Рабочая программа по географии 8 класс 2016-2017 уч.г
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Пискарева Галина Александровна

Рабочая программа по курсу "География России" часть 1 учебник В.П. Дронов, И.И. Баринова  и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_geografiya.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

2016-2017 учебный год

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

под редакцией В.П. Дронова 68 часов

8 класс  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:  

  • стандарта       второго    поколения по географии (базовый уровень) Просвещение  2010 год.
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2010г. Сборник нормативных документов. География Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007
  • авторской программы по географии под редакцией И.В. Душиной: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы.   М.: Дрофа, 2009

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Главная цель курса «География России» заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи – сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

        

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения курса «География России» ученик должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Содержание программы учебного предмета «География России»

Программа состоит из шести частей: часть I – «Россия на карте мира», часть II – «Природа», часть III – «Население России», части IV, V – «Хозяйство России», часть VI – «География крупных регионов России».

В 9 классе изучается часть V (продолжение) – «Хозяйство России», часть VI – «География крупных регионов России».

Введение (1ч)

 Россия на карте мира (11 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы -1

1.Определение крайних точек РФ  и соседних стран на к/к

Раздел. Природа России (37 ч.)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы-5

№2 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

№3Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

№4Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

№5Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

№6Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

 

Раздел. Население России (10 ч.)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы-2

№7Выявление особенностей расселения населения России

№8Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Раздел. Хозяйство России ( 9 ч.)

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы-1

№9Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. География России. В.П. Дронов , И.И. Баринова, В.Я .Ром,  А.А. Лобжанидзе  М, Дрофа 2011
  2. Атлас по географии России 8-9 класс, ОКФ,2012
  3. Газета «География»2010-2012г(ЦОР)
  4. Гуманитарные технологии в современном образовании .Н.Н. Суртаева Омск 2009
  5. ЦОР: География России 1С; Дидактический и раздаточный материал География 7-8 класс; География 6-10 класс 1С

Критерии и нормы оценок по географии

 

Оценка "5" ставится, если ученик: 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

5. Отличное знание географической номенклатуры.

 

Оценка "4" ставится, если ученик: 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать  основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Хорошее знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допускает  ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие;

5. Не использует  в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает  ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

 

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

7. Незнание географической номенклатуры.

 

Оценка "1" ставится, если ученик: 

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

 

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка «5»

        Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Грамотно  сформулировали итоговые выводы

        Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

        Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

 

Отметка «4»

        Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

        Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).

        Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

        Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

 

Отметка «3»

        Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Итоговые выводы по работе сформулированы с грубыми ошибками или отсутствуют.

 

Отметка «2»

         Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

 

                Требования к работе в контурных картах:

 

Каждую контурную карту подписывают. На обложке  ученик ставит свою фамилию и класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах,   подписывают  название практической работы и дату её выполнения.
2. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
5. В 5-6 классах и в начале учебного года в 7 классе все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

 

Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Критерии оценки контурных карт.

Отлично

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. З Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Хорошо

Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Удовлетворительно

Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Неудовлетворительно

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

Учебно-тематический план

    №

                             раздел

 Кол-во часов

Кол-во практических работ

1.

Введение

1

-

2.

Россия на карте мира

11

1

3.

Природа России

37

5

4.

Население России

10

2

5.

Хозяйство России

9

1

                                               Учебно-тематическое планирование                                                                                           

                                       

п/п

Тема

Дата

Образовательные

задачи

Планируемые результаты

Тип урока

Оборудов.

1.

Введение.

Зачем изучают географию России.

Осознать особенности и задачи физ. географии

Задачи географии

Работа с картой

беседа

Физическая карта России

Раздел 1. Россия на карте мира

1.Географическое положение России

2.

Географическое положение России

Определить долю России по численности и по площади; определять место России на карте мира

Крайние точки, протяженность границ, площадь территории, численность населения

Работа с ПКМ и физ. картой, определять крайние точки

Практическая работа

Физ. карта и ПКМ

3.

Особенности физико-географического положения России

Дать оценку положительных и отрицательных моментов в физико-географическом положении России

Сухопутная граница, морские границы

Работа с физической картой

Физическая карта России

4.

Экономико- и транспортно-географическое положение России

Формировать представление об отличии географического положения от других видов географического положения

ЭГП, ТГП, соседи России разных порядков

Работа с физической картой, отметить «большое водное кольцо Европы»

Ответы на вопросы

Физическая карта России, атласы России, к/к

5.

Геополитичес-кое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

Сформировать представление о геополитическом, этнокультурном и эколого-географическом положении России

Геополитичес-кое, этнокультурное и эколого-географическое положения

Политико-административная карта России

Практическая работа

Политико-административная карта России, атлас, карты.

6.

Урок обобщающего повторения

Обобщить знания о географическом положении России, закрепить навык работы с картой

Урок-зачет

2.Государственная территория России

7.

Государственная территория России

Сформировать представление о государственной границе и государственной территории

Государственная граница, нейтральные воды, воздушное пространство, типы границ

Политико-административная карта России

Беседа с использованием опорных межпредметных связей с историей

Политико-административная карта России, атлас, к/карты.

8.

Сухопутные и морские границы России

Знакомство с морскими и сухопутными границами России

Морские границы, территориальные воды, прилежащая зона, экономическая зона

Физическая карта России

Практическая работа№1

Физическая карта России, атлас, к/карты.

9.

Россия на карте часовых поясов

Познакомить уч-ся с часовыми поясами России и мира

Поясное, декретное, летнее, зимнее время, линия перемены дат

Решение задач на поясное время

Пр/р

«Решение задач на поясное время»

Карты атласа, глобус

10.

Как осваивали и изучали территорию России.

Познакомить уч-ся с историей образования Российского гос-ва, знакомство с географами- путешественниками

Выступать с реферативными работами

видеофильм

Карта РФ

11.

Особенности административно-территориального устройства России

Ввести понятия: федерация, унитарное гос-во. Дать описание административно-территориального деления России

Федерация, федеративное гос-во, унитарное гос-во, субъекты Федерации, федеральные округа

Индивидуальная работа

Беседа об административных округах

Политико-административная карта России, атлас, к/карты.

12

Урок обобщающего повторения

Отработать основные понятия темы

Тест

Раздел 2.Природа РОССИИ

  1.  Строение земной коры и Рельеф

13

Геологическое строение территории России.

Познакомить с геохронологической шкалой, с особенностями формирования горных систем

Тектоническая структура, платформа, плита, щит

Выявлять взаимосвязь м-у тект. структурой и строением рельефа

Практическая часть: наносить на к/карту тектонич. структуру и крупные формы рельефа

Геологическая карта

14

Взаимосвязь рельефа и геологического строения России

Закрепить понятия темы: тектоническая структура, литосферная плита, складчатость

Равнины и горы

Определить особенности и различия гор и равнин

Геологическая карта

15.

Рельеф России. Современное развитие форм рельефа

Знакомство с современным развитием рельефа, внутренними и внешними силами

Покровное оледенение, морена, карстовые и эоловые процессы

Давать характеристику рельефа своей местности

Географический диктант

Тектоническая карта

и физическая карта

16

Как и почему меняется рельеф России

Познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа

Оледенение, морена, зандровые равнины, эрозионный рельеф, эоловый рельеф, дюны

Давать характеристику эндогенным,зкзогенным процессам

Тектоническая карта

и физическая карта

17

Стихийные и природные явления в литосфере

Рассмотреть виды стихийных явлений, причины их возникновения

Обвалы, сели, оползни, землятресения, вулканы, цунами

Провести анализ стихийных явлений природы

18

Человек и литосфера

Сформировать представление о разнообразии полезных ископаемых в России

Месторождения, каменноугольный бассейн, рекультивация, террикон

Показывать на карте крупные месторождения

Практическая работа №2

Тектоника и минер. ресурсы

19

Урок обобщающего повторения

Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами, рельефом, полезными ископаемыми

Тест

2.Климат России

20

От чего зависит климат России.

Познакомить уч-ся с общими представлениями о климате

Солнечная радиация, прямая, рассеянная, отраженная и поглощенная Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны,

Давать оценку климатических условий России Развитие навыков работы с картами и схемами

Работа с климатическими картами

Климатическая карта России

21

Распределение температур и осадков

Определить закономерности распределения элементов климата

Коэффициент увлажнения

Продолжить работу с картой

беседа

Климатическая карта

22, 23

Типы климата нашей страны, сезонность климата

Познакомить уч-ся с климатическими поясами и типами климата

Развивать навыки практической и самостоятельной работы

Пр/р « Определение по картам закономерностей распределения суммарной и солнечной радиации»

Климатичекие карты, к/карты

24,25

Климат и человек, комфортность (дискомфортность) климатических условий

Анализировать влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей

Агроклиматические ресурсы, комфортность климата

Практическая работа №3

Климатическая, физическая карта

26

Урок-игра «Климат России»

Проверить уровень знаний по изученной теме

Тест

3.Внутренние воды России.

27

Разнообразие вод России. Реки России

Проверить знания, познакомить со значением воды на Земле, с типами внутренних вод

Падение и уклон реки, межень, половодье, годовой сток

Продолжить работу с понятиями в словаре

Самостоятельно работать с учебником

Физическая карта

28

Внутренние воды

Познакомить с разнообразием внутренних вод

Продолжить работу с понятиями в словаре

Практическая работа №4

Физическая карта

29

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

Проанализировать влияние рельефа и климата на размещение озер, раскрыть значение подземных вод и др

Подземные воды, многолетняя мерзлота

Пр/р «Нанести на к/карту все крупные реки и озера»

Физическая карта

30

Водные ресурсы

Определить хозяйственное значение внутренних вод

Водные ресурсы

Развитие навыков практической работы с картой

Практическая работа №5

Физическая карта и атласы

31

Урок-зачет по теме «Внутренние воды»

Выявить уровень знаний по изученной теме

Проверочная работа по теме: «Внутренние воды России»

4.Почвы России.

32

Образование почв и их разнообразие

Проверить знания у уч-ся, познакомить с разнообразием почв

Земельные ресурсы, сельскохоз. угодья

Уметь работать с рефератами

Почвенная карта, почвенные профили

33

Закономерности распространения почв России

Познакомить уч-ся с закономерностями распространения почв

Материнская порода, почвенный горизонт, профиль

Развивать навыки самостоятельной работы

Работа с таблицей

Почвенная карта

34

Почвенные ресурсы

Выделить проблемы использования почвенных ресурсов

Агротехнические мероприятия Рациональное и нерациональное

Почвенная карта, иллюстрац.

35

Урок обобщающего повторения

Обобщить и закрепить знания по теме «Почвы России»

Контрольная работа

5.Растительный и животный мир России.

36

Растительный и животный мир России.

Познакомить с географией растительного и животного мира

Типы лесов

Работать самостоятельно с таблицей

Физическая карта

37

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Способствовать экологическому воспитанию уч-ся и необходимости рационального использования этих ресурсов

Заповедники , национальные парки

Физическая карта, атласы

38

Природно-ресурсный потенциал России

Изучить природно-ресурсный потенциал России

Возобновимые, невозобновимые, рекреационные ресурсы

39

Разнообразие природных комплексов

Дать представления о взаимосвязях в ПТК

План-характеристика ПТК

Беседа о ПТК разных уровней

Физическая карта, атласы, к/к

40

Природно-хозяйственные зоны России

Дать понятия о природной зональности, как природный комплекс. Взаимосвязь их компонентов

Природно-хозяйственная зона и природопользование

Работа самостоятельная

41

Моря как крупные ПК

7.2.5

Познакомить уч-ся с  отличительными особенностями водных ПК

Охотничье-промысловые ресурсы

физическая карта

42

Обобщающий урок

Проверить знания по теме

Зачет

6.Природные зоны России

43

Природные зоны России

Углубить представления о природных зонах

Особенности растений и животных в данной природной зоне

 

физическая карта

44

Арктические пустыни, тундра и лесотундра

Дать понятие о природных зонах Севера России

Физическая карта, атласы, к/к

45

Разнообразие лесов России

Познакомить с разнообразием лесов России

Тайга, смешанные леса

Работать с новыми понятиями

Карта природных зон

46

Безлесные зоны на юге России

Объяснить значение целостности ПТК, ритмичность

целостность

Пр.раб№6

«Выявление по картам зависимости м-у природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон.»

Карта природных зон

47

Высотная поясность

7.2.6

Выделить особенности природы горных территорий

Высотная поясность, эндемики, нивальный пояс,

беседа

Физическая карта, видеофильм

48

Особо охраняемые природные территории

Познакомить с охраняемыми территориями

Заповедники национальные природные парки

Индивидуальная работа

Физическая карта, атлас и к/к

49

Обобщение знаний по теме: «Природные зоны»

Закрепить знания по теме

Зональность, природно-хозяйственная зона

Тест

Карта природных зон, к/карты

Раздел 3.Население России.

50

Численность населения России.

Сформировать представление о понятиях «воспроизводство населения», «естественный прирост населения»

Численность населения России, естественный прирост, типы воспроизводства.

Знать  численность населения России, факторы, влияющие на численность. Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям

Вводная беседа с использованием карт атласа, работа с учебником

Политико-административная карта России, атлас, к/карты.

51

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

7.3.2

Дать представление о половозрастном составе населения

Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие её факторы. Продолжительность жизни.

Знать  своеобразие полового и возрастного состава населения. Среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов.

Индивидуальный, фронтальный опрос

Политико-административная карта России, атлас, к/карты.

52

Этнический, языковый и религиозный состав населения России.

7.3.5

Сформировать представление о народах, населяющих Россию, о новых независимых государствах и религиях, которые они исповедуют

Народы и основные религии. Многонациональность. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. География религий.

Знать народы,  языковые семьи и группы, основные религии. Уметь приводить примеры, работать с картой.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и учебником

Политико-административная карта России, атлас, к/карты.

53,54

Городское и сельское население России.

7.3.6

Выявить, как осуществляется урбанизация в России, объяснить типологию городов. Объяснить типологию сельских населенных пунктов, проблемы села

Городское и сельское население России. Роль крупнейших городов.

Знать особенности урбанизации страны, агломерации. Проблемы обострения в крупных городах социально-экономических и экологических проблем. Проблемы возрождения малых городов. Сельская местность. Уметь показывать объекты темы.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и учебником

Политико-административная карта России, атлас, к/карты.

55

Размещение населения России.

7.3.3

Проанализировать особенности и главные черты размещения населения России, объяснить главные причины

Географические особенности размещения населения России, их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Знать географические особенности размещения населения России. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты.

Практическая работа №7

Практическая работа

Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

56

Миграции населения России.

7.3.4

Сформировать представление о динамике численности населения. Познакомить с различными видами миграции

Направления типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Знать понятие «миграция» и её основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Причины миграций. Уметь приводить примеры по теме, делать выводы.

Политико-административная карта России, атлас, к/карты.

57

Люди и труд.

Обобщить материал население России

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Проблемы безработицы.

Знать понятия «экономически активное население и трудовые ресурсы». Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и учебником

Практическая работа

Практическая работа

Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

Население Москвы и Московской области (МСР).

58

Население Москвы и Московской области (МСР).

Изучить состав населения МСР и направления миграции

Население Москвы и Московской области.

Знать численность населения, половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. Народы и основные религии. Городское и сельское население области. Направления типы миграций, трудовые ресурсы. Занятость. Уметь приводить примеры.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и учебником

Практическая работа.

Карты Москвы и Московской области, к/к и атлас.

59

Обобщение по теме «Население России»

 Проверить уровень знаний учащихся по теме и уровень умения использования статистического материала, карт, картосхем

Население России, численность, естественный прирост, типы воспроизводства, размещение, типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии. Размещение населения России. Роль крупнейших городов.

Знать численность населения, половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. Народы и основные религии. Городское и сельское население страны. Направления типы миграций, трудовые ресурсы. Занятость. Уметь приводить примеры., делать выводы и рассуждения, анализировать карты.

Контрольное тестирование

 Раздел 4.Хозяйство России

60

Что такое хозяйство страны?  Как география изучает хозяйство.

Сформировать представление об особенностях экономики России

Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство. Предприятие -первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия и факторы.  Территориальная структура хозяйства.

Знать понятия темы, деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Условия и факторы размещения предприятий. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения предприятий.

Вводная беседа с использованием карт атласа, работа с учебником

Физическая карта России, атласы и к/к

61

Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей.

.

Познакомить учащихся с первичным сектором экономики, видами природных ресурсов

Состав отраслей, эксплуатирующих природу: добыча животного и растительного сырья, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство.

Знать состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять особенности размещения отраслей, входящих в его состав.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и учебником

Физическая карта России, атласы и к/к

62

Природно-ресурсный потенциал России.

7.4.2

Дать представление о природных ресурсах и их классификации

Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы. Основные ресурсные базы.

Знать понятия «природные ресурсы, национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и учебником

Практикум Пр№9

63

Сельское хозяйство России.

7.4.4

Выделить отличие сельского хозяйства от других отраслей

Отличие сельского хозяйства от других отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об АПК. Основные проблемы развития АПК.

Знать  понятия «АПК, мелиорация, с/х угодья». Понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства.

самостоятельная работа

Физическая карта России, атласы и к/к

64

Земледелие России

Активизировать знания об агроклиматических ресурсах и их роли в развитии земледелия

Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство

Знать основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Земледелие Ростовской области. Уметь объяснять принципы их размещения.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и учебником

Физическая карта России, атласы и к/к

65

Животноводство России

Дать представление о развитии и особенностях животноводства России

Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Знать географию основных отраслей животноводства.

Уметь объяснять принципы их размещения.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и учебником

Физическая карта России, атласы и к/к

66, 67

Лесное и рыбное хозяйство. Охота.

Проанализировать лесное и рыбное хозяйства, охоту в сравнении с природно-ресурсным потенциалом России

Роль леса в жизни людей и экономике страны. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины -традиционная отрасль российской экономики. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Знать о роли леса в жизни людей и экономике страны. Основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Знать основные рыбопромысловые бассейны. Уметь объяснять проблемы этих отраслей.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и учебником

Физическая карта России, атласы и к/к

68

Географический фактор в развитии общества.

Дать представление о взаимосвязи человека и природной среды

Влияние природной среды на исторический процесс развития общества.

Знать  влияние природного фактора на развитие общества.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и учебником

Физическая карта России, атласы и к/к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017

Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017.  Учебник "География России. Население и хозяйство". Авторы учебника В.П. Дронов, В.Я. Ром...

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....