Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии
материал по географии на тему

Борисова Нина Вячеславовна

 Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной  задачей  тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих  нестандартным  мышлением,  склонных к научным исследованиям,  тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Программа

подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии

 

Автор – составитель:

Борисова Нина Вячеславовна,

учитель географии

 

г. Советский

2016


Пояснительная записка

 Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной  задачей  тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих  нестандартным  мышлением,  склонных к научным исследованиям,  тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.

Актуальность работы с одаренными обучающимися подчеркивается в таких документах федерального уровня:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);
  • Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа»;
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;  
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 03.04.2012.г.)

 Основные идеи  работы с одаренными детьми в школе:

  • одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка,  внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
  • одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации,  что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
  • в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы  образовательная деятельность,  содержательно,  технологически и организационно обеспеченная;
  • основополагающими элементами системы  работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые  потребности и  организованное в пространстве общеобразовательной школы);  обогащенная адаптивная образовательная среда,  предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов,  а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
  • деятельность педагога по выявлению,  поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей,  а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя,  педагога-наставника,  педагога-консультанта.
  • основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

 

Задачи программы:

  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Этапы реализации

Реализация программы  работы с одарёнными детьми рассчитана на 3 года: с 2016 по 2019-е годы.

Первый этап – диагностико–организационный – предполагается реализовать в 2016-2017 учебном году. Он включает в себя:

  • создание нормативно-правовой базы;
  • совершенствование материально-технической базы;
  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  • изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей географии по проблемам одаренности;
  • разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

 Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2016-2019 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
  • методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
  • психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2019 году (рефлексивно-обобщающий этап). На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  • мониторинг личных достижений учащихся;
  • анализ деятельности учителя географии по организации работы с одаренными детьми;
  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях  основной  средней школы по географии;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Участие в школьных и районных олимпиадах, конкурсах (очных, дистанционных) по географии;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям;
  • Создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно–воспитательного процесса;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.
  3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  4. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
  5. Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
  6. Повышение  престижа школы.

 

                                    Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением.
  6. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  7. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
  8. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  9. Стремится к самовыражению, творческой деятельности по предмету.


План мероприятий по реализации программы

работы с одаренными детьми на 2016-2019 гг.

№пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

Август, ежегодно

Учитель географии, педагог - психолог, классный руководитель

2

Диагностика и учёт индивидуальных возможностей учащихся

Сентябрь-октябрь, ежегодно

Педагог - психолог

3

  • Составление и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;  
  • проведение факультативных занятий;
  • отработка форм, методов, приёмов работы;
  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

В течение учебного года

Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог–психолог

4

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Сентябрь - октябрь (согласно графика), ежегодно

Учитель географии, заместители директора по УВР.

5

Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Ноябрь-декабрь (согласно графика), ежегодно

Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог - психолог

6

Подготовка и участие в очных, дистанционных интеллектуальных конкурсах разного уровня

В течение года

Учитель географии

7

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

В течение года

Учитель географии,  заместитель директора по АХЧ, библиотекарь

8

Подготовка и сдача ГИА и ЕГЭ по географии (по выбору) 

ежегодно

Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог – психолог, родители

9

Работа с научно-популярной, учебной и справочной литературой, интернет–ресурсами.

В течение года

Учитель географии, обучающиеся

10

Выполнение творческих работ, рефератов, сообщений к уроку.

В течение года

Учитель географии, обучающиеся, родители

11

Подготовка и участие в предметной неделе

Апрель, ежегодно

Учитель географии, обучающиеся, заместители директора по ВР

12

Выполнение исследовательских работ, участие в декаде проектно-исследовательских работ.

3 четверть, ежегодно

Учитель географии, обучающиеся

13

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы  работы с одарёнными детьми.

Май, ежегодно

Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог – психолог

14

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

ежегодно

Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог – психолог

Отчёт о результатах выполнения программы работы с одарёнными детьми

пп

ФИО учащегося

Олимпиады (название, результат)

Предметные конкурсы (название, результат)

Выполненные исследовательские и творческие работы (оценки)

Участие в проектах (название, форма отчётности, степень участия, оценка)

Результат сдачи ГИА или ЕГЭ

 


Литература

  1. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
  2. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
  3. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.
  4. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”

“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”...

Программа подготовки обучающихся основного общего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку

Данная программа позволит подготовить обучающихся к олимпиадам и конкурсам разного уровня, повысит интерес к предмету, тем самым мотивируя школьников к изучению иностранного языка....

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся 9 -11 классов к олимпиадам и конкурсам по обществознанию»

Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики и права для учащихся 9 -11 классов, ориентированных на участие во всероссийских...

"Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по химии"

quot;Программа подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по химии"...

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по немецкому языку

Разработка программы подготовки школьников к олимпиаде по немецкому языку направлена на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности по предмету....

Программа "Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах"

Программа предназначена для работы со школьниками, имеющими склонности к предмету и желающих пополнить не только базовые знания по географии, но и изучать предмет углубленно с целью успешного применен...