Главные вкладки

    Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"
    календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) на тему

    Татьяна Константиновна Лысенко

    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Липкиной Е.К., по учебнику под редакцией Алексеева А. И.               «География. Страны и континенты.» 

    Структура документа

     Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.

    В конце примерной программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

    Учебный план  школы отводит на изучение предмета 72 часа , 2 часа в неделю.

                 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

     Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

    — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

    — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

    — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

    — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

    Прилагается календарно - тематическое планиронание. Отводится время для контроля знаний (4 зачёта ), практических работ и творческих проектов. Программа заочного обучения расчитана на 36 часов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                 ГЕОГРАФИЯ. СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ

                  7 класс                                (70 ч; 2 ч в неделю; 8 ч резервное время)

    Введение (3 ч)

    Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

    Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

    Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.

    Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.

    Тема 1. Население Земли (6 ч)

    Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

    Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

    Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

    Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

    Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».

    Тема 2. Природа Земли (14 ч)

    Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.

    Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

    Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

    Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.

    Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

    Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

    Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

    Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

    Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.

    Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.

    Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

    Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.

    Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

    Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

    Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

    Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)

       Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

      Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.

    Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

       Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).

    Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

    Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.

    Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

    Тема 4. Материки и страны (34 ч)

    Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

    Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

    Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

    Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.

    Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

    Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

    Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

    Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.

    Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

    Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.

    Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.

    Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

    Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».

    Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.

    Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки.  Крайние точки Южной Америки.

    Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.

    Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

    Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.

    Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.

    Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности   хозяйства.

    Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

    Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по выбору) по плану.

    Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

    Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.

    Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

    Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго - - Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.

    Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

    Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

    Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

    Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

    Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.

    Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия.

    жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

    Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

    Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

    Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

    Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.

    Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.

    Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.

    Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

    Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.

    Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире.  Жители Индии:  происхождение,  занятия,  образ

    жизни.

    Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

    Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.

    Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.

                 Требования к уровню подготовки учащихся  7 класса

    В результате изучения курса «География. Страны и континенты» ученик должен:

    1) знать /понимать:

    основные  источники информации,  необходимые  для  изучения курса;

    различие географических карт по содержанию, масштабу;

    способы картографического изображения;

    основные языковые семьи;

    основные религии мира;

    причины неравномерности размещения населения;

    основные типы стран, столицы и крупные города;

    происхождение материков, строение земной коры;

    основные типы воздушных масс и их свойства;

    закономерности распределения температур воздуха, поясов  атмосферного  давления и осадков  на поверхности Земли;

    причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа; зависимость режима   и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера;

    особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле;

    что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле;

    материки и океаны как крупные природные комплексы Земли;

    особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;

    виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от   загрязнений;

    главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

    население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

    2)   уметь:

    использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов;

    анализировать общегеографические и тематические карты;

    анализировать климатические диаграммы, таблицы;

    описывать природные зоны;

    обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;

    выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран;

    выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;

    показывать по карте географические объекты, названные в учебнике;

    создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты);

    3)  оценивать:

    географическое положение материков и отдельных стран;

    изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;

    жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;

    географические путешествия по материкам;

    современные проблемы отдельных стран и материков.



    Предварительный просмотр:

    п/п

    дата

    Пр.

    работа

    тема раздела/урока                                  сроки                                  

    Работы

    Введение (3 часа)

    1.1

    Как мы будем изучать географию в 7 классе.

    2.2

    Учимся с «Полярной звездой».1

    3.3

    ПР№1

    Географические карты.

    I.Население Земли.(7часов)

    4.1

    Народы, языки и религии.

    5.2

    Народы, языки и религии.

    6.3

    Города и сельские поселения.

    7.4

    ПР№2

    Учимся с «Полярной звездой».2

    8.5

    ПР№3

    Учимся с «Полярной звездой».2

    9.6

    Страны мира.

    10.7

    Зачёт№1

    Обобщающий контроль. Население Земли.

    II.Природа Земли(16часов)

    11.1

    Развитие земной коры.

    12.2

    Земная кора на карте.

    13.3

    ПР№4

    Природные ресурсы земной коры.

    14.4

    Температура воздуха на разных широтах.

    15.5

    Давление воздуха и осадки на разных широтах.

    17.7

    Общая циркуляция атмосферы.

    18.8

    Климатические пояса и области Земли.

    19.9

    Описание климатического пояса по плану.

    20.10

    Изучение климатической диаграммы.

    21.11

    Анализ погоды.

    22.12

    Океанические течения.

    23.13

    Реки и озёра Земли.

    24.14

    ПР№5

    Учимся с «Полярной звездой».3

    25.15

    Растительный и животный мир Земли.

    26.16

    Почвы.

    III.Природные комплексы и регионы(9часов)

    27.1

    Природные зоны Земли.

    28.2

    ПР№6

    Описание природных зон по плану.

    29.3

    Океаны.1

    30.4

    Описание океана по плану.

    31.5

    Океаны.2

    32.6

    Материки.

    33.7

    Как мир делится на части и как объединяется.

    34.8

    Зачёт№2

    Обобщающий контроль. Население, природа, Природные комплексы Земли.

    IV.Материки и страны(35часов)

    35.1

    Африка: образ материка.1

    36.2

    Африка: образ материка.2

    37.3

    Африка в мире.

    38.4

    Африка: путешествие.1

    39.5

    Египет.

    40.6

    ПР№7

    Учимся с «Полярной звездой».4

    41.7

    Австралия: образ материка.

    42.8

    Австралия: путешествие.

    43.9

    Антарктида.

    44.10

    Южная Америка: образ материка.1

    45.11

    Южная Америка: образ материка.2

    46.12

    ПР№8

    Латинская Америка в мире.

    47.13

    Южная Америка: путешествие.

    48.14

    Бразилия.

    49.15

    Зачёт№3

    Обобщающий контроль. Африка, Австралия, Южная Америка.

    50.16

    Северная  Америка: образ материка.

    51.17

    Англо-Саксонская Америка.

    52.18

    Северная  Америка: путешествие.1

    53.19

    Северная  Америка: путешествие.2

    54.20

    ПР№9

    Соединённые Штаты Америки.

    55.21

    Евразия: образ материка.1

    56.22

    Евразия: образ материка.2

    57.23

    ПР№10

    Евразия в мире.

    58.24

    Евразия: путешествие.1

    69.25

    Евразия: путешествие.2

    60.26

    Германия.

    61.27

    Франция.

    62.28

    Великобритания.

    63.29

    ПР№11

    Азия  в мире.

    64.30

    Азия: путешествие.1

    65.31

    Азия: путешествие.2

    66.32

    Китай.

    67.33

    Индия.

    68.34

    ПР№12

    Учимся с «Полярной звездой».5

    69.35

    Зачёт№4

    Итоговое тестирование за курс географии 7 класса.

                                         

                                   Повторение (2часа)

    70

    Повторение. Природа Земли.

    71

    Повторение. Материки и страны.



    Предварительный просмотр:

             

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Статус документа

         Данная рабочая программа составлена на основании:

    • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
    • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. 
    • сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
    • программы общеобразовательных учреждений. ГЕОГРАФИЯ. 6—9 классы ,10—11 классы,(базовый уровень), Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липки на, В. В. Николина, линия Полярная звезда», М.,«Просвещение»,2008г.

        Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего  образования.
        Место курса географии 9 класса в учебном плане школы.

    72урока в учебный год   (2часа в неделю)

    Общая характеристика учебного предмета

    В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
    Основная задача и побудительный мотив создания программы линии «Полярная звезда» помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны.
    Можно выделить три основные особенности линии.
    Во-первых, в соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет «География» как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Это особенно заметно при изучении географии России.
    Во-вторых, в связи с уменьшением на изучение географии в базисном учебном плане 6 класса количества часов до 35 в 7 классе расширена тема «Природа Земли». В ней гораздо подробнее, чем в классических курсах для 7 класса, раскрыты общие природные закономерности, и она существенно больше по объему. Напротив, материал по конкретным материкам меньше по объему, чем обычно. Каждый материк рассматривается под углом проявления на нем только что изученных общих природных закономерностей и места в мире расположенной на материке части света (или региона). Изучение материка завершается закреплением материала путем несколько иной формы работы с информацией. Создается образное представление о материке с учетом уже освоенных общих природных закономерностей и их проявления на конкретном материке с помощью своеобразной схемы «как это сделать».
    В-третьих, все учебники линии содержат очень разнообразный аппарат ориентировки, который в целом задуман как организатор и помощник в учебной деятельности.


    Реализуя содержательно-методическую концепцию линии, авторы опирались на следующие приоритеты:

    • обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников;
    • системное обучение работе с различными видами и стилями информации текстовой, графической, мультимедийной и др. в условиях современной информационной среды;
    • системное обучение работе с географической картой; доступность для детей разных способностей и возможностей;
    • единый подход к содержанию, методике и принципам конструирования курса по всей линии.
      Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов.

             

    Конструирование курсов основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
          Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов выступает как особый подход в учебниках линии «Полярная звезда». Он позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, дать целостный образ планеты, а также отдельных территорий материков, своей страны, своего города, района и т. д. Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческую составляющую, обеспечивающую изучение своей местности как ближайшего географического окружения.
    Все перечисленные подходы к изучению географии по линии «Полярная звезда» осуществляются в рамках следующих идеологических принципов, положенных в основу авторской концепции:
    россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;
    глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;
    антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;
    разноаспект ность, рассматривающая изучаемые явления в экологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и практическом аспектах, что позволяет раскрыть многогранность географических проблем;
    разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д.;
    историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» как результат длительного развития изучаемой территории;
    комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;
    позитивный настрой, заключающийся в показе положительных примеров деятельности человека, эффективности его труда.
    Реализация концепции подразумевает использование системы инструментов учебной деятельности. При этом выделяется базовое ядро и гибкая оболочка.
    Базовое ядро включает: 
    — основное содержание в форме «вопрос информация — вывод» и комплекс разнообразных материалов, пре, назначенных для более глубокого проникновения в тему;
    — комплекс структурированных, понятных школьникам моделей деятельности с технологией самостоятельной работы, руководствами, алгоритмами действий для приобретения умений и навыков;
    комплекс иллюстраций и географических карт, несущих обучающую нагрузку;
    комплекс заданий (в том числе тестовых) — репродуктивных, практических, творческих (в том числе проектов),                               — материал для итогового контроля и самоконтроля;
    — специальную систему повторения и подготовки - рубрику «Легкий экзамен».
    Гибкая оболочка — это некое «пространство», в котором происходит развитие базового ядра: диверсификация и усложнение видов деятельности ученика, аппарата ориентировки, источников информации и форм ее подачи.
    Планируемый результат обучения — овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуация формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.
    Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.                                                        

    Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих

    задач:

    • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению     производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
    • изучение природно-ресурсного  потенциала  России;
    • анализ закономерностей, факторов  и условий  размещения производительных сил;
    • изучение отраслевой  структуры экономики России;
    • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
    • изучение территориально-административного и экономического  районирование России,   основных  принципов районирования;
    • анализ внешнеэкономических  связей, обоснование  их роли в экономике России.

    В курсе “География. Россия ” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

    Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.                                                  

      Учебник:Алексеев А. И. География. Россия.Академический учебник –            М.: Просвещение, 2010.                                                                            

        Дополнительная литература:

    1.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8-9 класс. – М.: Дрофа 2011.                                         2. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.      3. Интернет – ресурсы.



    Предварительный просмотр:

     Календарно-тематическое планирование по географии                                                  9 класс (72 ч., 2ч. в неделю)

    № урока

    Тема урока

    РК

    ПР, зачёты

    Дата

                                                            Регионы России (13ч)

    1.1

    Что мы будем изучать. Учимся с «Полярной звездой» (1)

    ПР№1

    2.2

    Районирование России

    3.3

    Изучаем изображения Земли из космоса. Учимся. (2)

    ПР№2

    4.4

    Великие равнины России — Восточно-Европейская

    и Западно-Сибирская

    РК

    5.5

    Тверская область на карте России

    РК

    6.6

    Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири

    7.7

    Мерзлотная Россия — Восточная и Северо-Восточная

    Сибирь

    8.8

    Экзотика России — Северный Кавказ и Дальний Восток

    9.9

    Экологическая ситуация в   России

    РК

    10.10

    Экологическая безопасность России

    11.11

    Экологическая  безопасность России. Учимся (3)

    ПР№3

    12.12

    Обобщение знаний. Регионы России

    13.13

    Контроль знаний. Регионы России

    Зачёт№1

                                                    Европейская Россия(41ч)

    Центральная Россия (14ч)

    14.1

    Пространство Центральной России

    15.2

    Центральная Россия: освоение территории и население

    16.3

    Центральный район

    17.4

    Хозяйство Центрального района

    18.5

    Волго-Вятский район

    19.6

    Хозяйство Волго-Вятского  района

    20.7

    Центрально-Черноземный район

    21.8

    Хозяйство Центрально-Черноземного  района

    22.9

    Москва и Подмосковье

    23.10

    Рост Москвы – хорошо это или плохо? Учимся (4,5)

    ПР№4

    24.11

    Города Тверской области – г. Конаково

    РК

    25.12

    Население и культура Конаковского района

    РК

    26.13

    Хозяйство Конаковского района

    РК

    27.14

    Обобщение знаний. Центральная Россия

                 Северо –Запад(7ч)

    28.1

    Пространство  Северо - Запада

    29.2

    Северо-Запад: «окно в Европу»

    30.3

    Северо-Запад: хозяйство

    31.4

    Санкт-Петербург — вторая столица России

    32.5

    Создаём электронную презентацию. Учимся (6)

    ПР№5

    33.6

    Обобщение знаний. Северо-Запад 

    34.7

    Контроль знаний. Центральная Россия. Северо-Запад

    Зачёт№2

    Европейский Север(4ч)

    35.1

    Пространство Европейского Севера

    36.2

    Европейский Север: освоение территории и население

    37.3

    Европейский Север: хозяйство и проблемы

    38.4

    Составляем карту Европейского Севера. Учимся (7)

    ПР№7

    Северный Кавказ(4ч)

    39..1

    Пространство Северного Кавказа

    40.2

    Северный Кавказ: освоение территории и население

    41.3

    Северный Кавказ: хозяйство и проблемы

    42.4

    Развитие рекреаций на Северном Кавказе. Учимся (8)

    Поволжье(4ч)

    43.1

    Пространство Поволжья

    44.2

    Поволжье: освоение территории и население

    45.3

    Поволжье: хозяйство и проблемы

    46.4

    Экологические проблемы Поволжья. Учимся (9)

    ПР№8

    Урал(4ч)

    47.1

    Пространство Урала

    48.2

    Урал: освоение территории и хозяйство

    49.3

    Урал: население и города

    50.4

    Специфика проблем Урала. Учимся (10)

    ПР№9

    51.5

    Обобщение знаний. Европейская Россия

    52.6

    Контроль знаний. Европейская Россия

    Зачёт№3

                                Азиатская Россия(11ч)                             Сибирь(6ч)

    53.1

    Пространство Сибири

    54.2

    Сибирь: освоение территории и население

    55.3

    Сибирь: хозяйство

    56.4

    Западная Сибирь

    57.5

    Восточная Сибирь

    58.6

    Путешествие по Транссибирской  ж\д. (11)

    ПР№10

    Дальний Восток(5ч)

    59.1

    Пространство Дальнего Востока

    60.2

    Дальний Восток: освоение территории и население (1)

    61.3

    Дальний Восток: освоение территории и население (2)

    63.4

    Дальний Восток: хозяйство

    ПР№11

    64.5

    Развитие Дальнего Востока .Учимся (12)

                                    Заключение (6ч)

    65.1

    Соседи России

    66.2

    Сфера влияния России

    67.3

    Изучаем свой край (исследование). Учимся (13)

    ПР№12

    68.4

    Изучаем свой край ( реферат). Учимся (14)

    ПР№13

    69.5

    Обобщение знаний. Сибирь. Дальний Восток. Соседи России

    70.6

    Контроль знаний. Азиатская Россия

    Зачёт№4

                               Повторение (2ч)

    71.1

    Европейская Россия

    72.2

    Азиатская Россия



    Предварительный просмотр:

             

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Статус документа

         Данная рабочая программа составлена на основании:

    • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
    • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. 
    • сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
    • программы общеобразовательных учреждений. ГЕОГРАФИЯ. 6—9 классы ,10—11 классы,(базовый уровень), Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липки на, В. В. Николина, линия Полярная звезда», М.,«Просвещение»,2008г.

        Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего  образования.
        Место курса географии 9 класса в учебном плане школы.

    36уроков в учебный год   (1час в неделю)

    Общая характеристика учебного предмета

    В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
    Основная задача и побудительный мотив создания программы линии «Полярная звезда» помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны.

    Реализуя содержательно-методическую концепцию линии, авторы опирались на следующие приоритеты:

    • обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников;
    • системное обучение работе с различными видами и стилями информации текстовой, графической, мультимедийной и др. в условиях современной информационной среды;
    • системное обучение работе с географической картой; доступность для детей разных способностей и возможностей;
    • единый подход к содержанию, методике и принципам конструирования курса по всей линии.
      Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов.

             

    Конструирование курсов основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
          Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов выступает как особый подход в учебниках линии «Полярная звезда». Он позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, дать целостный образ планеты, а также отдельных территорий материков, своей страны, своего города, района и т. д. Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческую составляющую, обеспечивающую изучение своей местности как ближайшего географического окружения.
    Все перечисленные подходы к изучению географии по линии «Полярная звезда» осуществляются в рамках следующих идеологических принципов, положенных в основу авторской концепции:
    россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;
    глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;
    антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;
    разноаспект ность, рассматривающая изучаемые явления в экологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и практическом аспектах, что позволяет раскрыть многогранность географических проблем;
    разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д.;
    историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» как результат длительного развития изучаемой территории;
    комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;
    позитивный настрой, заключающийся в показе положительных примеров деятельности человека, эффективности его труда.
    Реализация концепции подразумевает использование системы инструментов учебной деятельности. При этом выделяется базовое ядро и гибкая оболочка.
    Базовое ядро включает: 
    — основное содержание в форме «вопрос информация — вывод» и комплекс разнообразных материалов, пре, назначенных для более глубокого проникновения в тему;
    — комплекс структурированных, понятных школьникам моделей деятельности с технологией самостоятельной работы, руководствами, алгоритмами действий для приобретения умений и навыков;
    комплекс иллюстраций и географических карт, несущих обучающую нагрузку;
    комплекс заданий (в том числе тестовых) — репродуктивных, практических, творческих (в том числе проектов),                               — материал для итогового контроля и самоконтроля;
    — специальную систему повторения и подготовки - рубрику «Легкий экзамен».
    Гибкая оболочка — это некое «пространство», в котором происходит развитие базового ядра: диверсификация и усложнение видов деятельности ученика, аппарата ориентировки, источников информации и форм ее подачи.
    Планируемый результат обучения — овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуация формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.
    Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.                                                        

    Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих

    задач:

    • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению     производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
    • изучение природно-ресурсного  потенциала  России;
    • анализ закономерностей, факторов  и условий  размещения производительных сил;
    • изучение отраслевой  структуры экономики России;
    • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
    • изучение территориально-административного и экономического  районирование России,   основных  принципов районирования;
    • анализ внешнеэкономических  связей, обоснование  их роли в экономике России.

    В курсе “География. Россия ” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

    Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.                                                  

    Методическое обеспечение.

      Учебник:Алексеев А. И. География. Россия. Академический учебник –            М.: Просвещение, 2010.                                                                            

        Дополнительная литература:

    1.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8-9 класс. – М.: Дрофа 2011.                                         2. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.      

    3. Интернет – ресурсы.



    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование по географии                                                  9 класс (36 ч., 1ч. в неделю)

    Тема урока

    РК

    Дата

                                               Регионы России (9ч)

    1.1

    Что мы будем изучать. Учимся с «Полярной звездой» (1)

    2.2

    Районирование России

    3.3

    Великие равнины России — Восточно-Европейская, Западно-Сибирская

    РК

    4.4

    Тверская область на карте России

    РК

    6.6

    Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная

    8.8

    Экзотика России — Северный Кавказ и Дальний Восток

    9.9

    Экологическая ситуация в   России

    РК

                                                    Европейская Россия (17ч) 

    10.1

    Пространство Центральной России, освоение территории и население

    11.2

    Центральный район

    12.3

    Волго-Вятский район.  Центрально-Черноземный район

    13.4

    Москва и Подмосковье

    14.5

    Население и культура,  хозяйство Конаковского района

    РК

    15.6

    Пространство  Северо - Запада

    16.7

    Северо-Запад: «окно в Европу»

    17.8

    Санкт-Петербург — вторая столица России

    18.9

    Пространство Европейского Севера, освоение территории и население

    19.10

    Европейский Север: хозяйство и проблемы

    20.11

    Пространство Северного Кавказа, освоение территории и население

    21.12

    Северный Кавказ: хозяйство и проблемы

    22.13

    Развитие рекреаций на Северном Кавказе.

    23.14

    Пространство Поволжья, освоение территории и население

    24.15

    Поволжье: хозяйство и проблемы

    25.16

    Пространство Урала, освоение территории и хозяйство

    26.17

    Урал: население и города

                                Азиатская Россия(5ч) 

    27.1

    Пространство Сибири, освоение территории и хозяйство

    28.2

    Западная Сибирь

    29.3

    Восточная Сибирь

    30.4

    Пространство Дальнего Востока, освоение территории и население

    31.5

    Дальний Восток: хозяйство

                                      Заключение (2ч)

    32.1

    Соседи России

    33.2

    Изучаем свой край

    РК

                                  Повторение (3ч)

    34.1

    Регионы России

    35.2

    Европейская Россия

    36.3

    Азиатская Россия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по географии на тему: "Реки и озера мира", 7 класс, УМК А.И. Алексеева. Серия «Академический школьный учебник», «Полярная звезда».

    Урок по теме: "Реки и озера мира" позволяет показать зависимость рек и озер от рельефа и климата, помогает раскрыть роль рек и озер в жизни людей. Рассказывает о самых крупнейших и интересных реках и ...

    Рабочая программа по географии 5-9классы

    Рабочая программа по географии в 5-8 классах по ФГОС, 9 класс УМК "Полярная звезда"....

    Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

    Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

    Рабочая программа по географии для 9 класса по учебнику А.И .Алексеева География 9 кл.,Полярная звезда, изд. Просвещение

    Данная рабочая программа является авторской и полностью соответствует требованиям к написанию рабочей программы в 2016г....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по математике в 6А классе курса «За страницами школьного учебника»

    Данная программа курса дополнительного образования разработана на основе УМК факультативных курсов для обучающихся 6-х классов составителя Т.С.Безлюдовой, Факультативные занятия: Математика после урок...

    Рабочие программы по географии 5-9классы

    Рабочая программа учебного предмета «География» для 5,6,7,8,9 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениям...