Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС по учебнику И.И.Бариновой, А.А. Плешакова
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Наталья Дмитриевна Макаренко

Рабочая программа ФГОС по географии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_5_klass_fgos.docx53.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС ООО МБОУ Белоберезковская СОШ №1 и на основании Основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ Белоберезковская СОШ №1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-формирование целостного  мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в ней взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологическому мышлению, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

  Регулятивные УУД:

 -самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель УД;

 -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать     средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

 -составлять план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки  самостоятельно или корректировать;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

-выявлять причины и следствия простых явлений

-осуществлять сравнение и классификацию;

-использование ИКТ;

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов;

-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

-учиться критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.

  Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

-объяснять, для чего изучают географию;

-использовать различные источники географической информации для  её поиска и извлечения;

-анализировать, обобщать, систематизировать географическую информацию;

-находить и формулировать зависимости и закономерности;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-строить простые планы местности;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

-описывать воздействия процессов  и явлений на географические объекты;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

-показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

-описывать представления древних людей о Вселенной;

-называть и показывать планеты Солнечной системы;

-приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

-описывать уникальные особенности Земли как планеты;

-находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сете на глобусе и карте;

-работать с компасом;

-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

-называть и показывать по карте основные географические объекты;

-наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

-приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

-объяснять особенности строения рельефа суши;

-описывать погоду своей местности;

-объяснять значение ключевых понятий;

-сохранять здоровье и соблюдать нормы экологического поведения;

Для достижения планируемых результатов освоения учебного  предмета «География 5 класс» используется УМК:

  1. География. Начальный курс. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - М.: Дрофа, 2016.
  2. География. Начальный курс.5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.  «География. Начальный курс». 5 класс
  3. Географический атлас. 5 класс.- М.: Дрофа, 2016.
  4. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 5 класс
  5. - М. Вако. 2016г
  6. Контрольно-измерительные материалы. География: 5 класс/ Сост. Е.А. Жижина.-М.:
  7. ВАКО, 2012.-112 с.
  8. Контурная карта по географии 5 класс.

Содержание рабочей программы  соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской примерной программы учебного предмета  географии основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин. М: Дрофа, 2012г

На изучение предмета  отводится 1 час в неделю (35 часов в год).

Содержание учебного предмета:

Раздел I. Что изучает география(5 часов)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Наука о природе. Астрономия. Биология. География. Химия. Физика. Экология.

География- наука о Земле.  Физическая и социально-экономическая   география -два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Раздел II. Как люди открывали Землю (5 часов)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Раздел III. Земля во Вселенной(9 часов)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представление древнегреческих учёных о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представление о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты  земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звёзд. Солнце. Многообразие звёзд. Созвездия.

Уникальная планета-Земля. Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды, воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных учёных:

К.Э. Циалковского, С.П. Королёва в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли(4 часа)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звёздам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Раздел V.Природа Земли(12 часов)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканизм. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав Гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, её состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Календарно – тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы урока, контрольных, практических, лабораторных работ

Дата план

Дата

факт

1.

Мир, в котором мы живём.

2.

Наука о природе.

3.

География- наука о Земле.

4.

Методы географических исследований.

5.

Обобщение по разделу. Тестирование.

Раздел II. Как люди открывали Землю

(5 часов)

 

6.

Географические открытия древности и Средневековья.

7.

Важнейшие географические открытия.

8.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами.

9.

«Хождение за три моря». Освоение Сибири.

10.

Обобщение по разделу. Тестирование.

Раздел III. Земля во Вселенной

( 9 часов)

11.

Как древние люди представляли себе Вселенную.

12.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

13.

Соседи Солнца.

14.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

15.

Астероиды. Кометы. Метеоры.

 Метеориты.

16.

Мир звёзд.

17.

Уникальная планета-Земля.

18.

Современные исследования космоса.

19.

Обобщение по разделу. Контрольная работа.

Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (4 часа)

20.

Стороны горизонта.

Пр. р «Определение сторон горизонта по местным признакам»

21.

Ориентирование.

Пр. работа «Работа с компасом».

22.

План местности и географическая карта.

23.

Обобщение по разделу. Тестирование.

Раздел V. Природа Земли (12часов)

24.

Как возникла Земля.

25.

Внутреннее строение Земли.

26.

Землетрясения и вулканы.

27.

Путешествие по материкам.

28.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан.

29.

Воды суши.  Вода в атмосфере. 

Пр.р.«Подписать на контурной  карте крупные реки Земли».

30.

Воздушная одежда Земли.

31.

Живая оболочка Земли.

32.

Почва - особое природное тело.

Пр. р. «Определение типов почв по образцам».

33.

Человек и природа.

34.

Обобщение по разделу. Повторение.

35.

Итоговая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая программа. Математика. 5 класс (ФГОС). Учебник авт. И.И.Зубарева

Рабочая программа по математике, составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа для 5 класса по математике учебника Н.Я.Виленкина по ФГОС

Программа по математике составлена на 6 часов в неделю по ФГОС для учебника   «Математика» 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург М....

Рабочая программа для 5 класса по математике учебника А.Г. Мордковича по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по ма­тематике, федерал...

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Концентрический курс

данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и может быть использована в  работе по УМК "Сфера жизни" Биология. Введение в биологию...