Рабочие программы по географии 6,7 (коррекция) классы
рабочая программа по географии (6, 7 класс) на тему

Мельниченко Ольга Михайловна

 

Программы ориентированы на учебник «География » для 6,7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Авт.-сост. Лифанова Т.М; Соломина Е.Н, Москва: «Просвещение», 2012.

Рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6korrektsiya_klass.doc500.5 КБ
Microsoft Office document icon geografiya_7korrektsiya_klass.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное   общеобразовательное учреждение

«Горная   средняя    школа»

                                                                                                

662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.

Тел. 94-2-71, 94-3-43. Email: NIL2008@yandex.ru

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Скучилова Н.В./____________/

Протокол № ___ от «__»____________2016___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Шумилова Н.Н./______________/

«__»____________2016___г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Горная СШ»

Коваленко Л.В. /______________/

Приказ № ___ от «__»_____________2016___г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

География

6 класс

Мельниченко Ольга Михайловна, 1кк.

п. Горный

2016 - 2017  учебный год

Информационный лист

Рабочая программа учебного предмета «География» для 6класса составлена на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012»;

Основной образовательной программы МКОУ «Горная СШ»;

Адаптированной  образовательной  программой МКОУ «Горная СШ» для учащихся с ОВЗ  на 2016 – 2017учебный год.

Программа ориентирована на учебник «География » для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Авт.-сост. Лифанова Т.М; Соломина Е.Н, Москва: «Просвещение», 2012.

Рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.  

Программа предполагает: практических работ-36; экскурсий-2; Итоговая работа-1.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса составлена на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012»;

Основной образовательной программы МКОУ «Горная СШ»;

Адаптированной  образовательной  программой МКОУ «Горная СШ» для учащихся с ОВЗ  на 2016 – 2017 учебный год.

  Основная цель «Географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 6классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

Состав класса: Вальд Данна.

 

Характеристика:

Контакт устанавливается легко, правильно воспринимает ситуацию обследования. Совместная деятельность не затруднена.

Познавательный интерес выражен достаточно. Работает самостоятельно, нуждается в незначительной стимуляции. Внешние эмоциональные проявления выражены достаточно.

         Временные представления сформированы недостаточно: называет времена года, дни недели, части суток называет с помощью наводящих вопросов.  Назвала только 10 месяцев, но не по порядку. Смогла   соотнести месяцы с временами года. Называет страну и свой адрес. Пространственные представления сформированы недостаточно. Понимает простые предлоги, затрудняется с предлогами (за, перед), ориентируется в ближайшем пространстве. Знает понятия право-лево. Знает все цвета.

        Механическая память (4-7-8-9-8) и каждый раз называет «лишние» слова, отсроченное воспроизведение 5 единиц. Суженный объем внимания, прочность удержания оперативного материала не достаточные. Способность сосредоточено работать в течение 30 минут. Замедленный темп мыслительной деятельности.

        Конструктивный праксис развит слабо. Способность к логическому переносу на аналогичные задания снижена.

        Затрудняется строить логические связи, аргументировать свои ответы.

Скрытый смысл пословиц, метафор  не улавливает. Затрудняется  исключать  понятия, обобщает на бытовом уровне, часто не может подобрать нужные слова. Сравнивает   и называет отличия по второстепенным признакам. Причинно – следственные связи по серии картин устанавливает верно, рассказывает перечисляя отдельные действия. Пересказ  прочитанного текста полный. Скрытый смысл улавливает.

          Словарный запас бедный. Связная речь развита недостаточно. Испытывает трудности понимания сложных вербальных конструкций.

          Мелкая моторика сформирована недостаточно. Ведущая рука – правая. Рисунок не соответствует возрасту.

         Самооценка завышена. Мотивация: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Уровень психического развития не соответствует возрасту, стойкое нарушение познавательной деятельности.

На основе изучения географии шестиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интерес. Географические знания помогут учащимся лучше ориентироваться на местности, эстетически воспринимать и любить свою страну. Это обусловит значительную воспитательную роль географии, а в дальнейшем - естествознания.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные;

Контроль знаний учащихся проводится в форме тестирования и практических работ.

Содержание адаптированной рабочей программы

             Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

              При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

               Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Адаптированная рабочая программа состоит из трех блоков образовательный, коррекционный и воспитательный.

Образовательный блок включает в себя разделы:

 ВВЕДЕНИЕ  

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

   

Практические работы. 

На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.  

На контурной карте:  Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.  

Ориентирование на местности

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса 

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы. 

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.  Топографический диктант.

План и карта  

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практической деятельности человека.

 

Практические работы. 

Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.  Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Формы поверхности Земли.

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы. 

 Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности.  Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.  

Вода на Земле.

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы. 

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего    населенного     пункта    до    ближайшего     моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.  

Земной шар.

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы. 

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.

 

 Карта России.

Общая численность населения Земли (приблизительно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.

Мировые религии. Народы мира.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Практическая работа. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Повторение и обобщение знаний.  

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.

Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на природу, ее использование, изменение.

Коррекционный блок:

Основные направления работы

Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

развитие качественной характеристики лексических средств;

выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

развитие внимания и интереса к слову;

развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.

Совершенствование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение, работа над предложением). Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.

Развитие диалогической и монологической форм речи, связной речи.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию
речевых умений:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

Формирование коммуникативных навыков в адекватных ситуациях.

Воспитательный блок направлен на: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах. Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.


Структура курса

№№

п/п

Тематика

Количество

часов

1.

Введение

4(3+1экскурсия)

2.

Ориентирование на местности

4

3.

Формы поверхности Земли

4 (3+1экскурсия)  

4.

Вода на Земле

10

5.

План и карта

10

6.

Земной шар

14

7.

Карта России

19

8.

Повторение

3

 

Итого

68 ч


Календарно – тематическое планирование

№ уро

ка

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Вид контроля

(знать)

Выполнение практической части программы (уметь)  

Коррекция

Введение (4 часа)

1

География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

1

 объяснять особенности явлений, классифицировать факты и явления

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года.

1

основные правила ведения дневника погоды

 

3

Явления природы: ветер, дождь. Вода. Меры предосторожности.

1

 

4

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия.

1

Ориентирование на местности (4 часа)

5

Горизонт. Линия горизонта.

1

Текущий

Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

6

Стороны горизонта.

1

7

Компас и правила пользования им.

1

8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу,

местным признакам и природным объектам.

1

Формы поверхности  Земли (4 часа)

9

 Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

1

Текущий

Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция восприятия времени.

10

 Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы..

1

11

 Овраги, их образование.

1

12

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

1

Вода на Земле ( 10 часов)

13

Вода на Земле.                

1

Текущий

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

14

Родник его образование.

1

15

Колодец, водопровод.

1

16

Река, её части.

1

17

Как люди используют реки.

1

18

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

1

19

Болота, их осушение.

1

20

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

1

21

Острова и полуострова.

1

22

Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

1

План и карта (10 часов)

23

 Рисунок и план предмета.

1

Текущий

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Развитие пространственного восприятия.

24

 Масштаб, измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

1

25

План класса.

1

26

 План школьного участка        

1

27

Условные знаки плана местности.

1

28

План и географическая карта. Основные направления на карте.   Масштаб карты.

1

29

Условные цвета физической карты

1

30

Условные знаки физической карты (границы. города, моря, реки…)

1

31

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1

32

Обобщение по теме «План и карта».

1

Практическая работа

Земной шар (14 часов) 

33

Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне.

1

Текущий

Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости

34

Планеты.

1

 

35

Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

1

 

36

Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

1

 

37

Физическая карта полушарий.

1

 

38

Распределение воды и суши на земле.

1

 

39

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

 

40

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

1

 

41

Первые кругосветные путешествия.

1

 

42

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности .

1

 

43

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1

 

44

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

1

 

45

Природа тропического пояса.

1

 

46

Природа умеренных и полярных поясов.

1

Карта России (19 часов)

47

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – Москва.

1

 

Текущий

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

48

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1

 

Текущий

49

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

1

50

Моря Тихого и Атлантического океанов

1

 

51

Острова и полуострова России.

1

 

52

Работа с контурными картами.

1

 

53

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1

54

Работа с контурными картами.

1

 

55

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

1

 

56

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

1

 

57

Работа с контурными картами.

1

 

58

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1

 

59

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1

 

60

Реки Сибири: Обь, Енисей.

1

 

61

Реки: Лена и Амур.

1

 

62

Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийской море.

1

 

63

 Работа с контурными картами

1

 

64

Наш край на карте России.

1

 

65

Наш край на  карте России.

1

 

Повторение (3 часа)

66

Повторение начального курса физической географии.

1

 

Текущий

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

67

Повторение начального курса физической географии

1

68

Итоговая работа

1

Тестовые задания.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

 


Контроль уровня обученности:

 

Практические работы:

Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.

        Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

        Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

        Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

        Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

        Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

        Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

        Изготовление топографического лото.

        Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

        Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

        Проведение опытов, доказывающих:

  1. растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
  2. очистка воды фильтрованием.

Упражнение в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения.

Путешествия (на карте) по нашей стране.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся  должны уметь:

называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

выполнять рекомендуемые практические работы;

соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся  должны знать:

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений

природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость бережного  отношения к ней; основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Система контрольно – измерительных материалов.

 Итоговый тест по курсу география         I ВАРИАНТ

1. Моделью Земли является:

  1. Глобус
  2. Карта
  3. План
  4. Атлас

2. Географическая широта – это расстояние от:

  1. Экватора
  2. Северного полюса
  3. Начального меридиана
  4. Москвы

3. День 21 марта в северном полушарии называют днём:

  1. Летнего солнцестояния
  2. Весеннего равноденствия
  3. Осеннего равноденствия
  4. Зимнего солнцестояния

4. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:

  1. 1:2 500
  2. 1:25 000
  3. 1:250 000
  4. 1:25 000 000

5. Внутреннее строение Земли:

  1. Мантия, ядро, земная кора
  2. Ядро, мантия, земная кора
  3. Земная кора, ядро, мантия
  4. Мантия, земная кора, ядро

6. Горные породы образованные в результате накопления веществ выпавших в осадок на дне водоёмов называются:

  1. Метаморфическими
  2. Осадочными
  3. Магматическими
  4. Органическими

7. Горы на карте обозначаются цветом:

  1. Голубым
  2. Жёлтым
  3. Зелёным
  4. Коричневым

8. Смена времён года вызвана:

  1. Вращением Земли вокруг своей оси
  2. Вращением Земли вокруг солнца
  3. Наклоном земной оси
  4. Орбитой годового вращения Земли

9. Облака образуются большей частью в:

  1. Стратосфере                                                                                  в)   Ионосфере
  2. Тропосфере                                                                                    г)   Верхних слоях атмосферы

10. Если в течении суток самая высокая температура +24°С, а самая низкая +10°С, то суточная амплитуда равна:

  1. 34°С
  2. 24°С
  3. 14°С
  4. 4°С

11. На метеорологических станциях давление определяют с помощью:

  1. Гигрометра
  2. Термометра
  3. Флюгера
  4. Барометра

12. Входящая в состав гидросферы вода находится в:

  1. Жидком состоянии
  2. Твёрдом состоянии
  3. Газообразном состоянии
  4. Во всех перечисленных

13. Река НЕ может брать начало из:

  1. Болота
  2. Озера
  3. Моря
  4. Родника

14. Главная причина широтной зональности:

  1. Изменение тепла  и влажности с высотой
  2. Изменение тепла и влаги от экватора к полюсам
  3. Изменение тепла и влаги по сезонам года
  4. Изменение тепла и влаги из-за рельефа
  5. 15. Какой буквой на карте отмечены:
  6. 1.Америка
  7. 2.Берингов пролив
  8. 3.Горы Гималаи
  9. 4.Индийский океан

Ключ ответов к итоговому тесту(6 класс)                                                    № варианта…1

             №  

              вопроса

№ ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

a

х

х

х

1

б

х

х

х

х

х

2

в

х

х

х

4

г

х

х

х

3

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по географии

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки  и 1 - 2 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.

Литература и средства обучения

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.

  1. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2011г.

  1. Т.М. Лифанова, «Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии». Учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2011г

 

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального  развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,2000.            –   С152-172.

  1.  Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-             развивающая направленность обучения и воспитания  умственно отсталых   школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
  2. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
  3. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания .


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное   общеобразовательное учреждение

«Горная   средняя    школа»

                                                                                                

662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.

Тел. 94-2-71, 94-3-43. Email: NIL2008@yandex.ru

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Скучилова Н.В./____________/

Протокол № ___ от «__»____________20_16__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Шумилова Н.Н./______________/

«__»____________20_16__г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Горная СШ»

Коваленко Л.В. /______________/

Приказ № ___ от «__»_____________2016___г.

 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

География

7 класс

Мельниченко Ольга Михайловна, 1кк

п. Горный

2016 - 2017  учебный год

Информационный лист

Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 класса составлена на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012»;

Основной образовательной программы МКОУ « Горная СШ»;

Адаптированной  образовательной  программой МКОУ « Горная СШ» для учащихся с ОВЗ  на 2016 – 2017учебный год.

Программа ориентирована на учебник «География » для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Авт.-сост. Лифанова Т.М; Соломина Е.Н,Москва: «Просвещение», 2015.

Рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.  

Программа предполагает: практических работ-18.Проверочных работ-8. Итоговая работа-1.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» для 7класса составлена на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012»;

Основной образовательной программы МКОУ  «Горная СШ»;

Адаптированной  образовательной  программой МКОУ  «Горная СШ» для учащихся с ОВЗ  на 2016 – 2017 учебный год.

  Основная цель « географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Начальный курс география-6» и «Природоведение»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 7 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
  • Приобщить к терминологическому языку географии и продолжать формировать  пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • Продолжать знакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

Состав класса:

Терехов Николай, Мосунов Сергей, Иордан Дарья, Бурдукова Алина.

Характеристика

У данных детей имеется ограниченный запас представлений об окружающем мире. Это проявляется в малом объеме, в неточности и фрагментарности знаний, трудностях их систематизации, в неумении использовать имеющиеся знания при решении конкретных задач в различных видах деятельности.

Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (отсутствие многих обобщений, неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому свойству).

Психологические особенности.

Неустойчивое внимание.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

Недостаточное развитие самоконтроля в области языковых явлений.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной
работы;

в) недостаточное развитие связной речи.

На основе изучения географии шестиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интерес. Географические знания помогут учащимся лучше ориентироваться на местности, эстетически воспринимать и любить свою страну. Это обусловит значительную воспитательную роль географии, а в дальнейшем - естествознания.

 

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:  фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные;

Контроль знаний учащихся проводится в форме тестирования и практических работ.

Содержание адаптированной рабочей программы.

  Адаптированная рабочая программа состоит из трех блоков образовательный, коррекционный и воспитательный.

Образовательный блок включает в себя разделы: 

Особенности природы и хозяйства России

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

Европейская и Азиатская части России.

Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России,

Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.

Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли,

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

Региональный компонент. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Полезные ископаемые Иркутской области. Пути рационального использования.

Природные зоны России  

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь  

Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

Зона тундры

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры.

Хозяйство. Население и его основные занятия.  Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона

Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

Обобщающий урок по лесной зоне.

 Степи

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения Зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.  Охрана природы зоны степей.

 Полупустыни и пустыни

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы.

Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Субтропики

Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность в горах .

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.

Практические работы

Работа с физической картой и картой природных зон России.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

Коррекционный блок:

Основные направления работы

Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

развитие качественной характеристики лексических средств;

выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

развитие внимания и интереса к слову;

развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.

Совершенствование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение, работа над предложением). Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.

Развитие диалогической и монологической форм речи, связной речи.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию
речевых умений:

устойчивости внимания;

наблюдательности;

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приемов самоконтроля;

познавательной активности;

произвольности общения и поведения.

Формирование коммуникативных навыков в адекватных ситуациях.

Воспитательный блок направлен на: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви.

        

Структура курса.

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических

Экскурсий

1

Особенности природы и хозяйства России

13

13

-

2

Природные зоны России

55

55

-

3

Зона арктических пустынь

5

5

-

4

Зона тундры

6

6

-

5

Лесная зона

19

19

-

6

Зона степей

10

10

-

7

Зона полупустынь и пустынь

9

9

-

8

Зона субтропиков

2

2

-

9

Высотная поясность в горах

6

6

-

ВСЕГО

68

68

-



Календарно – тематическое планирование

Тема урока.

Часы

Дата

Вид контроля (знать) .

Выполнение практической части программы (уметь).

коррекция

 

I

Особенности природы и хозяйства России  (13 часов)

1

Географическое положение России на карте мира.  Практическая работа №1 «Географическое положение России»

1

Особенности геогр. положения. Границы и приграничные территории и государства.

Нанесение изученных объектов на контурную карту России. ПР.Р. №1

   Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения).

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

2

Европейская и Азиатская части России.

1

Граница между Европой и Азией. Территориальное деление

Нанесение изученных объектов на контурную карту России.

3

Европейская и Азиатская части России.

1

Граница между Европой и Азией. Территориальное деление

Нанесение изученных объектов на контурную карту России.

4

Административное деление России. Федеральные округа.

1

Российская Федерация. Субъекты Федерации

Нанесение изученных объектов на контурную карту России.

5

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

1

Горы и равнины России.

Нанесение изученных объектов на контурную карту России.

6

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

1

Природные ресурсы. Месторождения ПИ. Условные знаки ПИ.

Нанесение на контурную карту основных месторождений полезных ископаемых России. ПР.Р. №2

7

Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

1

Климатические пояса. Климат Севера, Европейской части, Сибири, юга России.

Работа с физической картой России.

8

Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

1

Понятие «водные ресурсы», реки и озёра России. Решение экологических проблем.

Работа с физической картой России.

9

 Население России. Народы России.

1

Многонациональность России. Вероисповедания народов России. Городское и сельское население.

Работа с картой плотности населения России

10

Промышленность – основа хозяйства, её отрасли.

1

Отрасли промышленности. Выпускаемая продукция.

11

 Сельского хозяйства, его отрасли.  

1

Ведущие отрасли сельского хозяйства России. Продукция сельского хозяйства. Экологические проблемы и их решения.

12

Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России.  

1

Развитие Европейской и Азиатской частей России. Решение Экологических проблем РФ.

13

  Повторение темы: «Особенности природы и хозяйства России».

1

   Проверка качества знаний

тест

 

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ (55 часов).

14

Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.

Практическая работа№5

1

Понятие природной зоны, климатические пояса России. Значение знаний о прир. зонах для развития с\х, жизни людей.

Работа с физ. картой и картой природных зон России

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

 

Зона арктических пустынь.

15

 Положение на карте.

1

Легенда карты, чтение карты.

Работа с картой природных зон России

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

16

Климат. Растительный и животный мир. Практическая работа №6

 

1

Особенности клим. условий зоны арктических пустынь.

17

Население и его основные занятия. Северный морской путь.

1

Коренное население тундры: якуты, ненцы, чукчи. Основные занятия населения

18

 Повторение темы «зона арктических пустынь».

1

   Проверка качества знаний

 тест

        Зона тундры        

19

Положение на карте.  Рельеф и полезные ископаемые.

1

Работа с легендой карты. Названия островов и полуостровов тундры. Рельеф, полезные ископаемые

Работа с к\картой, обозначение границ природной зоны. ПР.Р.№4

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

20

Климат. Водоёмы тундры.

1

Суровый край, полярная ночь, полярный день, вечная мерзлота. Болота. Водоемы зоны тундры.

Нанесение изученных объектов на контурную карту России.

21

 Растительный и животный мир.

1

  Влияние климатических. Условий на животный и  растительный мир тундры.

Запись и зарисовка типичных растений и животных для тундры  ПР.Р.№5

22

Хозяйство. Население и его основные занятия.

1

Малые народы, населяющие зону тундры. Основные занятия коренных народов Севера.

Составление таблицы «Основные занятия населения зоны тундры».

23

Города: Мурманск, Архангельск. Нарьян–Мар,Норильск, Анадырь.

1

Инфраструктура городов, промышленность.

Нанесение на к\карту.

24

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

1

Заповедные места тундры. Меры, принимаемые человеком для сохранения хрупкой природы тундры.

Нанесение изученных объектов на контурную карту России.

 

ЛЕСНАЯ ЗОНА. 

25

Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.

1

Местоположение лесной зоны. Рельеф. Месторождения полезных ископаемых. Решение экологических проблем.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов, обозначение условных границ природной зоны. ПР.Р.№6

 Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения).

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

26

Климат. Особенности природы.

1

Климатические особенности, европейской и азиатской частей лесной зоны.

27

Растительный мир. Хвойные леса.

1

Влияние климатических условий на животный и  растительный мир.

Запись и зарисовка типичных растений и животных лесной зоны.  

28

Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

1

Реки, протекающие по территории лесной зоны. Особенности рек, озёр. Использование их человеком. Решение экологических проблем.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов. ПР.Р.№7

29

Природные богатства лесной зоны.  

1

Сравнительная характеристика растительности тундры и лесной зоны. Виды лесов. Виды растений.

Запись в тетради типичных растений хвойных лесов. Зарисовка. ПР.Р.№8

30

Смешанные леса.

1

Растения смешанных лесов. Сравнение европейской и азиатской части зоны.

Запись в тетради типичных растений смешанных лесов.

ПР.Р.№8

 Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения).

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

 

31

Лиственные леса.

1

Растения лиственных лесов. Сравнение европейской и азиатской части зоны.

Запись в тетради типичных растений лиственных лесов. ПР.Р.№8

32

Животный мир лесной зоны.

1

Сравнительная характеристика животных лесной зоны и тундры. Травоядные, всеядные, хищники.

Запись в тетради типичных животных смешанных и лиственных лесов.ПР.Р.№8

33

Пушные звери.

1

Особенности пушных животных. Разведение пушных зверей.

34

Какую пользу приносит лес. Лесной промысел. Охота.

1

Роль леса в жизни людей. Польза леса для населения. Охрана лесов.

35

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

1

Особенности развития промышленности и с\х Центральных областей РФ.

36

Города Центральной России.

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

37

Особенности развития хозяйства Северо–Западной России.

1

Особенности развития промышленности и с\х Северо-Западных областей РФ.

 Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

38

Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

39

Западная Сибирь.

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

40

Восточная Сибирь.

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

41

Дальний Восток.

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

42

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

1

Значение леса в жизни человека. Охрана лесов. Заповедники.

Запись заповедников, нахождение их на карте.

43

 Повторение темы «Лесная зона»

1

Проверка качества знаний

тест

 

ЗОНА СТЕПЕЙ.

46

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.

1

Общая характеристика зоны степей. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.  Нанесение условных границ природной зоны. ПР.Р.№9

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в паре.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

47

Растения зоны степей.

1

Виды растений. Особенности флоры.

Заполнение таблицы:   «Растения зоны степей».ПР.Р.№10

48

Животный мир степей.

1

Особенности фауны степной зоны. Влияние климата на животный мир.

Заполнение таблиц «Животные чернозёмных степей, «Приспособление животных к жизни в степной зоне».ПР.Р.№11

   49

Хозяйство. Население и его основные занятия.

1

Промышленность и с\х зоны степей. Особенности ведения с\х.

Народы, проживающие на территории зоны степей, малые народы, особенности жизнедеятельности.

 

50

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в паре.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

51

Города степной зоны: Ростов–на-Дону, Ставрополь, Краснодар.

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

52

Охрана природы зоны степей.

1

Заповедники и заказники зоны степей. Экологические проблемы и пути их решения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

53

Повторение темы «Зона степей»

Проверка качества знаний

тест

 

ПОЛУПУСТЫНИ И ПУСТЫНИ.

54

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

1

Общая характеристика зоны пустынь и полупустынь. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны. ПР.Р.№12

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

55

Климат. Реки. Охрана природы.

1

Характеристика клим. условий (континентальный климат). Реки: Волга, Ахтуба, характеристика, значение в жизни человека. Солёные озёра: Эльтон, Баскунчак. Астраханский заповедник.

Работа с физической картой России.

56

Растительный мир и его охрана.

1

Флора пустынь и полупустынь (саксаул, типчак, солянка, перекати-поле, верб. колючка). Особенности растений, приспособление к клим. условиям.

Заполнение таблицы «Растения пустыни».ПР.Р.№13

57

Животный мир. Охрана животных.

Особенности фауны, приспособление животных к клим. условиям.

Заполнение таблицы «Приспособленность животных к сухому жаркому климату»ПР.Р.№14

58

Хозяйство. Основные занятия населения.

1

Народы, населяющие зону. Основные занятия населения. Особенности промышленности и с\х.

Вычерчивание схемы, устанавливающей причинно-следственные связи «Пустыня».ПР.Р.№15

59

Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия  населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

60

Повторение темы «Зона пустынь и полупустынь»

Проверка качества знаний

тест

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

 

СУБТРОПИКИ.

61

Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.

1

Общая характеристика зоны субтропиков. Рельеф, полезные ископаемые. Клим. условия. Особенности рек. Проблемы региона. Особенности флоры и фауны, влияние климата на животный и растительный мир.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны. ПР.Р.№16

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

62

Курортное хозяйство. Населения, его основные занятия. Города - курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения. Традиции, культура, быт, национальный состав. Основные занятия.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ. 

63

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

1

Общая характеристика природной зоны. Рельеф, полезные ископаемые. Климатические условия.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны. ПР.Р.№17

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

64

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах .ПР.Р.№18

65

Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

66

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

67

Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.

166-169

1

Инфраструктура городов, промышленность, занятия населения. Ёё влияние на занятия населения.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

68

Обобщающий урок по географии России.

1

Проверка качества знаний

Итоговый тест

 


Контроль уровня обученности:

  

Практические работы:

 Нанесение на к\карту изучаемых объектов, обозначение условных границ природной зоны.

Нанесение на к\карту изучаемых объектов

Нанесение на к\карту изучаемых объектов.  Нанесение условных границ природной зоны.

Заполнение таблицы:   «Растения зоны степей».

Заполнение таблиц «Животные чернозёмных степей, «Приспособление животных к жизни в степной зоне». Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны.

Заполнение таблицы «Приспособленность животных к сухому жаркому климату»        

Вычерчивание схемы, устанавливающей причинно-следственные связи «Пустыня».        

Нанесение на к\карту изучаемых объектов. Нанесение условных границ природной зоны.        

(арктических пустынь, тундры, лесной зоны, степей, пустынь).        

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1.Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы.

Знать: положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

Уметь: показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России.

2.Природные зоны России

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы.

Знать: природные зоны России; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

Уметь: давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами; показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе; делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать участие в мероприятиях о охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

3.Зона арктических пустынь

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. 

Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

4.Зона тундры

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

5.Лесная зона

Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

6.Зона степей

Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени.

Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

7.Зона полупустынь и пустынь

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания.

Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

8.Зона субтропиков

Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

9.Высотная поясность в горах

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

Система контрольно – измерительных материалов.

Контрольная работа по географии в конце года

1. Напиши последовательность природных зон, двигаясь с севера на юг:      - зона степей

         - зона арктических пустынь

         - зона лесов

         - зона пустынь

         - зона тундры

         - зона субтропиков

2. Распределите растения по природным зонам в таблице:

   перекати-поле, мхи, лишайники, сосна, пальма, береза,    верблюжья колючка, ковыль, карликовая ива, полынь, голубика,    солянка, кипарис, клен, саксаул, пихта, эвкалипт.

Арктич. пустыни

тундра

леса

степи

пустыни

субтропики

3. Распределите животных по природным зонам в таблице:

   черепаха, бурый медведь, песец, верблюд, антилопа-сайгак,    белый медведь, полярная куропатка, северный олень, лиса,    кобра, хомяк, рысь, тюлень, тигр, куница, суслик, скорпион.

Арктич. пустыни

тундра

леса

степи

Пустыни

4. Обозначь условными знаками погоду сегодняшнего дня.

5. Как называется полуостров, на котором мы живем?

6. Какие горы России ты знаешь?

7. Выбери правильное определение:

   чум      1. переносное жилище народов Севера

            2. постоянное жилище народов Азии

            3. название жилища народов Кавказа

  бахча     1. отрасль сельского хозяйства

            2. поле, на котором выращивают арбузы и дыни

           3. песчаные холмы

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по географии

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки  и 1 - 2 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.

Литература и средства обучения

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.

  1. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2011г.

  1. Т.М. Лифанова, «Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии». Учебное пособие для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2011г

 

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального

     развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,2000.            –   С152-172.

  1.  Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-             развивающая направленность обучения и воспитания  умственно отсталых   школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
  2. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
  3. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и  воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочие программы по физике 8,9 (коррекция) классы

Программы ориентированы на учебник «Физика» для 8,9 классов  Пёрышкин А.В. Физика-8. — М.: Дрофа, 2013;Расcчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. ...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.ФГОС

Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г....