элективный курс для 6 кл "География и мы"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Белоконева Ирина Александровна

Представлена программа элективного курса для учащихся 6 класса, как вариант более качественного усвоения материала в приложении предлагается представление материала в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_dlya_6_kl.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования»

МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – «Сангарская гимназия»

Утверждено

Экспертным советом

МБОУ – «Сангарская гимназия»

                                                                                                                          /_02_/___сентября___2016г.

                                                                                                                          Директор  Аргунова И.И.

                                                                                                                          ________/_______________/

География и мы

6 класс

                                                                 

                                                                                                             

                                                                                                   

                                                                 Разработала:

                                                                                                           Белоконева И. А., учитель географии

                                                                                                   МБОУ – «Сангарская гимназия»

                                                                                       Кобяйский улус,  РС (Я),  

                                                                                                            п. Сангар, ул. Ленина 107

                                                                 

п. Сангар. 2016 г.

                                                           

Пояснительная записка.

В 6 классе дети начинают изучать начальный курс географии. Это древняя и по - прежнему современная наука о Земле и живущем на ней человеке. Наука, без изучения которой невозможно иметь полное представление об окружающем нас мире. Именно в 6 классе закладывается фундамент знаний, умений, необходимых для понимания основных закономерностей природы, с которой мы неразрывно связаны. Почему в Якутии холодно, а на Кавказе тепло? Почему у нас четыре времени года, а на экваторе - вечное лето? Почему два дня дул сильный ветер, а сегодня он внезапно прекратился? Ответы на эти вопросы дает география.

Очень важно заинтересовать учащихся этим предметом. Недостаток времени на уроках не дает возможности полностью использовать различные формы деятельности в изучении, обобщить и качественно повторить пройденный материал, закрепить приобретенные умения и навыки. Такую возможность может дать ведение данного курса.

Курс рассчитан на 30 часов (1 час в неделю).

Сроки реализации программы: октябрь – май.

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на начальной стадии изучения географии.

Задачи:

1.расширение и закрепление полученных знаний.

2.подготовка учащихся к самостоятельному овладению информацией.

3.расширение кругозора учащихся.

4.активизация познавательной деятельности учащихся.

Формы работы – коллективная, индивидуальная.

Средства обучения – глобус, физическая карта мира, тематические карты, коллекции минералов горных пород, гербарии, видеоматериалы.

Структура курса предполагает теоретические и практические занятия, а так же опережающее изучение тем, которые обычно вызывают у учащихся определенные трудности в освоении. При составлении программы учитываются здоровьесберегающие технологии: 1 занятие составляет 1 академический час, что не позволит учащимся переутомиться.

На начальном этапе изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

-внутреннее и внешнее строение Земли;

-что называют орбитой, осью вращения Земли;

-почему на Земле происходит смена дня и ночи;

-что такое экватор, полюса и полушария;

-историю географических открытий;

-меры длины, масштаб, условные знаки, стороны горизонта;

-условия размещения на Земле растений и животных;

-чем отличается живая природа от неживой.

И должны уметь:

-работать с глобусом;

-показывать на физической карте мира крупные объекты- океаны, материки, острова;

-показывать на карте экватор, полюса, полушария Земли;

-ориентироваться на местности.

Предполагаемые результаты после изучения курса:

Учащиеся будут знать:

- особенности строения и свойства земных оболочек;

- причины образования природных явлений;

- особенности размещения населения на планете.

Учащиеся будут уметь:

- определять географические координаты объектов;

- строить графики температур, движения ветров, диаграммы, анализировать их;

- «читать» географические карты, составлять прогнозы погоды;

- производить съёмку местности, составлять план местности.

Инструментарий для оценивания результатов:

- компас, визирные линейки, термометр, барометр.

Учебно-тематический план:

                      Тема

Кол-во

часов

Виды и формы

занятий

Формы

контроля

  I

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА:

     5

         ___    

Игра «Путешествие по карте»

  1.

Масштаб.

     2

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Самостоятельная

работа- 0,5 ч.

