Рабочая программа по географии 5-9 класс 2016
рабочая программа по географии на тему

Шушпанова Ирина Вячеславовна

Рабочая программа по географии  5-9 класс 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiya5-9kl.docx91.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
  • Учебный план МБОУ ООШ№12 х. Мамацев.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Планируемыми результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

5–6 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать (понимать)

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры географических объектов;
  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы, объекты и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием географической информации;
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
  • части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа;
  • части Мирового океана;
  • виды вод суши;
  • причины изменения погоды;
  • типы климатов;
  • виды ветров, причины их образования;
  • виды движения воды в океане;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного  давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • строить простые планы местности;
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать (понимать):

  •  географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
  •  причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
  •  основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
  •  связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
  •  причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
  •  географию крупнейших народов Земли.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
  • выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
  • проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
  • сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов.

Учащиеся должны знать (понимать):

  •  географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
  •  причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
  •  связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
  •  факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
  •  основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
  •  крупнейшие городские агломерации нашей страны;
  •  причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
  •  географию народов, населяющих нашу страну.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; демографические показатели, предусмотренные программой; факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • выдвигать на основе статистических данных гипотезы динамики численности населения России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации географических явлений и процессов на территории России; критерии для сравнения, сопоставления, места России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;
  • выявлять противоречивую информацию при работе с несколькими источниками географической информации; тенденции в изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • делать прогнозы изменения географических систем и комплексов;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о демографических показателях, характеризующих население России, для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; знания о факторах и особенностях размещения предприятий отраслей хозяйства России для решения практико-ориентированных задач;
  • моделировать географические объекты и протекание явлений с использованием компьютерной техники;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • обосновывать гипотезы о динамике численности населения России и других демографических показателях; гипотезы от изменении структуры хозяйства страны; пути социально-экономического развития России;
  • объяснять особенности компонентов природы России и её отдельных частей; особенности населения России и её отдельных регионов; особенности структуры хозяйства России и её отдельных регионов; роль России в решении глобальных проблем человечества;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь хозяйственную деятельность человека; возможные изменения географического положения России; особенности взаимодействия природы и общества в пределах регионов России; природные условия и ресурсообеспеченость страны в целом и отдельных территорий в частности; возможные последствия изменений природы отдельных территорий страны; изменение ситуации на рынке труда; районы России по природным, социально-экономическим, экологическим показателям; социально-экономическое положение страны в целом и отдельных её регионов; место и роль России в мире по социально-экономическим показателям; социально-экономические перспективы развития России;
  • представлять в различных формах географическую информацию;
  • проводить по разным источникам информации социально-экономические и физико-географические исследования, связанные с изучением России и её регионов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и отдельных её регионов; демографические процессы и явления населения России и её отдельных регионов; показатели, характеризующие структуру хозяйства;
  • сравнивать качественные и количественные показател, характеризующие географические объекты, процессы и явления; особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; социально-экономические показатели России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания; текстовые и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства России и её регионов;
  • сопровождать выступление об особенностях природы, населения и хозяйства России презентацией;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений; комплексные географические характеристики районов разного ранга;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Содержание учебного предмета

География. Введение в географию

(5 класс, 35 часов)

Тема 1. Наука география

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Тема 2. Земля и её изображение

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Тема 3. История географических открытий

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Тема 4. Природа Земли

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Тема 5. Путешествие по планете Земля

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

НРиЭО

Приемы ориентирования на местности

Общая характеристика сезонов года и фенологические наблюдения

Наблюдения погоды и других явлений природы

Опасные природные явления

Резерв времени

География. Начальный курс

(6 класс, 35 часов)

Содержание программы

Тема 1. Земля как планета

Земля и Вселенная.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Тема 2. Географическая карта

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.  Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Тема 3. Литосфера

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Тема 4. Атмосфера

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Тема 5. Гидросфера

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Тема 6. Биосфера

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Тема 7. Почва и географическая оболочка

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

НРиЭО

План местности родного края.  

Рельеф, полезные ископаемы Республики Адыгея

Климат своей местности

Реки, озера Адыгеи

Резерв времени

География. Материки и океаны

(7 класс, 70 часов)

Раздел 1. Планета, на которой мы живем

Тема 1.  Литосфера – подвижная твердь

Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

  1. Тема 2. Атмосфера – мастерская климата

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Тема 5. Человек – хозяин планеты

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля

Тема 1. Африка — материк коротких теней

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Тема 2. Австралия — маленький великан

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Тема 3. Антарктида — холодное сердце

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Тема 4. Южная Америка — материк чудес

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.  Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки.  Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Тема 6. Евразия  – музей природы

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

НР и ЭО

Природные комплексы на территории РА.

Водохранилища РА 2ч.

Растительный и животный мир умеренного пояса.

Памятники природы РА 2ч.

Роль полевых исследований при изучении окружающей среды РА.  

Резерв времени

География России 8-9 класс.

Часть 1. Природа России

8 класс (70 часов)

Тема 1. Географическая карта и источники

географической информации

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности

Тема 2. Россия на карте мира

Географическое положение России.  Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы.  Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.

Тема 3. История изучения территории России

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции  XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Тема 4.  Геологическое строение и рельеф

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Тема 5. Климат России

Факторы, определяющие климат России.  Солнечная радиация.  Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Тема 6. Гидрография России

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек.  Озёра. Виды озер и их распространение по территории России.  Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды.  Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Тема 7. Почвы России

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их  свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Тема 8. Растительный и животный мир России

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.  

Тема 9. Природные зоны России

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Тема 10. Крупные природные районы России

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

НР и ЭО

Географическое положение и границы РА

Климат РА

Внутренние воды РА

Почвы РА

Животный мир РА

Памятники природы РА

Природоохранные территории РА.

Заключение. Природа и человек

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий

Часть II. Население и хозяйство России

9 класс (70часов)

Введение

Тема 2. Природа и человек

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Тема 3. Население России

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.  Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда

Тема 4. Отрасли хозяйства России

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.  Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт  и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.

Калининградская область — самая западная территория России.

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

НР и ЭО

Население и трудовые ресурсы РА

Национальный состав населения РА

Общая характеристика народного хозяйства РА

Промышленность РА

Агропромышленный комплекс РА

Территориальная организация народного хозяйства РА

Производственная и социальная инфраструктура РА.

Города и районы РА

Заключение

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Наука география

2

2

Земля и её изображение

5

3

История географических открытий

12

4

Путешествие по планете Земля

9

5

Природа Земли  

2

6

НР и ЭО

4

7

Урок обобщения знаний

1

Итого  

35

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

Наименование темы

Общее количество часов

1

Введение.

2

2

Земля как планета.

3

3

 Способы изображения земной поверхности.

6

4

Литосфера.

4

5

 Атмосфера.

7

6

Гидросфера.

2

7

Биосфера.

4

8

 Почвы и геосфера.

2

9

НР и ЭО

4

10

Повторение

1

Итого:

35

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ  

1

Тема 1. Мировая суша

5

2

Тема 2. Поверхность Земли

3

3

Тема 3. Атмосфера

2

4

Тема 4. Мировой океан

2

5

Тема 5. Геосфера

2

6

Тема 6. Человек

4

Раздел 2. МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

7

Тема I. Африка

9

8

Тема 2. Австралия

5

9

Тема 3. Антарктида

2

10

Тема 4. Южная Америка

8

11

Тема 5. Северная Америка

8

12

Тема 6. Евразия

10

13

НР и ЭО

7

14

Повторение

1

Итого

70

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Географическая карта и источники географической информации

3

2

Россия на карте мира

4

3

История изучения территории России

13

4

Климат России

8

5

Гидрография России

9

6

Почвы России

3

7

Растительный и животный мир России

4

8

Природные зоны России

6

9

Крупные природные районы России

10

10

НР И ЭО

7

11

Заключение. Природа и человек

2

ИТОГО

70

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение

1

2

Россия на карте

6

3

Природа и человек

5

4

Население России

9

5

Отрасли хозяйства России

19

6

Природно-хозяйственная характеристика России

21

7

НР и ЭО

8

8

Заключение

1

Итого

70

Календарно- тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема раздела и  урока

            Дата      

  план                              

  факт

Раздел I.Наука география 2 ч

1.

Что такое география.

2.

Методы географических исследований

Раздел 2 Земля и её изображение    5 ч 

3.

От плоской Земли к земному шару

4.

Форма, размеры и движение Земли

5

Глобус и карта

6

Ориентирование на местности

7

Урок обобщения и контроля по теме: Земля и её изображение    

Раздел 3 История географических открытий 12 час

8

По следам путешественников каменного века

9

Путешественники древности

10

Путешествие морских народов

11

Первые европейцы на краю Азии

12

Хождение за три моря

13

Морской путь в Индию

14.

Открытие Америки

15

Первое кругосветное плавание

16

Открытие Южного материка

17

Поиски Южной земли продолжаются

18

Русские путешественники. Вокруг света под русским флагом

19

Урок обобщения по теме: История географических открытий

Раздел 4 Путешествие по планете Земля 9 час

20

Мировой океан и его части

21

Значение Мирового океана для природы и человека

22

Путешествие по Евразии

23

Путешествие по Африке

24

Путешествие по Северной Америке.

25

Путешествие по Южной Америке

26

Путешествие по Австралии

27

Путешествие по Антарктиде    

28

Урок обобщения и контроля: Путешествие по планете Земля

Раздел 5 Природа Земли 2ч    

29

Что такое природа?

30

Оболочки Земли

НРиЭО 4ч

31

Приемы ориентирования на местности

32

Общая характеристика сезонов года и фенологические наблюдения

33

Наблюдения погоды и других явлений природы

34

Опасные природные явления

35

Урок обобщения знаний по курсу

Календарно тематическое планирование 6 класс

Тема урока

Дата

Дата

План

Факт

Введение 2ч.

1

Что такое география?

2

Из истории географических открытий

Земля как планета 3.

3

Планеты Солнечной системы

3

 Форма, размеры и движение  Земли

5

Времена года. Пояса освещенности

Литосфера 6ч.

6

Строение земного шара. №1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

7

Виды горных пород

8

Полезные ископаемые

9

Движения земной коры.

10

Выветривание горных пород. №5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

11

Рельеф суши и дна океана. №6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)

Гидросфера 4ч.

12

Единство гидросферы. №9. Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды.

13

Мировой океан. №10. Нанесение на к/к объектов гидросферы.

14

Воды суши: реки и озера. №11. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

15

Воды суши: подземные воды и природные льды. №12. Описание по карте географического положения одной  из крупнейших рек Земли.

Атмосфера 7ч

16

Строение атмосферы.

17

Температура воздуха.

18

Атмосферное давление.

19

Движение воздуха.

20

Вода в атмосфере.

21

Погода. №7.Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

22

Климат №8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление    причин  изменения погоды.

Биосфера 2ч.

23

Царства живой природы.

24

Биосфера и охрана природы. №13. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Почва и геосфера 4ч.

25

Почва. №14. Изучение строения почвы на местности.

26

Природный комплекс. №15. Описание природных зон Земли по географическим картам.

27

Природные зоны. №16. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

28

Система географических координат. №1 Определение по карте географических  координат различных географических объектов.

Географическая карта 2 ч.

29

Масштаб карты. Виды условных    знаков. №2Определение направлений и расстояний по карте.

30

Стороны горизонта. №3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

НР и ЭО 4 ч.

31

План местности родного края.  

32

Рельеф, полезные ископаемы Республики Адыгея

33

Климат своей местности

34

Реки, озера Адыгеи

35

 Повторение по теме: «Изображение рельефа на карте»

Календарно тематическое планирование 7 класс

Раздел

Тема урока

Дата

Факт

План

Раздел 1.Планета,на которой мы живем

Тема 1.Литосфера – подвижная твердь  5ч.

1

Суша в океане

2

Геологическое время

3

Строение земной коры

4

Литосферные плиты и современный рельеф. Пр. р. №1 Составление картосхемы «Литосферные плиты»

5

Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы

Атмосфера и климаты Земли  3ч.

6

Пояса планеты. Воздушные массы и климатические пояса

7

Климатообразующие факторы. Пр. Р. №2 Определение показателей климата

разных регионов планеты

8

Пр.р.№3Определение типов климата по предложенным климатограммам

Гидросфера. Мировой океан  - синяя бездна  4ч.

9

Мировой океан и его части

10

Движение вод Мирового океана

11

Органический  мир океана

12

Особенности отдельных океанов

Пр. р. №4 Построение профиля дна океана по одной из параллелей

Геосфера  2ч.

13

Географическая оболочка

Пр.р. №5 и 6 Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание

природных зон Земли по картам

14

Зональность географической оболочки

Пр.№7 Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах

Земля – планета людей. Человек разумный. 4ч.

15

Освоение Земли человеком.

16

Охрана природы

17

Население Земли

Пр.р№8 Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения

разных регионов и стран мира

18

Страны мира

Раздел 2.Материки планеты Земля.

Тема 1.Африка 9ч

19

Географическое положение и история исследования Африки

Пр.р №9

Определение координат крайних точек материка, его протяженности

20

Геологическое строение и рельеф Африки

Пр.р№10

Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

21

Климат Африки

22

Гидрография Африки

23

Разнообразие природы Африки

24

Население Африки.

25

Регионы Африки: Северная и Западная Африка

26

Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка

27

 Обобщающее повторение по теме «Африка»

Австралия  5ч.

28

Географическое положение. История открытия и исследования.

Пр.р №11Сравнение гп Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материка

29

Компоненты природы Австралии

30

Особенности природы Австралии

31

Австралийский Союз

32

Океания

Антарктида 2ч.

33

Географическое положение и история исследования Антарктиды

34

Особенности природы Антарктиды.

Южная Америка  8ч.

35

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования

36

Геологическое строение и рельеф Южной Америки        

                                             

37

Климат Южной Америки

38

Гидрография Южной Америки

39

Разнообразие природы Южной Америки

Пр.р.№12 Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных

комплексов материка с использованием карт

40

Население Южной Америки

41

Регионы Южной Америки

42

Обобщающее повторение темы «Южная Америка»

Северная Америка 8ч.

43

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования

46

Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

47

Климат Северной Америки

48

Гидрография Северной Америки

49

Разнообразие природы Северной Америки

50

Население Северной Америки

51

Регионы Северной Америки

Пр. р. №13

  Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения

52

Обобщающее повторение темы «Северная Америка»

Евразия 10ч.

53

Географическое положение.  История исследования Евразии

54

Геологическое строение и рельеф Евразии

55

Климат Евразии

56

Гидрография Евразии

57

Разнообразие природы Евразии

58

Население Евразии

59

Регионы Европы: Средняя и Северная Европа.

60

Регионы Европы: Южная и Восточная Европа.

61

Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Центральная Азия

62

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия

Пр. р. №14

 Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам

атласа и другим источникам географической информации

НР и ЭО 7ч.

63

Природные комплексы на территории РА.

64

Водохранилища РА

65

Водохранилища РА

66

Растительный и животный мир умеренного пояса.

67

Памятники природы РА

68

Памятники природы РА

69

Роль полевых исследований при изучении окружающей среды РА.  

70

Повторение темы «Америка» и  «Евразия»

Календарно - тематическое планирование по географии 8 класс

Тема урока

Дата

План

Факт

Географическая карта и источники географической информации 3ч.

1

Географическая карта и ее математическая основа. Пр/р.№1 Определение на карте территории России

2

Топографическая карта. Пр/р.№2 Чтение топографической карты.

3

Космические и цифровые источники информации

Россия на карте мира 4ч.

4

Географическое положение России

5

Природные условия и ресурсы. Пр/р.№3 характеристика географического положения России

6

Часовые пояса и зоны

7

Пр/р.№4 Определение поясного времени для разных пунктов России

8

НРиЭО

Географическое положение и границы РА

История изучения территории России 13ч.

9

Русские землепроходцы XI-XVII  вв.

10

Пр/р.№5 обозначение на контурной карте географических объектов, открытых с XI по XVII  вв

11

Географические открытия в России XI-XVII  вв

12

Пр/р.№6 Анализ источников информации об истории освоения территории  России

13

Географические исследования  XXв

14

Роль географии в современном мире

15

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

16

Тектонические строение

17

Пр/р №7 выявление зависимости между строением и размещением полезных ископаемых.

18

Главные  черты рельефа России

19

Месторождения полезных ископаемых России

20

ПР/р.№8 Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

21

Литосфера и человек

22

НРиЭО

Природоохранные территории в РА

Климат России 8ч.

23

Факторы, определяющие климат России

24

Распределения тепла и влаги по территории России

25

Пр/р №9 Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей

26

Климатические пояса и типы климатов России. ПР/р№10 Анализ климатограмм

27

Воздушные массы и атмосферные фронты

28

Пр/р.№11 Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

29

Атмосферные вихри. Пр/р. №12Прогнозирование тенденций изменения климата

30

Атмосфера и человек

31

НРиЭО

Климат РА

Гидрография России 9ч.

32

Моря, омывающие территорию России

33

Пр/р.№13Составление характеристик и одного из морей, омывающих территорию России

34

Характеристика и реки

35

Реки России. Пр/р.№14 Составление характеристик и одной из рек России

36

Реки России

37

Озера и болота

38

Природные льды

39

Великое оледенение

40

Гидросфера и человек. Пр/р.№15 Объяснение закономерностей размещения вод и суши

41

НРиЭО Внутренние воды РА

Почвы России 3ч.

42

Формирование и свойства почвы

43

Пр/р.№16 Составление характеристик и зональных типов почв.

44

Зональные типы почв

45

НРиЭО

Почвы РА

Растительный и животный мир России 4ч.

46

47

Растительный и животный мир России

48

Ресурсы растительного и животного мира

49

Пр/р.№17 установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

50

НРиЭО

Животный мир РА

Природные зоны России 6ч.

51

Природные комплексы России. Пр/р.18 Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны.

52

Природные зоны Арктики и Субарктики. Пр/р.19 Составление описания одной из природных зон России.

53

Леса умеренного пояса

54

Лесостепь, степь и полупустыня

55

Высотная поясность

56

Природно-хозяйственные зоны

Крупные природные районы России 10ч

57

Островная Арктика

58

59

Восточно-Европейская равнина

60

Северный Кавказ

61

Крым

62

Уральские горы

63

Западносибирская равнина

64

Средняя Сибирь

65

Северо-Восточная Сибирь

66

Пояс гор Южной Сибири

67

Дальний Восток

68

НРиЭО

Памятники природы РА. Пр/р.№20 Составления описания природного района по плану.

Заключение. Природа и человек 2ч.

69

Итоговая контрольная работа

70

Итоговое повторение по теме: «Природа и человек»

Календарно тематическое планирование 9 класс

Тема урока

Дата

План

Факт

Введение 1ч

1

Экономическая и социальная география

РОССИЯ НА КАРТЕ 6ч

2

Экономико- и политико-географическое положение России

3

Формирование территории России

4

ПР/р.№1 Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану.

5

Административно-территориальное устройство России

6

Районирование территории России Пр/р №2 Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов

7

ПР/р.№3 Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК  5ч

8

Природные условия России

9

Пр/р. №4 Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов

10

Природные ресурсы России

11

Пр/р №5 Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России

12

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды

Население России 9ч

13

Численность населения России

14

Пр/р№ 6 Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности

15

Размещение населения России

16

Миграции населения

17

Сельская форма расселения

18

Пр/р №7 Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.

19

Этнический и религиозный состав населения

20

Трудовые ресурсы и рынок труда

21

Пр/р №8 Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России.

ОТРАСЛИ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ  19 ч.

22

Национальная экономика

23

Факторы размещения производства

24

Пр/р №9 Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.

25

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая

промышленность

26

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность

27

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика Пр/р 10 Описание отрасли по типовому плану

28

29

Пр/р№11Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности

30

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия

31

Металлургический комплекс. Цветная металлургия

32

Машиностроительный комплекс

33

Химическая промышленность

34

Лесная промышленность

35

Агропромышленный комплекс. Растениеводство

36

Агропромышленный комплекс. Животноводство

37

Зональная специализация сельского хозяйства. Пр/р №12 Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства

38

Пищевая и лёгкая промышленность

39

Транспортный комплекс. Пр/р №13 Описание транспортного узла

40

Нематериальная сфера хозяйства

Природно-хозяйственная характеристика России (21 час)

41

Европейский Север.

42

Европейский Север. Население, природные ресурсы

и хозяйство

43

Европейский Северо-Запад. Пр/р №14 Описание экономико-географического положения района

44

Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство

45

Центральная Россия.

46

Центральная Россия, Население и природные ресурсы

47

Центральная Россия. Хозяйство. Пр/р №15 Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района

48

Европейский Юг.

49

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хояяйотво

50

Поволжье.

51

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

52

Урал. Пр/р№16 Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района

53

Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство

54

Пр/р.№ 17 Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района

55

Западная Сибирь. Пр/р №18Составление комплексного описания района по типовому плану

56

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

57

Восточная Сибирь.

58

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

59

Дальний Восток.

60

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство

61

Пр/р №19 Сравнительная характеристика географического положения районов.

НР и ЭО 8ч.

62

Население и трудовые ресурсы РА

63

Национальный состав населения РА

64

Общая характеристика народного хозяйства РА

65

Промышленность РА

66

Агропромышленный комплекс РА

67

Территориальная организация народного хозяйства РА

68

Производственная и социальная инфраструктура РА.

69

Города и районы РА

Заключение (1 час)

70

Место России в мировой экономике. Пр/р №20 Определение по статистическим показателям место и роль России в мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы. 6-9 класс 2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ" 6-9 КЛАССЫ . МОСКВА ПРОСВЕЩЕНИЕ 2016...

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....