Рабочая программа по географии 5-9классы
рабочая программа по географии на тему

Белякова Светлана Георгиевна

Рабочая программа по географии в 5-8 классах по ФГОС, 9 класс УМК "Полярная звезда". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_5-9.docx99.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                   учебного предмета  «География»

                                                              5-9 КЛАССЫ

                                          I.  Пояснительная записка.

1.Нормативные ссылки:

Нормативные ссылки:

-Конвенция о правах ребенка.

-Конституция Российской Федерации.

- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 г., регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 г. № 2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г., регистрационный номер 22540);

-Закон Саратовской области «Об образовании в Саратовской области».

-Примерная основная образовательная программа  начального общего образования.

-Примерные программы по учебным предметам: география 5-9 классы.

- Авторская программа по предмету  «География»   линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в  

             федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

  • фундаментального ядра содержания общего образования;
  • с рабочей программой «география», авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя
  • с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской

             идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования,

             целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

  • идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в    

             образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

-Устав муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа с. Кутьино Новобурасского района Саратовской области».

-Основная образовательная программа начального  общего образования муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа  с. Кутьино Новобурасского района Саратовской области.

 Цель и задачи  курса:

 Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.

 Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических  знаний. 

2.  Общая характеристика учебного предмета «География»

        Основной формой организации учебного процесса является урок. 

  География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов,  об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);
  • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
  • понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном  политической, экономической и социальной жизни России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
  • формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
  • формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

«Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины.

В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России

Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

 

                                  3.  Описание места  предмета в учебном плане:

В соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования предмет «География» изучается с 5 класса (5-6классы – по  одному часу в неделю, 7-9 классы –  по два часа в неделю. Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана.  

Таблица тематического распределения количества часов

По рабочей программе: общее число учебных часов за пять лет обучения – 280ч, из них по 35 ч. (1ч. в неделю) приходится на 5 и 6 классы. По 70 ч. (2 ч. в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

По примерной программе: 280 ч

35 ч  (8+25+2) - (5 кл)

35 ч ( 6+12+2+15) - (6 кл)

70ч (2+10+3+52+3) - (7 кл)

70ч (1+14+37+10+5+4) -  (8кл.)

70ч (12+32+16+10) -  (9кл.)

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

5кл.

6 кл.

7 кл.

8кл.

9кл

280

280

35

35

70

70

70

5класс

1.

Введение. Географическое познание нашей планеты

3

2.

Земля как планета Солнечной системы

5

3.

Геосферы Земли

25

4.

Резерв

2

6класс

1.

Введение. Географическое познание нашей планеты Земля.

6

2.

Изображение земной поверхности

12

3.

Геосферы земной коры

15

4

Резерв

2

7класс

1.

Введение

2

2.

Население Земли

3

3.

Главные особенности природы Земли

10

4.

Океаны и материки

52

5.

Геологическая оболочка – наш дом

3

8класс

1.

Введение.

1

2.

Географическое положение и формирование государственной территории России.

14

3.

Природа России.

37

4.

Население России.

10

5.

Природный фактор в развитии России.

5

6.

Обобщение и повторение.

4

9класс

1.

Регионы России

12

2.

Европейская Россия

32

3.

Азиатская Россия

16

4.

Заключение

5

5.

Обобщение по разделам тем.

10

ИТОГО

280

280

35

35

70

70

70

 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

         

,                   География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников    

к                 социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях

природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования  -  формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических  принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере  определяющей  отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка  на формирование  в его рамках  системы базовых  национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии  должны быть сформированы:

· ценностные ориентации, отражающие их  индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);

- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;

- осознание ценности географической среды  во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;

- осознание значимости  и общности  глобальных проблем человечества  и готовность солидарно  противостоять  глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые  социальные чувства и качества:                                                                                                  

- патриотизм, принятие  общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, региону, местности;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед  современниками и будущими поколениями;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- уважение к природе, истории, культуре  России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное  отношение  к окружающей среде, осознание  необходимости ее сохранения и рационального использования

 Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

 Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.  

         Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате обучения на уроках географии   будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего географического образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и географического  развития.  Выпускник научится:

  •  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,  компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую  информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении концепции устойчивого развития.

                       Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «География. Начальный курс» 5 класс к концу 1-го года обучения

 «Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины.