Практическое занятие- 1 ч.

Устный опрос.

        ___

        ___

  2.

Шкала высот и глубин.

     1

Практич. занятие- 1 ч.

        ___

  3.

Неровности земной поверхности.

     1

Практич.

занятие- 1 ч.

        ___

  4.

Географические координаты.

     1

Практич.

занятие- 1 ч.

        ___

  II

АТМОСФЕРА:

     8

          ___

Географический

тест.

Доклады учащихся.

  1.

Состав воздуха.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Самостоятельная

работа-0,5 ч.

Устный опрос.

  2.

Температура воздуха.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Самостоятельная

работа-0,5 ч.

Устный опрос.

         ___

  3.

Амплитуда колебания.

     1

Практич.

Занятие- 1 ч.

         ___

  4.

Среднемесячная температура воздуха.

     1

Практич.

Занятие- 1 ч.

         ___

  5.

Годовой ход температуры.

     1

Практич.

Занятие- 1 ч.

         ___

  6.

Ветер.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Мини-сочинения на тему «Ветер»

- 0,5 ч.

Устный опрос.

Обсуждение мини-сочинений.

  7.

Климатические особенности своей

местности.

     2

Практич.

занятие- 2 ч.

         ___

  III

ЛИТОСФЕРА:

     3

         ___

Составление прогноза дрейфа материков.

  1..

Литосферные плиты.

     2

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Самостоятельная

работа- 0,5 ч.

Практич.

занятие- 1 ч.

Устный опрос.

        ___

  2.

Тектонические карты.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Работа по контурной карте

- 0,5 ч.

Устный опрос.

        ___

  IV

МИРОВОЙ ОКЕАН:

     7

         ___

Географический тест.

  1.

Океаны Земли.

     1

Практич.

занятие- 1 ч.

         ___

  2.

Острова, полуострова.

     1

Практич.

занятие- 1 ч.

         ___

  3.

Волны. Течения.

     1

Беседа с элементами лекции-0,5 ч.

Самостоятельная

работа- 0,5 ч.

Устный опрос.

         ___

  4.

Ледники.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Самостоятельная

работа- 0,5 ч.

Устный опрос.

         ___

  5.

Подземные воды.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Самостоятельная

работа- 0,5 ч.

Географический

диктант.

         ___

  6.

Искусственные водоемы.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Игра- 0,5 ч.

Устный опрос.

         

         ___

         

         

  7.

Осадки.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Самостоятельная

Работа- 0,5 ч.

Устный опрос.

         ___

  V

ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ

ПРИРОДЫ:

     4

          ___

Игра «Ассоциации».

  1.

Природный комплекс.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Самостоятельная

работа- 0,5 ч.

Устный опрос.

        ___

  2.

Растения и животные на Земле.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Игра- 0,5 ч.

Устный опрос.

         ___

       

  3.

Природные комплексы своей местности.

     1

Практич.

занятие- 1 ч.

Защита работ.

  4.

Изменение природных комплексов

человеком.

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Самостоятельная

Работа- 0,5 ч.

Устный опрос.

        ___

  VI

НАСЕЛЕНИЕ:

     2

         ___

Составление характеристики страны (на выбор)

  1.

Мы такие разные…

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Сочинения-рассуждения на тему «равенство рас»- 0,5 ч.

Устный опрос.

Обсуждение

сочинений.

  2.

Для чего нужны города?

     1

Беседа с элементами лекции- 0,5 ч.

Работа с политической

картой мира- 0,5 ч.

Устный опрос.

        ___

ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ.

     1

Игра- 1 ч.

        ___

Содержание курса:

РАЗДЕЛ: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 часов).

1.Масштаб.

Теоретическое занятие: Масштаб, виды масштаба, определение.

Самостоятельная работа: Перевод разных видов масштаба, определение расстояний на карте с помощью масштаба.

Практическое занятие: Решение задач на определение расстояний по масштабу на различных картах.

2.Шкала высот и глубин.

Практическое занятие: Работа с контурными картами. Отмечаем абсолютные высоты материков, низшие точки земной поверхности, точки ниже уровня моря.

3.Неровности земной поверхности.

Практическое занятие: Отмечаем на контурной карте 10 самых высоких горных систем, 10 крупных равнин, 10 крупных низменностей.

4.Географические координаты.

Практическое занятие: Определение географических координат объектов по карте и на глобусе.

Игра «Путешествие по карте».

РАЗДЕЛ: АТМОСФЕРА (7 часов).

1.Состав воздуха.

Теоретическое занятие: Особенности состава воздуха, построение диаграмм.

Самостоятельная работа: Определение процентного соотношения различных газов в составе воздуха.

2.Температура воздуха.

Теоретическое занятие: Нагревание земной поверхности, суточный ход температуры воздуха, колебание температуры.

3.Амплитуда колебания.

Практическое занятие: построение графика хода температур, определение амплитуды колебания температуры воздуха.

4.Среднемесячная температура воздуха.

Практическое занятие: Определение среднемесячных температур, построение графиков, диаграмм.

5.Годовой ход температуры.

Практическое занятие: Определение среднегодовых температур воздуха, построение графиков, вычисление годовой амплитуды колебания температуры.

6.Ветер.

Теоретическое занятие:  Как образуется ветер, виды, роза ветров. Изучение шкалы Бофорта.

Мини-сочинения на тему «Ветер». Обсуждение.

7.Климатические особенности своей местности.

Практическое занятие(2 часа): Изучение особенностей климата своей местности, определение географического положения, выяснение причин, от которых зависит климат. Построение графиков температуры, розы ветров, календаря погоды.

Тестирование по теме «атмосфера».

 

РАЗДЕЛ: ЛИТОСФЕРА (3 часа).

1.Литосферные плиты.

Теоретическое занятие: Строение, движения земной коры. Теория движения литосферных плит.

Практическое занятие: Работа с контурными картами, направление движения материков, крупнейшие очаги землетрясений.

2.Тектоническая карта.

Теоретическое занятие: Значение тектонических карт, принцип работы.

Составление прогноза дрейфа материков.

РАЗДЕЛ: МИРОВОЙ ОКЕАН (7 часов).

1.Океаны Земли.

Практическое занятие: Работа с контурными картами, самые глубокие места в океане, построение диаграмм.

2.Острова и полуострова.

Практическое занятие: Работа с контурными картами, крупнейшие острова и полуострова мира.

3.Волны. Течения.

Теоретическое занятие: Волны, виды волн, причины образования. Цунами, приливы и отливы. Течения, образование, циркуляция вод Океана. Различие ветровых волн и цунами.

4.Ледники.

Теоретическое занятие: Образование, виды ледников, значение. Районы с наибольшей площадью оледенения (на контурной карте).

5.Подземные воды.

Теоретическое занятие: Происхождение, условия залегания, виды, использование. Наиболее известные минеральные источники.

Тестирование по теме.

6.Искусственные водоемы.

Теоретическое занятие: Образование, виды водоемов, их особенности. Крупнейшие водохранилища мира.

7.Осадки.

Теоретическое занятие: Образование, виды осадков. Измерение осадков, предсказание погоды.

Тестирование по теме «мировой океан».

 РАЗДЕЛ: ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ (4 часа).

1.Природный комплекс.

Теоретическое занятие: Образование, виды природных комплексов, взаимосвязи компонентов. Изменение во времени. Природные зоны.

2.Растения и животные на Земле.

Теоретическое занятие: Распространение организмов на Земле, воздействие на земные оболочки. Разнообразие организмов.

3.Природные комплексы своей местности.

Практическое занятие: Изучение природных комплексов своей местности (на примере одного П.К., на выбор). Построение схем. Представление своих работ.

4.Изменение природных комплексов человеком.

Теоретическое занятие: Воздействие человека на природу, положительное и отрицательное. Изменение природных комплексов своей местности.

Игра «Ассоциации».

РАЗДЕЛ: НАСЕЛЕНИЕ (2 часа).

1.Мы такие разные…

Теоретическое занятие: Численность, состав, размещение населения Земли. Государства на карте мира. 7 самых больших по площади стран, микрогосударства.

2.Для чего нужны города?

Теоретическое занятие: Типы населенных пунктов. Образование и развитие городов, города – миллионеры, особенности проживания в городах.

Составление характеристики страны (на выбор).

ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ (1 час).

Практическое занятие: Решение географических задач, построение графиков температуры, ветров, круговых диаграмм. Или в виде игры «Кругосветное путешествие».

                                                       Методические рекомендации:

Данный элективный курс рекомендуется проводить с учащимися 6 класса, которые имеют навыки работы с картами, обладают знаниями о Земле как планете.

При ведении курса рекомендуется использовать следующие формы обучения: теоретические и практические занятия, экскурсии, просмотр видеофильмов. Можно проводить итоговое тестирование или обобщающие игры после изучения каждого раздела, и по окончании курса - итоговое занятие, направленное на закрепление полученных знаний и умений. Лучше всего его провести в виде игры. Это позволит обобщить и закрепить изученный ранее материал, даст стимул к дальнейшему изучению географии.

Рекомендуемые средства обучения: глобус, тематические карты, компас, раздаточный материал (коллекции минералов горных пород, гербарии и т. д.).

После изучения данного элективного курса учащиеся будут знать (объяснять): основные географические закономерности; строение и свойства каждой из земных оболочек – атмосферы, литосферы, гидросферы, биосферы; способы воздействия человека на природу, их последствия; особенности состава населения Земли и его размещения.

Так же учащиеся будут уметь: определять географические координаты, находить по ним объекты; легко ориентироваться по карте и на местности; составлять графики температур, движения ветров, и анализировать их; составлять календарь наблюдений за погодой и делать прогноз; производить съемку местности, составлять план местности; объяснять зависимость климата от географического положения местности.

Приобретение вышеперечисленных знаний, умений станет хорошей базой для дальнейшего изучения географии в 7- 11 классах, позволит учащимся более быстро и качественно усваивать новый материал,  даст стимул самостоятельно находить дополнительную информацию, заниматься самообразованием.

Методические рекомендации по разделам:

1. Географическая карта: необходимо сформировать представление о масштабе, научить переводить виды масштаба, «читать» географические карты, определять расстояния по карте с помощью масштаба, отмечать абсолютные высоты на контурных картах, отточить умение определять географические координаты; показать многообразие географических карт, научить их сопоставлять для более эффективной работы. На закрепление темы рекомендуется провести игру «Путешествие по карте», что позволит учащимся применить на практике приобретённые знания.

Средства обучения: учебник 6 класса, физическая карта мира, план местности, контурные карты, физическая карта полушарий, компас, визирная линейка, глобус.

2. Атмосфера: нужно научить строить диаграммы и графики, отражающие состав воздуха, суточный и годовой ход температуры, силу и направление ветра; а так же сравнивать и анализировать их; важно сформировать представление об амплитуде колебания температуры воздуха, научить составлять календарь погоды и уметь её предсказывать. Можно провести конкурс мини-сочинений на разные темы. Это развивает творческие способности учащихся, помогает им более грамотно выражать свои мысли. Здесь же обязательно изучение климата своей местности, что позволит повторить и закрепить новый материал.

Средства обучения: учебник 6 класса, термометр, барометр, сборник народных примет, компас, атлас по географии 6 класса, глобус, видеоматериалы.

3. Литосфера: сформировать представление о строении земной коры, о литосферных плитах, научить работать с тектонической картой, уметь определять горные породы, показать размещение сейсмических поясов на Земле, познакомить с теорией «дрейфа материков» Вегенера. В конце изучения темы рекомендуется провести работу «Составление прогноза дрейфа материков», где учащиеся построят свои гипотезы дальнейшего перемещения литосферных плит.

Средства обучения: тектоническая карта мира, коллекция горных пород, физическая карта мира, контурные карты, глобус, видеоматериалы.

4. Мировой океан: необходимо научить правильно показывать на карте части Мирового океана, продолжить работу с контурными картами, закрепить умение строить, сравнивать и анализировать диаграммы и графики; показать взаимосвязь атмосферы, литосферы и гидросферы. Здесь же можно провести практические работы по сравнению океанов Земли, разных видов волн, горных и покровных ледников; продолжить составление календаря погоды, закрепить умение предсказывать погоду по местным признакам.

Средства обучения: карта Мирового океана, физическая карта мира, тектоническая карта мира, таблицы и схемы по видам волн, осадков, подземных вод, контурные карты, глобус, видеоматериалы.

5. Взаимосвязи компонентов природы: важно сформировать представление о природных комплексах, о целостности и неразделимости всех земных оболочек, о степени воздействия человека на природу. Так же необходимо изучение природных комплексов своей местности, потому что данная тема является сложной для запоминания. Проведя самостоятельное изучение природных комплексов, учащиеся лучше усвоят материал, что пригодится им в следующем учебном году при изучении природных комплексов материков и океанов. Предлагается на закрепление провести игру «Ассоциации», что позволит обобщить изученный материал, и сделать общий вывод по разделу.

Средства обучения: схемы и таблицы по природным комплексам суши и океана, учебник 6 класса, атлас по географии 6 класса, видеоматериалы.

6. Население: дать представление о Земле как планете людей, показать особенности размещения людей, отличия представителей рас друг от друга, научить работать с политической картой мира, определять географическое положение, границы стран, условия для развития; сформировать представление о городах и сельской местности, их различия. На закрепление рекомендуется провести работу по характеристике страны (на выбор). Это даст учащимся возможность применить на практике умение определять географические координаты, работать с разными картами, делать выводы на основе имеющихся данных.

Средства обучения: политическая, физическая карты мира, карты климатических поясов, природных зон и населения мира, глобус, видеоматериалы.

7.Итоговое занятие: можно провести в виде игры «Кругосветное путешествие». Учащиеся делятся на группы и по определённому маршруту путешествуют по карте, составляя описание пунктов на Земле, где они делают остановки. Побеждает группа, которая первой завершает путешествие.

Средства обучения: атлас по географии 7 класса, политическая и физическая карты мира.

                                         Литература для учителя:

Журнал «География в школе», Изд. дом «Школа-Пресс 1»

Климанов В.В. География в цифрах 6-10 кл.- М.: Дрофа, 2014г.

Климанов В.В. География в таблицах 6-10 кл.- М.: Дрофа, 2014г.      

Крылова О.В. Физическая география: Нач. курс: Учебник для 6 кл.- М.: Просвещение, 2015 г. (учебник для развивающего обучения).

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс.- М.: ВАКО, 2007 г.

Постникова М.В. Физическая география: Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты.- М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2013г.

Еженедельник «География», Изд. дом  «Первое сентября» №4/2014 г.

                                             Литература для учащихся:

Барабанов В.В. География: Учебно- справочное пособие- М.: ООО «Издательство Астрель», 2003г.

Журнал «GEO»,

Калашников В.И. Чудеса природы на Земле и в воздухе-М.: изд. «Белый город», 2010г.

Крылова О.В. Физическая география: Нач. курс: Учебник для 6 кл.- М.: Просвещение, 2015 г. (учебник для развивающего обучения).

Энциклопедия для детей, том 3, География.- 3-е изд., испр./ гл. ред. М.Д. Аксенова- М.: Аванта, 2003г.

Приложение к элективному курсу «География и мы»

Элементы игры в изучении физической географии

(для учащихся 6 класса)

                                                                Пояснительная записка.

Физическая география является начальным курсом, который закладывает основной фундамент знаний, необходимых для дальнейшего изучения данной науки. Лекционный материал в данном возрасте (12 лет) учащиеся усваивают слабо, поэтому для более эффективного освоения материала, а так же для его закрепления, лучше всего использовать развивающие игры.

Они активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют становлению творческой личности ученика, развивают познавательный интерес к предмету, помогают вспомнить и обобщить ранее изученный материал. А так же дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещания ребят друг с другом. Это позволяет учащимся удовлетворять потребность в общении и сплачивает коллектив. Так же игры можно использовать для снятия усталости учащихся, и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно неуверенных в себе.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Это в свою очередь положительно сказывается на конечном результате обучения.

Программа рассчитана на 7 часов (1 час после изучения каждого раздела элективного курса).

Сроки реализации программы: октябрь – май.

Цель: развитие интеллектуальных  и творческих способностей учащихся с применением игровых моментов на начальной стадии изучения географии.

Задачи:

1.расширение и укрепление полученных знаний.

2.подготовка учащихся к самостоятельному овладению информацией.

3.расширение кругозора учащихся.

4.активизация познавательной деятельности учащихся.

Форма работы – коллективная.

Средства обучения – глобус, физическая карта мира, тематические карты, коллекции минералов горных пород, гербарии, видеоматериалы.

Структура программы предполагает игры нескольких уровней сложности, на первом этапе - ознакомление с новыми терминами и уникальными природными объектами; на втором – игры, направленные на развитие логического мышления; на третьем - игры, позволяющие на практике применить свои знания и умения.

       При составлении программы учитываются здоровьесберегающие технологии: 1 занятие составляет 1 академический час, что не позволит учащимся переутомиться.

На начальном этапе изучения  учащиеся должны знать:

-внутреннее и внешнее строение Земли;

-что называют орбитой, осью вращения Земли;

-почему на Земле происходит смена дня и ночи;

-что такое экватор, полюса и полушария;

-историю географических открытий;

-меры длины, масштаб, условные знаки, стороны горизонта;

-условия размещения на Земле растений и животных;

-чем отличается живая природа от неживой.

И должны уметь:

-работать с глобусом;

-показывать на физической карте мира крупные объекты- океаны, материки, острова;

-показывать на карте экватор, полюса, полушария Земли;

-ориентироваться на местности.

Ожидаемые конечные результаты:

Учащиеся будут знать особенности оболочек Земли; условия, влияющие на размещение живых организмов и человека на планете;

Учащиеся будут уметь сравнивать природные объекты и процессы, анализировать их и делать соответствующие выводы; «читать» географические карты; определять взаимосвязи между различными процессами и явлениями; применять полученные знания на практике.

С  помощью игр планируется повысить уровень знаний учащихся, расширить их кругозор, поэтому  необходимо в течение учебного года провести мониторинг эффективности данной программы, для того, чтобы выявить, насколько хорошо она работает. Это будет видно по текущим оценкам учащихся, по тому, как грамотно и обоснованно они будут излагать свои мысли (устно и письменно) в начале и в конце обучения.

Учебно-тематический план:

Раздел

Название игры

Кол-во часов

1.

Географическая карта

«Путешествие по карте»

1

2.

Атмосфера

«Поле чудес»

1

3.

Литосфера

«Поле чудес»

1

4.

Мировой океан

«Поле чудес»

1

5.

Взаимосвязи компонентов природы

«Ассоциации»

1

6.

Население

«Ассоциации»

1

7.

Итоговое занятие

«Кругосветное путешествие»

1

Содержание:

РАЗДЕЛ: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА.

Игра «Путешествие по карте».

Условия игры: учащиеся делятся на команды. Каждая команда получает задания на определение расстояний по карте с помощью масштаба, на определение географических координат объектов, на определение абсолютных высот. Побеждает команда, которая быстрее всех выполняет задания.

РАЗДЕЛ: АТМОСФЕРА.

Игра «Поле чудес»

Условия игры: учащиеся делятся на 2-3 команды, ведущий (учитель) загадывает слово. Команды по очереди называют буквы, выигравшая – получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

РАЗДЕЛ: ЛИТОСФЕРА.

Игра «Поле чудес»

Условия игры: см. выше

.

РАЗДЕЛ: МИРОВОЙ ОКЕАН.

