Урок географии по теме "Электроэнергетика России" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Суслова Наталья Вильевна
Цель данного урока: создать условия для усвоения содержания понятий и терминов «электроэнергетика», «энергосистема», «электростанция», «теплоэлектроцентраль», «ЛЭП», «каскад ГЭС», «мощность»; выявления факторов и географии размещения разных типов электростанций; определения тенденций в развитии электроэнергетики России и связи с другими отраслями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_9_klass_elektroenergetika_rossii.docx63.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  географии

Тема: Электроэнергетика России

9 класс

УМК  под редакцией Дронова В.П.

Цель: 

  • создать условия для усвоения учащимися особенностей электроэнергетики  России.

Задачи:

  • помочь учащимся осознать значение электроэнергетики в хозяйстве страны, ее современные проблемы, важнейшие факторы размещения электростанций различных типов;
  • обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий  «электроэнергетика», «энергосистема», «электростанция», «теплоэлектроцентраль»,  «ЛЭП», «каскад ГЭС», «мощность», «реактор»;
  • организовать деятельность учащихся по выявлению структуры электроэнергетики, особенностей электростанций различных типов, их доли в производстве электроэнергии и влиянии на окружающую среду;
  • содействовать развитию у школьников умений выделять признаки, формулировать определения понятий, выделять главное при выявлении особенностей электростанций различных типов; проводить исследование на основе статистических материалов и графических схем, формулировать выводы.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Содержание темы предполагает:

  • усвоение содержания понятий и терминов «электроэнергетика», «энергосистема», «электростанция», «теплоэлектроцентраль»,  «ЛЭП», «каскад ГЭС», «мощность»;
  • выявление факторов и географии размещения разных типов электростанций;
  • определение тенденций в развитии электроэнергетики России и связи с другими отраслями.

Планируемые результаты.

Личностные:

  1. эмоционально-ценностное отношение к значению и роли электроэнергетики своей страны;
  2. личностные представления об электроэнергетике России, типах электростанций;
  3. стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные

Познавательные: 

умение

  1. выявлять главные признаки понятий и оперировать ими;
  1. устанавливать причинно-следственные связи, проводить исследование, формулировать выводы;
  2. сравнивать объекты.

Регулятивные: 

Умение:

  1. ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
  2. организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  3. вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;
  4. выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные: 

Умение:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
  2. работать индивидуально и в паре;
  3. эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности;
  4. осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

знание:

  • содержания понятий и терминов «электроэнергетика», «энергосистема», «электростанция», «теплоэлектроцентраль»,  «ЛЭП», «каскад ГЭС», «мощность»;
  • факторов и географии размещения разных типов электростанций;
  • взаимосвязи  элементов хозяйства и компонентов природы в системе «природа- человек-общество- окружающая среда» на примере работы разных типов электростанций;
  • экологических  проблем природного и антропогенного характера, пути их решения.
  • номенклатуры: ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская; ГЭС: Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская, Волжский каскад; АЭС: Балаковская, Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская, Единая Энергосистема (ЕЭС);

 В ценностно-ориентационной сфере:

  • понимание роли электроэнергетики для хозяйства страны.

В сфере географической деятельности:

умение:

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для выявления особенностей, преимуществ и недостатков разных типов электростанций;
  • сравнивать различные типы электростанций;
  • определять географию Единой энергосистемы и отмечать на контурной карте самые крупные электростанции России  разных типов;
  • находить соответствие  между типами электростанций и факторами их    размещения;
  • моделировать в форме диаграмм  долю  России в мире по производству энергии и долю электростанций в производстве энергии на основе анализа иллюстративного и статистического материала;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об электроэнергетике России и родного края.

Организация образовательного пространства

Оборудование

  • Мультимедийный проектор, персональный компьютер на каждого ученика или двух обучающихся, выход в интернет на сайты: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru и «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru

Ресурсы, в том числе электронные:

  1. Учебник географии, атлас по географии России для 8-9 классов, стенная экономическая карта России и стенная карта «Электроэнергетика России».
  2. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Электроэнергетика. Мультимедиа. http://fcior.edu.ru/card/11189/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre- elektroenergetika-i1.html 
  3. Топливно-энергетический комплекс России. Мультимедиа. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/10cc1737-1c18-4c6f-a5a3-557d4f254cf4/?from=016ec3e5-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf&interface=pupil&class=51&subject=28
  4. Факторы формирования и развития экономики России. Мультимедиа. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/406d7f2d-c506-4a88-80a9-9f6536d0b195/?from=016ec3e5-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf&interface=pupil&class=51&subject=28 
  5. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Электроэнергетика. Практический модуль. http://fcior.edu.ru/card/5025/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-elektroenergetika-p1.html 
  6. Сайт Министерства энергетики РФ http://minenergo.gov.ru/activity/powerindustry/
  7. Видеофрагмент программы «Вести» телеканала «Россия - 24» интервью Министра энергетики РФ А.В. Новака, Ссылка

Межпредметные связи

История (история возникновения электроэнергетики в России), экология (последствия антропогенного воздействия на природу при строительстве и эксплуатации электростанций), экономика.

Формы работы:                                    

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности (целеполагание);
  2. Учебно-познавательная деятельность;
  3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность;
  4. Диагностика качества освоения темы;
  5. Рефлексивная деятельность.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

  1. актуализировать имеющиеся знания об электроэнергетике и ее роли в жизни общества;
  2. мотивировать обучающихся к изучению темы.

Планируемые результаты

Личностные

  • проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

  • умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные

Умение:

  • вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
  • выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
  • работать в паре.

Предметные

Знание:

  • понятия «межотраслевой комплекс»;
  • термина «топливно-энергетический баланс»;
  • значение и состав ТЭК;
  • умение описывать и обобщать результаты образовательного и жизненного опыта, связанного с содержанием темы.

Форма работы:        

Актуализация субъектного опыта учащихся

Учитель:

- сообщает тему урока;

- раскрывает цели учебного занятия;

- сообщает о значимости содержания урока социальной, практической, личностной;

- проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам:

1. В какие крупные группы можно объединить отрасли промышленности?

2.Что такое межотраслевой комплекс?

3. Что включает в себя ТЭК?

4. Какое значение имеет ТЭК?

5. Что представляет собой ТЭБ?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель:

создать условия для усвоения содержания понятий и терминов «электроэнергетика», «энергосистема», «электростанция», «теплоэлектроцентраль»,  «ЛЭП», «каскад ГЭС», «мощность»; выявления факторов и географии размещения разных типов электростанций; определения тенденций в развитии электроэнергетики России и связи с другими отраслями.

Планируемые результаты:

Личностные:

эмоционально-ценностное отношение к электроэнергетике, как важнейшей отрасли хозяйства страны.

Регулятивные:

  • организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;

Коммуникативные:

  • умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в паре и группе;
  • умение осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Предметные:

  • знание содержания понятий и терминов, связанных с составом и факторами размещения электроэнергетики  России,  источников информации о количественных характеристиках отрасли;
  • умения выявлять состав электроэнергетики  и особенности электростанций различных типов, определять достоинства и недостатки электростанций, проблемы электроэнергетики.

Форма работы:            

Вводное слово учителя

        Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и сообщает о способах его реализации, формулирует вместе с учащимися проблему урока, которую следует разрешить.

Проблема: Как устроена электроэнергетика России?

План:

  1. Хозяйственное значение комплекса.
  2. Состав и структура комплекса.
  3. Факторы размещения электростанций различных типов.
  4. Основные проблемы развития.
  5. Перспективы развития.

Изучение нового материала

Учитель:

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что ТЭК России является мощной экономико-производственной системой. Он влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая 1/3 объема промышленного производства и доходов бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений. Но без отрасли ТЭК, с которой мы познакомимся сегодня на уроке, не мыслит жизнь любой современный человек. Она производит такой продукт, без которого не возможна работа других отраслей, его называют «хлебом» промышленности. Россия занимает 4 место в мире по производству электроэнергии.

Учитель организует усвоение понятия «электроэнергетика» по материалам учебника.

Задание 1. Используя электронные ресурсы, выясните структуру электроэнергетики России. Ответ оформите в виде схемы. Дополните схему информацией о видах электростанций, их доле в производстве электроэнергии, сырье и укажите крупнейшие электростанции.

Электронные ресурсы: 1. ТЭК России http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10cc1737-1c18-4c6f-a5a3-557d4f254cf4/022.swf , 2. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Электроэнергетика http://fcior.edu.ru/card/11189/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre- elektroenergetika-i1.html .

Форма работы:        


Учащиеся фиксируют ответ в тетради.

Рисунок 1 – Структура электроэнергетики

Учитель:

Главное требование – надежность энергоснабжения. Для этого все электростанции стараются соединить линиями электропередач (ЛЭП), чтобы внезапный выход из строя одной из них мог быть компенсирован другими. Так образуется Единая энергетическая система (ЕЭС) страны.

ЕЭС страны в электроэнергетике объединяет производство, передачу и распределение электроэнергии между потребителями. В энергосистеме каждая электростанция имеет возможность выбрать наиболее экономичный режим работы. ЕЭС России объединяет более 600 крупных электростанций, в которых сосредоточено более 84% мощности всех электростанций страны.

Задание 3. Используя электронный ресурс, дайте определение ЕЭС страны. Выясните по карте, с энергосистемами каких стран связана ЕЭС России.

Электронный ресурс:

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Электроэнергетика http://fcior.edu.ru/card/11189/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre- elektroenergetika-i1.html .

Форма работы:        

Учащиеся фиксируют ответ в тетради.

Задание 4. Используя материалы учебника §23 и электронный ресурс, выявите преимущества и недостатки электростанций различных типов. Ответ оформите в виде таблицы.

Электронный ресурс: ТЭК России http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10cc1737-1c18-4c6f-a5a3-557d4f254cf4/022.swf

Форма работы:        

Учащиеся фиксируют ответ в тетради.

Тип  электростанций

Преимущества

Недостатки

ТЭС

ГЭС

АЭС

Альтернативные (ветровые, солнечные, приливные, геотермальные)

Задание 5.  Класс разбивается на группы, каждая группа выполняет свое задание.

  1. Задание 1 группе статистов: выполните заказ комитета статистики РФ, для этого проследите динамику изменения производства электроэнергии в России за последние 20 лет. Спрогнозируйте возможные изменения. Постройте диаграммы  «Доля электростанций разных типов в производстве электроэнергии»  в программе «EXCEL»

Ресурсы:

  • Дронов В. П., Ром В. Я.География России. Население и хозяйство. М.. Дрофа, 2012.
  • Статистическая информация «Производство электроэнергии в России» http://minenergo.gov.ru/activity/statistic/
  1. Задание 2 группе аналитиков: на основе информационного материала спрогнозируйте тенденции развития альтернативных видов энергии в России и Курганской области. Данные оформите в виде таблицы.

Ресурсы:

  1. Задание 3 группе экологов: оформите в виде информационного бюллетеня проблемы антропогенного воздействия на природу при строительстве и эксплуатации электростанций разных типов.

Ресурсы:

 «Экологические проблемы энергетического обеспечения человечества» http://nuclphys.sinp.msu.ru/ecology/ecol/ecol05.htm

  1. Задание 4 группе (пресс-служба): определите на основе анализа информации на сайте Министерства энергетики РФ и информации, полученной от выступивших групп, основные тенденции развития электроэнергетики в России. Материал  оформите в виде электронного плаката.

Ресурсы:

Сайт Министерства энергетики РФ  http://minenergo.gov.ru/activity/powerindustry/

Форма работы:        

Отчет групп.

Учитель: формулирует проблемный вопрос:

  • Энергетика входит в авангардную тройку отраслей, определяющих уровень развития экономики любой страны.  
  • Почему   стоимость Квт∙ч энергии  в производстве единицы продукции в   России выше, чем в развитых странах мира?

Учитель:

- организует просмотр видеофрагмента программы «Вести».

Задание 6.

Посмотрите видеофрагмент программы «Вести» ( 0:35 – 3:50) ссылка, определите основные проблемы энергетики России и ответьте на вопросы:

1. В чем заключается проблема?
2.Как государство ее решает?
3. Какие  способы решения проблемы вы можете предложить?

Форма работы:          

       

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель:

  • организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения электроэнергетики России;
  • стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений в знакомой и нестандартной ситуациях;
  • научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Регулятивные: 

  • умения вести самостоятельный поиск, отбор информации из различных источников; ее переработку и представление в новой форме;
  • умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные: 

  • умения работать индивидуально и в группе.

Предметные:

  • умение оперировать знаниями об электроэнергетике России для приобретения новых знаний;
  • умения находить и анализировать информацию из разных источников, необходимую для определения основных районов размещение электростанций разных типов, определять основные факторы размещения электростанций;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного поиска географической информации об особенностях электроэнергетики России и Курганской области.

Варианты заданий

Задание 1. (репродуктивный уровень) используя карту атласа «Электроэнергетика» нанесите и подпишите на контурной карте крупные электростанции России.

Учащиеся выполняют работу в контурной карте.

Форма работы:                  

Задание 2. (частично-поисковый уровень) Используя карту атласа «Электрознергетика России» и электронный ресурс, определите основные районы размещения ТЭС, ГЭС и АЭС. Подумайте, какие факторы оказывают ведущую роль на размещение электростанций различных типов.

Электронный ресурс:

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Электроэнергетика http://fcior.edu.ru/card/11189/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre- elektroenergetika-i1.html .

Учащиеся фиксируют ответ в тетради.

Форма работы:        

Ответ учащихся:

Тип электростанций

Районы размещения

Факторы размещения

Примеры

ТЭС

 

 

ГЭС

 

 

АЭС

 

 

ГеоТЭС, ПЭС

 

 

Форма работы:                

Задание 3. (творческий уровень) Изучите особенности электроэнергетики Курганской области.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие предприятия в электроэнергетике являются ведущим?
  2. Раскройте особенности грузопотоков топлива и электроэнергии в Курганскую область.
  3. Какие отрасли экономики являются ведущими потребителями электроэнергии в области?
  4. Назовите проблемы, стоящие перед электроэнергетикой области.

Электронный ресурс:

  • Департамент промышленности Курганской области. Энергетика.http://ind.kurganobl.ru/415 (Программа развития электроэнергетического комплекса Курганской области на 2012 – 2016 гг.)

Форма работы:        

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель:

  • установить степень усвоения темы «Электроэнергетика России».

Планируемые результаты: 

Регулятивные: 

  • умения выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты. 

Коммуникативные

  • умение выполнять учебные задания в паре.

Предметные

  • знание понятий и терминов по изученной теме;
  • знание (понимание) особенностей электроэнергетики России.

Учитель организует взаимопроверку в парах:

Тест:

I вариант:

II вариант:

1. Дополните ответ:

Группа электростанций разных типов, объединённых линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемых из одного центра- ____________________________.

Разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов).- ___________________.

2. Установите соответствие:

Тип электростанции

Характерные черты и особенности

1. ТЭС

2. ГЭС

3. АЭС

А. Доля в производстве электроэнергии 67%;

Б. Основной фактор размещения - потребительский;

В. Один из недостатков это длительное и дорогостоящее строительство;

Г. Крупнейшие электростанции этого типа – Балаковская, Курская, Ленинградская;

Д. Доля в производстве электроэнергии 18%

Е. Электростанции этого типа вырабатывают много отходов.

3. Дополните ответ:

АЭС размещаются преимущественно в европейской части России, так как _________________________________.

ГЭС оказывают отрицательное влияние на реки, на которых размещаются, так как ______________________ ________________________________.

Форма работы:        

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель:

Научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • оценивать результат своей деятельности;
  • оценивать результат учебной деятельности.

Результаты деятельности:

Личностные: 

  • Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.

Регулятивные: 

  • умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные: 

  • умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата.

Предметные: 

  • умение систематизировать знания по теме «Электроэнергетика России».

Самоанализ и самооценка ученика

Задание (самооценка). Закончите предложения:

1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни):

а) на основе материалов схем;

б) со статистикой;

в) над выделением признаков понятий;

г) требующими формулировки выводов и умозаключений.

2. Какие задания вызвали у тебя затруднения?

а) трудностей не было;

б) трудности были (перечислите какие)

______________________________________________________________

3. Как ты поступил (а) в этом случае? Обратился за помощью …..

а) к товарищу

б) к учителю

в) нашел иной выход (укажи какой)

_______________________________________________________________

Используемая литература и сайты

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/
  2. География: Примерная программа основного общего образования.

http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37186/14-o.pdf

  1. Дронов, В.П. География. Россия: население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, М.: Дрофа, 2011.
  2. В  помощь  школьному  учителю.  Жижина  Е.А. Поурочные  разработки  по  географии.  Население  и  хозяйство  России. 9 класс. «ВАКО», Москва, 2006 г.
  3. Сайт Министерства энергетики РФ http://minenergo.gov.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

разработка урока географии "Мировое хозяйство", 10 класс

Урок "Мировое хозяйство" разработан в рамках технологии развития критического мышления. В нем обозначены стадии: вызова, осмысления, рефлексии. Обучающимся дается возможность самим решить главную проб...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Урок географии по ФГОС 6 класс "Ветер" с самоанализом урока

В материале представлен сценарий урока и самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС...