Методическая разработка урока географии по теме «Монреальский протокол»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Шкуренко Ирина Николаевна

Методическая разработка урока географии "Монреальский протокол". Разработка для учащихся 8 класса о проблеме защиты озонового слоя Земли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа №6

г. Алексеевки Белгородской области

Методическая разработка урока географии по теме

«Монреальский протокол»

https://st8.gismeteo.ru/static/news/img/src/9469/d792e36f.jpg

                                              Шкуренко Ирина Николаевна,                                                                                      

                                                                учитель географии.   

г. Алексеевка,  2016

Урок географии

Тема урока  «Монреальский протокол»

(8-й класс)

Шкуренко Ирина Николаевнаучитель географии

Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления.
Задачи урока:

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету и ценностного отношения к живому миру, формирование научного мировоззрения;
  •  развитие умений систематизировать, выделять главное обобщать и делать выводы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • сформировать представление об «озоновом щите» и «озоновой дыре»;
  • развивать коммуникативные умения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и способов действий на основе системно - деятельностного подхода


Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, атласы и контурные карты, тексты и схемы для работы в группах, использование Интернет-ресурсов

Ход урока

  1. Организационный момент

В течение урока учащиеся заполняют оценочный лист

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика __________________

Оценка работы вашей  группы

(до 5 б)

Оценка твоей работы в группе

(до 5 б)

Оценка работы с тестом

(до 3 б)

Подготовка памятки для населения

(до 3 б)

Итого

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Отгадайте загадку. О какой оболочке Земли идет речь?

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило.
Да при том не видно было,
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!

(учащиеся: атмосфера)

Учитель: Вспомните строение атмосферы?

(учащиеся: тропосфера - самый нижний слой, в нём сосредоточено 80% воздуха всей атмосферы, 90% водяного пара; стратосфера до  высоты 50 – 55 км; мезосфера)

Учитель: Посмотрите в Атлас и определите какой особый слой расположен между тропосферой и стратосферой? На какой высоте сосредоточена основная масса этого слоя? (учащиеся: озоновый слой, на высоте 20-25 км)

3. Изучение нового материала

Выступление обучающихся с Опережающими заданиями по темам:

1 ученик: Образование и разрушение озона.

Из атомов и молекул кислорода образуются молекулы озона. Озон распадается под влиянием хлора и веществ, которые содержит хлор. Хлор содержит фреоны. Причиной разрушения озонового слоя являются фреоны. Фреоны – вещества в холодильниках, очищающие вещества, химические средства для тушения пожаров.

2 ученик: Значение озонового слоя.

При электрических разрядах (например, во время грозы) и под действием ультрафиолетового излучения Солнца к двум атомам кислорода в молекуле присоединяется ещё один – О3. Его запах знаком всем - вспомните ощущение воздуха после грозы. По-гречески слово «озон» означает «пахнущий». Жизнь на Земле существует потому, что она защищена от губительных космических излучений озоновым слоем. Озоновый слой поглощает «жёсткие» ультрафиолетовые солнечные лучи, губительные для живых организмов. Озон поглощает короткие волны солнечного спектра и практически не пропускает ультрафиолетовое излучение. Он не пропускает около 20% излучения, исходящего от Земли, а это препятствует охлаждению планеты. От содержания и перераспределения озона в атмосфере зависит жизнедеятельность всей биосферы. Но в 80-годы 20 века учёные заметили уменьшение озона, назвали это явление «озоновыми дырами». Они были обнаружены над Антарктидой, Арктикой и в некоторых других районах (показывают на карте и обозначают на контурных картах местоположение озоновых дыр).

Учитель: Повестка дня на XXI век:

Благоразумен будь же, человек,

В делах своих.

Будь чист умом, душой,

Природа не рассорится с тобой.

Ты экономику, конечно, развивай,

Но равновесие среды не нарушай.

Развитие устойчивым пусть будет,

И биосфера вновь поможет людям.

Мы знаем, принята программа,

На семистах страницах расписали.

Признаемся, не все страницы

Мы в той программе прочитали.

Но знаем главное и можем подписать:

Природу нашу

Будем все оберегать!

Земляне, вместе на планете жить,

Так значит, очень стоит

Усилия свои объединить!

Учитель: О какой программе идет речь в стихотворении? (Монреальский  протокол). О чем этот документ и какова его цель? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам поработать с текстом в парах и заполнить в тетрадях опорный конспект (у учащихся на столах текст для работы).

Текст для работы учащихся:

    История проблемы озонового слоя, начинается с 1985г., когда специалисты по исследованию атмосферы из Британской Антарктической Службы заметили область пониженного содержания озона над Антарктидой. Это открытие обеспокоило как ученых, таки широкую общественность, поскольку из него следовало, что слой озона, окружающий нашу планету, находится в большой опасности.