В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России

Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических  знаний. 
  1.           Содержание предмета географии в 5 классе.

            Раздел №1. « Введение. Географическое познание нашей планеты»

Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел №2. «Земля как планета Солнечной системы»

Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Географические следствия движения Земли. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел №3. «Изображение земной поверхности»

Тема №1. «План местности»

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, виды съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Тема №2. «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности»

Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты.

Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Раздел №4. «Геосферы Земли»

Тема №3 «Литосфера»

Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Тема №4 «Гидросфера»

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.

Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Тема №5 «Атмосфера»

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера.

Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Тема №6 «Почвенный покров»

Почва и ее образование. Плодородие почвы.

Тема №7 «Биосфера»

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Тема №8 «Географическая оболочка Земли»

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.

Человек как часть географической оболочки.

Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.

Практические работы

  1. Построение модели доказательства шарообразности Земли.
  2. Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус – модель Земли.
  3. Демонстрация характерных особенностей положения земной оси и освещенности Земли.
  4. Создание модели литосферных плит.
  5. Определение относительной высоты холма с использованием нивелира.
  6. Проведение опыта доказательства существования атмосферного давления.
  7. Проведение метеорологических наблюдений.
  8. Составление прогноза погоды по народным приметам.
  9. Исследование свойств воды.
  10. Создание модели родника.
  11. Составление схемы экологической тропы.

 

                                       Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу  обучения в 5классе

Выпускники будут иметь следующие результаты:

Личностные результаты обучения географии -  формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

  1. воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  6. формирование основ экологической культуры.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  10.  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  12. формирование и развитие экологического мышления.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  1. понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
  2. формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
  3. умение работать с разными источниками географической информации;
  4. умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  5. овладение основами картографической грамотности;
  6. овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  7. формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

                                     по курсу «География» 6 класс

 Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч)

География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание

Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии

Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение

Изображение земной поверхности (12 ч)

План местности (6 ч)

Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли.

Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами.

Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака.

Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова

Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы)

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)

Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса

Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе

                                                                                                                           5                                                                                                          

Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин

Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами

Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации.

Геосферы Земли (15 ч)

Литосфера (5 ч)

Минералы и их свойства.

Ильменский минералогический заповедник.

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность.

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира.

Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира.

Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.

Атмосфера (6 ч)

Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.

Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды.

Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.

Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года.

Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели.

Гидросфера (2 ч)

Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения.

Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота.

Биосфера и почвенный покров (1 ч)

Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв.

Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах.

Географическая оболочка Земли (1 ч)

Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки.  Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле.

Образование рас в разных природных условиях.

Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу  обучения в 6 классе

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

Личностные результаты

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительного отношения к труду.

3. Формирование целостного мировоззрения.

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, культуре.

5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

6. Формирование  основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8. Смысловое чтение.

9. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

1. Знать и объяснять существенные признаки понятий:

- географический объект;

- глобус;

- земная ось;

- географический полюс;

- экватор;

- литосфера;

- земная кора;

- атмосфера;

- погода;

- гидросфера;

- океан;

- море;

                                                                                                                               

- река;

- озеро;

- биосфера.

2. Использовать понятие для решения учебных задач по:

-ориентированию на местности;

- проведению глазомерной съемки местности;

- определению атмосферного давления;

- созданию самодельных метеорологических измерителей;

-определению суточной температуры;          

- воздуха    определению образованию тумана;

-выявлению причин  особенностей годового распределения осадков на Земле;                            

-определению механического состава почвы.                

3. Приводить примеры:

- географических объектов своей местности;

- результатов выдающихся географических открытий и путешествий;

-форм рельефа суши;

- ветров различного направления.

4. Отбирать источники географической информации для:

- описания  формы рельефа;

- объяснения происхождения географических названий гор, равнин, океанов, морей, рек, озер;

- составления описаний  гор, равнин, океанов, рек и их географического положения;

    -объяснения причин разнообразия климата на Земле;

- составления описаний  глубин океанов.

5. Использовать приобретенные знания и умения для:

- приведения фенологических наблюдений;

- чтения физических карт, карт погоды, растительного и животного мира;

- оценки интенсивности землетрясений;                                                                                                                

- выделения частей мирового океана, источников питания и режима реки;

- определения температуры и давления воздуха , направления и скорости ветра ,виды облаков и атмосферных осадков;

- составления коллекции комнатных растений;

- составления описания коллекций комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы;

- для понимания причин фенологических наблюдений;                                                            

-ориентирования на местности и проведения съемок ее участков

6. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности их разных источников.  

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
  • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

                                по курсу «География» 7 класс

 Обучающиеся научатся:

распознавать основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы;

  • различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического отображения;
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов;
  • связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
  • меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. Выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на различных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткие географические описания и характеристики различных территорий на основе разнообразных источников географической информации.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • свободного чтения карт различного содержания;
  • оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;
  • проведения поиска географической информации из различных источников.

                                           Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу  обучения в 7 классе.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных энциклопедий, быстро находить нужную информацию;
  • свободно ориентироваться в учебной книге. находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  • работать с несколькими источниками информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 .  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

- формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

                                      по курсу «География»  в 8 классе

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны,в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся

  Содержание  программы География

«Природа.Население»

  В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России».

                                               Введение (1 час)

  • География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
  • Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России -14часов

Тема 1. Географическое положение России (9 часов). Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория.

Практикум: Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Определение поясного времени для различных пунктов России. Анализ карт административно-территориального и политико- административного деления страны

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России (5 часов). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

  • Раздел II. Природа России (37 часов)
  • Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов). Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.
  • Практикум: Анализ физической карты России. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы». Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов). Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Практикум: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов). Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.

Практикум: Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа). Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев- основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Практикум: Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа). Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.

Практикум: анализ карт «Растительность» и «Животный мир». Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.

Тема 6. Природные различия на территории России (11 часов). Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно - хозяйственное различие морей России.

Практикум: Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».

                                  Раздел III. Население России (10 часов)

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Раздел IV. Природный фактор в развитии России (5 часов)

Влияние природной среды на исторический процесс развития.

Ожидаемые результаты формирования УУД

 к концу обучения в 8 классе

В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
  • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других источниках: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
  • свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение географического образования  в формировании собственной культуры и мировосприятия;
  • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора.
  1. Тематическое планирование.Характеристика основных видов деятельности

 5 класс

   №

              Содержание раздела (темы)

Характеристика основных видов деятельности ученика

           Раздел «Географическое познание нашей планеты»

Что изучает география?

Методы географии и значе-

ние науки в жизни людей.

Основные этапы познания

поверхности планеты.

Выдающиеся географиче-

                ские путешествия и открытия

Знать и объяснять суще-

ственные признаки понятий:

«географический объект»,

«компас».

Использовать понятия «гео-

графический объект», «ком-

пас» для решения учебных

задач по наблюдению и по-

строению моделей географи-

ческих объектов, по визиро-

ванию и определению на-

правлений на стороны

горизонта.

Приводить примеры геогра-

фических объектов своей

местности, результатов вы-

дающихся географических

открытий и путешествий.

Отбирать источники геогра-

фической информации для

определения высоты Солнца

над горизонтом, для объ-

яснения происхождения гео-

графических названий.

Оценивать прогноз погоды,

составленный по народным

приметам.

Применять изображения

Земли из космоса для опре-

деления географических объектов и их состояний

               Раздел «Земля как планета Солнечной системы»

Возникновение Земли и её

геологическая история.

Форма, размеры, движение

Земли. Влияние космоса на

Землю и жизнь людей.

Сравнение Земли с обликом

других планет Солнечной

системы. Объяснение геогра-

фических следствий движе-

ния Земли вокруг Солнца

и вращения Земли вокруг

своей оси. Дни равноден-

ствий и солнцестояний

Знать и объяснять суще-

ственные признаки понятий:

«глобус», «земная ось», «гео-

графический полюс», «эква-

тор».

Использовать понятия «гло-

бус», «земная ось», «геогра-

фический полюс», «экватор»

для решения учебных задач

по изучению географиче-

ских следствий вращения

Земли вокруг своей оси и

движения Земли по около-

солнечной орбите.

Устанавливать взаимосвязи

между высотой Солнца, по-

ложением Земли на около-

солнечной орбите и природ-

ными сезонами, временами

года.

Приводить примеры планет

земной группы.

Понимать причины феноло-

гических явлений.

Использовать приобретён-

ные знания и умения для

проведения фенологических наблюдений

                                 Раздел «Геосферы Земли»

Тема «Литосфера»

Внутреннее строение

Земли: ядро, мантия, зем-

ная кора. Литосфера —

твёрдая оболочка Земли.

Способы изу чения земных

глубин. Минералы и горные

породы, слагающие земную

кору, их использование че-

ловеком. Внутренние

процессы, изменяющие

земную поверхность.

Землетрясения и изверже-

ния вулканов. Виды движе-

ния земной коры.

Выветривание, результаты

действия текучих вод, под-

земных вод, ветра, льда и

антропогенной деятельно-

сти. Грозные природные яв-

ления в литосфере, правила

поведения во время их акти-

визации.

Основные формы рельефа

суши: равнины и горы, раз-

личия гор и равнин по высо-

те. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа

своей местности.

Природные памятники лито-

сферы.

Особенности жизни, быта,

занятий населения в горах

и на равнинах. Отражение

особенностей окружающего

человека рельефа в произведениях искусства.

Знать и объяснять суще-

ственные признаки понятий:

«литосфера», «земная кора»,

«рельеф», «горы», «рав-

нины».

Использовать понятия «ли-

тосфера», «земная кора»,

«рельеф», «горы», «равни-

ны» для решения учебных

задач по созданию модели

внутреннего строения Земли,

по определению на местно-

сти относительных высот то-

чек земной поверхности.

Устанавливать взаимосвязи

между формами рельефа

земной поверхности и внеш-

ними, внутренними геогра-

фическими процессами.

Приводить примеры форм

рельефа суши и дна Ми ро -

во го океана, стихийных

природных бедствий в лито-

сфере и возможных дей-

ствий в чрезвычайных

ситуациях.

Отбирать источники геогра фической информации для

составления описаний форм

рельефа, для объяснения

происхождения географиче-

ских названий гор и равнин.

Выделять, описывать и объ-

яснять существенные при-

знаки вулканов, землетрясе-

ний, минералов и горных

пород.

Составлять описание гор

и равнин, их географическо-

го положения.

Использовать приобретён-

ные знания и умения для

чтения физических карт,

для оценки интенсивности

землетрясений.

Проводить самостоятельный

поиск географической ин-

формации о своей местности из разных источников

Тема «Гидросфера»

Гидросфера, её состав.

Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части.

Моря, заливы, проливы.

Суша в океане: острова и по

луострова. Температура и

солёность вод Мирового

океана. Динамика вод: вет-

ровые волны, цунами, тече-

ния (тёплые и холодные).

Хозяйственное значение

Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел.

Речная долина и её части.

Влияние рельефа на направ-

ление и характер течения

рек. Пороги и водопады.

Питание и режим рек. Озёра,

происхождение озёрных

котловин. Хозяйственное

значение рек и озёр. Болота.

Ледники, снеговая линия.

Оледенение горное и покров-

ное, многолетняя мерзлота.

Ледники — источник прес-

ной воды. Подземные воды,

их происхождение, условия

залегания и использование.

Человек и гидросфера.

Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гид-

росферы.

Виды водных транспортных

средств. Отражение особен ностей водных объектов

в произведениях искусства

Устанавливать взаимосвязи

между формами рельефа

земной поверхности и ха-

рактером реки, составом

горных пород и скоростью

просачивания воды.

Приводить примеры равнин-

ных и горных рек, озёр по со-

лёности озёрных вод и про-

исхождению озёрных котло-

вин, стихийных природных

бедствий в гидросфере и воз-

можных действий в чрезвы-

чайных ситуациях.

Отбирать источники геогра-

фической информации для

составления описаний океа-

нов и рек, объяснения про-

исхождения географических

названий океанов, морей,

рек и озёр.

Выделять, описывать и объ-

яснять существенные при-

знаки воды.

Составлять описание океа-

нов и рек, их географического положения.

Использовать приобретён-

ные знания и умения для

чтения физических карт,

выделения частей Мирового

океана, источников питания

и режима реки.

Проводить самостоятельный

поиск географической

информации о своей мест -

ности из разных источников

Тема «Атмосфера»

Атмосфера, её состав, строе-

ние, значение. Нагревание

земной поверхности и возду-

ха. Температура воздуха.

Особенности суточного хода

температуры воздуха в за-

висимости от высоты солнца

над горизонтом.

Атмосферное давление.

Ветер и причины его образо-

вания. Бризы, муссоны.

Влажность воздуха. Туман.

Облака. Атмосферные осад-

ки. Погода, причины её из-

менений. Предсказание по-

годы, народные приметы.

Климат. Распределение сол-

нечного тепла и света по по-

верхности Земли в зависи-

мости от географической

широты. Зависимость кли-

мата от близости океана, вы-

соты места, океанских тече-

ний, расположения горных

хребтов.

Человек и атмосфера.

Охрана атмосферного

воздуха.

Погода и сезонные явления

своей местности. Отражение

особенностей атмосферных

явлений в народном творчестве

Знать и объяснять суще-

ственные признаки понятий:

«атмосфера», «ветер», «ат-

мосферные осадки», «пого-

да», «климат».

Использовать понятия «ат-

мосфера», «ветер», «атмо-

сферные осадки», «погода»,

«климат» для решения учеб-

ных задач по определению

атмосферного давления, по

созданию самодельных ме-

теорологических измерите-

лей, по определению суточ-

ной температуры воздуха,

по определению условий об-

разования тумана, по вы-

явлению причин особенно-

стей годового распределения

осадков на Земле.

Устанавливать взаимосвязи

между характером подсти-

лающей поверхности и тем-

пературой воздуха, между

температурой воздуха и атмосферным давлением,

между атмосферным давле-

нием и скоростью ветра.

Приводить примеры ветров

различного направления,

видов облаков, видов атмо-

сферных осадков, редких

явлений в атмосфере, сти-

хийных природных бедствий

в атмосфере и возможных

действий в чрезвычайных

ситуациях.Отбирать     источники геогра-

фической информации для

составления описаний пого-

ды, для объяснения причин

разнообразия климата на

Земле.

Составлять описание ре-

зультатов наблюдений фак-

тической погоды и будущего

состояния атмосферы.

Определять по статистиче-

ским данным значения ам-

плитуды температуры воз-

духа, характер годового хода

атмосферных осадков, пре-

обладающие направления

ветра.

Использовать приобретённые

знания и умения для чтения

карт погоды, для определе-

ния температуры и давления

воздуха, направления и ско-

рости ветра, видов облаков и

атмосферных осадков, для

определения относительной

высоты по разности атмо-

сферного давления. 

Проводить самостоятельный

поиск географической ин-

формации о своей местности

из разных источников

Тема «Биосфера»

Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения

жизни на Земле.

Разнообразие животных и

растений, неравномерность

их распространения на су-

ше. Жизнь в океане.

Приспособленность организ-

мов к условиям существова-

ния. Взаимное влияние жи-

вотных и растительных

организмов. Охрана органи  -

ческого мира. Красная книга

Знать и объяснять суще-

ственные признаки понятий:

«биосфера», «при-

родный комплекс». Устанавливать взаимосвязи

между природными усло-

виями и особенностями рас-

тительного и животного ми-

ра тропического, умеренных,

полярных поясов, океана.

Приводить примеры почвен-

ных организмов, типичных

растений и животных раз-

личных районов Земли, сти-

хийных природных бедствий

в биосфере и возможных

действий в чрезвычайных

ситуациях.

Отбирать источники геогра-

фической информации для

составления описаний жи-

вотных и растений разных

районов Земли и глубин

океанов. Использовать приобретён-

ные знания и умения для

чтения карт растительного и

животного мира, для состав ления коллекции комнатных

растений.

Проводить самостоятельный

поиск географической ин-

формации о своей местности из разных источников

6 класс

   Содержание раздела

Кол-во

час

 Характеристика

основных видов

деятельности ученика

Введение

1

РАЗДЕЛ I Географическое положение и формирование государственной территории России

14

Географическое положение России

9

История заселения, освоения и исследования территории России

5

РАЗДЕЛ II Природа России

36

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

Климат и агроклиматические ресурсы

6

Внутренние воды и водные ресурсы

6

Почвы и почвенные ресурсы

3

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

Природные различия на территории России

12

РАЗДЕЛ IIIНаселение России

10

РАЗДЕЛ IVПриродный фактор в развитии России

5

Обобщающий урок

1

Итоговый урок

1

                                     8 класс

 

         

раздела

Содержание раздела(темы)

Всего часов

Характеристика

основных видов

деятельности ученика

 

Введение

1

1.

Географическое положение и формирование государственной территории России:

15

Тема 1. Географическое положение и его виды

9

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России

6

2.

