Движение воды в океане
проект по географии по теме

Илларионова Ирина Анатольевна

Преподавание географии с использованием УМК «Сферы». 6 класс 

Разработала: Илларионова Ирина Анатольевна.

Раздел: «Мировой океан».

Тема урока: «Движение воды в океане».

Цель урока:

 Сформировать у обучающихся знания о разных видах движения воды в Мировом океане; содействовать: развитию умения выделять причинно-следственные связи; воспитанию географической культуры и эстетическому восприятию географических объектов.

Задачи урока:               

  1. Образовательные:
  • На основе имеющегося опыта обучающихся создать у них представление о движении вод Мирового океана и причинах их вызывающих;
  • Продолжить формирование навыков выделять существенные признаки объектов;
  • Описывать причины образования приливных волн, цунами, течений.
  1. Развивающие:

Развивать:

  • логическое мышление (на основе усвоения обучающимися причинно-следственных связей между типами движения и причинами их вызывающими);
  • способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;
  • осмысленное запоминание понятий.
  1. Воспитательные:

Содействовать:

  • воспитанию положительного отношения к знаниям;
  • воспитанию самостоятельности;
  • воспитанию средствами урока уверенности в своих силах.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

            Ресурсы: Учебник, с. 86-87; Атлас; Контурные карты; Тетрадь-тренажёр; Тетрадь-практикум, Электронное приложение к учебнику.

Планируемые результаты:

  • Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана.
  • Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.
  • Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана.
  • Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения.
  • Знать/понимать основные понятия урока, основные виды движения воды, причины их возникновения, воздействия их на природу.

Технологическая карта урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный 

Приветствие, определение отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку. Готовность наглядных пособий и других средств обучения.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные: позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка целей и задач урока.

Целевая ориентация.

(Слайд 1. «Вид прибоя».) Звучит звуковое сопровождение «Звуки моря». 

    Закройте глаза и представьте то, о чём я вам рассказываю: «Куда не взглянешь, всё та же безбрежная равнина, слегка волнующая и рокочущая каким-то таинственным гулом, окаймлённая со всех сторон прозрачной синевой безоблачного купола. Вода тёплая и одновременно освежающая…»

    Расскажите мне о своих впечатлениях, о морской воде, продолжив фразу: (Слайд 2.)

«Морская вода…»

   Сегодня на уроке мы продолжаем с вами изучение Мирового океана.

- Без чего невозможно представить просторы океана или моря?

Да, это правильно. Поверхность океана никогда не бывает спокойной. Вода находится в постоянном движении. И волны – это лишь один из видов. Так как же будет звучать тема урока?

- Запишите в тетрадь. (Слайд 3. На нём тема урока)

- Какие же задачи стоят перед нами?

Обучающиеся включаются в работу. Рассматривают вид прибоя. Затем закрывают глаза, слушают «Звуки моря».

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов:

…солёная, …обладает определённой температурой, …находится в движении.

 

 

Ответ: Без волн. 

 

 

 

 

 

- Движение воды в Мировом океане.

Дети записывают тему урока.

 

- Какие виды движения вод бывают;

- Каковы причины их образования.

Коммуникативные: постановка вопросов; умение выражать свои мысли.

Познавательные: общеучебные: формулирование познавательной цели; логические: построение логической цепи рассуждений;

действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы.

Регулятивные:  целеполагание.

3. Актуализация знаний.

Проведём небольшой опыт. В стоящую на столе стеклянную посуду налита вода, она находится в состоянии покоя.

- Что нужно сделать, чтобы появились волны?

- Какой вывод можно сделать?

 

- Что ещё в природе может стать причиной волн?

-Ветер и степень волнения моря тесно взаимосвязаны. Попробуйте вывести закон такой связи. (Слайд 4.)

 

 

 

- Подуть на воду.

 

- Беспокойство поверхности воды вызывает ветер.

Возможные ответы: Землетрясения, приливы, отливы.

Приходят к выводу, что чем сильнее ветер, тем выше степень волнения моря.

Регулятивные: планирование; прогнозирование.

Познавательные: общеучебные: моделирование; логические: анализ с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Формирование представлений об основных частях волны. (Слайд 5.)

- Внимательно рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы:

  1. Какие характерные признаки волны выделяют?
  2. Что такое гребень волны, вершина?
  3. Как следует понимать выражение, что длина волны составляет 7 м.?
  4. Что такое высота волны?

- А можно ли без приборов определить силу ветра, стоя на берегу океана? (Приложение 1. Определительная таблица силы ветра)

- При какой скорости ветра наблюдаются самые высокие и самые низкие волны?

 

 

 

Но посмотрите на такое движение воды.

(Слайд 6.) «Течения из космоса».

- Какими отличительными свойствами от ветровых волн обладают эти движения?

 

Данное движение называется течениями.

Откройте в атласах физическую карту полушарий.

  • С помощью каких условных знаков показаны течения в атласе?
  • Какие бывают течения?

(Слайд 7.) «Направление преобладающих ветров». 

Задание к слайду: Сравнить с картой полушарий и выделить закономерности течений.

(Здесь необходимо заметить, что ещё одной причиной является неодинаковая плотность воды).

- Объясняет возникновение Гольфстрима: ветры пассаты гонят воду в Мексиканский залив, откуда вытекает мощным течением через Флоридский залив в северную половину  Атлантического океана. Поток имеет глубину 800 метров, скорость в заливе достигает 8 км/ч.

 

 

Предлагает, используя карту полушарий в атласах, попробовать объяснить, почему образуются тёплые и холодные течения.

 

 

 

 

 

- Везде ли есть совпадения направления течений и ветров?

(Слайд 8.) «Типы течений».

Дрейфовые течения, ветровые течения, сточные, компенсационные.

(Слайд 9.) «Схема приливов и отливов»

Внимательно выслушайте рассказ, рассмотрите схему и назовите характерные черты описываемого движения.

(Слайд 10.) Видеоролик «Приливы и отливы».

Задания к видеосюжету:

  1. Выделить причины образования приливов и отливов.
  2. От чего зависит высота и сила приливной волны?
  3. Когда она будет самой максимальной?

Наиболее высокие приливы в заливе Фанди у берегов Северной Америки (18 м.).

 

Самые страшные волны на планете – Цунами.

(Слайд 11.) «Схема образования цунами».

                                                             

 

 

 

 

Демонстрация видеосюжета (Слайд 12.):

  1. Почему данные волны наиболее опасны?
  2. Каковы их последствия?

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы к слайду. Могут обратиться к учебнику (стр. 74, Рубрика «Геофокус»)

Подписывают основные части волны на своих рисунках.

 

 

 

 

Знакомятся с определительной таблицей (у каждого на парте) и отвечают на поставленный учителем вопрос: при 1 балле самые низкие, при 9 баллах – самые высокие.

 

 

Отвечают на поставленный вопрос: похожи на реки в океане, тянутся через весь океан и т. д.

 

 

 

Проанализировав атлас, выясняют, что течения показывают при помощи стрелочек. Течения бывают тёплыми и холодными.

 

Изучают карты атласа, сравнивают, делают вывод: причиной образования течений являются постоянные ветры.

 

 

 

Находят в атласе Гольфстрим и по ходу объяснения учителя прослеживают его образование и путь.

 

 

 

 

 

 

Работая с атласом, приходят к выводу, что холодные движутся от полюсов к экватору в глубине, а тёплые – от экватора к полюсам у поверхности воды. Вблизи экватора холодные воды поднимаются вверх, так как тёплые воды уходят из экваториальной области к полюсам.

 

Отмечают, что не везде.

 

Записывают типы течений в тетрадь.

 

 

 

Слушают рассказ учителя, выделяют характерные черты:

- изменение уровня воды;

- периодичность.

 

 

 

Смотрят видеосюжет и отвечают на вопросы.

 

 

Находят на карте.

 

 

 

Изучают схему и отвечают на вопросы:

  1. Какие процессы на ней изображены?
  2. В каком океане это явление будет больше всего распространено и почему?
  3. Почему, по мере приближения к суше, высота волны увеличивается?

Отвечают после просмотра видеосюжета на поставленные вопросы.

Коммуникативные: постановка вопросов; умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: общеучебные: знаково-символические;  логические: построение логической цепи рассуждений; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы.

Регулятивные:  контроль; коррекция; оценка;  волевая саморегуляция.

5. Первичная проверка понимания.

Вопросы к классу:

  1. Перечислите виды волн.
  2. Укажите причины их образования.
  3. Перечислите основные элементы волн.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Регулятивные:  контроль; коррекция; оценка.

6. Первичное закрепление.

Что произошло? При составлении программы все явления и их характеристики перепутались. Попробуйте самостоятельно восстановить логические связи. (Слайд 13. Запутляшки.) (На слайде перепутаны явления и характеристики)

Используя  полученные знания, восстанавливают логические связи (работа в парах). Сравнивают с эталоном. (Слайд 14.)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества. Познавательные: общеучебные: знаково-символические;  логические: построение логической цепи рассуждений; доказательство;

действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:  контроль; коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 

 

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по её выполнению.

Мы изучили с вами тему «Движение воды в океане». Стук в дверь. Открываю - просовывается рука с фарфоровой бутылкой старинного изготовления.

Спрашиваю громко: «Это нам?» Учитель просит откупорить бутылку самого активного ученика.

Ребята говорят, что бутылку передал, наверное, моряк, так как они видели человека в тельняшке.

 

Обучающийся извлекает и зачитывает послание: «Господин всех морей и океанов Нептун повелевает учащимся этого класса дома в контурной карте зарисовать крупные течения  вод Мирового океана».

Записывают домашнее задание.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: планирование.

8. Рефлексия.

Вспомните, какие задачи мы с вами ставили в начале урока?

Как вы считаете, мы достигли решения данных задач?

Кому этот урок помог узнать новое и интересное?

Вы – молодцы.

(Выставление оценок за урок)

Большое всем спасибо за урок.

- Какие виды движения вод бывают;

- Каковы причины их образования.

 

 

 

 

Использованные ресурсы:

  1. Ресурсы: Учебник, с. 86-87; Атлас; Контурные карты; Тетрадь-тренажёр; Тетрадь-практикум; Электронное приложение к учебнику.
  2. http://www.ug.ru/archive/880    Электронная Учительская газета.
  3. http://geograph.ucoz.kz/load/videokollekcija/6_klass/videopodborka_po_teme_quot_dvizhenie_vod_v_okeane_quot/32-1-0-148   Видеоподборка по теме "Движение вод в океане".
  4. http://metodisty.ru/m/files/view/dvizhenie_vody_v_okeane_-_6_klass    Методисты. Профессиональное сообщество педагогов.
  5. http://nkoya.narod.ru/p36aa1.html
  6. http://muzofon.com/search/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F   Звуки моря
  7. http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm  Звуки моря
  8. http://sergio.at.ua/forum/20-2069-1   Виды (фотографии) волн

Приложение 1.                                                                     Сила ветра по шкале Бофорта.

Баллы

(на суше)

Словесное обозначение силы ветра

Скорость ветра, м/с

Скорость ветра км/ч

Действие ветра

на море (баллы, волнение, характеристика, высота и длина волны)

0

 Штиль

 0-0,2

Менее 1

0.  Зеркально гладкое море

1

 Тихий

 0,3-1,5

 2-5

1. На море лёгкая рябь, пены на гребнях нет. Высота волн 0,1 м, длина - 0,3м.

2

 Легкий

 1,6-3,3

 6-11

2. Гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными. На море короткие волны высотой 0,3 м. и длиной - 1-2м.

3

 Слабый

 3,4-5,4

 12-19

3. Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену, изредка образуются маленькие белые барашки. Средняя высота волн 0,6-1 м, длина - 6м.

4

 Умеренный

 5,5-7,9

 20-28

4. Волны удлинённые, белые барашки видны во многих местах. Высота волн 1-1,5м, длина – 15м

5

 Свежий

 8,0-10,7

 29-38

4. Хорошо развитые в длину, но не очень крупные волны, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги). Высота волн 1,5-2 м, длина - 30 м

6

 Сильный

 10,8-13,8

 39-49

5. Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади. Образуется водяная пыль. Высота волн — 2-3 м, длина - 50 м

7

 Крепкий

 13,9-17,1

 50-61

6. Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру. Высота волн до 3-5 м, длина - 70 м

