Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС).
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Шатилова Антонина Петровна
Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская средняя  школа

                                 

«Рассмотрено»

на заседании      пед.совета школы

Протокол

№_от__________2016 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

_______/Михалченкова Н.Н./

_____________2016 г.

«Утверждено»

Директор школы

________/Лавриненкова Н.Н./

Приказ

№___от_____________2016 г.

Рабочая программа

по географии

для 5 класса

                                                       

Учитель: Шатилова Антонина Петровна,

I квалификационная категория

Дубровка

2016 г.

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «География» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы для основного общего образования по географии, на основе авторской  программы (Программа основного общего образования по географии 5- 9 классы/И.И. Баринова В.П. Дронов. – М.: Дрофа,2012)

 География как учебная дисциплина входит в образовательную область «Общественно - научные предметы».

Цели обучения:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества— географической картой, со взаимодействием природы и человека
  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
  •  формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией;
  •  формирование интереса к нему;
  •  формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Общая характеристика программы

          Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами   соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников. Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии.  Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

        География в 5 классе – первый этап географической подготовки учащихся. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов   (1 – 4 кл).  

Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования. Построение учебного содержания  курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Курс состоит из пяти  разделов:

- что изучает география;

- как люди открывали Землю;

- земля во Вселенной;

- виды изображений поверхности Земли;

- природа Земли.

        Программа реализует интегративные  связи с курсами биологии,  природоведения, окружающим миром, экологией, историей, физикой

 
     Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс— География Земли, с 8 по 9 класс— География России. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.

Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.  

Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС.

Общая характеристика учебного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, развития исследовательских навыков, здоровьясбережения.

 технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.      

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме индивидуально-групповых занятий

Основные методы, которые планируется использовать:

       1.Словесные методы:

-Рассказ

-Объяснение

-Беседа

-Дискуссия

-Лекция

2.Работа с учебником и книгой

- Конспектирование

- Составление плана текста

- Цитирование

3.Наглядные методы:

- Метод иллюстраций

- Метод демонстраций

4.Практические методы

- Упражнения

- Лабораторные работы  

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ, проектов  и т.д.

Уроки носят развивающий характер.

Организация различных видов деятельности учащихся предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, электронного приложения к учебнику. Каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- тест;

- контрольная работа.

      Входной контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обучености в форме устного опроса или тестов.

      Текущий контроль в форме самостоятельных работ, устного опроса, тестов. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

      Тематический контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме контрольных работы или теста.

       Заключительный (итоговый) контроль.

Методы диагностики - викторины, ребусы, кроссворды, презентации, тесты.

Условные обозначения, используемые в тексте программы:

К.Р. – контрольная работа;

К.т. – контрольное тестирование;

П.р. – практическая работа;

ИКТ – информационно-коммуникативные технологии;

УУД – универсальные учебные действия.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения  — 272, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и  6 классах и по 68  (2 ч в неделю) в 7,8,9 классах.

Программа 5 класса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ-  4;

практических работ - 4; 


Содержание тем учебного курса

Название разделов и тем курса

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к знаниям и умениям

Формируемые УУД

Тема 1: « Что изучает география»

 5                                      

Знакомство с учебником: изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником и электронным                                                                                     приложением, знакомство с презентацией. Составление простейших географических                                                                                   описаний объектов и явлений живой и неживой природы

Регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Коммуникативные:

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Познавательные:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

1.Мир, в котором мы живем.

Мир живой и неживой природы.

Явления природы. Человек на Земле

приводить примеры географических объектов и явлений; вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды,

2.Науки о природе

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности

3.География— наука о Земле 

Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела

географии

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

4.Методы географических исследований

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический

метод. Статистический метод

получат представление о различные источниках географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

5. Контрольно – обобщающий урок по разделу:

«Что изучает география»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

Тема 2: «Как люди открывали Землю

5

Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в

Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках.  Исследовать по картам                                                                                                                                      и  описывать маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев.                                                                                                                                       Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Исследовать и описывать  по картам                                                                                                                                            маршруты  путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать                                                                                                                                        сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапа                                                                                                                                        изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях   географических                                                                                                                                                                                                                                                   исследований                                                                                                                                                                                                    

Познавательные:

Использовать различные источники географической информации. Нахождение  информацию в интернете.

Регулятивные:

  • способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

Предметные:

Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Познавательные: 

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Метапредметные:

работа с текстом ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

1.Географические

открытия древности и Средневековья

Плавания финикийцев. Великие

географы древности. Географические

открытия Средневековья

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время

2.Важнейшие

географические

открытия

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Практическая работа № 1. Работа с контурной картой, учебником, диском

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

3.Открытия русских путешественников

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три

моря».

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

4.Открытия русских путешественников

Освоение Сибири.

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

5. Контрольно – обобщающий урок по разделу: «Как люди открывали Землю».

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

К/р № 1

Тема 3: «Земля во Вселенной »  

9                                                   

                                                                                                                                       Составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. Сравнивать планеты Солнечной  

системы по разным параметрам.

 Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях,                                                                                                                                   вызванных воздействием ближнего космоса на Землю. Составление характеристики планет-                                                                                                                                    гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска. Характеристика особенностей                                                                                                           различных небесных тел по иллюстрациям учебника. Наблюдения за звездным небом: какие                                                                                                                                    созвездия я знаю и видел. Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой,                                                                                                                                    о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов)                        

Метапредметные:

выделение существенных признаков объектов, сравнение, классификация по заданным признакам, установление причинно-следственных связей,  создавать и преобразовывать модели для решения задач;

Метапредметные:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

1.Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

описывать представления древних людей о Вселенной;

2.Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной

описывать представления древних людей о Вселенной;

3.Соседи Солнца

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс

называть и показывать планеты Солнечной системы; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты

4.Планеты- гиганты

и маленький

Плутон

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон

называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты планеты-гиганты

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

5.Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

6.Мир звезд

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

7.Уникальная

планета— Земля

Земля— планета жизни:

благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы

описывать уникальные особенности Земли как планеты, анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию

8.Современные

исследования

космоса

Вклад отечественных ученых

К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных задач.

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

9. Контрольно – обобщающий урок по разделу:

«Земля во

Вселенной»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной»

Тема 4:

 « Виды изображений поверхности Земли»

4               

Определять направления по компасу,  расстояние с помощью шагов, дальномера.                                                                                                                                    Составлять описание маршрута по плану местности. Распознавать условные знаки планов местности.                                                                                                                                    Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и расстояния между                                                                                                                                    географическими объектами с помощью масштаба. Самостоятельное построение простейшего плана

Познавательные:

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

Регулятивные:

  • способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;
  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

  Предметные: 

  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов;
  • Овладение основами картографической грамотности.

ИКТ – компетентность:

работать с географическими картами

1.Стороны

горизонта

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование»

2.Ориентирование

Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

работать с компасом; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

ориентироваться на местности при помощи топографических карт

3.План местности

и географическая карта

Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

объяснять значение понятий: «план местности», «географическая карта»; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; использовать различные источники географической информации (картографические) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач

читать планы местности и географические карты

4. Контрольно – обобщающий урок по разделу:

«Виды

изображений

поверхности

Земли»

Практическая работа № 2 Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

строить простые планы местности

Тема 5:  «Природа Земли»

11                                                          

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать                                                                                                                                     их между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладеть                                                                                                                                      простейшими навыками определения горных пород по их свойствам. Анализировать схему                                                                                                                                     преобразования горных пород. Выявлять закономерности географического распространения                                                                                                                                      землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса                                                                                                                                     землетрясений и вулканизма мира. Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для                                                                                                                                     Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках) о роли                                                                                                                                     содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Овладевать навыками чтения карт                                                                                                                                     погоды. Характеризовать текущую погоду. Сравнивать показатели, применяемые для                                                                                     характеристики погоды и климата. Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по                                                                                                                                  диаграмме. Выявлять взаимосвязи между отдельными составными частями гидросферы по схеме                                                                                                                                  «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки                                                                                                                                  Земли и человека. Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли.                                                                                                                                         Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.                                                                                                                                     Выявлять причины изменения растительности и животного мира от экватора к полюсам и от                                                                                                                                      подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Проводить                                                                                                                                       сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени                                                                                                                                       плодородия используемых человеком почв. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их                                                                                                                                     свойства                                                                                                                        

Метапредметные:

работа с текстом- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста, использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.

Познавательные:

  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
  • учиться основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • использование различных источников географической информации. Нахождение  информацию в интернете. 

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  владеть устной и письменной речью;
  •  строить монологическое контекстное высказывание.
  •  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Регулятивные: 

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
  • способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений.

 Предметные: 

  • Объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги»,   « Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Рельеф».

 

1.Как возникла

Земля

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию

 2.Внутреннее строение Земли

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф»,

3.Землетрясения и вулканы

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор

Практическая работа № 3.

Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

 показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

4.Путешествие по материкам

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

составлять описания географических объектов

моделировать географические объекты при помощи компьютерных программ

5.Вода на Земле

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере

Практическая работа № 4.

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море», показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении геоэкологических проблем человечества;

6.Воздушная одежда Земли

Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода.

Климат. Беспокойная атмосфера

объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода», описывать погоду своей местности проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

7.Живая оболочка

Земли

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

объяснять значение понятий «биосфера»;

8.Почва— особое

природное тело. Человек и природа

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Воздействие человека на природу.

Как сберечь природу?

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

9. Контрольно – обобщающий урок по разделу:

«Природа Земли»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли»

 оценивать достигнутые результаты.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

10. Резервный урок

11. Резервный урок

Итого:

34


Требования к уровню подготовки по данной программе

Психолого – педагогическая характеристика 5 класса

Класс состоит из 2 человек: 1 мальчик и 1 девочки. Социальный статус – средний. 
Дети проявляют активность в общественной жизни школы и класса. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняют любую работу. 

 Психологический климат в классе бодрый и жизнерадостный. Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Дети не отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела и стараются не отвлекать друг друга. Конфликтных ситуаций между учащимися группы не наблюдалось. Отношения между учащимися достаточно ровные. Определить яркого лидера в классе пока трудно. Класс нельзя назвать замкнутым. Дети очень общительны и заинтересованы в общении с другими классами. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам

Учитывая уровень развития коллектива, воспитанности и межличностных отношений его членов, их общее и физическое развитие предстоит кропотливая работа по созданию максимально-благоприятных условий для развития творческой личности.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие
личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
 Образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Примечание

1 четверть

 Что изучает география                                      

1

Мир, в котором мы живем.

1

2

Науки о природе

1

3

География— наука о Земле

1

4

Методы географических исследований

1

5

Контрольно – обобщающий урок по разделу «Что изучает география»

1

 Как люди открывали Землю  

6

Практическая работа № 1. Географические открытия древности и Средневековья.

1

7

Важнейшие географические открытия

1

8

Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия.

1

2 четверть

9

Открытия русских путешественников

1

10

Контрольно – обобщающий урок по разделу: «Как люди открывали Землю».

1

Земля во Вселенной                                                      

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

13

Соседи Солнца

1

14

Планеты – гиганты и маленький Плутон

1

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

16

Мир звезд

1

3 четверть

17

Уникальная планета— Земля

1

18

Современные исследования космоса

1

19

Контрольно – обобщающий урок по разделу: «Земля во Вселенной»

1

 Виды изображений поверхности Земли

20

Стороны горизонта

1

21

Ориентирование. Практическая работа №3. Ориентирование по компасу.

1

22

План местности и географическая карта. Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.

1

23

Контрольно – обобщающий урок по разделу: «Виды изображений поверхности

Земли»

1

Природа Земли

24

Как возникла Земля

1

25

Внутреннее строение Земли

1

4 четверть

26

Землетрясения и вулканы

1

27

Путешествие по материкам

1

28

Вода на Земле

1

29

Воздушная одежда Земли

1

30

Живая оболочка Земли

1

31

Почва— особое природное тело. Человек и природа

1

32

Контрольно – обобщающий урок по разделу: «Природа Земли»

1

33

Резервный урок

1

34

Резервный урок

1

Итого:

34


Перечень учебно – методического обеспечения, список литературы:

Основной

  1. Баринова, И.И. География. Начальный курс. 5кл.:  учеб. для общеобразоват. учреждений/  И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. – 2 – е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.-140, [4 ]с.: ил., карт.
  2. Баринова, И.И. География. Начальный курс. 5кл. Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. «География. Начальный курс. 5 кл.»/ И.И. Баринова, Т.А. Карташева.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 119, [9]с.: ил.
  3. Авторская  программа (Программа основного общего образования по географии 5- 9 классы/И.И. Баринова В.П. Дронов. – М.: Дрофа,2012)
  4. Примерная программа для основного общего образования по географии
  5. Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012

Дополнительный

  1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
  2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А., Бахчиева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 с.
  3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
  4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
  5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
  6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
  7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
  8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
  9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
  10. Тейлор Б. Планета Земля/ Б. Тейлор: Пер. с англ. А.С. Потаповой.- М.: Росмен -Пресс, 2013.- 48с.; ил.- (Большая энциклопедия знаний).
  11. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
  12. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
  13. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
  14. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
  15. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
  16. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
  17. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2009. – 202 с.
  18. Летягин А.А. Под. ред. Дронова В.П. География. 6 кл. – М.: Вентана-Граф, 2006
  19. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»/В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2013.- 184,(8)с.

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математика 6 класс по учебнику Дорофеева Г.В.,Суворова С.Б. и др.с учетом ФГОС

Рабочая программа математика 6 класс по учебнику Дорофеева Г.В.,Суворова С.Б. и др.с учетом ФГОС...

Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков

Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов...

Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику Н.И. Сонин

Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов....