Учение о географической зональности
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Манько Снежана Григорьевна

Конспект к уроку по теме "Учение о географической зональности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenie_o_georaficheskoy_zonalnosti.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по разделу «Географические системы».

Класс: 8 класс

Тип урока: Изучение нового

Цель урока: 1) изучить и усвоить понятие «географическая система», её признаки и свойства, познакомиться с законом географического разнообразия;

2) Развивать мышление, способность анализировать, приводить примеры, а также развивать воображение.

Актуализировать прежние знания, умения и навыки, связанные с изучением новой темы, развивать умение использовать полученные знания в новой учебной ситуации;

3) Воспитывать в учащихся осознание ценности живой природы, формирование потребности в её сохранении.

Оборудование: учебники, компьютер и медиапроектор.

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте ребята (учащиеся приветствуют учителя, садятся).

2. Изучение нового материала

- Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела «Природно-хозяйственные зональные и азональные системы».

И тема сегодняшнего нашего урока «Учение о географической зональности» (запишите тему в тетрадь).

- Ответьте мне на вопрос, – Какие природные компоненты в своем размещении подчиняются закону географической зональности?

- Почему природные зоны превратились в природно-хозяйственные?

Географическая зональность – всеобщий закон природы.

В зависимости от соотношения тепла и влаги выделяются природные системы (комплексы), которые образуют широтные подразделения – природные зоны.

Природная зона-это крупная часть географического пояса, обладающая общностью почв, растительности и др. компонентов природы, выделенная на основе соотношения тепла и влаги.

Откройте учебник на странице 217 рисунок 187 посмотрите на карту,

- какие природные зоны вы можете назвать?

В пределах природной зоны все компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают её целостность и своеобразие.

- Создатель учения о природных зонах В. В. Докучаев доказал, что зональность присуща не только отдельным компонентам, а всей природе в целом. Каждая природная зона является комплексом взаимосвязанных компонентов – географической системой. Таким образом, зональность – всеобщий закон природы.

- На обширной равнинной территории нашей страны при движении с севера на юг мы наблюдаем последовательную смену природных зон: арктических пустынь, тундры, лесотундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропиков. Они, как правило, полосами простираются с запада на восток.

- В горах соотношение тепла и влаги меняется с высотой, что ведет к смене почв, растительного и животного мира.  Таким образом, наблюдается высотная зональность (поясность).

- В пределах природной зоны сходство прослеживается не только в почвенно-растительном покрове и животном мире, но и в поверхностных и грунтовых водах, современных процессах рельефообразования, в общей устойчивости ландшафта к антропогенному влиянию.

 - Ответьте на вопрос – почему природные зоны освоены не одинаково?

- Приведите примеры разной степени освоенности?

- Условия жизни для населения в природных зонах отличаются разной степенью благоприятности.  Из-за этого природные зоны освоены не одинаково.

- Так, хозяйственное освоение южных природных зон России происходило интенсивнее и в целом равномернее, тогда как тундра и лесотундра, расположенные в северной части нашей страны отличаются очаговым характером освоения (например, в местах добычи полезных ископаемых).

- Природные условия развития природных зон повлияли на направление их экономического развития. Особенно это сказалось на видах и способах ведения хозяйства, промыслов, рекреации.

В земледельческих, степных районах, главной житнице страны, важное значение имеют посевы зерновых, а также сахарной свеклы, подсолнечника.

Вековые традиции овощеводства и бахчеводства сложившиеся в Нижнем Поволжье обеспечивают высокое качество продукции – всем известные помидоры и арбузы.

- Природные зоны отличаются разным набором зерновых, технических и плодово-ягодных культур. Например, в лесной зоне издавна развита деревообработка.

- Зональность отразилась на образе жизни людей, бытовых и хозяйственных постройках, костюмах, обычаях и традициях, духовном наследии.

- Приведите примеры, как зональность влияет на образ жизни людей и т.д.

- Так в зоне тайги и хвойно-широколиственных лесов с долгими суровыми зимами необходимы были теплое жилье, одежда, заготовки продовольствия и кормов для скота на длительный период.

- Деятельность человека существенно изменила первоначальный естественный облик природных зон, изменились ландшафты не только южных зон широкоосвоенных, но и тундры и лесотундры, таежных районов Сибири и ДВ.

Поэтому сегодня стоит говорить не о природных, а о природно-хозяйственных зонах?

 Природно-хоз. Зоны сформировались на основе естественных природных зон под воздействием преобразовательной деятельности человека.

- Откройте тетради, сейчас мы будете делать характеристику природной зоны тундры

Задание. Составить характеристику природной зоны по плану:

 1)   Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация).

  1. Типичный внешний облик зоны.
  2. Климатические условия (температуры зимы и лета, количество и режим осадков).
  3. Почвы природной зоны, их свойства.
  4. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям.
  5. Агроклиматические ресурсы природной зоны, возможности использования её человеком.
  6. Проблемы охраны природной зоны (особо охраняемые компоненты природы).

3. Закрепление знаний

-Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Какие природные зоны выделяют в нашей стране?
  • Почему в настоящее время выделяют природно-хозяйственные зоны?
  • Как проявляется закон географической зональности в горах?
  • Почему при характеристике природных зон обращается внимание на особенности быта и занятий населения?

4. Домашнее задание

 –Молодцы, ребята, запишите домашнее задание параграф 36, составить в тетради характеристику природной зоны – тайги по плану


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон географической зональности

Закон географической зональности...

Урок географии на тему"Природные комплексы. Географическая зональность"

Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе.Открытый урок-исследование по теме "Природные комплексы. Географическая зональность"...

Урок географии на тему"Природные комплексы. Географическая зональность"

Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе.Открытый урок-исследование по теме "Природные комплексы. Географическая зональность"...

зональность географической оболочки

природные зоны Еврази: джунгли, пустыни, степи, дано понятие эпифиты, и вопросы для закрепления материала...

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение

Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...

Зональный семинар учителей географии южного Подмосковья на базе МБОУ лицей №4 (зональный уровень) Выступление группы экскурсоводов учащихся 10б класса: Головой Юлии, Гулиной Алёны, Малашенко Никиты по теме «Геологическое прошлое Москворецко-окской ра

История Подмосковья уходит в глубокое прошлое. Территория, занимаемая Московской областью, находится в центральной части Восточно-Европейской платформы, которую природа создавала долго и основательно....