С целью международного противодействия разрушению озонового слоя был разработан Монреальский  протокол, подписанный в 1987 году. Он предусматривает для каждой группы озоноразрушающих веществ определенный срок, в течение которого они должны быть сняты с производства и исключены из использования. 16 сентября 1987 года 46 стран подписали Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, – документ, согласно которому страны-участники должны поэтапно ограничить, а затем полностью прекратить производство и потребление озоноразрушающих веществ. На сегодняшний день Протокол ратифицирован 197 государствами, т.е. всеми странами, входящими в ООН. Монреальский протокол оказался самым успешным международным экологическим соглашением и в ознаменование его подписания Генеральная Ассамблея ООН в 1994 году провозгласила 16 сентября Международным днем защиты озонового слоя.

Девизом Международного дня защиты озонового слоя стали слова: «Сохрани небо: защити себя – защити озоновый слой». Этот день предлагается посвятить пропаганде деятельности, соответствующей задачам и целям Монреальского протокола.

Озоновый слой предохраняет Землю от губительного воздействия ультрафиолетовой солнечной радиации, и его истощение нанесет непоправимый ущерб биосфере.

                                   

Учащиеся обсуждают материал текста, отвечают на вопросы и дополняют друг друга.

Учитель: Как в нашей стране осуществляется охрана озонового слоя?  Можно ли решить проблему защиты озонового слоя в одной стране? (учащиеся: нет, нужны международные соглашения). А теперь мы поработаем в группах со схемой о Международном сотрудничестве для предотвращения озоновой катастрофы. 1-группа, рассмотрев схему, найдет информацию о Венской конвенции об охране озонового слоя, а 2-группа о защите озонового слоя в России.

Текст для 1 группы:

Венская конвенция об охране озонового слоя была принята на конференции полномочных представителей 44 государств 18-22 марта 1985 г., где было официально заявлено, что изменения в озоновом слое могут пагубно  воздействовать на здоровье человека и на окружающую среду и что «меры по охране озонового слоя требуют международного сотрудничества».

На конференции было также принято решение изучать озон и его распределение и вести систематические наблюдения за влияние изменений в озоносфере на климат и воздействием этих изменений на жизнедеятельность живых организмов.

Текст для 2 группы:

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется поэтапный вывод из обращения озоноразрушающих веществ (ОРВ) – гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ). Эти вещества все еще широко применяются в качестве хладагентов в промышленных и бытовых кондиционерах (у потребителей в эксплуатации находится более 8 млн шт. таких изделий), в промышленном и торговом холодильном оборудовании, вспенивателей теплоизоляции бытовых холодильников (до 40% имеющегося парка), сэндвич-панелей, а также технологических растворителей. В настоящее время проводится работа по ограничению потребления этих веществ в соответствии с Монреальским протоколом, законодательством Российской Федерации и Таможенного союза: запрещен ввоз ОРВ и продукции их содержащей на территорию Таможенного союза, оказывается поддержка промышленным предприятиям по переводу на производство озонобезопасной продукции, разрабатывается система утилизации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, принимаются меры для предотвращения незаконного оборота этих веществ..                                                                                                     

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы, от каждой группы  определяют выступающего.

4. Закрепление нового материала

Учитель:  Ребята, а мы с Вами можем помочь в защите озонового слоя (ответы учащихся). Я согласна с Вами, что одним из способов защиты озонового слоя является информирование населения о веществах, которые разрушают озоновый слой. Предлагаю, используя Интернет, создать               памятки для населения о  озоноразрушающих веществах и оборудовании, содержащего эти вещества (учащиеся работают в группах, создают памятки и рассказывают о  их содержании).

Учитель:  Эти памятки предлагаю раздать населению нашего микрорайона.

5. Подведение итогов урока

Учитель: А теперь давайте подведем итоги урока. Заполните оценочный лист

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика __________________

Оценка работы вашей  группы

(до 5 б)

Оценка твоей работы в группе

(до 5 б)

Оценка работы с тестом

(до 3 б)

Подготовка памятки для населения

(до 3 б)

Итого

Рефлексия

Ответы на вопросы (на слайде)

  1. Что нового ты узнал на  уроке, о чем раньше и не слышал.
  2. Что  у тебя на уроке вызвало затруднения?
  3.  Что у тебя получилось лучше всего на уроке?

Источники информации

https://ru.wikipedia.org/wiki/Монреальский_протокол

http://www.conventions.ru/view_base.php?id=47

http://www.jourclub.ru/37/1716/3/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии с применением ИКТ

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении накопленных к настоящему времени теоретических положений по применению ИКТ в географии....

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 6 класса Тема урока: Ледники и многолетняя мерзлота

Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:Методы эмоционального стимулирования: игровая форма организации работы;Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческог...