рабочая программа по географии 7 класса 2016-2017 уч.г
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Пискарева Галина Александровна

Рабочая программа по курсу " Материки и океаны " 7 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_geografiya.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

Москва 2016-2017 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"География  материков и океанов" под редакцией  В. А.  Коринской,   И.В. Душиной,    В.А. Щенева

Учебник для   общеобразовательных учреждений,   Дрофа,  Москва 2005 г., 7 класс

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта  второго поколения по географии (базовый уровень) 2010 г
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г),  рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Основные цели и задачи курса:

– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

-  воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Планируемые результаты обучения.

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

 - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

 - применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

 - объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

 - особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

Программа содержит новые направления географического образования:

-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

- изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира.

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.

В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.

Учебно-методическое обеспечение:

1. В.А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2005.

            2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

3. И.В. Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001.

4. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А .Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

            5.Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.; География –наш дом Земля 1С; География 6-10 кл. 1С; География в школе(материки).

           6.Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. Н.Н. Суртаева, Омск,2009

           7.Тесты по географии 7 класс. М.С. Смирнова, М, «Экзамен»,2001

           8.Сборник заданий и упражнений по географии,7 класс. В .И. Евдокимов ,М, «Экзамен»,2001

          9.География материков и океанов, К. С. Лазаревич .М,  «Русское слово»,2011

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Распределение часов по разделам и темам является примерным.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 час.

1.   Цели и задачи курса.

Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии, который изучают школьники. Основная цель курса — создать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого  характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

 

2.   Нормативно-правовая база

Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерными программами основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы).

 

3. Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VII - 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.

4. Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют  практические работы , экскурсии.

5.Механизмы формирования компетентности обучения.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты, ЭОР.

В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

6.   Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

 

                                                                    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название темы

Количество часов

Кол-во практических работ

 Введение

2

-

Раздел I. Главные особенности природы Земли.

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.

Тема 2.  Атмосфера и климаты Земли

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.

Тема 4. Географическая оболочка.

15

4

4

3

 4

2

1

1

-

1

Раздел II. Океаны и материки

Тема 5. Океаны

Тема 6. Южные материки. Африка.

Тема 7. Австралия и Океания

Тема 8. Южная Америка

Тема 9. Антарктида.

Тема 10. Северная Америка.

Тема 11. Евразия

49

4

10

4

6

3

7

15

8

-

2

1

2

-

1

2

Раздел III. Географическая оболочка – наш дом

2

-

 

География материков и океанов. VII КЛАСС

(68 ч,2 ч в неделю)

Введение (2 часа)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Страноведческие описания. Географическая культура человека.

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Заполнение «белых пятен» на карте.

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии. Части света. Карты материков.

- основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;

- свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

Уметь:

- читать и анализировать географические карты;

- показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий;

- называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.

РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

(15 часов)

Тема 1.  Литосфера и рельеф Земли (4 часа)

Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения. Внутренние и внешние оболочки Земли. Литосфера и рельеф Земли, гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы (А. Вегенер, глобальная тектоника литосферных плит и другие современные теории). Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Различие форм рельефа по величине и происхождению. Внутренние и внешние рельефообразующие процессы. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

Уметь:

- показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф».

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (4 часа)

 Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере. Практическая работа №1

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- климатообразующие факторы, типы климатических поясов.

Уметь:

- объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы (3 час)

Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в Океане. Льды.

Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей. Перераспределение тепла и влаги между сушей и океанами.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.

Уметь:

- описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.

Тема 4. Географическая оболочка (4часа)

Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон. Практическая работа №2

Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, группировка их по различным признакам.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

Уметь:

- анализировать карту природных зон;

- показывать крупнейшие народы Земли; крупные города и их столицы.

РАЗДЕЛ   II. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (50 час)

Тема 5. Океаны (4 часа)

Тихий, Индийский, Атлантический, Северный ледовитый океаны. Краткая история исследования каждого из океанов. Географическое положение. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

Уметь:

- показывать океаны и их части на карте.

Тема 6. Африка и южные материки. (10 часов)

История исследования материка. Географическое положение размеры, очертания и омывающие континент океаны.

Природа. Особенности природы, преобладание равнин; гор, нагорья.

Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климатов материка. Климатические пояс и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость с рельефа и климата. Природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материк Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (страны: Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Конго), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Путешествие по крупным регионам материка. Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона; их географическое положение, планировка, внешний облик.

Практические работы №3,4

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;

- особенности климата материка;

- основные речные системы, озера материка;

- особенности природных зон материка;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;

- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

Уметь:

- определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;

- показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Тема 7. Австралия и Океания (4 часа)

История открытия и исследования Австралии. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, своеобразие растительного и животного мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

Население Австралии, его состав, размещение. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралийский Союз — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии). Столица и крупные города, их географическое положение, планировка и внешний облик.

Океания. Из истории открытия и исследования Океании. Географическое положение. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Практическая работа №5

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата Австралии;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;

- особенности природы, населения Океании.

Уметь:

- определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Австралии;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Тема 8. Южная Америка (6 часов)

История открытия и исследования материка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны.

Природа. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы: Восточная часть и Андийская область. Страны Латинской Америки.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран, их географическое положение, окружающий ландшафт, внешний облик.

Практические работы №6,7

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;

- особенности климата материка; основные речные системы, озера материка;

- особенности природных зон материка;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;

- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

Уметь:

- определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Тема 9. Антарктида (3 часа)

Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике. Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Антарктиды; особенности климата материка;

Уметь:

- определять географическое положение материка, оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;

Тема 10. Северная Америка (7 часов)

Открытие и исследование материка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны.

Природа. Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Крупные регионы континента: северная и средняя часть материка; Средняя Америка и острова Карибского моря.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского моря). Разнообразие природы стран континента, население и его хозяйственная деятельность, особенности материальной и духовной культуры народов изучаемых стран. Крупные города, столицы, их географическое положение, планировка, внешний облик.

Практическая работа №8

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения Северной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки;

- особенности климата Северной Америки;

- основные речные системы, озера материка;

- особенности природных зон материка;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту; состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

Уметь:

- определять географическое положение Северной Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Северной Америки;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;

- показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Тема 11. Евразия (16 часов)

Отечественные имена на карте Евразии. Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы зон континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии, малые народы. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города (в том числе столицы), их географическое положение, планировка, внешний облик.

Практические работы №9,10

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Беларусь, Молдова.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.).

Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия: Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия: Китай, Япония.

Южная Азия: Индия.

Юго-Восточная Азия: Индонезия.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- приемы определения географического положения Евразии, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии;

- особенности климата Евразии;

- основные речные системы, озера Евразии;

- особенности природных зон Евразии;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Евразии;

- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

Уметь:

- определять географическое положение Евразии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Евразии;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;

- показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы Евразии, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

 

РАЗДЕЛ III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА — НАШ ДОМ

(2 часа)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. А. А. Григорьев — создатель учения о географической оболочке. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование. Закономерности развития географической оболочки. А. Л. Чижевский о зависимости развития природы от циклов активности Солнца.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география: превращение описательной науки в преобразовательную. Роль географии в рациональном использовании природы.

Новейшие методы (в том числе космические) исследования природы на Земле и за ее пределами.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- этапы развития географической оболочки;

- как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.

Уметь:

- называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами;

- объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу. 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса географии материков и океанов ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии. Части света. Карты материков.

- основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;

- свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

- строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

- климатообразующие факторы, типы климатических поясов.

- Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.

- гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

- особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

- приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы;

- особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;

- особенности климата материка;

- основные речные системы, озера материка;

- особенности природных зон материка;

- численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту;

- состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

- этапы развития географической оболочки;

- как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.

Уметь:

- читать и анализировать географические карты;

- показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий;

- называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.

- показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф».

- объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику

- описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.

- анализировать карту природных зон;

- показывать крупнейшие народы Земли; крупные города и их столицы.

- показывать океаны и их части на карте.

- определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;

- называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов;

- показывать внутренние воды на карте;

- объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка;

- определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

- называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами;

- объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу.

 

 

 Критерии и нормы оценок  по географии

 

Оценка "5" ставится, если ученик: 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

5. Отличное знание географической номенклатуры.

 

Оценка "4" ставится, если ученик: 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать  основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Хорошее знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допускает  ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие;

5. Не использует  в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает  ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

 

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

7. Незнание географической номенклатуры.

 

Оценка "1" ставится, если ученик: 

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

 

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка «5»

        Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Грамотно  сформулировали итоговые выводы

        Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

        Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

 

Отметка «4»

        Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

        Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).

        Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

        Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

 

Отметка «3»

        Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Итоговые выводы по работе сформулированы с грубыми ошибками или отсутствуют.

 

Отметка «2»

         Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

 

                Требования к работе в контурных картах:

 

Каждую контурную карту подписывают. На обложке  ученик ставит свою фамилию и класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах,   подписывают  название практической работы и дату её выполнения.
2. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
5. В 5-6 классах и в начале учебного года в 7 классе все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

 

Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Критерии оценки контурных карт.

Отлично

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. З Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Хорошо

Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Удовлетворительно

Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Неудовлетворительно

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

Поурочное планирование

  

п/п

Тема урока

 Основные понятия

Планируемые результаты

Тип урока

Оборудование

1.

Что изучают в курсе «География материков и океанов»

Материки, океаны, типы карт группы карт

Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков.

Уметь: читать и анализировать географические карты

Вводный урок

Физическая карта мира, атласы, к/к, карточки с названиями материков и океанов

2.

Как люди открывали мир Карта – особый источник географических знаний

Карта – особый источник географических знаний

Знать: основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

Уметь: показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий: называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом

.комбинированный

Физическая карта мира, атласы, к/к,

3.4

Литосфера происхождение материков и океанов.  Строение и состав литосферы

Познакомить учащихся с теорией литосферных плит

Тип земной коры, количество слоев, название слоев

Знать: семь литосферных плит, гипотезу происхождения Земли

Уметь: показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф»

Урок нового знания

Физическая карта мира, атласы, к/к,

5

Рельеф Земли.

Установление закономерностей размещения крупных форм рельефа.

Обосновать причины разнообразия рельефа

Литосфера, сейсмический пояс, гипотеза дрейфа материков

Знать: Развитие рельефа на материках и в океанах, тектоническую карту, размещение крупных форм рельефа на материках и в океане

Физическая карта мира, атласы,

6

 Обобщение знаний

Знать все понятия  по теме

Практикум практическая работа №1 « Выявление особенностей размещения крупных форм рельефа» 

Физическая карта мира, атласы

7.

Климатообразующие факторы

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов.

Знать: гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов.

Уметь: объяснять циркуляцию воздушных масс, определять ГП климатических поясов и давать их характеристику

Урок нового знания

Климатическая  карта мира, атласы, к/к,, таблицы и схемы

8.

Климатические пояса Земли

Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы

Практическая работа№2 Обозначение на к к климатических поясов Земли  и их основных характеристик

Климатическая  карта мира, атласы, к/к,, таблицы и схемы

9

Влияние климатических условий на образ жизни людей. Влияние человека на атмосферу

10

Обобщение знаний

Знать все понятия по теме

тест

11

Воды Мирового океана. Поверхностные течения

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды, суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана.

Знать: Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.

Беседа

Физическая карта мира, атласы, к/к,

12

Поверхностные течения

Крупнейшие течения северного и южного полушарий. Схема поверхностных течений.

Знать: причины образования течений, крупнейшие поверхностные течения МО

Уметь: составлять схему течений Мо, показывать их на карте мира

беседа

Физическая карта мира, атласы, к/к,

13

Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственной использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана

Уметь: описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений

Обозначение на контурной карте различных богатств Мирового океана

Физическая карта мира, атласы, к/к,

14

Строение и свойства географической оболочки

Части литосферы. Географическая оболочка Целостность. Ритмичность  зональность

Знать смену  зональных  ландшафтов с  севера на юг

Практическая  работа

Физическая карта мира, атласы, к/к,

15.

Природные комплексы – составные части географической оболочки

Взаимосвязь между газовым составом атмосферы и растительным покровом Земли

Знать проявление меридиональной зональности

Беседа, практическая работа№3. Выявление специфики природных компонентов ПК океана и суши

Физическая карта мира, атласы, к/к,

16

Разнообразие природы Земли как проявление действия зональных и азональных факторов

Природная зона, природная зональность

Знать появление природной зональности: широтной зональности и высотной поясности

беседа

Карта природных зон мира

17.

Освоение Земли человеком

Знать современные  региональные различия в плотности населения, крупнейшие страны мира

практикум

18

Тихий океан

Географическое положение Тихого океана, его площадь, средняя глубина. Максимальная глубина Тихого океана

Знать географическое положение, глубину, острова, порты

Практическая работа

Физическая карта мира, атласы, к/к,

19

Атлантический океан

Географическое положение Атлантического  океана, исследование, берега океана, рельеф дна, климатические условия

Знать географическое положение, глубину, острова, порты, проливы, поверхностные течения и районы основного рыболовства

Практическая работа

Физическая карта мира, атласы, к/к,

20

Индийский океан

Расположение океана относительно экватора, особенности климатических условий, основные течения

Знать какими материками ограничен океан, как океан расположен относительно тропиков и

полярных кругов, с какими океанами сообщается, где проходит граница между ними

Физическая карта мира, атласы, к/к,

21

Северный Ледовитый океан

Географическое положение Северного Ледовитого океана, глубина, слабая изученность

Знать моря, входящие в состав Северного Ледовитого океана,  глубину и историю

Практическая работа

Физическая карта мира, атласы, к/к,

22

Африка. Географическое положение и история исследования

Географическое положение, крайние точки материка, протяженность с севера на юг и с запада на восток

Знать крайние координаты крайних точек, в каких климатических поясах расположен материк, какие океаны и моря его омывают

Практическая работа№4. Обозначение на кк элементов береговой линии

Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы и контурные карты

23

Рельеф и полезные ископаемые

Анализ тектонической карты строения земной коры, районы столкновения литосферных плит

Знать районы столкновения литосферных плит, возраст гор, расположенных на материке

Беседа

Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы и контурные карты

24

Климат Африки

Климатические пояса Африки, факторы климатообразования, влияющие на климат

Знать климатические пояса Африки, годовой ход температур, количество осадков

Климатическая карта Африки, физическая карта Африки, атласы, контурные карты

25

Внутренние воды

Подземные воды, болота, ледники, озера, реки Африки

Знать бассейны каких океанов представлены на материке, влияние внешних факторов на реки и характеристика рек Африки

Практическая работа№5 (продолжение) Обозначение на кк основных форм рельефа и внутренних вод

Физическая карта Африки, атласы, контурные карты

26

Природные зоны

Природные зоны. Влажный экваториальный лес, саванны, растительный и животный мир природных зон

Знать природные зоны Африки, растительный и животный мир

Практическая работа№6: Описание одной из природных зон

Физическая карта Африки, атласы, контурные карты

27

Население и политическая карта

Народы, населяющие Африку, размещение населения, колониальное прошлое материка

Знать народы, населяющие Африку, численность и плотность населения Африки

Практикум

Политическая карта Африки, атласы, контурные карты

28

Страны Северной Африки. Алжир

Алжир – развивающееся государство материка. Географическое положение, горы Атлас

Знать границы Алжира, пустыню Сахара и полезные ископаемые Алжира

практикум

Политическая карта Африки, атласы, контурные карты

29

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия

Нигерия – сельскохозяйственная страна с развивающейся промышленностью

Знать полезные ископаемые Нигерии, народонаселение, этнический состав

практикум

Политическая карта Африки, атласы, контурные карты

30

Страны Восточной Африки. Эфиопия

Эфиопия – древнейшее государство. Численность и плотность населения

Знать особенности природы и хозяйства Эфиопии

практикум

Политическая карта Африки, атласы, контурные карты

31

Страны Южной Африки. ЮАР

ЮАР – страна разнообразных природных комплексов и огромных природных богатств

Знать географическое положение ЮАР, полезные ископаемые

практикум

Политическая карта Африки, атласы, контурные карты

32

Австралия. История открытия и исследования. ГП

Австралия – государство-материк

Знать историю открытия и исследования материка

Беседа

Физическая карта Австралии, атласы и контурные карты

33

Особенности природы

Австралия уникальный природный материк

Знать специфические особенности природы

практикум Практическая работа№7 Обозначение на кк основных форм рельефа и внутренних вод м

Физическая карта Австралии, атласы и контурные карты

34

Население Австралии

Численность и плотность населения. Городское и сельское население

Знать численность и плотность населения Австралии и ее города

Рефераты

Политическая карта Австралии, атласы и контурные карты

35

Океания. Природа. Народы и страны

Материковые, вулканические и коралловые острова Океании

Знать острова Океании, самый крупный остров материка и архипелаг

Практическая работа

Физическая карта Австралии, атласы и контурные карты

36

Южная Америка. Географическое положение. История исследования

История исследования Южной Америки, отношение к экватору, океанам, другим материкам

Знать острова Огненная Земля, проливы: Магелланов, Дрейка и крайние точки материка

Беседа Практическая работа №8 Обозначение на кк элементов береговой линии 

Карта полушария и физическая карта Южной Америки, атласы и контурные карты

37

Рельеф и полезные ископаемые

Горный Запад, равнинный Восток, формы рельефа

Знать в какой части материка расположены различные формы рельефа

 практикум

Карта полушария и физическая карта Южной Америки, атласы и контурные карты

38

Климат. Внутренние воды

Крупнейшие реки, водопады и озера Южной Америки

Знать реки, водопады и озера Южной Америки

 Практическая работа №9(продолжение) Обозначение на кк основных форм рельефа и внутренних вод 

Карта полушария и физическая карта Южной Америки, атласы и контурные карты

39

Природные зоны. Высотная поясность Анд

Природные зоны, крупнейшие национальные парки, поясность Анд

Знать природные зоны, эндемики материка

Самостоятельная работа

Карта полушария и физическая карта Южной Америки, атласы и контурные карты

40

Народы и политическая карта

Численность и плотность населения. Городское население.

Знать страны континента

Политическая карта Южной Америки, атласы и контурные карты

41

Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина

Бразилия – одна из самых развитых и              богатых стран        Южной Америки. Аргентина – вторая по площади

Знать  географическое  положение                Бразилии и  Аргентины и их природные ресурсы

Практическая работа №10 Комплексная характеристика одной из стран

Политическая карта Южной Америки, атласы и контурные карты

42

Антарктида- уникальный по географическому положению и природе материк

Характеристика  ледового щита и  зимних  температур  Трещины  Антарктиды

Знать где  находится полюс  холода  Земли Особенности  растительного и животного мира

Рефераты

Физическая карта Антарктиды, атласы и контурные карты

43

Природа  Антарктиды

Богатство животного и растительного  мира в океане,  а на суше бедность органического мира

Знать причины  появления подледных озер. Чем отличаются   оазисы Сахары  и Антарктиды

Практическая  работа

Физическая карта Антарктиды, атласы и контурные карты

44

Урок обобщения по южным материкам

Зачет, тест

45

Северная  Америка история  открытия

Географическое  положение  материка береговая  линия история открытия материка

Знать историю открытия материка о русских  исследованиях географическое  положение материка и его крайние  точки

Беседа Практическая работа №11 Обозначение на кк элементов береговой линии

 Физическая карта Северной  Америки, атласы и контурные карты

46

Рельеф  и полезные  ископаемые Северной  Америки

 Рассмотреть рельеф Запада и Востока Северной Америки

Знать горы и равнины Северной Америки

Практическая  работа

 Физическая карта Северной  Америки, атласы и контурные карты

47

Климат  Северной  Америки

Количество  климатических поясов и секторов .Различие их  климатических характеристик

Знать  климатообразующие  факторы, территории, занятые  климатическими поясами

 Физическая карта Северной  Америки, атласы и контурные карты

46

Внутренние воды Северной Америки

Распределение  внутренних вод по материку, характер и режимы питания, особенности течения

Знать реки, озера, водопады  Северной Америки

Практическая работа №12(продолжение) Обозначение на кк основных форм рельефа и внутренних вод

 Физическая карта Северной  Америки, атласы и контурные карты

49

Природа Северной Америки

Распределение природных зон по материку

Знать природные зоны и их границы, растительный и животный мир.

Самостоятельная работа

 Физическая карта Северной  Америки, атласы и контурные карты

50

Население и политическая карта. Канада. США

Расовый состав, расселение по материку, плотность населения стран Северной Америки

Знать историю освоения и заселения материка, материковые и островные страны

Практическая работа

 Физическая карта Северной  Америки, атласы и контурные карты

51

Страны Средней Америки. Мексика

Географическое положение, площадь, численность, рельеф стран Северной Америки

Знать столицы государств Северной Америки, ЭГП, площадь, численность населения

Рефераты

 Физическая и политическая карты Северной  Америки, атласы и контурные карты

52

Географическое положение материка Евразия

Географическое положение, площадь, численность, рельеф стран Евразии, крайние точки материка

Знать крайние точки материка, океаны, омывающие материк, моря, проливы, заливы, острова, полуострова

Практическая работа

 Физическая и политическая карты Евразии, атласы и контурные карты

53

Рельеф и полезные ископаемые Евразии

Строение земной коры, формы рельефа, названия основных форм рельефа

Знать высочайшие точки основных горных систем Евразии, крупнейшие вулканы, равнины

Практическая работа №913Обозначение на кк основных форм рельефа и внутренних вод

 Физическая и политическая карты Евразии, атласы и контурные карты

54

Климат Евразии

Климатические пояса. Определение типа климата по климатическим диаграммам

Знать климатические пояса и их особенности

презентация

 Физическая карта Евразии, атласы и контурные карты

55

Внутренние Воды Евразии, реки

Крупнейшие реки и озера Евразии

Знать крупнейшие реки и озера и водопады Евразии

Практическая работа

 Физическая карта Евразии, атласы и контурные карты

56

Природа Евразии

Природные зоны Евразии, растительный и животный мир.

Знать какие растения и животные находятся в природных зонах Евразии

Беседа

 Физическая карта Евразии, атласы и контурные карты

57

Население Евразии

Расовый состав, расселение по материку, полуостровные островные и расположенные на побережье государства.

Знать на какие регионы делят Европу и Азию, европейские и азиатские государства

презентации

 Политическая карта Евразии, атласы и контурные карты

58

Страны Северной Европы Финляндия и  Швеция

Скандинавские страны Особенности рельефа  Климатические условия Природные зоны Народы , населяющие регион

Знать географическое положение стран, столицы, народы, населяющие регион.

Практическая работа №14 (к урокам 56-64)Составление ФГ характеристикти одной из стран Евразии

 Политическая карта Евразии, атласы и контурные карты

59

Страны Западной Европы.

Страны Западной Европы Особенности рельефа  Климатические условия. Народы, населяющие регион.

Знать ЭГП региона, особенности развития, плотность населения.

 Политическая карта Евразии, атласы и контурные карты

60

Страны Восточной Европы

Страны Восточной Европы Особенности рельефа  Климатические условия. Народы, населяющие регион.

Знать ЭГП региона, особенности развития, плотность населения.

Практикум

 Политическая карта Евразии, атласы и контурные карты

61

Страны Южной Европы. Италия

Страны Южной Европы Особенности рельефа  Климатические условия. Народы, населяющие регион.

Знать ЭГП региона, особенности развития, плотность населения.

Тест

 Политическая карта Евразии, атласы и контурные карты

62

Страны Юго-Западной Азии. Ближний Восток

Страны Юго-Западной Азии Особенности рельефа  Климатические условия. Народы, населяющие регион.

Знать ЭГП региона, особенности развития, плотность населения.

Практикум

 Политическая карта Евразии, атласы и контурные карты

63

Страны Центральной Азии. Монголия

Страны Центральной Азии Особенности рельефа  Климатические условия. Народы, населяющие регион.

Знать ЭГП региона, особенности развития, плотность населения.

практикум

 Политическая карта Евразии, атласы и контурные карты

64

Страны Восточной Азии. Китай

Китай – одно из крупнейших государств Земного шара

Знать ЭГП региона, особенности развития, плотность населения.

практикум

 Политическая карта Евразии, атласы и контурные карты

65

Япония

Япония – одно из развитых государств Земного шара. Природа Японии, население и обычаи

Знать ЭГП региона, особенности развития, плотность населения.

Практикум

 Политическая карта Евразии, атласы и контурные карты

66

Обобщение по теме северные материки

Зачет

67

Закономерности географической оболочки

Географическая оболочка. Закономерности географической оболочки

Знать взаимосвязь газового состава атмосферы с растительным покровом Земли

Сформировать представление о главных свойствах и закономерностях географической оболочки

Беседа

Физическая карта мира, атласы, к/к,

68

Взаимодействие природы и общества

Человечество на Земле не может жить и развиваться изолированно от природы и ее богатств

Знать пять основных видов природных богатств

Рассмотреть проблемы взаимодействия природы и человека

Тест  

Физическая карта мира, атласы, к/к,

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017

Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017.  Учебник "География России. Население и хозяйство". Авторы учебника В.П. Дронов, В.Я. Ром...

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....