Главные вкладки

    Конспект урока географии. 7 класс. Атлантический и Северный Ледовитый океан.
    план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

    Конспект урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Атлантический и Северный Ледовитый океаны

    Цель: изучение географического положения, истории исследования, особенностей

    природы Атлантического и Северного Ледовитого океанов, их хозяйственного

    использования.

    Задачи урока:

    1.  Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением океанов;

    2.  Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры океана, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.

    3.  Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

    Оборудование:

    ·  карта океанов;

    ·  физическая карта полушарий;

    ·  атласы;

    ·  компьютер, мультимедийный проектор, экран;

    ·  мультимедийная презентация «Атлантический и Северный Ледовитый океаны».

    Тип урока: комбинированный урок (повторение пройденного материала, изучение нового материала и первичное закрепление знаний).

    Ход урока

    Слайд 1 I. Организационный момент (1 мин)

    – Сегодня на уроке нам откроют свои тайны ещё два океана –

    Атлантический и Северный Ледовитый. Прежде чем отправиться в путешествие по ним, нужно пройти проверку ваших знаний о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском, в виде цифрового диктанта (выполняется на листочках).

    Слайд 2 II. Проверка домашнего задания (9 мин)

    Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»

    - Прослушав утверждение (дублируется на экране), определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

    Тихий океан - 1

    Индийский океан - 2

    1) Третий океан на Земле по величине.

    http://pandia.ru/pics/portal/user/envelope.jpg

    Подпишитесь на рассылку Pandia.ru! 

    2) Название океану дал Ф. Магеллан.

    3) В этом океане расположен Марианский желоб.

    4) Северной частью океан омывает материк Евразия.

    5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.

    6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.

    7) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

    8) В северной части океан пересекает экватор.

    9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

    10) Западной частью омывает Африку.

    Слайд 3 Учащиеся обмениваются листочками, проводят взаимопроверку и выставляют оценку.

    Правильность выполнения цифрового диктанта:

    21 – 12 – 21 – 12 – 12

    Критерии оценок:

    «5» - 9 - 10 правильных ответов;

    «4» - 7 - 8 правильных ответов;

    «3» - 5 - 6 правильных ответов;

    «2» - 0 - 4 правильных ответов.

    Слайд 4 Показать на карте полушарий основные объекты Тихого и Индийского океанов.

    III. Изучение нового материала (25 мин)

    1. Введение

    Слайд 5 – Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому и Северному Ледовитому океанам.

    Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический и Северный Ледовитый океаны”.

    - Что знаем об этих океанах?

    - Что мы должны будем знать по нашей теме?

    2. История исследования океанов

    Как давно были открыты эти океаны? Когда начались их научные исследования?

    Слайд 6-8 Сообщения учащихся

    Название происходит от мифа об Атланте, титане, держащем на своих плечах небесный свод. Его называли «Западный океан», «Море Мрака». С середины XVII века единственным названием, стало Атлантический океан.

    Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов пролегали на север, вдоль берегов Европы, и на юг, вдоль берегов Африки. Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги.

    С эпохи Великих географических открытий, после плавания Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана, Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.

    Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием английской экспедицией на судне «Челленджер» в конце XIX в. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.

    Слайд 9-16

    Ещё в давние времена в воды Северного Ледовитого океана на промысел ходили поморы, жители побережья Белового моря. В итоге плаваний в 16 веке голландского мореплавателя Виллема Баренца была составлена карта западной части океана.

    Исследование береговой линии океана начались в 17 веке. 1648 год - Семен Дежнёв обследовал побережье от устья Колымы до самой восточной окраины материка. Открыл пролив между Азией и Америкой. 1733-1743 годы - Великая Северная экспедиция прошла путь от побережья Печоры до Берингова пролива, в результате были нанесены на карту тысячи километров побережья Евразии.

    1878-1879 годах первое сквозное плавание русско-шведской экспедиции под руководством Н. А. Норденшельда на корабле «Вега» с запада на восток вдоль берегов Евразии с одной зимовкой. 1893-1896 годы – ледовый дрейф норвежского путешественника на корабле «Фрам».

    В 1909 году американский полярный путешественник Р. Пири достиг Северного полюса. В начале 20 века большой вклад в изучение океана внесли русские путешественники – среди них Георгий Седов, Отто Шмидт.

    В современное время проводятся комплексные исследования океана. В 2008 году два батискафа «Мир-1» и «Мир-2» погрузились на дно Северного Ледовитого океана, и в точке Северного полюса был поставлен вымпел России.

    3. Характеристика географического положения океанов – даётся учащимися по плану и картам атласа.

    Слайд 17 Вывод об особенностях положения океанов: Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды. Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.

    Северный Ледовитый океан расположен в центре Арктики, в Северной полярной области.

    4. Особенности природы океанов

    Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru! 

    Площадь Атлантического океана – 91, 6 млн. км2. Это самый молодой океан. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.

    Пользуясь картой «Строение земной коры», ответьте на вопросы:

    - Какие литосферные плиты образуют дно океана, в каком направлении они перемещаются? Как это отражается на океане?

    (Плиты раздвигаются, это приводит к расширению океана)

    Задания по карте океана.

    - Почти посередине океана проходит Срединно-Атлантический хребет длиной более 17 тыс. км и шириной 1 000 км. На севере океана хребет выходит на поверхность.

    - Определите, что это за остров (остров Исландия).

    - Определите среднюю и максимальную глубины океана.

    - В каких климатических поясах лежит океан?

    (Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах.)
    Особенности климата отражаются на свойствах водных масс.

    - Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется?

    (Охлаждающее влияние вод и льдов, выносимых из полярных широт; интенсивное перемешивание водных масс) При затруднении ответа можно воспользоваться текстом учебника на стр. 90.

    - С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним показателем?

    (Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки)

    - В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте.
    - Течения в океане направлены не по широте, а почти вдоль меридианов. Почему?
    (
    Океан узкий и имеет большую протяжённость с севера на юг.)

    Площадь Северного Ледовитого океана - 14,8 млн. км2.

    - Большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдом. Почему?

    Здесь образуются разные виды льда. (учащиеся делают записи в тетради)

    За короткое лето лёд не успевает таять и образуются толщи льда - паковый лёд.

    Лёд в океане движется, дрейфует под действием течений и ветра. Льды нагромождаются друг на друга и образуются торосы. Вдоль берега Евразии лёд успевает растаивать и здесь образуется тонкий слой льда (3м) и называется – припай.

    Кроме этого в СЛ океане постоянно находятся айсберги. Больше всего льдов даёт о. Гренландия.

    – Какова солёность вод океана? Установите причину низкой солености. (таяние льда, слабое испарение, впадение крупных рек)

    5. Хозяйственное использование

    Сообщения учащихся

    Атлантический океан (стр. 92) издавна используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы (показать на карте каналы).

    Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.

    Шельфы океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

    Атлантический океан и его моря принимают на свои
    берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским
    рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия
    (показать на карте).

    По рис. 47 стр. 93 учебника определите крупные порты Атлантического океана.

    Северный Ледовитый океан (стр. 98) из-за суровых климатических условий океан очень труден как для исследования, так и для хозяйственного освоения.

    Холодные воды океана малопродуктивны, поэтому биологические ресурсы океана невелики. Вылов рыбы ведётся только в районах, прилегающих к Атлантике.

    На шельфе океана образовалась мощная толща осадочных пород. В этих отложениях обнаружены запасы нефти, газа, оловянной руды.

    В океане достаточная высота приливов для строительства приливных электростанций. Одна такая станция (Кислогубская) уже построена в России.

    Северный Ледовитый океан имеет важное транспортное значение. Через него проложены транспортные магистрали, наиболее важная из которых – Северный Морской путь. Препятствием для мореплавания является круглогодичная ледовитость. Для проводки судов даже в летнее время приходится использовать ледоколы.

    III. Закрепление (5 мин)

    Определим основные характерные черты Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

    Второй по величине океан. Самый маленький из океанов

    Второй по глубине Самый северный

    Самый узкий Самый мелкий

    Самый молодой Самый холодный

    Самый пресноводный

    Самый спокойный

    IV. Подведение итогов. Д/з – повторить параграфы 17-20.



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Атлантический и Северный Ледовитый океаны

    Цель: изучение географического положения, истории исследования, особенностей

    природы Атлантического и Северного Ледовитого океанов, их хозяйственного

    использования.

    Задачи урока:

    1.  Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением океанов;

    2.  Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры океана, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.

    3.  Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

    Оборудование:

    ·  карта океанов;

    ·  физическая карта полушарий;

    ·  атласы;

    ·  компьютер, мультимедийный проектор, экран;

    ·  мультимедийная презентация «Атлантический и Северный Ледовитый океаны».

    Тип урока: комбинированный урок (повторение пройденного материала, изучение нового материала и первичное закрепление знаний).

    Ход урока

    Слайд 1 I. Организационный момент (1 мин)

    – Сегодня на уроке нам откроют свои тайны ещё два океана –

    Атлантический и Северный Ледовитый. Прежде чем отправиться в путешествие по ним, нужно пройти проверку ваших знаний о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском, в виде цифрового диктанта (выполняется на листочках).

    Слайд 2 II. Проверка домашнего задания (9 мин)

    Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»

    - Прослушав утверждение (дублируется на экране), определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

    Тихий океан - 1

    Индийский океан - 2

    1) Третий океан на Земле по величине.

    http://pandia.ru/pics/portal/user/envelope.jpg

    Подпишитесь на рассылку Pandia.ru! 

    2) Название океану дал Ф. Магеллан.

    3) В этом океане расположен Марианский желоб.

    4) Северной частью океан омывает материк Евразия.

    5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.

    6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.

    7) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

    8) В северной части океан пересекает экватор.

    9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

    10) Западной частью омывает Африку.

    Слайд 3 Учащиеся обмениваются листочками, проводят взаимопроверку и выставляют оценку.

    Правильность выполнения цифрового диктанта:

    21 – 12 – 21 – 12 – 12

    Критерии оценок:

    «5» - 9 - 10 правильных ответов;

    «4» - 7 - 8 правильных ответов;

    «3» - 5 - 6 правильных ответов;

    «2» - 0 - 4 правильных ответов.

    Слайд 4 Показать на карте полушарий основные объекты Тихого и Индийского океанов.

    III. Изучение нового материала (25 мин)

    1. Введение

    Слайд 5 – Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому и Северному Ледовитому океанам.

    Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический и Северный Ледовитый океаны”.

    - Что знаем об этих океанах?

    - Что мы должны будем знать по нашей теме?

    2. История исследования океанов

    Как давно были открыты эти океаны? Когда начались их научные исследования?

    Слайд 6-8 Сообщения учащихся

    Название происходит от мифа об Атланте, титане, держащем на своих плечах небесный свод. Его называли «Западный океан», «Море Мрака». С середины XVII века единственным названием, стало Атлантический океан.

    Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов пролегали на север, вдоль берегов Европы, и на юг, вдоль берегов Африки. Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги.

    С эпохи Великих географических открытий, после плавания Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана, Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.

    Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием английской экспедицией на судне «Челленджер» в конце XIX в. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.

    Слайд 9-16

    Ещё в давние времена в воды Северного Ледовитого океана на промысел ходили поморы, жители побережья Белового моря. В итоге плаваний в 16 веке голландского мореплавателя Виллема Баренца была составлена карта западной части океана.

    Исследование береговой линии океана начались в 17 веке. 1648 год - Семен Дежнёв обследовал побережье от устья Колымы до самой восточной окраины материка. Открыл пролив между Азией и Америкой. 1733-1743 годы - Великая Северная экспедиция прошла путь от побережья Печоры до Берингова пролива, в результате были нанесены на карту тысячи километров побережья Евразии.

    1878-1879 годах первое сквозное плавание русско-шведской экспедиции под руководством Н. А. Норденшельда на корабле «Вега» с запада на восток вдоль берегов Евразии с одной зимовкой. 1893-1896 годы – ледовый дрейф норвежского путешественника на корабле «Фрам».

    В 1909 году американский полярный путешественник Р. Пири достиг Северного полюса. В начале 20 века большой вклад в изучение океана внесли русские путешественники – среди них Георгий Седов, Отто Шмидт.

    В современное время проводятся комплексные исследования океана. В 2008 году два батискафа «Мир-1» и «Мир-2» погрузились на дно Северного Ледовитого океана, и в точке Северного полюса был поставлен вымпел России.

    3. Характеристика географического положения океанов – даётся учащимися по плану и картам атласа.

    Слайд 17 Вывод об особенностях положения океанов: Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды. Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.

    Северный Ледовитый океан расположен в центре Арктики, в Северной полярной области.

    4. Особенности природы океанов

    Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru! 

    Площадь Атлантического океана – 91, 6 млн. км2. Это самый молодой океан. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.

    Пользуясь картой «Строение земной коры», ответьте на вопросы:

    - Какие литосферные плиты образуют дно океана, в каком направлении они перемещаются? Как это отражается на океане?

    (Плиты раздвигаются, это приводит к расширению океана)

    Задания по карте океана.

    - Почти посередине океана проходит Срединно-Атлантический хребет длиной более 17 тыс. км и шириной 1 000 км. На севере океана хребет выходит на поверхность.

    - Определите, что это за остров (остров Исландия).

    - Определите среднюю и максимальную глубины океана.

    - В каких климатических поясах лежит океан?

    (Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах.)
    Особенности климата отражаются на свойствах водных масс.

    - Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется?

    (Охлаждающее влияние вод и льдов, выносимых из полярных широт; интенсивное перемешивание водных масс) При затруднении ответа можно воспользоваться текстом учебника на стр. 90.

    - С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним показателем?

    (Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки)

    - В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте.
    - Течения в океане направлены не по широте, а почти вдоль меридианов. Почему?
    (
    Океан узкий и имеет большую протяжённость с севера на юг.)

    Площадь Северного Ледовитого океана - 14,8 млн. км2.

    - Большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдом. Почему?

    Здесь образуются разные виды льда. (учащиеся делают записи в тетради)

    За короткое лето лёд не успевает таять и образуются толщи льда - паковый лёд.

    Лёд в океане движется, дрейфует под действием течений и ветра. Льды нагромождаются друг на друга и образуются торосы. Вдоль берега Евразии лёд успевает растаивать и здесь образуется тонкий слой льда (3м) и называется – припай.

    Кроме этого в СЛ океане постоянно находятся айсберги. Больше всего льдов даёт о. Гренландия.

    – Какова солёность вод океана? Установите причину низкой солености. (таяние льда, слабое испарение, впадение крупных рек)

    5. Хозяйственное использование

    Сообщения учащихся

    Атлантический океан (стр. 92) издавна используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы (показать на карте каналы).

    Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.

    Шельфы океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

    Атлантический океан и его моря принимают на свои
    берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским
    рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия
    (показать на карте).

    По рис. 47 стр. 93 учебника определите крупные порты Атлантического океана.

    Северный Ледовитый океан (стр. 98) из-за суровых климатических условий океан очень труден как для исследования, так и для хозяйственного освоения.

    Холодные воды океана малопродуктивны, поэтому биологические ресурсы океана невелики. Вылов рыбы ведётся только в районах, прилегающих к Атлантике.

    На шельфе океана образовалась мощная толща осадочных пород. В этих отложениях обнаружены запасы нефти, газа, оловянной руды.

    В океане достаточная высота приливов для строительства приливных электростанций. Одна такая станция (Кислогубская) уже построена в России.

    Северный Ледовитый океан имеет важное транспортное значение. Через него проложены транспортные магистрали, наиболее важная из которых – Северный Морской путь. Препятствием для мореплавания является круглогодичная ледовитость. Для проводки судов даже в летнее время приходится использовать ледоколы.

    III. Закрепление (5 мин)

    Определим основные характерные черты Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

    Второй по величине океан. Самый маленький из океанов

    Второй по глубине Самый северный

    Самый узкий Самый мелкий

    Самый молодой Самый холодный

    Самый пресноводный

    Самый спокойный

    IV. Подведение итогов. Д/з – повторить параграфы 17-20.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии в 7 классе по теме: "Северный Ледовитый океан"

    Урок-путешествие. Работа ведется в группах. Каждая из групп работает в одном из направлений исследования. Свои наблюдения заносит в "Судовой журнал"....

    Презентации для изучения природы океанов (Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан)

    Природа океанов 7 класс. История исследования, рельеф дна океанов, свойства вод, обитатели и хозяйственная деятельность человека в океанах .Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, ...

    Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"

    Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....

    Конспект урока по географии в 7 классе "Северный Ледовитый океан"

    Комбинированный урок по географии для учащихся 7 класса служит цели закрепления и расширения знаний о Мировом океане на примере Северного Ледовитого океана. Формирует знания об Арктике и её значении в...

    План-конспект урока географии на тему: «Жизнь в Мировом океане» с рабочей тетрадью к уроку

    Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро...

    Конспект 7 класс. Характерные черты природы океанов и их отличительные особенности Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый

    Тема урока: Характерные черты природы океанов и их отличительные особенности: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Цель урока: Познакомить учащихся с физико-географическими особенностя...