИО:_______________________________________________________________________________

Самооценка

за умение извлекать информацию из тематических карт

Тест «Да-нет» (взаимооценка)

Мой вклад в работу группы (самооценка)

Итог

Приложение III

Рефлексия

1. Я был(а) активен в группе.

2. Я понял(а) сразу, как выполнить задание.

3. Я не отвлекался(ась) от выполнения основной работы.

4. Я очень хотел(а) успешного выполнения задания.

5. Я очень внимательно слушал(а), какие идеи предложили другие учащиеся группы.

  • 6. Я очень старался(ась), чтобы наша группа выполнила задания правильно.
  • 7. Я научился
  • 8. Урок дал мне возможность

9. Мне захотелось.

Приложение IV

Карточки с домашним заданием

1. Прочитать §41; нанести на контурную карту объекты номенклатуры (см. задания для заполнения контурной карты Дальний Восток)

2. Опережающее задание по выбору и желанию: подготовить сообщения и презентации о вулканах, гейзерах, эндемиках, землетрясениях, цунами.

Задания для заполнения контурной карты Дальний Восток

1. Подпишите названия морей, омывающих берега Дальнего Востока.

2. Подпишите названия островов и архипелагов.

3. Подпишите названия полуостровов: Чукотский, Камчатка.

4. Подпишите названия хребтов и нагорий: Сихотэ-Алинь, Джугджур и Срединный; Колымское, Корякское и Чукотское.

5. Подпишите названия рек, протекающих на Дальнем Востоке.

6. Проведите линиями красного цвета границы литосферных плит на территории Дальнего Востока.

7. Проведите границы и закрасьте жёлтым цветом зоны наиболее сильных землетрясений.

8. Подпишите названия крупнейших действующих вулканов.

9. Проведите линиями разных цветов границы климатических поясов.

10. Выделите в пределах умеренного климатического пояса территории с типами климата: муссонным и морским.

11. Проведите линиями разных цветов границы природных зон, подпишите их названия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме Дальний Восток

в полном объеме представлен урок для учащихся 9 класса...

Урок по теме "Дальний Восток: край контрастов"

Данный урок по теме «Дальний Восток: край контрастов» проводится в рамках раздела «Природные комплексы России» по теме «Природа регионов России», в курсе географии 8 класс (по учебнику И.И. Бариновой ...

Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка.Бразилия."

Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка. Бразилия."...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока на тему: "Дальний восток: хозяйство"

1.Раскрыть природные особенности  Дальнего Востока для жизни человека и хозяйственной деятельности.2. Выявить особенности хозяйства Дальнего Востока....