8

 Очень 
 крепкий

 17,2-20,7

 62-74

7. Умеренно высокие, длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра. Высота волн 5-7 м, длина - 100 м

9

 Шторм

 20,8-24,4

 75-88

8. Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость. Высота волн — 7-8 м, длина - 150 м

10

 Сильный 
 шторм

 24,5-28,4

 89-102

8. Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам. Видимость плохая. Высота — 8-11 м, длина - 200 м

11

 Жестокий 
 шторм

 28,5-32,6

 103-117

9. Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену. Видимость плохая. Высота — 11м, длина 250м

  12

 Ураган

 >32,6

Более 117

9. Воздух наполнен пеной и брызгами. Море всё покрыто полосами пены. Очень плохая видимость. Высота волн >11м, длина - 300м.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_vody_v_okeane._k_uroku.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Морская вода … …солёная …обладает определённой температурой …находится в движении

Слайд 3

Движение воды в океане

Слайд 4

ЗАКОН ЧЕМ … ВЕТЕР , ТЕМ … ВОЛНЫ

Слайд 5

Высота волны ложбина подошва волны Длина волны Вершина волны гребень волны Схема волны.

Слайд 7

Преобладающие ветры

Слайд 8

ТИПЫ ТЕЧЕНИЙ дрейфовые ветровые сточные компенсационные ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ постоянные ветра сезонные ветра избыток воды убыль воды

Слайд 13

Запутляшки ! ВОЛНА ТЕЧЕНИЕ ЦУНАМИ ПРИЛИВ И ОТЛИВ ГРЕБЕНЬ ВОЛНЫ ПОДОШВА ДЛИНА ВОЛНЫ ВЫСОТА ВОЛНЫ МОЩНЫЕ ВОДНЫЕ ПОТОКИ САМАЯ РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ВОЛНА ПЕРИОДИЧЕСКИ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ УРОВНЯ ОКЕАНА ИЛИ МОРЯ ДВИЖЕНИЕ ЧАСТИЧЕК ВОДЫ ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ВЕРШИНАМИ ДВУХ СМЕЖНЫХ ВОЛН САМАЯ НИЗКАЯ ТОЧКА ЛОЖБИНЫ ПРЕВЫШЕНИЕ ВЕРШИНЫ ВОЛНЫ НАИВЫСШАЯ ТОЧКА ВОЛНЫ

Слайд 14

Запутляшки ! ВОЛНА ТЕЧЕНИЕ ЦУНАМИ ПРИЛИВ И ОТЛИВ ГРЕБЕНЬ ВОЛНЫ ПОДОШВА ДЛИНА ВОЛНЫ ВЫСОТА ВОЛНЫ МОЩНЫЕ ВОДНЫЕ ПОТОКИ САМАЯ РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ВОЛНА ПЕРИОДИЧЕСКИ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ УРОВНЯ ОКЕАНА ИЛИ МОРЯ ДВИЖЕНИЕ ЧАСТИЧЕК ВОДЫ ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ВЕРШИНАМИ ДВУХ СМЕЖНЫХ ВОЛН САМАЯ НИЗКАЯ ТОЧКА ЛОЖБИНЫ ПРЕВЫШЕНИЕ ВЕРШИНЫ ВОЛНЫ НАИВЫСШАЯ ТОЧКА ВОЛНЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Движение воды в океане"

Разработка урока по технологии развитие критического мышления....

Презентация к уроку "Движение воды в океане"

Презентация к уроку в 6 классе "Движение воды в океане"...

Движение воды в океане. Конспект урока. 6 класс

Конспект урока по географии в 6 классе предназначен для лучшего закрепления учебного материала учащимися данного возраста....

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

Урок географии для 6 класса по теме: "Свойства океанических вод, движения воды в океане"

Методическая разработка урока географии для 6 класса будет полезна учителям, которые работают по программам линии В.П. Дронова, используя  учебник: "География. Землеведение. 6 кл.: учебник для об...

Движение воды в океане

Цель урока: сформировать знания о видах движений воды в океане, в том числе о ветровых, цунами, приливно-отливных течениях....

Презентация "Движение воды в океане"

В презентации к уроку в 6 классе"движение воды в океане" показаны виды движений воды и причины возникновения волн, течений, приливов и отливов, их влияние на жизнедеятельность человека....