Обобщающий урок по теме Внутренние воды России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Липич Людмила Викторовна

Обобщающий урок по теме "Внутренние воды России" (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_vnutrennie_vody_rossii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Внутренние воды России»

Цель: Повторить и обобщить знания об особенностях внутренних вод России.

«Вода является самым важным минералом

на Земле, без которого нет жизни»

А.Е. Ферсман

Ход урока

1.Орг.момент

На прошлых уроках мы изучали внутренние воды России.  Сегодняшний урок, обобщающий по теме «Внутренние воды». Сформулируйте цель нашего урока.

(повторим и обобщим знания по теме)

2.Урок обобщение

Мы живем в России, это великая страна, которую мы должны знать и любить. И сегодня на уроке мы будим путешествовать по нашей огромной стране.

  Мы будим работать в группах. (В группах разделите обязанности :капитан, секретарь, и тд.)

У каждой команде на столе лежат маршрутные листы, в которые вы будите вносить результаты работы группы. Наше путешествие пройдет по станциям, и на этих станциях вы будите зарабатывать баллы своими знаниями. А в конце урока мы подведем итог.

1.Наша первая станция «поэтическая» , и я хочу начать ее загадкой        

С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда – 
Руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам
Она взлетит тогда!
Теперь ты мне ответишь сам
Зовут ее … (вода)

На прошлом уроке вы получили домашнее задание подобрать стихи в которых встречаются внутренние воды. ( слово одному участнику команды), на этой станции команды получают по одному баллу.

Вопрос: Что относится к внутренним водам

2.Вторая станция «Основные понятия»

(на столе карточки с терминами. Все команды сразу отвечают на вопросы)

1.Природное углубление, место где река протекает.

2.Граница между двумя речными бассейнами.

3.Отношение величины падения реки к её длине.

4.Толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течении долгого времени.

5.Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных  осадков.

6.Количество воды, протекающее  в речном русле за год.

7.Наиболее низкий уровень воды в реке.

8.Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

9.Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.

10.Грязекаменные потоки.

( русло, водораздел, уклон, мерзлота, паводок, годовой сток, межень, половодье, наводнение, сель )

Успешно справившись с заданием, переходим к следующей остановке.

3.Следущая станция «Узнай меня»

(на доске список озер  : Эльтон, Каспийское, Ладожское, Чудское, Таймыр.

                              Рек : Амур, Лена, Волга, Печора, Енисей.

1.Это озеро самый крупный пресноводный водоем в Европе.  В озеро впадает более 30 рек, вытекает – одна река. У озера славная история. В годы Великой Отечественной войны по его льду проходила дорога. Эту дорогу называли «дорогой жизни», т.к. она была единственной связью между осажденным Ленинградом и страной  (Ладожское озеро)

2.По своему названию она девочкой бывает и могучей сибирской рекой. Истоки ее расположены на высоте 1 км. над уровнем моря, на склонах хребта, окаймляющего глубочайшее озеро мира. При впадении в море река образует дельту.    (Лена)

3.Это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения    (Чудское озеро)

4.Главная река Дальнего Востока. Резко отличается по своему режиму от других рек нашей страны. Весеннего половодья фактически не бывает. Зато сильные наводнения бывают летом в связи с выпадением дождей во время летнего муссона (Амур)

5.Это озеро – море, самое крупное по площади в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими живыми организмами морского происхождения  (Каспийское море-озеро)

6.В верховьях река горная, бурливая, шумная, быстрая. Бьется в тесных в тесных скалистых ущельях, то водопадом слетит, то запнется. Выйдя на равнину, река успокаивается и спокойно, плавно несет свои воды до Северного Ледовитого океана (Печера)

7.Озеро находится на юго-востоке европейской части России. Вода в озере соленая, поэтому в этом озере добывают соль  (Эльтон)

8.Крупнейшая река в европейской части России. Устье этой реки находится ниже уровня океана на 28 м. Крупнейшие притоки – Кама и Ока. Прежние названия данной реки – Ра, Итиль или Этиль  (Волга)

4.Четвертая станция нашего путешествия называется «Будь внимательным»

на этой станции каждая команда получает задание про озеро Байкал, в котором допущены географические ошибки. За определенное время команды должны найти эти ошибки.

Текст:

Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты – озеро Байкал. Это озеро находится на юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. В это озеро впадает всего одна река –Ангара. Вода в озере слабосоленая.

(ошибки: на юге европейской части, ледникового происхождения, самое длинное, второе место, впадает Ангара, слабосоленая = 6)

Пятая станция «Математическая»

Определите падение и уклон рек по формулам. Сделать вывод о характере течения рек.

П = Н1 – Н2

У = П : Д

П – падение (см)

У – уклон (см/ км)

Н1 – высота истока (м)

Н2 – высота устья (м)

Д – длина реки (км)

Лена: длина -4400 км., Н1 = 930м. Н2=0м. ( падение 930м., уклон 93000: 4400 = 21см/км)

Волга: длина -3531км., Н1 = 256м. Н2 = -28м.( падение 284м., уклон 28400 : 3531 =8 см/км)

Амур: длина -4440км., Н1 = 1000м. Н2 = 0м.(падение 1000м.,уклон100000 : 4440 =22,5 см/км)

Терек: длина -623км., Н1 = 2713м. Н2 = -28м. (падение 2741м., уклон 274100 : 623 = 44 см/км)

 

3. Итог урока

повторить цель урока, достигли ли поставленного результата

Синквейн проверив д.з. дать синквейн со словом урок

Урок

Познавательный, полезный

Научились, познакомились, понравилось

Повышает интерес к учебе

Знания

Хочу закончить урок словами Антуана де Сент-Экзюпери 

  «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»

1.Природное углубление, место где река протекает.

2.Граница между двумя речными бассейнами.

3.Отношение величины падения реки к её длине.

4.Толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течении долгого времени.

5.Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных  осадков.

6.Количество воды, протекающее  в речном русле за год.

7.Наиболее низкий уровень воды в реке.

8.Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

9.Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.

10.Грязекаменные потоки.

Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты – озеро Байкал. Это озеро находится на юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. В это озеро впадает всего одна река –Ангара. Вода в озере слабосоленая.

Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты – озеро Байкал. Это озеро находится на юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. В это озеро впадает всего одна река –Ангара. Вода в озере слабосоленая.

Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты – озеро Байкал. Это озеро находится на юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. В это озеро впадает всего одна река –Ангара. Вода в озере слабосоленая.

Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты – озеро Байкал. Это озеро находится на юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. В это озеро впадает всего одна река –Ангара. Вода в озере слабосоленая.

П = Н1 – Н2

У = П : Д

П – падение (см)

У – уклон (см/ км)

Н1 – высота истока (м)

Н2 – высота устья (м)

Д – длина реки (км)

Лена: длина -4400 км., Н1 = 930м. Н2=0м.

П = Н1 – Н2

У = П : Д

П – падение (см)

У – уклон (см/ км)

Н1 – высота истока (м)

Н2 – высота устья (м)

Д – длина реки (км)

Волга: длина -3531км., Н1 = 256м. Н2 = -28м.

П = Н1 – Н2

У = П : Д

П – падение (см)

У – уклон (см/ км)

Н1 – высота истока (м)

Н2 – высота устья (м)

Д – длина реки (км)

Амур: длина -4440км., Н1 = 1000м. Н2 = 0м.

П = Н1 – Н2

У = П : Д

П – падение (см)

У – уклон (см/ км)

Н1 – высота истока (м)

Н2 – высота устья (м)

Д – длина реки (км)

Терек: длина -623км., Н1 = 2713м. Н2 = -28м.

русло водораздел уклон мерзлота паводок

годовой  сток

межень половодье наводнение      сель

русло водораздел уклон мерзлота паводок

годовой  сток

межень половодье наводнение      сель

русло водораздел уклон мерзлота паводок

годовой  сток

межень половодье наводнение      сель

русло водораздел уклон мерзлота паводок

годовой  сток

межень половодье наводнение      сель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока географии по теме "Обобщение темы Внутренние воды России"

Презентация для урока географии по теме Обобщение темы "Внутренние воды России"...

обобщающий урок по теме "Внутренние воды России"

обобщающий урок с применением здоровьесберегающих технологий...

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Обобщающий урок по теме "Внутренние воды России" 8 класс

В ходе урока обобщаются и систематизируются знания учащихся 8 класса, полученные при изучении темы "Внутренние воды России", в виде письменных заданий, выполнения теста и практической работы на контур...

Зачетный лист к уроку географии 8 кл по теме "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...