рабочая программа по географии 9 класс 2016-2017 уч.г
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Пискарева Галина Александровна

Рабочая программа по географии России часть 2 учебник В.П. Дронова, И.И. Баринрва и др

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_geografiya.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

2016-2017 уч.год

                                                                        Пояснительная   записка

География России. Хозяйство   и  географические  районы.

Учебник  для  общеобразовательных учреждений

под  редакцией  В.П. Дронова, 9  класс

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:  

  • стандарта       второго    поколения по географии (базовый уровень) Просвещение  2010 год.
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2010г. Сборник нормативных документов. География Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007
  • авторской программы по географии под редакцией И.В. Душиной: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы.   М.: Дрофа, 2009

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Главная цель курса «География России» заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи – сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

        

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник: 

В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Хозяйство географические районы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

Атлас География России. 8- 9 класс. – М.: Дрофа, 2016.

 Мультимедиа-курс  География России:  Хозяйство и регионы. 9 класс. Разработан в соответствии с учебником географии для 9 класса под редакцией В.П. Дронова.

Авторы учебного материала: В.П. Дронов, В.Б. Пятунин.

Дополнительная литература:

География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Дронова и др. Часть II/авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 239с.

Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей»,  - 2004, 312 с.

Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 109с.

Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКА», 2005, - 288с.

 Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.

Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа2008– 192с.

Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения курса «География России» ученик должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

                     

 

Содержание программы учебного предмета «География России»

Программа состоит из шести частей: часть I – «Россия на карте мира», часть II – «Природа», часть III – «Население России», части IV, V – «Хозяйство России», часть VI – «География крупных регионов России».

В 9 классе изучается часть V (продолжение) – «Хозяйство России», часть VI – «География крупных регионов России».

Часть V  «Хозяйство России» (16 ч - продолжение)

Тема 1.

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье (3ч)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы  электростанций, их достоинства и недостатки,  факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

        Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (8ч)         

        Классификация конструкционных материалов, проблемы, производящих их отраслей.

        Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлургических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. 1. Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (5ч).

        Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

        Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

        Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Наукограды.

        Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье – одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть VI .  «География крупных регионов России» (41ч).

Тема 1. Районирование России (1ч).

Районирование – важнейший метод изучения географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-географическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т.д. Соподчиненность различных видов районирования  России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования.

Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион) (24ч).

        Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная  и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные и природно-хозяйственные  различия.

        Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей.

        Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двино-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Нова алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

        Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

        Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов.

        Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристко-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблемы охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

        Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения.

        Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Освоение Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург – северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

        Центральная Россия.  Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

        Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы.  Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Возникновение и развитие Москвы. Москва – столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

        Нижний Новгород, его географического положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

        Современность и проблемы древних русских городов – Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

        Практические работы. 1. Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

        Европейский Юг.  Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный  с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная часть региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.  

        Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

        Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.        

        Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

        Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Её роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения  и хозяйства.

        Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК – ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

        Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

        Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав. 2. Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.

        Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала – на стыке разнообразных границ. Разделяющая  связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.  

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала.  Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (16ч).

Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе  азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозной плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

  Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень – Сургут – Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

        Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы). 3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных  и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга – основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические  ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных  путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирского плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла. 2. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами – Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль (БАМ).

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек – Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

         Природные ресурсы: минеральные, лесные.

        Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

        Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск – научный центр.

        Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроэнергоресурсы. Формирование Ангаро-Енисейскиих ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

         Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.  

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, моретрясения и цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние морского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс.

Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.

Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы на юге территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности  каждого из них (Восточная экономическая зона).  2. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 3. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.              

Тема 4. Россия в современном мире (2ч).

        Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи с России с другими странами мира.

География  Москвы и   Московской  области 10ч).

        Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.  

Формы и средства контроля:

  • Фронтальный и индивидуальный устный опрос
  • Фронтальная и  индивидуальная письменная работа
  • Географические диктанты
  • Тестирование
  • Зачет
  • Практическая работа
  • Учебные проекты

Литература дополнительная: Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.

Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа2008– 192с.

Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил.

Оборудование и приборы: Мультимедиа-курс  География России:  Хозяйство и регионы. 9 класс. Разработан в соответствии с учебником географии для 9 класса под редакцией В.П. Дронова.

Авторы учебного материала: В.П. Дронов, В.Б. Пятунин.

Критерии и нормы оценок  по географии

 

Оценка "5" ставится, если ученик: 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

5. Отличное знание географической номенклатуры.

 

Оценка "4" ставится, если ученик: 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать  основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Хорошее знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допускает  ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие;

5. Не использует  в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает  ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

 

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

7. Незнание географической номенклатуры.

 

Оценка "1" ставится, если ученик: 

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

 

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка «5»

        Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Грамотно  сформулировали итоговые выводы

        Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

        Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

 

Отметка «4»

        Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

        Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).

        Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

        Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

 

Отметка «3»

        Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Итоговые выводы по работе сформулированы с грубыми ошибками или отсутствуют.

 

Отметка «2»

         Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

 

                Требования к работе в контурных картах:

 

Каждую контурную карту подписывают. На обложке  ученик ставит свою фамилию и класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах,   подписывают  название практической работы и дату её выполнения.
2. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
5. В 5-6 классах и в начале учебного года в 7 классе все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

 

Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Критерии оценки контурных карт.

Отлично

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. З Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Хорошо

Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Удовлетворительно

Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Неудовлетворительно

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

Поурочное  планирование

п/п

Тема урока

Дата

Образовательные

задачи

Планируемые результаты

Формы контроля

Оборудование.

1

Введение.

Вводный урок

Вторичный сектор экономики

Знать состав вторичного сектора экономики

Частично-поисковая система

Физическая карта России

Хозяйство России (продолжение)

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье

2

Топливно-энергетический комплекс. Его состав,  место и значение в хозяйстве страны.

Показать значение ТЭКа

Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические материалы

Фронтальный и индивидуальный опрос

Карта топливной промышленности, атлас, к/к

3

Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи топливных полезных ископаемых, система нефте- и газопроводов.

Дать понятие о топливно-энергетическом балансе

Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и охрана окружающей среды  

Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из угольных и нефтяных бассейнов

ПР №1 «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов»

Карта топливной промышленности, атлас, к/к

4

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭКа. ТЭК и охрана окружающей среды.

Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны

Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России

Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов

Самостоятельная работа

Карта «Электроэнергетика России», атлас и к/к

5

Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.

Металлургия. Состав металлургии, ее место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии черных металлов.

Изучить структуру и значение металлургии

Классификация конструкционных материалов. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы

Приводить примеры конструкционных материалов. Показывать на карте металлургические базы и и х крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз

ПР №2 итоговая

«Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»

Карта Металлургии России и коллекция «Черной металлургии»

6

География цветной металлургии: факторы размещения предприятий. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.

Определить ведущие факторы размещения предприятий цветной металлургии и металлургические базы

География легких и тяжелых цветных металлов. Факторы размещения предприятий. Металлургия и охрана природы

Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы.

ПР №3 «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»  

Карта Металлургии России , атласы и к/к

7

Химическая промышленность. Состав химической промышленности, ее место и значение в хозяйстве.

Раскрыть особенности размещения химической промышленности. Показать ее значение в экономике России

Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичной химической промышленности. Значение химизации

Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры.

Частично-поисковая беседа

Карта «Химическая промышленность России»

8

Главные факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленности и охрана окружающей среды.

Определить главные факторы размещения предприятий химической промышленности

Группировка отраслей химической промышленности, особенности их размещения. Химические базы. Химическая промышленность и экологические проблемы

Анализировать экономическую карту, показывать основные химические базы страны и главные центры. Составлять характеристику баз, используя различные источники географической информации

ПР №4 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»

Карта «Химическая промышленность России», атлас и к/к

9

Лесная промышленность. Состав лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы.

Сформировать представление о лесопромышленных комплексах

Состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны. Основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы страны. Лесная промышленность и охрана природы.

Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы

Сопоставление карт атласа, частично-поисковая беседа

Карта «Лесная промышленность России», атлас и к/к

10

Машиностроение. Состав машиностроения, его место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий.

Определить значение и состав машиностроительного комплекса

Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий

Объяснять роль машиностроения в современной экономике страны.

Тест

Карта «Машиностроение России»

11

География науко-, трудо- и мелаллоемких отраслей. Главные районы и центры машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.

Определить понятия: специализация и кооперирование

Главные районы и центры. Особенности

географии ВПК и его конверсии

Показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого машиностроения и объяснять факторы их размещения

ПР №5

«Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»

Карта «Машиностроение России»

12

Пищевая и легкая промышленность. Ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения пищевой и легкой промышленности. География важнейших отраслей.

Познакомить с особенностями размещения агропромышленного комплекса.

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой и легкой промышленности в России

Знать специфику отраслей легкой и пищевой промышленности, географию размещения основных отраслей и центров

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Карта «Пищевая и легкая промышленность России»

13

Обобщение по теме: Вторичный сектор экономики

Обобщить и оценить знания учащихся по теме: Вторичный сектор экономики

Контрольный Тест

Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги

14

Состав третичного сектора и особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Объяснить классификацию услуг по их характеру и видам

Состав третичного сектора и особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития

Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Физическая карта России

15

Коммуникационная система. Роль коммуникаций  в размещении населения и хозяйства. Сухопутный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта.

7.4.5

Развить понятие: «Инфраструктура». Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни России

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития

Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы

Самостоятельная работа с картами атласа

Карта «Транспорт России», атлас и к/к

16

Водный и воздушный транспорт. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь

Объяснить проблемы и перспективы развития транспорта

Особенности водного транспорта и его значение в экономике страны. Проблемы морского транспорта России. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период развития НТР

Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные  пути, транспортные пути

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Карта «Транспорт России», атлас и к/к

17

География науки. Наука: состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

Раскрыть понятия наукоградов и технополюсов

Наука: состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

Показывать на карте города науки технополисы в России

беседа

Физическая карта России, атлас и к/к

18

Жилищное и рекреационное хозяйство. Состав социальной сферы, ее место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура: состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Географические различия в обеспеченности россиян жильем.

Дать понятие ЖКХ и рекреационного хозяйства

Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения.

География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России

Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства

Заслушивание рефератов

Физическая карта России, атлас и к/к

19

Обобщение по теме: Хозяйство России

Обобщить и оценить знания учащихся по теме: Хозяйство России

Зачет

География крупных регионов России

Районирование России

20

Районирование – важнейший метод изучения географии. Задачи, принципы и проблемы районирования. Виды районирования.

7.5

Познакомить учащихся с причинами районирования России, определить условия, влияющие на специализацию района

Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов Российской Федерации, отличающаяся от других районов своей специализацией

Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов

ПР №6

«Моделирование вариантов нового районирования»

Политико-административная карта России, атлас, к/к

Европейская Россия (Западный макрорегион)

21

Европейская Россия. Состав  региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население. Место и роль района в социально-экономическом развитии страны.

7.5

Познакомить учащихся с составом Центрального района и особенностями его ЭГП

Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Давать оценку ГП региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения

Работа с картами

Политико-административная карта России, атлас, к/к

22

Европейский Север. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

7.5

Познакомить учащихся с составом района и факторами его формирования

Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Давать оценку влияния ГП района на природу, заселение и развитие хозяйства

Работа с картами

Политико-административная карта России, атлас, к/к

23

Специфика природы европейского Севера: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные  историко-географические этапы формирования

Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условиях, населения Европейского Севера

Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского Севера.

Сравнивать характеристики двух частей района. Анализировать физичекую карту, показывать главные объекты

ПР №7 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района»

Политико-административная карта России, атлас, к/к

24

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Раскрыть особенности географии и демографии населения района

Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы

Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хоз. деятельность

Заслушивание рефератов

Политико-административная карта России, атлас, к/к

25

Хозяйство Европейского Севера.

Дать понятие отраслей, определяющих «лицо» района

Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и ТЭК. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС – важная база российского ВПК

Объяснять связь ТПК района. Называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту

ПР №8 тренировочная

«Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»

Политико-административная карта России, атлас, к/к

26

Северо-Западный район.  Состав района. Выгоды ГП на разных этапах развития, современные особенности ГП.

7.5

Познакомить учащихся с составом района и факторами его формирования

Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Давать оценку  ГП района для его формирования и развития

Беседа

Политико-административная карта России, атлас, к/к

27

Специфика природы Северо-Западного района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условиях, населения Северо-Западного района

Специфика природы  района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо-Запад -  район древнего заселения.

Объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культуры

Фронтальный опрос, работа с картами, индивидуальный опрос

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

28

География важнейших отраслей хозяйства. Особенности территориальной организации хозяйства.

Дать характеристику специализации Северо-Западного района

Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические и социальные проблемы. СЭЗ «Янтарь»

Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

29

Географические особенности Санкт-Петербурга и др. городов Северо-Запада

Определить географические особенности городов Северо-Запада

Санкт-Петербург – северная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Город Калининград

Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления

Заслушивание рефератов

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

30

Центральная Россия.  Состав региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

7.5

Дать оценку ЭГП природных условий и ресурсов для развития  экономики Центральной России

Состав территории. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района в различное время. Столичное положение района

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствующих формированию района

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

31

Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России

Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условиях, населения Центральной России

Особенности природы и природные ресурсы ЦР, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов.  ЦР – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы

ПР №9  «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

32

Московская столичная агломерация. Возникновение и развитие Москвы.

Дать определение факторов столичного положения Москвы

Москва – столица РФ. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России

Сравнивать планировку Москвы и Санкт-Петербурга

ПР №10 «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»

Карты Москвы и Санкт-Петербурга, к/к

33

Специфика хозяйства Центральной России

Сформулировать тенденции изменения специализации Центральной России

Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства

Составлять характеристику территории

ПР №11

«Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

34

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

7.5

Дать оценку ЭГП природных условий и ресурсов для развития  экономики Европейского Юга России

Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Объяснять уникальность района. Достоинства и сложность ГП района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России

Сопоставление карт атласа, фронтальный опрос

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

35

Природа Европейского Юга.

Объяснить причины богатства Европейского Юга России минеральными ресурсами

Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Устанавливать связи между отдельными компонентами природы

Тест

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

36

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга

Рассмотреть к каким языковым семьям относятся народы Европейского Юга

Численность населения. Основные проблемы ЕП. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения

Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов

Рефераты учащихся

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

37

Хозяйство Европейского Юга

Сформулировать главные отрасли хозяйства Европейского Юга

Европейский Юг – здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Экологические проблемы

Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в ГРТ

Фронтальный опрос, работа с картами

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

38

Поволжье.  Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

7.5

Дать оценку ЭГП природных условий и ресурсов для развития  экономики Поволжья

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района

Знать состав района, этапы и факторы формирования района

Тест

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

39,40

Природа Поволжья. Население и хозяйственное освоение Поволжья.

Сформировать сравнительную характеристику северной и южной части Поволжья

Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны

Численность, ЕП населения. Специфика расселения. Города. Качество жизни

Уметь составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определить по картам природные ресурсы района.

Знать историю заселения района, особенности размещения населения

ПР №12

«Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения»;

«Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав»

Политико-административная и Физическая карты России, атлас, к/к

41

Хозяйство Поволжья. География важнейших отраслей.

Показать основные факторы бурного развития автомобильной промышленности в Поволжье

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия

Знать географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь определять по картам основные с\х районы и сравнивать их

ПР №13

«Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

Карта Поволжья

42

Урал. Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

7.5

Дать оценку факторам формирования района

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района

Знать состав района, этапы и факторы формирования района

Тест

Карта Урала

43

Специфика природы Урала: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Охарактеризовать районы, где граничат различные формы рельефа

Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны

Численность, ЕП

Уметь составлять сравнительную характеристику природы частей Урала, определить по картам природные ресурсы района.

работа с картами

Физическая карта России, карта Урала, атлас и к/к

44

Население и хозяйственное освоение Урала.

Доказать взаимосвязь населения со спецификой геогрфического положения Урала

Численность и ЕП населения. Миграции. Специфика расселения. Города. Качество жизни

Знать территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь объяснять этническую пестроту и проблемы населения

Рефераты

Физическая карта России, карта Урала, атлас и к/к

45

Хозяйство Урала.

География важнейших отраслей хозяйства.

Сформулировать к каким изменениям природы региона привела хозяйственная деятельность людей

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района

Знать географию важнейших отраслей хозяйства и их различие.

Тест

Физическая карта России, карта Урала, атлас и к/к

Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

46

Азиатская Россия. Общая характеристика.

Познакомить учащихся с составом Азиатской России  и особенностями его ЭГП

Различия территории по условиям ми степени хозяйственного освоения

Знать особенности ГП Азиатской России; уметь показывать по карте районы Азиатской России

Составление таблицы

47

Западная Сибирь. Состав района. Факторы формирования района.

7.5

Дать оценку факторам формирования района

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования

Знать состав района, факторы формирования; уметь определять по картам ЭГП Западной Сибири

Работа с картами, индивидуальный опрос

Физическая карта России, карта Западной Сибири, атлас и к/к

48

Природа Западной Сибири

Сформировать характеристику Западной Сибири

Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы, природные зоны

Знать своеобразие природы Западной Сибири; уметь показывать на картах природные ресурсы ЗС

ПР №14

 «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека»

Физическая карта России, карта Западной Сибири, атлас и к/к

49

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

Дать характеристику бурного роста населения Западной Сибири

Системность, ЕП, миграции. Национальный состав, культура

Знать особенности размещения населения, уметь показывать на карте крупные города

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Физическая карта России, карта Западной Сибири, атлас и к/к

50

Хозяйство Западной Сибири.

 

Познакомить учащихся с основными отраслями экономики Западной Сибири.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района

Знать отрасли специализации района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем

Заполнение таблицы «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)»

Политико-административная карта России, карта Западной Сибири, атлас и к/к

51

Север Восточной Сибири. Состав района. Факторы формирования района.

7.5

Дать состав района и факторы его формирования

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования

Знать состав района, факторы формирования; уметь оценивать особенности ГП района

Работа с картами, индивидуальный опрос

Физическая карта России, карта Восточной Сибири, атлас и к/к

52

Природа Севера Восточной Сибири

Сформулировать главные особенности Севера Восточной Сибири и объяснить их причины

Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы, природные зоны

Знать особенности

природы

Работа с картами «Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе»

Физическая карта России, карта Восточной Сибири, атлас и к/к

53, 54

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Хозяйство Севера Восточной Сибири

Дать специфику размещения важнейших отраслей хозяйства района

Специфика расселения, численность, ЕП, миграции. Традиции и культура. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района

Знать влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей; специфику размещения важнейших отраслей хозяйства района

ПР №15

«Составление характеристики Норильского промышленного узла»

Физическая карта России, Политико-административная карта России, карта Восточной Сибири, атлас и к/к

55

Южная Сибирь. Состав района. Факторы формирования района. Географическое положение вдоль границы страны. Выгоды экономико-географического, транспортно-географического и геополитического положения.

7.5

Показать чем выгодно ЭГП Южной Сибири

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования

Знать состав района и отличительные черты природы; уметь определять возможные пути решения экологических проблем

Тест

Физическая карта России, Политико-административная карта России, карта Южной Сибири, атлас и к/к

56

Кузнецко-Алтайский подрайон

Охарактеризовать специфику ГП и отраслей специализации района, дать историю заселения районов

Состав подрайона. Особенности развития хозяйства

Знать специфику ГП и отраслей специализации района, историю заселения районов

Работа с картами

Физическая карта России, атлас и к/к

57

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны

Охарактеризовать специфику ГП и отраслей специализации района, дать историю заселения районов

Состав подрайона. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства

Уметь давать характеристику подрайонов

Заполнение таблицы «Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири»

Физическая карта России, атлас и к/к

58

Дальний Восток.  Состав района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

7.5

Дать характеристику уникальности ЭГП Дальнего Востока

Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Факторы формирования

Знать состав района и уникальность ЭГП; уметь прогнозировать развитие экономики района

Работа с картами, заполнение к\к «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»

Физическая карта России, карта Дальнего Востока, атлас и к/к

59

Природа Дальнего Востока: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности региона

Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы, природные зоны

Знать особенности

природы

Тест

Физическая карта России, карта Дальнего Востока, атлас и к/к

60

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока

Показать причины малонаселенности района

Численность, ЕП, миграции, специфика расселения. Традиции и культура. Роль района в социально-экономическом развитии страны. География ведущих отраслей хозяйства

Знать этапы заселения района, традиции и культуру  народов; отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства

ПР №16

Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности  каждого из них (Восточная экономическая зона)»

Политико-административная карта России, карта Дальнего Востока, атлас, к/к

61

Обобщающий урок по Географии России. Россия в мире

зачет

Московский столичный регион (МСР)

62

 Введение. Территория, границы, ЭГП, административно-территориальное деление МСР

Дать характеристику природного и географического положения МСР

Определение ГП региона. Административное деление Москвы (10 АО)

Знать особенности ГП, размеры территории, протяженность границ

ПР №1 «Административно-территориальное деление»

Рабочая тетрадь и атлас МСР

63

Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы

Показать динамику роста населения МСР

Численность, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Городское и сельское население. Крупные города МСР

Оценивать изменение численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения. Объяснять различия в естественном приросте населения, направлениях миграций. Описывать особенности быта людей

ПР №2 Изменение численности населения МСР

Рабочая тетрадь и атлас МСР

66

Общая характеристика промышленности

Изучение нового материала

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития

Называть важнейшие природно-хозяйственные объекты области. Объяснять изменение пропорций между отраслями в

структуре хозяйства

Оценивать природно-ресурсный потенциал региона

ПР №3 «Отраслевая структура экономики МСР»

Рабочая тетрадь и атлас МСР

67

Юго-Восточный административный округ Москвы

Дать основные характеристики и исторические вехи развития ЮВАО Москвы

Состав ЮВАО Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства

Знать основные предприятия и организации ЮВАО, рекреационные зоны, объекты культуры и учебные заведения

Беседа

Рабочая тетрадь и атлас МСР

68

Экологические проблемы МСР

Назвать основные угрозы экологии МСР

Загрязнение атмосферы , водного бассейна промышленными отходами, выбросы радиоактивности с территории НИИ. Пожары и наводнения

Знать основные методы защиты от экологических угроз

Рефераты

Рабочая тетрадь и атлас МСР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017

Рабочая программы по географии ФГОС 2016-2017.  Учебник "География России. Население и хозяйство". Авторы учебника В.П. Дронов, В.Я. Ром...

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....