Игра «Поле чудес»: см. выше

 РАЗДЕЛ: ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ.

Игра «Ассоциации».

Условия игры: на доске пишется термин, учащиеся должны назвать 12-16 ассоциаций, которые у них возникают в связи с данным термином. Затем  названные ассоциации соединяются попарно (соответственно получается 6- 8 пар), и учащиеся должны определить связи между этими парами. В итоге получается подробное описание загаданного термина. Победителями считаются учащиеся, назвавшие наибольшее количество ассоциаций и определившие наибольшее число связей между парами ассоциаций.

        

РАЗДЕЛ: НАСЕЛЕНИЕ.

Игра «Ассоциации»

Условия игры: см. выше

ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ.

Игра «Кругосветное путешествие».

Условия игры: учащиеся делятся на 2-3 команды, придумывают название, выбирают командира. Командам даются разные маршруты, и они путешествуют по карте, составляя подробное описание пунктов на    Земле, где  делают остановки. Побеждает команда, которая первой завершает путешествие.

Методические рекомендации:

Данные игры рекомендуется проводить в конце изучения основных тем, так как они позволяют повторить и обобщить пройденный материал, закрепить приобретенные умения.                                                       Игра «Путешествие по карте» позволяет закрепить знания по определению масштаба, измерения расстояний по карте, помогает учащимся лучше запомнить расположение географических объектов, определять абсолютную и относительную высоту земной поверхности. Это очень важно, так как данная тема является сложной для запоминания.

Средства обучения: атлас 6 и 7 классов, учебник по географии 6 класса, план местности, глобус.

 Игра «Поле чудес» всегда интересна учащимся, она дает возможность им соревноваться друг с другом, показать уровень своего интеллекта. Задания игры берутся из дополнительной литературы, например, это могут быть уникальные природные объекты или явления. Здесь главное, чтобы учащиеся запоминали сами задания, это может им пригодиться на уроках географии. При проведении игры необходимо следить за поведением учащихся, они не должны громко разговаривать, иначе могут подсказать соперникам правильные буквы или все задание. Так же рекомендуется выигравшей команде ставить оценку «5» по географии. Это будет стимулировать детей заниматься самообразованием, чтобы в следующей игре снова одержать победу. При проведении игры учащимся запрещается пользоваться атласом и учебником.

Игра «Ассоциации» направлена на развитие логического мышления, умение делать выводы, определять взаимосвязи между частями одного целого. Здесь важно, чтобы учащиеся объясняли свои ассоциации, а потом делали правильные выводы. Таким образом, они учатся высказывать свое мнение и отстаивать его. Эта игра четко выявляет уровень знаний каждого ученика по данному предмету, а так же показывает уровень развития интеллекта учащихся.

Средства обучения: атлас 6 и 7 классов, учебник по географии, глобус, видеоматериалы.

Игра «Кругосветное путешествие» позволяет повторить весь материал, изученный в начальном курсе физической географии. Здесь рекомендуется использовать задания разного уровня сложности – от простого описания природных объектов до построения графиков и диаграмм по данным атласа и таблиц, и их анализа. Данная игра покажет, насколько качественно учащиеся усвоили материал данного курса, и какие моменты вызывают затруднение.  

Средства обучения: атлас 6 и 7 классов, учебник по географии 6 класса, глобус, коллекции минералов, гербарии.

Для большей  эффективности использования игр в изучении физической географии, необходимо соблюдение определенных условий:

  1. наличие у учащихся достаточного объёма знаний из предшествующих разделов школьного курса;
  2. наличие у учащихся навыков учебно-игровой деятельности хотя бы в несложных игровых формах;
  3. понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности;
  4. психологическая готовность учащихся к участию в игре;
  5. психологическая готовность учителя к роли организатора учебной игровой деятельности учащихся;
  6. соответствие компонентов и параметров  игры возрастным психологическим особенностям учащихся.

При соблюдении данных условий игры помогают достичь высоких результатов в обучении физической географии.

                                             

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...