Природа России

37

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

6

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

6

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

4

Тема 5. Растительный и животный мир

3

Тема 6. Природные различия на территории России

11

3.

Население России

10

4.

Природный фактор в развитии России

5

9 класс

Содержание раздела(тем)

Кол-во часов

 Характеристика

основных видов

деятельности ученика

Регионы России

12

Европейская Россия

32

Тема 1

Европейская Россия

10

Тема 2

Северо – Запад

5

Тема 3

Европейский Север

4

Тема 4

Северный Кавказ

4

Тема 5

Поволжье

4

Тема 6

Урал

5

Азиатская Россия

16

Тема 7

Сибирь

7

Тема 8

Дальний Восток

4

Заключение

5

 

 

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 Кабинет географии является информационно-образовательной средой по предмету. В нем можно проводить урочные и внеурочные занятия, воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создает условия для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.

            Оснащение кабинета

  • 1.География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

 

Электронно-программное обеспечение

 

WEB ресурсы для реализации ФГОС:

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/
  3. Портал "Введение ФГОС НОО" http://nachalka.seminfo.ru/
  4. Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.
  5. Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.
  6. Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение
  7. ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС.


   1.  Учебник. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил.  

  2. Атлас. Начальный курс географии, 6 класс, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015г. 3-е издание, исправленное и дополненное. -32с.

 3.  Контурные карты с заданиями. 6 класс. Начальный курс географии.

1. Учебник.География.  Материки,  океаны, народы и страны,7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. В.Душина, Т.Л. Смоктунович; под ред. В.П. Дронова. – 3-е изд. доп.  М.: Вентана-Граф, 2015. – 320 с.: ил.    

2. Контурные карты с заданиями: ФГОС  Вентана – Граф, 23с.

3. Атлас. Материки, океаны, народы и страны, 7класс: Вентана – Граф, 2015г. – 47с.

1. Учебник. География. Россия. 8 класс:

 Учебник для общеобразовательных учреждений/  Пятюнин,  Таможняя: под ред. В.П.Дронова; М.: Вентана-Граф.

 1.Учебник. 9класс А.Алексеев УМК «Полярная звезда». Учебно-методический комплект (УМК);

цифровые образовательные ресурсы; 

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

Лабораторное и демонстрационное оборудование;

  • Комплект географических карт;
  • Комплект тематических таблиц;
  • Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
  • Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
  • Медиатека (интерактивные карты, электронные наглядные пособия, видеофильмы);

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.                                 

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

В учебно-методический комплект входят:

1. Учебник «ГЕОГРАФИЯ. Материки, океаны, народы и страны» И. В. Душина.Т.Л. Смоктунович., «Вентана- Граф», 2014г.

       2. Рабочая тетрадь И. В. Душина., «Вентана- Граф», 2014г.

       3. Атлас «ГЕОГРАФИЯ. Материки, океаны, народы и страны» ; И.В. Душина, А.А. Летягин., «Вентана- Граф», 2013г

       4. Контурная карта «ГЕОГРАФИЯ. Материки, океаны, народы и страны»; И. В. Душина, «Вентана- Граф», 2014г

       5. Комплект таблиц «География. Начальный курс 7 класс»

       6. Географические карты.

Дидактический материал – карточки с заданиями, тесты.

Литература, использованная при подготовке программы:

1 Программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.2004г;

 

3.  программа по географии 5-9 классы; А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б.  Пятунин, Е.А. Таможняя., «Вентана- Граф», 2013г (диск с тематическим планированием).

Интернет-ресурсы:

             http://geo.1september.ru/urok/

            http://my-geography.ru/

            http://www/uchportal.ru/load/7652                                                                                                                               

            http://geo.metodist.ru 

             http://www.proshkolu.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8-9класс.

Содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....

Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...

Рабочая программа по географии. 9класс.

Предложенная программа составлена с учетом требований ФГОС.Поможет начинающим  педагогам состатить свои  программы , а так же могут воспользоваться данной программой.В программу включены пра...

Рабочие программы по географии 5-9классы

Рабочая программа учебного предмета «География» для 5,6,7,8,9 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениям...

«Рабочая программа по географии ФГОС 5-9классы»

Рабочая программа по географии 5-9 класс...

рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда

рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...

Рабочая программа по географии 5-9класс

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5-9 классов разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного об...