Аннотация к рабочей программе
материал по географии (8 класс)

Аннотация к рабочей программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_rabochey_programme_po_geografii.docx11.52 КБ
Файл 7_klass_09.06.docx420.2 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по географии

За основу составления рабочей программы взята программа линии УМК «География. Сферы» (5 – 9 классы) для основной школы, составленная на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Авторы: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Логика построения предмета представляется следующей: на второй ступени обучения: «Землеведение. География. Планета Земля» - «География. Земля и люди» - «География России». На третьей ступени курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией.

Главная  цель курса 8-9 класса -   развитие географического мышление и формирование  у школьников  целостного представления о своей стране во всём её многообразии, а так же личных качеств: патриотизма, уважения к населяющим РФ народам, их культуре и национальным особенностям. Для реализации курса используется  УМК «Сферы». «География. Россия: природа, население, хозяйство – 8, 9 класс».  В комплект входит:  учебники, тетради – тренажеры, тетради – экзаменаторы,  тетради-практикумы, контурные карты, учебные  диски. УМК составлен научными руководителями серии В.П. Дроновым, Л.Е. Савельевой. Издательство «Просвещение», М. 2011 (8 класс), 2013 (9 класс).



Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 61

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей _____________________

___________________

/__________________/

Протокол № ___
от«________20_____ г.

«Рекомендовано к использованию»

Заместитель директора
по УВР

___________________

/__________________ /

«____»_________20____ г.

«Утверждаю»

Директор
ГБОУ Гимназия №61

___________________

/____________________/

Приказ  №____
от «___»____20______ г.

                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                  «География. Земля и люди»

             7      класс

Составила:  

учитель географии

высшая квалификационная  категория

Вештеюнас Елена Владимировна          

2020-2021 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума по географии, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.         Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных , социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнендеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

        Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности  между различными разделами курса.

        Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, приложение (календарно-тематическое планирование, УМК, контрольные тесты, критерии оценивания).

  1.1. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа линии УМК «ГЕОГРАФИЯ. СФЕРЫ»

             

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644)
  3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования)
    (для X классов образовательных учреждений, для XI классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021 учебном году);
  4. авторской программы  УМК «ГЕОГРАФИЯ. СФЕРЫ» под редакцией В.П.Дронова, Л. Е. Савельевой.
  5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345;
  6. Приказа Минпровсещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»
  7. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.04.2019 No 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;
  8. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.03.2020 No 796-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год
  9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской̆ Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).

  1.2. Цели и задачи.

Изучение географии на этой ступени основного общего образования         должно быть направлено на решение   следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования
  • научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека
  • продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний
  • продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

  1.3. Сведения о программе.

     Данная рабочая программа по географии определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы,  методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

 1.4. Обоснование выбора программы.

    В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени общего образования предшествует  курс «Окружающей мир», включающий определенные географические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающей мир» является пропедевтическим.

  1.5. Информация о внесенных изменениях.

     Рабочая программа имеет ряд  отличий от рабочей программы под редакцией В.П.Дронова. Данная программа составлена с учетом   психолого – педагогической характеристики класса. Коллектив класса отличается средним уровнем познавательной активности, именно поэтому  в программу вводится большее количество заданий практического и исследовательского характера (масштаб, план местности, географические координаты).

 1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки   обучающихся.

         Рабочая программа  линии УМК «География. Сферы» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 34 ч (в неделю: 1 часа)  в 5 классе.

  1.7. Информация о количестве учебных часов.

     В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным   графиком рабочая программа рассчитана на   34 учебных часа в год (1 час в неделю).

  1.8. Формы организации образовательного процесса.

        Основной формой организации образовательного процесса является урок, а так же экскурсии, проектная деятельность.    

  1.9. Технологии обучения.

    Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.  Широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.

1.10 Механизмы формирования ключевых компетенций:

            Раздел «География. Планета Земля» это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов    начальной    школы: «Природоведение» и «Окружающий мир». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций:

  • ценностно-смысловая компетенция,                                                                    
  • общекультурная компетенция,                                                                           
  • учебно-познавательная компетенция,                                                                
  • информационная компетенция,                                                                            
  • коммуникативная компетенция,                                                                          
  • социально-трудовая компетенция,                                                                        
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Данные компетенции формируются через УУД.

        Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной  личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

        Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование личностных представлений о целостности природы;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
  • развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

        Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение      ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться

   Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Место в учебном плане

Учебный предмет география входит в общественно – научную область предметных областей.

                                                                                             

 Выбор данной авторской  программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием с требованиями ФГОС по географии основной школы. Предмет «География» включен в Федеральный базисный учебный план. На его изучение в экспериментальном 7 классе в текущем году отведено 68 часов, 2 часа в неделю.  В Федеральном базисном учебном плане на освоение курса отводится 68 часов, т.е.2 часа в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,  любви   и  уважения   к   Отечеству,   чувства  гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному     выбору     и     построению дальнейшей     индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  3. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  1. формирование   уважительного   отношения   к    истории, культуре, национальным   особенностям,   традициям   и   образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  2. освоение   социальных   норм, правил   поведения,   ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,  этнокультурных,  социальных и экономических особенностей;
  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях,  угрожающих жизни   и   здоровью   людей,   правил   поведения   на   транспорте и на дорогах;
  6. формирование  экологического  сознания  на основе  признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования:
  7. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  8. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1)    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности, развивать  мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;

  1. умение  самостоятельно  планировать  пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение  соотносить  свои  действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе   достижения   результата,   определять   способы   действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  5. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,    самостоятельно выбирать основания    и    критерии    для    классификации,    устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  6. умение  создавать,   применять  и  преобразовывать  знаки и символы,  модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. смысловое чтение;
  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;    работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать,  аргументировать и отстаивать своё мнение;
  9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии   с   задачей   коммуникации,    для   выражения   своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  10. формирование и развитие компетентности в области использования    информационно-коммуникационных    технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование   представлений   о   географической   науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для   решения  современных   практических   задач   человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования территориального  подхода  как  основы   географического  мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  1. формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического   освоения,   особенностях   природы,   жизни,   культуры
    и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  2. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  3. овладение основами картографической грамотности и использования   географической   карты   как   одного   из   «языков» международного общения;
  4. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  5. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  6. формирование  представлений  об  особенностях  экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета

 Содержание программы в 5-9 кл. структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России».   В авторской программе количество часов не указано, поэтому целесообразно в 7 классе распределить часы по разделам следующим образом:

п/п

Разделы

авторской программы

Количество часов

Разделы

рабочей программы

Количество часов

1

Источники

географической информации

1

Источники

географической информации

1

2

Природа Земли и человек

10

Природа Земли и человек

10

3

            Население Земли

8

Население Земли

8

4

Материки, океаны, страны

47

Материки, океаны, страны

47

ИТОГО

68 (66+2 резерва)

ИТОГО

68 (66+2 резерва)

ГЕОГРАФИЯ  ЗЕМЛИ

Раздел 1. Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Глобус. План местности. Географическая карта.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля – планета Солнечной системы. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Гидросфера – водная оболочка Земли. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Биосфера Земли. Почва как особое природное образование. Географическая оболочка Земли.

Раздел 3. Население Земли

Заселение человеком Земли. Расы. Численность населения Земли, ее изменение во времени. Размещение людей на Земле. Народы и религии мира.  Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.

7 класс 

Практическая работа № 5  «Составление комплексной характеристики населения мира»

Практическая работа № 6  «Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности»

Практическая работа № 7  «Определение историко-культурного района мира»

Контрольная работа №2 по теме «Человек на планете Земля»

Раздел 4. Материки, океаны и страны

Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки, океаны и страны.

7 класс 

Практическая работа № 1  «Сравнение географического положения материков»

Практическая работа № 2  «Определение взаимосвязи между  строением земной коры и рельефом Земли»

Практическая работа № 3  «Составление обобщенной схемы морских течений»

Практическая работа № 4 «Определение степени современного оледенения материков»

Практическая работа № 5  «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира»

Контрольная работа № 1 по теме «Природа Земли: главные закономерности»

Практическая работа № 8 «Составление комплексной характеристики океана»

Практическая работа № 9 «Описание климатических условий Африки по климатограммам»

Практическая работа №10 «Выявление условий развития хозяйства в природных районах Южной Америки»

Практическая работа №11 «Разработка туристического маршрута по Австралии»

Практическая работа №12 «Описание географического положения и особенностей природы Антарктиды»

Контрольная работа № 3 по теме «Южные материки»

Практическая работа №13 «Выявление зависимости размещения населения ии хозяйства от природной зональности в Северной Америке»

Практическая работа №14 «Описание внутренних вод Евразии»

Практическая работа №15 «Комплексное описание одной из стран Евразии»

Контрольная работа № 4 по теме «Северные  материки»

Итоговая проверочная работа по курсу географии 7 класса.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Примерное  календарно - тематическое планирование  

Под

тема

 (название урока)

Времен-ные ресурсы

Содержание

(что планируется изучать)

Методы (действия учащихся)

Источники

(ресурсы урока)

Самостоя-тельная работа

Плани-руемые

сроки

1.

ВВЕДЕНИЕ

1 ЧАС

Географический взгляд на Землю: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Знакомиться со структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК

Устанавливать взаимосвязи между географическими объектами.

Различать природные и объекты и явления.

Учебник с.5-6, атлас

Анализ текста учебника, карт атласа.

Составление плана характеристики карты.

ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

10 ЧАС

2.1

 Материки и океаны на поверхности Земли.

Практическая работа № 1  «Сравнение географического положения материков»

1 час

 Географическое положение материков, размеры, особенности размещения по поверхности Земли.

Сравнивать размеры материков и океанов, географическое положение материков 

Решать учебные задачи по сопоставлению размеров разных материков и океанов

Выявлять следствия положения материков на разных широтах

Учебник с. 8-9, атлас с. 2-3, к. карты с.2-3

3.2

Материки и части света

1 час

Принципы деления суши на материки и «части света».

Анализировать карту и сопоставлять границы материков и частей света

Наносить на к/к границу между Европой и Азией

Прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света

Учебник с. 10-11, атлас с. 2-3, 20-21

4.3

Рельеф Земли.

1 час

Различие в строении земной коры материков и океанов. Главные черты рельефа. Шкала высот и глубин.

Анализировать ф/к мира и устанавливать материки с наиболее и наименее сложным рельефом

Обозначать на к/к крупнейшие формы рельефа материков и океанов

Учебник с. 12-13, атлас с. 2-3, к. карты с.2-3

Презентация о землетрясениях и вулканизме, по материалам СМИ.

5.4

История формирования рельефа Земли

Практическая работа № 2  «Определение взаимосвязи между  строением земной коры и рельефом Земли»

1 час

Летоисчисление Земли. Геологические эры.

Эпохи складчатости, древние платформы.

Пангея, Лавразия и Гондвана.

Сопоставлять карту строения земной коры с физической картой мира Выявлять приуроченности размещения форм рельефа и горных пород на определенных тектонических структурах

Учебник с. 14-17, атлас с. 2-5

6.5

Климатообразующие факторы

1 час

Разный угол падения на Землю солнечных лучей. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Муссоны. Пассаты, западные ветры умеренных широт

Анализировать схему общей циркуляции атмосферы

Сопоставлять карты и выявлять географические закономерности

Учебник с. 18-21, атлас с. 2-3, 6-7

7.6

  

Климаты Земли

1 час

Классификация климатов. Экваториальный. Субэкваториальный, умеренный, субтропический, тропический, субарктический и арктический климатические пояса.

Обозначать на к/к границы климатических поясов и областей

Определять климатические показатели Анализировать  по плану климатодиаграммы

Учебник с. 22-25, атлас с.  6-7

Подготовить презентацию о профессиях, связанных с географией ( синоптик, метеоролог, геолог)

8.7

Мировой океан.

Практическая работа № 3 «Составление обобщенной схемы морских течений»

1 час

Исследования океана. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Размеры, площадь, объем, глубина Мирового океана. Жизнь в океане. Хозяйственная деятельность человека.

Описывать по картам особенности ГП океанов

Устанавливать по картам особенности систем течений в Мировом океане

Учебник с. 26-29, атлас с. 2-3, 10-11, 24-27, к.карты

9.8

Воды суши.

Практическая работа № 4 «Определение степени современного оледенения материков

1 час

Сток поверхностных вод. Различия в водообеспеченности материков. Реки. Густота сети, сток, источники питания, режим.

Определять режим рек на основе анализа климатограмм

Сравнивать реки земного шара по плану

Сравнивать обеспеченность материков поверхностными водами

Учебник с. 30-33, атлас с. 2-3, 6-7,к. карты с.2-3 (№4)

Составить кроссворд по теме: «Внутренние воды Земли»

10.9

Природная зональность.

1 час

Формирование природных зон. Природные комплексы. Антропогенные комплексы.

Сравнивать и выявлять особенности пространственного распространения природных зон

Учебник с. 34-35, атлас с. 6-7, 8-9

11.10

Обобщающий урок по теме «Природа Земли: главные закономерности.

1 час

Контроль знаний

Тетрадь- экзаменатор с. 4-15

ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

8ЧАС

12.1

Заселение Земли человеком

1 час

Прародина человечества. Основные пути расселения древнего и современного человека. Расы.

Анализировать карты для выявления путей миграции человека

Определять регионы проживания представителей разных рас

Учебник с. 38-39, атласы с.18-19

13.2

Численность населения Земли. Размещение населения по планете

1 час

Переписи населения. Изменения темпов роста населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост, средний возраст населения.

Анализировать графики и диаграммы численности населения

Решать практические задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста

Учебник с. 40-43, атлас с. 2-3, 6-9, 16-17, к карта с.10-11

Составить прогноз изменения численности населения Земли, используя счетчик населения Земли (сравнить государства: Индия, Германия)

14.3

  

Народы, языки и религии мира. 

Практическая работа № 5  «Составление комплексной характеристики населения мира»

1 час

География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.

Приводить примеры крупных и малочисленны народов мира

Анализировать карты с целью выявления географии распространения мировых религий

Учебник с. 44-45, атлас с. 22-23.

15.4

Хозяйственная деятельность людей.

1 час

Исторические факторы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека

Составлять схему  видов хозяйственной деятельности человека

Определять по картам страны-лидеры в х/д

Учебник с. 46-47, атлас с. 22-23.

16.5

Города и сельская местность

1 час

Основные виды поселений. Соотношение городского и сельского населения мира. Функции городов. Их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Городские агломерации.

Сравнивать город и село по внешнему облику

Анализировать изменение численности населения городского и сельского населения во времени

Учебник с. 48-49, атлас с. 16-17, к карта

17.6

Страны мира.

1 час

Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления.

Анализировать п/к мира

Подписывать страны и определять  географические координаты их столиц

Учебник с. 50-51, атлас с.  20-21, к карта с.10-11

18.7

Историко-культурные районы мира 

1 час

Основные особенности историко-культурных районов. Принципы выделения, их границы

Давать характеристику ГП районов

Анализировать карты   плотности населения, народов

Учебник с. 52-55, атлас с. 64, тетрадь – практикум

19.8

Контрольная работа №2 по теме «Человек на планете Земля»

1 час

Контроль знаний

  Предлагается   выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 16-23

Тетрадь – экзаменатор с. 16-23

МАТЕРИКИ И СТРАНЫ.

47 час

ОКЕАНЫ

4 ЧАС

20.1

 Атлантический океан

1 час

Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат. Особенности вод и живых организмов.

Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

Характеризовать по плану ГП океана

Наносить на к/к географические объекты

Решать практические задачи

Учебник с. 58-59, атлас с.  2-3, 10-11,24, к карта с.14-15

21.2

Тихий океан.

1 час

Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат. Особенности вод и живых организмов.

Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

Характеризовать по плану ГП океана

Наносить на к/к географические объекты

Решать практические задачи

Учебник с. 60-61, атлас с.  2-3, 26-27, к карта с.18-19

22.3

Индийский океан.

1 час

Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат. Особенности вод и живых организмов.

Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

Характеризовать по плану ГП океана

Наносить на к/к географические объекты

Решать практические задачи

Учебник с. 60-61, атлас с.  2-3, 10-11, 25, к карта с.14-15

23.4

Северный Ледовитый океан 

Практическая работа № 8 «Составление комплексной характеристики океана

1 час

Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат. Особенности вод и живых организмов.

Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

Характеризовать по плану ГП океана

Наносить на к/к географические объекты

Решать практические задачи

Учебник с. 64-65, атлас с.  2-3, 10-11, 26-27, к карта с.18-19

АФРИКА

5 ЧАС.

24.1

Особенности природы Африки.

Практическая работа № 9 «Описание климатических условий Африки по климатограммам»

1 час

Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны.

Природные богатства.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления карт материка

Составлять характеристики природных компонентов материка

Наносить на к/к географические объекты материка

Учебник с. 66-69, атлас с. 2-7, 28-33, к. карты с. 22

»

25.2

Районирование Африки.

1 час

Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи на основе сопоставления тематических карт между зональными природными богатствами и особенностями хоз. деятельности

Составлять характеристики природных районов

Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 70-73, атлас с. 28-33, к. карты с. 23

26.3

Население африканского континента

1 час

Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт между особенностями рельефа и расселением населения, природной зональности и хоз. деятельностью Анализировать карты и статистические дан

Учебник с. 74-75 атлас с.  28-33, к. карты с. 24

27.4

Страны Африки: Южно-Африканская республика

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Выявлять черты страны, характерные для всего района Южной Африки, и специфические особенности ЮАР

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 76-77, атлас с. 28-33

Подготовить буклет по путешествию в одну из стран Африки.

28.5

Страны Африки: Египет, Демократическая республика Конго

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Выявлять черты Египта и ДРК, как типичных государств Северной и Центральной Африки, характерные для всего, и их специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 78-81, атлас с.  28-33

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

6 ЧАС

29.1

Особенности природы Южной Америки

1 час

Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны.

Природные богатства.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления карт материка

Составлять характеристики природных компонентов материка

Наносить на к/к географические объекты матери

Учебник с. 82-85, атлас с.2-7  34-39, к карты с. 26

30.2

Природные районы материка: равнинный Восток

1 час

Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт материка между природной зональностью равнинного Востока и размещением населения, природной зональности и хоз. деятельностью

Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 86-89, атлас с.  34-39

Составить дневник путешествия (заочного) « Один день в сельве»

31.3

Природные районы материка: Анды

Практическая работа №10 «Выявление условий развития хозяйства в природных районах Южной Америки»

1 час

Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт материка между высотной поясностью Анд и размещением населения, природной зональности и хоз. деятельностью

Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 90-91, атлас с.  28-33

32.4

Население Южной Америки

1 час

Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт между особенностями рельефа и расселением населения, природной зональности и хоз. деятельностью Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 92-93, атлас с.  28-33

33.5

Страны Южной Америки: Бразилия

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека

Выявлять черты Бразилии, как типичных государств экваториальных и тропических широт, и их специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 96-97, атлас с.  34-39

Подготовить презентацию по теме «Путешествие в Бразилию»

34.6

Страны Южной Америки: Венесуэла, Перу

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека

Выявлять черты Венесуэлы и Перу, как типичных государств расположенных в жарком поясе и занимающих как горные, так и равнинные территории

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 94-95, 98-99, атлас с.  34-39

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

5 ЧАС

35.1

Природа Австралии 

1 час

Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны.

Природные богатства.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления карт материка

Составлять характеристики природных компонентов материка

Наносить на к/к географические объекты материка

Учебник с. 100-103, атлас с. 40-41, 42-43

Практическая работа №11 «Разработка туристического маршрута по Австралии

36.2

Природа Океании

1 час

Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны.

Природные богатства.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления карт материка

Составлять характеристики природных компонентов материка

Наносить на к/к географические объекты материка

Учебник с. 104-105, атлас с. 40-41, 42-43

37.3

Население Австралии и Океании

1 час

Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт между особенностями рельефа и расселением населения, природной зональности и хоз. деятельностью Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 106-107, атлас с. 40-41, 42-43

38.4

Австралийский Союз

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Выявлять черты страны, как типичного государства расположенных в жарком поясе  

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 108-109, атлас с. 40-41, 42-43

39.5

Самоа

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Выявлять черты страны, как типичного государства расположенных в жарком поясе  

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 110-111, атлас с. 40-41, 42-43

Составить кроссворд по теме «Австралия»

АНТАРКТИДА

3 ЧАС

40.1

Особенности природы 

Практическая работа №12 «Описание географического положения и особенностей

1 час

Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны.

Природные богатства

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления карт материка

Составлять характеристики природных компонентов материка

Наносить на к/к географические объекты материка

Учебник с. 112-113, атлас с. 44-45, к. карты

41.2

Освоение Антарктиды человеком

1 час

Открытие материка. Достижение Южного полюса. Исследование Антарктиды.

Определять по картам географические объекты, названные именами исследователей

Учебник с. 112-113, атлас с. 44-45

Составить рассказ-рассуждение «Будущее Антарктиды»

42.3

 Контрольная работа № 3 по теме «Южные материки»

1 час

Контроль знаний

Выполнение вариантов к.р. в тетради – экзаменаторе, стр.30-51

Тетрадь- экзаменатор с. 30-51

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

6 ЧАС

43.1

Особенности природы Северной Америки.

1 час

Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны.

Природные богатства

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления карт материка

Составлять характеристики природных компонентов материка

Наносить на к/к географические объекты материка

Учебник с. 116-119, атлас с.46-47, 48-49, к. карты

Составить кроссворд по теме «Северная Америка»

44.2

Равнины Северной Америки.

Практическая работа №13 «Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности в Северной Америке»

1 час

Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт материка между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, природной зональности и хоз. деятельностью

Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 120-123, атлас с.46-47, 48-49, к. карты

45.3

Горы Северной Америки.

1 час

Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт материка между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, природной зональности и хоз. деятельностью

Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 124-125, атлас с.46-47, 48-49, к. карты

46.4

Освоение человеком материка.

1 час

Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт между особенностями рельефа и расселением населения, природной зональности и хоз. деятельностью Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 126-127, атлас с.46-47, 48-49.

47.5

Страны Северной Америки. США.

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека

Выявлять черты страны, расположенной на равнинной и горной территориях, в умеренных  и субтропических широтах, их специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 128-129, атлас с.46-47, 48-49 50-51, к. карты

Составление презентации по теме «Государства Северной Америки. Комплексная характеристика»

48.6

Страны Северной Америки. Канада и Мексика.

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека

Выявлять черты страны, расположенной на равнинной и горной территориях, в умеренных  и субтропических широтах, их специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 130-133, атлас с. 46-51

ЕВРАЗИЯ

15 ЧАС

49.1

Особенности природы Евразии

1 час

Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны.

Природные богатства.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления карт материка

Составлять характеристики природных компонентов материка

Наносить на к/к географические объекты материка

Учебник с. 134-137, карты атласа с.52-53,54-55

50.2

Внутренние воды Евразии.

Практическая работа №14 «Описание внутренних вод Евразии»

1 час

Внутренние воды материка, влияние климата и рельефа на основные характеристики рек

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления карт материка

Составлять характеристики природных компонентов материка

Наносить на к/к географические объекты материка

Учебник с. 134-137, карты атласа с.52-53,54-55

51.3

Районы Евразии: Западная часть Европы

1 час

Зональные и незональные ПК. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием х/д человека

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт материка между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, природной зональности и хоз. деятельностью

Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 138-139, карты атласа с.52-53,54-55, 58-59

52.4

Районы Евразии: Восточная часть Европы

1 час

Зональные и незональные ПК. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием х/д человека

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт материка между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, природной зональности и хоз. деятельностью

Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 134-137, карты атласа с.52-53,54-55,58-59

53.5

Южная и Центральная части Азии

1 час

Зональные и незональные ПК. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием х/д человека

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт материка между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, природной зональности и хоз. деятельностью

Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 142-143, карты атласа с.52-53,54-55, 58-59

54.6

Человек на евразийском пространстве

1 час

Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт между особенностями рельефа и расселением населения, природной зональности и хоз. деятельностью Анализировать карты и статистические данные

Учебник с. 144-145, карты атласа с.52-53,54-55

55.7

Страны Европы. Норвегия.

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Выявлять черты Норвегии, как характерной страны Северной Европы, и ее специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 146-147, карты атласа с.52-53,54-55

56.8

Великобритания.

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

 Выявлять черты Великобритании, как характерной страны Западной  Европы, и ее специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 148-149, карты атласа с.52-53,54-55

Составить буклет по теме.

Практическая работа №15 «Комплексное описание одной из стран Евразии

57.9

Германия. Франция.

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

 Выявлять черты Германии, Франции как характерной страны Центральной Европы, и ее специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 150-152, карты атласа с.52-53,54-55

58.10

Италия. Чехия.

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Выявлять черты Италии и Чехии, как характерных стран Южной и Средней Европы, и их специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 154-157, карты атласа с.52-53,54-55

59.11

Страны Азии. Индия.

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Выявлять черты Индии, как крупнейшей страны Южной Азии, и ее специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 134-137, карты атласа с.52-53,54-55

60.12

Страны Азии. Китай

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

 Выявлять черты Китая, как крупнейшей страны Восточной и Внутренней Азии, и ее специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 134-137, карты атласа с.52-53,58-59, 62-63

61.13

Япония. Республика Корея.

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Выявлять черты Японии и Кореи, как типичных стран Восточной Азии, и их специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 162-165 карты атласа с.52-53,58-59,62-63

62.14

Турция. Казахстан.

1 час

Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Выявлять черты Турции и Казахстана как типичных стран  Юго-Западной , Центральной Азии, и их специфические особенности

Наносить на к/к географические объекты и объекты хоз.деятельности

Учебник с. 166-169, карты атласа с.52-53,58-59, 62-63

Составить виртуальную экскурсию по городу, столице какого-то государства Евразии.

63.15

Контрольная работа № 4 по теме «Северные  материки»

1 час

Контроль знаний.

Проверить знания уч-ся. Работа с тетрадью- экзаменатором.

Тетрадь – экзаменатор, с. 52-64

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

2 ЧАС

64.1

Общечеловеческие проблемы.

1 час

Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая, продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая проблемы

Анализировать карты материков «Нарушение природных комплексов», «Мировой океан. .Хозяйственная деятельность человека». Выявлять территории с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией.

общечеловеческие проблемы, перспективы охраны и разумного использования мирового и природного экологического потенциала

Учебник, с. 170-173,

Представить пути решения глобальных проблем человечества ( буклет, презентация)

65.2

«Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки»

1 час

Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая, продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая проблемы

Разработать проект по улучшению местной экологической обстановки на основе использования предлагаемой в Тетради-практикуме практической работы (с.76-79)

Тетрадь-практикум практическая работа (с.76-79)

Дополнительная литература

Составить  пути решения экологических проблем Ленинградской области.

РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ

3 ЧАС

66.1

Отчет по проектам.

1 час

Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая, продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая проблемы

Обсуждение проектов

Проекты

Защита проектов по теме

67.2

Повторение пройденного

1 час

68.3

Резерв

Приложение 1

Учебно-методичический комплекс на  2020- 2021 учебный год

Предмет   ГЕОГРАФИЯ     учитель Вештеюнас Е.В.

Класс

Название учебного курса

 Основной  учебник

Дидактические материалы для учащегося

Дополнительная литература для учителя

Медиаресурсы

7 «а», «б», «в».

География «Земля и люди»

География. Земля и люди. 7 класс

Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П.

Изд-во ПРОСВЕЩЕНИЕ

УМК СФЕРЫ 2011г.

УМК "География. Земля и люди. 7 класс"

Иллюстрированный атлас. УМК "География. Земля и люди. 7 класс»

1. Рабочая программа. 5-9 классы.

Дронов В.П., Савельева Л.Е.

Изд-во ПРОСВЕЩЕНИЕ

УМК СФЕРЫ 2013г.

2.Урок в современной школе. География 6-10 кл.

А.Г. Стадник

изд-во «УЧИТЕЛЬ» 2009г.

7.Торопова, Кривоногова: География. 6-8 классы. Олимпиадные задания. ФГОС

1.http://interneturok.ru/

2

География. Земля и люди. 7 класс. Электронное приложение к учебнику авторов А.П.Кузнецова, Л.Е.Савельевой, В.П. Дронова.

Приложение 2

Методика критериального оценивания

 учебной проектной деятельности

  

         Введение в учебный процесс проектов – это сложный момент.  Не каждый урок должен и может проходить в «проектной манере».  При планировании обучения на год я выделяю ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование».

        Далее формулируется несколько примерных тем на класс, работа над которыми потребует необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений я руководствуюсь программными требованиями по соответствующему учебному курсу.

        Проектная деятельность – это технологический процесс, организуемый самими учащимися при поддержке учителя. Доля поддержки зависит от возраста и уровня овладения учащимися процессуальных умений и навыков.

Стадии проектной деятельности.

  Технология проектной деятельности включает ряд мыслительных и практических действий:

1. Определение цели проекта (целеполагание);

2. Выбор средств достижения цели;

3.Разработка программы действий, включая поиск, выбор и анализ информации.

4.Планирование: определение порядка действия, выявление последовательных этапов, анализ временных ресурсов, установление сроков завершения каждого из этапов;

5. Реализация плана, создание продукта;

6. Презентация продукта;

7. Оценивание и рефлексия.

   

     Критериальное оценивание предполагает выделение по каждому учебному проекту нескольких критериев оценивания и независимою оценку по каждому из них. Оценивание производится на основании уровней, которые создаются под каждый критерий. Количество уровней и, соответственно, баллов определяется их содержательным наполнением. Баллы, выставленные по всем критериям, регистрируются и суммируются.

   В процессе подготовки к выполнению проекта  совместно с учеником определяются критерии,  сроки, формы работ.

   Каждый критерий – это цель образования, которая является по своему содержанию синтетической, то есть, включает предметные и развивающие цели. Например, критерий «Коммуникация», предполагает не только умение использовать предметные термины в устной и письменной речи, но и развитие собственно коммуникативных навыков ученика.  

   При критериальном оценивании становится возможной оценка развития ученика за период времени, то есть сравнение его с самим собой.

   Наличие критериев и  уровней предоставляет ученику возможность осуществлять самооценивание и модерацию.

   Самооценивание осуществляется, во-первых, как оценивание собственной работы и последующее сравнение своих оценок с оценками экспертов и учителя, во-вторых, как сравнение себя с самим собой за промежуток времени.  Анализируя и оценивая свою учебную деятельность, её результаты, ученик знает, что его самооценка может повлиять на общий результат.

   Модерация – это обсуждение оценок на основании уровней с целью достижения объективности. Следствием модерации является реальная корректировка оценки-результата.

        Следовательно, механизм оценивания складывается из нескольких этапов:

1. Анализ;

2. Самооценивание;

3. Модерация;

4. Корректировка.

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика традиционного и критериального оценивания.

Признаки для сравнения

Системы оценивания

Традиционное (нормативное) оценивание

Критериальное оценивание

Цели

Управление и контроль

Обратная связь и самооценка

Что такое отметка?

Средство поощрения или наказания

Что оценивается

Комплекс: знания, активность ученика, отношение ученика к предмету, отношение к ученику

Знания и умения в конкретной работе, виды деятельности, саморазвитие

Самоценивание

Возможность самооценки минимальна

Необходимая часть технологии

Механизм оценивания

Знания ученика сравнивают с нормой и/или со знаниями другого ученика

Сравнение ученика  с самим собой. (Развитие ученика за период времени)

Объективность  

Зависит от учителя

Определяется элементами технологии: критериями, модерацией, гласным обсуждением.

Процедура

Вычитание из пяти баллов

Прибавление баллов в соответствии с достигнутым уровнем

Корректировка отметки

Анализ ошибок после выставления отметки никак  не может на неё повлиять

Необходимая часть технологии

Таблица 2. Критериальное оценивание проекта.

 

Баллы

Критерии и уровни

Целеполагание и планирование

0

Цель не сформулирована

5

Определена цель, но не обозначены пути её достижения

10

Определена и ясно описана цель, и представлено связное описание её достижения

Сбор информации, определение ресурсов

0

Большинство источников информации не относится  к сути работы

5

Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного количества подходящих источников

10

Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий спектр подходящих источников

Обоснование актуальности выбора, анализ использованных средств

0

Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства

5

В работе в основном достигаются заявленные цели, выбранные средства относительно подходящие, но недостаточны

10

Работа целостная на всём протяжении, выбранные средства использованы уместно и эффективно

Анализ и творчество

0

Размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода

5

Есть попытка к размышлению и личный взгляд на тему, но нет серьёзного анализа, использованы элементы творчества

10

 Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ недостаточно глубокий, использован творческий подход

15

Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к ней

Организация письменной части

0

Письменная работа плохо организована, не структуирована, есть ошибки в оформлении

5

Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению

10

Чёткая структура всей работы, грамотное оформление.

Анализ процесса и итогового результата

0

Обзор представляет собой простой пересказ порядка работы

5

Последовательный обзор работы, анализ целей и результата

10

Исчерпывающий обзор работы, анализ цели, результата и проблемных ситуаций

Личная вовлечённость и отношение к работе

0

Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к проекту

5

Работа отвечает большинству требований, в основном самостоятельная

10

Полностью самостоятельная работа, отвечающая всем требованиям.

Таблица  3.  Критериальное оценивание доклада

Баллы

Критерии и уровни

Качество доклада

0

Композиция доклада не выстроена, работа и результаты, не представлены в полном объёме.

1

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены, но не в полном объёме.

2

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены достаточно полно, но речь неубедительна.

3

Выстроена композиция доклада, в нём в полном объёме представлена работа и её результаты; основные позиции проекта аргументированы; убедительность речи и убеждённость оратора.

Объём и глубина знаний по теме

0

Докладчик не обладает большими и глубокими знаниями по теме; межпредметные связи не отражены

1

Докладчик показал большой объём знаний по теме, но знания неглубокие; межпредметные связи не отражены.

2

Докладчик показал большой объём знаний по теме. Знания глубокие; межпредметные связи не отражены.

3

Докладчик показал большой объём знаний по теме, знания глубокие; отражены межпредметные связи.

Педагогическая ориентация

0

Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы.

1

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, выдержан регламент выступления; но отсутствует культура речи, не использованы наглядные средства.

2

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, обладает культурой речи, использовались наглядные средства, но не выдержан регламент выступления, не удалось удержать внимание аудитории в течение всего выступления.

3

Докладчик обладает культурой речи, уверенно держится перед аудиторией;  использовались наглядные средства; регламент выступления выдержан, в течение всего выступления удерживалось внимание аудитории

Ответы на вопросы

0

Не даёт ответа на заданные вопросы.

1

Ответы на вопросы не полные, нет убедительности, отсутствуют аргументы.

2

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы, но не стремиться раскрыть через ответы сильные стороны работы, показать её значимость.

3

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы на вопросы,  стремится использовать ответы для раскрытия темы и сильных сторон работы.

Деловые и волевые качества докладчика

0

Докладчик не стремится добиться высоких результатов, не идёт на контакт,  не готов к дискуссии.  

1

Докладчик желает достичь высоких результатов, готов к дискуссии, но ведёт её с оппонентами в некорректной форме

2

Докладчик не стремиться к достижению высоких результатов, но доброжелателен, легко вступает с оппонентами в диалог.

3

Докладчик проявляет стремление к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, легко идёт на контакт.

Таблица  4. Критериальное оценивание компьютерной презентации.

   

Баллы

Критерии и уровни

Информационная нагрузка слайдов

0

Не все слайды имеют информационную нагрузку

1

Каждый слайд имеет информационную нагрузку

Соблюдение последовательности в изложении

0

Не соблюдается последовательность в изложении материала

1

Соблюдается последовательность изложения материала

Цветовое оформление слайдов

0

В оформлении слайдов используется большое количество цветов

1

Количество цветов, использованных для оформления слайда, соответствует норме (не более трёх)

Подбор шрифта

0

Величина шрифта, сочетание шрифта не соответствует норме

1

Величина шрифта, сочетание шрифта соответствует норме

Таблицы и графики

0

Таблицы и графики содержат избыток информации. Плохо читаемы

1

Таблицы и графики содержат необходимую информацию, хорошо читаемы

Карты

0

Отсутствует название карты, не указан масштаб, условные обозначения

1

Карта имеет название, указан масштаб, условные обозначения

Иллюстрации

0

Иллюстрации, фотографии не содержат информацию по теме

1

Иллюстрации, фотографии содержат информацию по теме

Анимация

0

Мешает восприятию информационной нагрузки слайдов

1

Усиливает восприятие информационной нагрузки слайдов

Музыкальное сопровождение

0

Мешает восприятию информации

1

Усиливает восприятие информации

Объём электронной презентации

0

Объём презентации превышает норму – 7Мб

1

Объём презентации соответствует норме

        Все группы навыков, представленные в таблицах – это неслучайный набор,  а элементы системы. Если исключить хотя бы один элемент, система учебной деятельности рассыплется, и, следовательно, проект не может быть выполнен.  

Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок:

  • 86 - 100 баллов - «5»
  • 70 - 85 баллов - «4»
  • 50 - 69 баллов –«3»

В соответствии с механизмом критериального оценивания неудовлетворительная оценка учебного проекта должна быть выставлена в следующих случаях:

-отказ от исполнения проекта;

-нет продукта (= нет технологической фазы проекта);

-нет отчёта (= нет рефлексии);

-нет презентации (= нет коммуникации);

-проект не выполнен к сроку (= нет организационных навыков);

-проект выполнен без учёта имеющихся ресурсов («хромают» организационные навыки);

-отказ от работы в группе (= нет коммуникации).

   Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.);  если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.

Приложение 3

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Итоговый тест по курсу « География. Земля и люди», 7 класс.

        Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по курсу географии 7 класс 
        
Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по географии 7 класс. 

Пояснительная записка

Контрольная работа по курсу географии материков и океанов 7 класс представлена в форме КИМов,  составленых в формате ЕГЭ в двух вариантах и включают задания трех уровней сложности: А, В и С.

Часть А  включает 18 заданий базового уровня. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один.

Часть В — более сложный уровень. 4 задания, представленные в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Ответом к заданиям этой части является последовательность букв или цифр.

Часть С — уровень повышенной сложности. При выполнении этих заданий требуется применить практические навыки или дать развернутый ответ.

На выполнение административной контрольной  работы по географии отводится 90 минут.

 Разрешается использование атласов, калькуляторов, линейки.

Критерии оценивания

За правильный ответ на задания: части А — 1 балл; части В и С—2 балла.

Максимальный первичный балл- 30 баллов.

Если ученик правильно отвечает на 50—70% вопросов, то получает оценку «3», 70—90% правильных ответов — «4», 90—100% правильных ответов — «5».

Шкала пересчета первичного балла за выполнение

итоговой контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале

Оценка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

  1. 14

15-20

21-26

27-30

Вариант 1

ЧАСТЬ А

Часть А содержит 18 заданий  с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный.  При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А-1.  Какой материк пересекается экватором в северной части?

1)Северная Америка                                    

2) Южная Америка    

3) Австралия                                                  

4)Евразия

А-2. Какой из перечисленных путешественников исследовал внутренние районы Африки?

1)

2)

Д. Ливингстон

Дж. Кук

3)

А. Веспуччи

4)

А. Макензи

А-3. Какой материк Земли самый сухой?

1) Евразия        

2) Австралия

3) Африка        

4) Южная Америка

А-4. Относительно устойчивые и  выровненные участки земной коры, лежащие в основании современных материков, - это:

1) материковые отмели                            

2)платформы          

3)сейсмические пояса              

4)острова

А-5. Какая из перечисленных территорий расположена в пределах сейсмического пояса?

1)

остров Сахалин

2)

острова Новая Земля

3)

полуостров Таймыр

4)

полуостров Ямал

А-6. Какая из перечисленных горных систем самая протяженная?

1) Кордильеры      

2) Урал                  

3) Альпы          

4) Аппалачи

А-7.  Какой буквой на карте обозначен вулкан Килиманджаро?

      1) А     2) Б    3) В    4)Г

А-8. Для какого типа климата умеренного климатического пояса характерны самые низкие зимние температуры?

1)

морского

2)

умеренно- континентального

3)

резко-  континентального

4)

муссонного

А-9. На какой из территорий, обозначенных буквами на карте Южной Америки, среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее?

1) А       2)Б     3) В      4)Г

ЮаМклим1

А-10. Какое из перечисленных морских течений действует в Тихом океане?

1) Гольфстрим      2) Бразильское     3) Гвинейское         4) Куросио.

А-11.  В  умеренном поясе к югу от лесной зоны расположена зона:

1) тайги

2) лесостепей и степей  

3) лесотундр и тундр  

4) высотной поясности

А-12. Соболь - животное, обитающее в природной зоне:

1) степей    

2) тайги  

3) пустынь          

4) тундры

А-13.  Укажите ошибку в сочетании «материк - животное».

I) Африка — гепард

2) Австралия — вомбат

3) Южная Америка - пума

4) Евразия — скунс

А-14.  Укажите правильный вариант ответа. В Африке — вади, а в Австралии:

1) пуны        

2) крики

3) самум         

4) коала

А-15.. Какие координаты имеет самая восточная точка Африки?

1) 16° ю.ш.; 3° в.д.                                

2) 10° с.ш.; 51° в.д.        

 3) 51° с.ш.; 11° в.д.                              

 4)16° с.ш.; 3° з.д.

А-16.  По карте плотности населения определите, какая из названных территорий заселена больше?

1) Европа;                                                  

2) Южная Америка;      

3)Австралия;                                          

4)север Африки.

А-17. Родиной какого культурного растения является Африка?

1) кофе        

2) каучуконосов  

3) какао
4) чая
 

А-18.Одним из основных современных  видов хозяйственной деятельности человека в тундре является:

1) заготовка леса

 2) добыча полезных ископаемых  

3) разведение скота    

4) выращивание зерна

ЧАСТЬ В

Часть В содержит 4задания. Задания В-1, В-2 содержат по  три  правильных ответа. Ответом к заданиям этой части (В-3, В-14) является слово, последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения писать не нужно.

 В-1. Определите, о какой природной зоне говорится:

 «Характерны желтоземные и красноземные почвы. Субтропические вечнозеленые леса и кустарники. Характерные представители животного мира: гепарды, зебры, носороги, слоны».

В-2.Установите соответствие между строением земной коры и  рельефом.

                   ГОРЫ                                                                       ВОЗРАСТ СКЛАДЧАТОСТИ

1)Гималаи                                                                                   А. Мезозойский

2)Урал                                                                                         Б.  Кайнозойский

3)Верхоянский хребет                                                               В. Герцинский

В-3. С помощью карты сравните среднегодовое количество осадков в точках, обозначенных на карте буквами А, Б, В. Расположите эти точки в порядке увеличения количества осадков, выпадающих в них.

ОсадкиМИР1.jpg

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А)

А

Б)

Б

В)

В

Ответ:

В-4. Установите соответствие между заливом и его расположением на карте, обозначенным цифрой.

1116

ЗАЛИВ

РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ

А)

Гвинейский

Б)

Бенгальский

В)

Аляска

1)

1

2)

2

3)

3

4)

4

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

Ответ:

А

Б

В

                                                                                 ЧАСТЬ С

Задания С  требуют развёрнутого ответа. Запишите сначала номер задания, а затем полный ответ

С-1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ___________________________ м.

C1_3х1-2011c колодцемx147

С-2. Определите страну по ее краткому описанию.

Это – одна из крупных по площади стран мира, имеет выход к трем океанам. На её территории находится одна из крайних точек материка, на котором она расположена. По суше граничит лишь с одной страной. Большая часть ее населения расположена вдоль южной границы. Страна богата разнообразными полезными ископаемыми, а также лесными, земельными, водными ресурсами.

Вариант 2

ЧАСТЬ А

Часть А содержит 18 заданий  с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный.  При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А-1. .Какой материк пересекается всеми меридианами?

1)Евразия                                            

2) Африка            

3) Северная Америка                          

 4)Антарктида

А-2.  Какoе из следующих утверждений является верным?

1) Н. Пржевальский проводил свои географические исследования в Азии

2) Первым Южного полюса достиг Ф. Нансен

3) Америка получила название от своих коренных жителей – индейцев

4) Первым Северного полюса достиг Р. Амундсен

А-3.Какой материк Земли самый жаркий?

1) Африка        

2) Австралия        

3) Евразия

4) Северная Америка

А-4. Пограничные области между литосферными  плитами, в которых происходят извержения вулканов и землетрясения, - это:

1) платформы                                      

2)сейсмические пояса  

 3)горы                                                  

 4)океанические равнины

А-5. Какая из перечисленных территорий расположена в пределах сейсмического пояса?

1)

Японские острова

2)

Остров Мадагаскар

3)

полуостров Индостан

4)

остров Гренландия

А-6. Какая из перечисленных горных систем самая высокая?

   1) Гималаи             2) Анды             3) Атлас          4) Кордильеры 

А-7.  Какой буквой на карте обозначена  гора Аконкагуа?

      1) А     2) Б    3) В    4)Г

 

А-8. Признаком морского типа климата является:

1) лето сухое и жаркое

2) зима влажная и теплая

3) большая амплитуда колебания температур

4)низкие зимние температуры

А-9. На какой из территорий, обозначенных буквами на карте Южной Америки, среднегодовое количество атмосферных осадков наименьшее?

1) А       2) В      3)C      4)D

ЮаМклим1

А-10. Самое мощное теплое течение в Мировом океане:

   1) Гольфстрим         2) Бразильское        3) Гвинейское        4) Куросио

А-11.  Где тайга занимает наибольшую площадь?

1) в Австралии

2) в Северной Америке

3) в Евразии

4) в Южной Америке
А-12. Для какой из перечисленных природных зон характерно наибольшее количество грызунов?

 1) тайги  

 2) тундры и лесотундры

 3) степи      

 4) полупустыни и пустыни

А-13. Укажите ошибочное сочетание «материк — река».

1) Африка — Замбези

2) Австралия — Муррей

3) Южная Америка — Ориноко

4) Северная Америка — Парана

А-14.  Скрэб (заросли колючих кустарников) характерны для материка:

1) Австралии    

 2) Африки      

 3) Южной Америки    

 4) Антарктиды

А-15.  Какие координаты имеет самая западная точка Африки?

1)14° с.ш.; 15° з.д.;                                    

2)14° ю.ш.; 17° з.д.;          

3)17° с.ш.; 26° з.д.;                                  

4)11° с.ш.; 3° в.д.

А-16.  По карте плотности населения определите, какая из названных территорий заселена меньше?

1) Европа;                                                  

2) Южная Америка;      

3)Австралия;                                          

4)север Африки.

А-17.  Родиной каких культур является Южная Америка?

1) какао и кофе        

2) картофеля и бананов

 3) томатов и картофеля

 4) пшеницы и риса

А-18.Одним из основных современных  видов хозяйственной деятельности человека  в тайге является:

1) заготовка леса

2) добыча полезных ископаемых  

3) разведение скота    

4) выращивание зерна

ЧАСТЬ В

Часть В содержит 4задания. Задания В-1, В-2 содержат по  три  правильных ответа. Ответом к заданиям этой части (В-3, В-14) является слово, последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения писать не нужно.

В-1. Определите, о какой природной зоне говорится:

«…низкие температуры весь год, осадки – редки, преимущественно в виде снега, растительность карликовая, встречаются лемминги, песцы…».

В-2. Установите соответствие между строением земной коры и  рельефом

                   ПЛАТФОРМА                                              РАВНИНА

1)Сибирская                                                                    А. Западно-Сибирская

2)Индийская                                                                    Б.Великая Китайская

3)Китайско-Корейская                                                   В.Декан (плоскогорье)

                                                                                          Г.Среднесибирское (Плоскогорье)

В-3. С помощью карты сравните среднегодовое количество осадков в точках, обозначенных на карте буквами А, Б, В. Расположите эти точки в порядке уменьшения количества осадков, выпадающих в них.

ОсадкиМИР1.jpg

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А)

А

Б)

Б

В)

В

Ответ:

В-4. Установите соответствие между заливом и его расположением на карте, обозначенным цифрой.

1116

ЗАЛИВ

РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ

А)

Гвинейский

Б)

Бенгальский

В)

Большой Австралийский

1)

1

2)

2

3)

3

4)

4

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

Ответ:

А

Б

В

                                                                                 ЧАСТЬ С

Задания С  требуют развёрнутого ответа. Запишите сначала номер задания, а затем полный ответ

С-1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до деревянного моста через реку. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ___________________________ м.

C1_3х1-2011c колодцемx147

 С-2. Определите страну по ее краткому описанию.

Страна расположена на севере материка, на её территории находится его крайняя точка. Страна имеет выход к одному из крупнейших морей Атлантического океана. Здесь преобладают пустынные ландшафты, однако на севере растут оливковые деревья, апельсиновые рощи, вечнозеленые средиземноморские леса. На территории страны можно увидеть развалины древнего города Карфагена. Название столицы совпадает с названием государства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 кл.

Аннотация содержит основные разделы рабочей программы по литературе....

Аннотация к рабочей программе по географии (автор программы Каринская - 7 класс)

Аннотация Рабочая программа курса география «Материки, океаны, народы и страны» для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы составлена на основании следующих документов:·...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 - 11 класса (по авторской программе В.В.Пасечника)

middot;         Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта среднего ( полного) образования. За основу рабочей программы взят...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Рабочие программы.Аннотации к рабочим программам.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ШАГ ЗА ШАГОМ»;Индивидуальная коррекционно-развивающая программа дефектол...