Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по немецкому языку
рабочая программа по немецкому языку на тему
Разработка программы подготовки школьников к олимпиаде по немецкому языку направлена на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_podgotovki_k_olimpiadam.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский
«Программа подготовки обучающихся основного среднего образования
к олимпиадам и конкурсам
по немецкому языку»
Выполнила: Факарова Айгюль Рашидовна
учитель иностранных языков
г. Советский
2016г
Пояснительная записка
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобретает особое значение в настоящее время. Эта проблема напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мирового общества, которое нуждается в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей является одной из главных задач совершенствования системы образования. Свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире, признана самой большой ценностью в современном обществе. Современная школа может создать условия для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся, воспитывать в каждом школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности нашей школы. Разработка программы подготовки школьников к олимпиаде по немецкому языку направлена на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности по предмету.
В ходе анализа заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 учебного года по немецкому языку, а также процента успешного выполнения заданий была выявлена необходимость специализированной подготовки к участию в олимпиадах по предмету.
Программа курса подготовки к олимпиаде и конкурсам по немецкому языку рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Цели курса
1. Подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах по немецкому языку.
2. Воспитание, образование и разностороннее развитие школьников посредством иностранного языка, приобщение к культуре народов, говорящих на немецком языке.
3. Расширение интеллектуального потенциала одарённых детей, развитие творческого потенциала личности, детской одарённости;
4. Показать красоту немецкого языка, повседневную необходимость владения иностранным языком.
Задачи:
-расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки (языковую компетенцию), а именно:
- орфографические навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу;
- слухопроизносительные навыки;
- лексическую сторону речи: за счет овладения лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы, ситуации общения и включающие также реплики-клише речевого этикета; увеличение объема идиоматических выражений, синонимов, антонимов, оценочной лексики, единиц речевого этикета, обслуживающих ситуации общения;
- грамматическую сторону речи: за счет активации ряда грамматических явлений, усвоенных ранее рецептивно, а также некоторых форм Passiv и Konjunktiv, обобщения и систематизации изученного ранее грамматического материала;
- развить на этой базе коммуникативные умения в русле основных видов иноязычной речевой деятельности (речевую компетенцию), чтобы обеспечить функциональную грамотность во владении немецким языком и сделать возможным достижение порогового уровня обученности — уровня В1 (т. е. международного стандарта).
Направления деятельности в рамках реализации курса:
- Познавательное – расширение общего кругозора учащихся, знаний о стране изучаемого языка;
- Образовательное – формирование представлений о языке, его истории, особенностях языка на современном этапе, его роли в мире;
- Исследовательское – углубленное изучение отдельных разделов науки о языке – грамматики, фонетики;
- Практическое – глубокое овладение немецким языком, дающее возможность реализовывать практические навыки владения языком в ситуациях общения, ролевых играх, работе с текстом, печатными изданиями и др.
Учащимся предоставляется возможность совершенствовать следующие умения:
Диалогическая речь
- участвовать в беседе, запрашивать и обмениваться информацией, высказывать и аргументировать свою точку зрения, выражать согласие/несогласие с мнением партнера, обосновывая сказанное;
- расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре;
- вносить пояснения/дополнения, выражать эмоции различного характера.
Аудирование
понимать основное содержание высказываний монологического и диалогического характера на наиболее актуальные темы;
— выборочно понимать нужную информацию в прагматических текстах (рекламе, объявлениях);
— относительно полно понимать собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения. Для этого предусматривается развитие следующих умений: - отделять главную информацию от второстепенной;
- выявлять наиболее значимые факты;
- извлекать из воспринимаемого на слух текста необходимую/интересующую информацию;
- определять свое отношение к воспринимаемой информации.
Чтение
Учащимся предоставляется возможность совершенствовать основные виды чтения на материале аутентичных текстов различных стилей: публицистических (статьи из журналов и газет), научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических (рецепты, меню и др.), а также текстов из разных областей знаний, например, из области искусства. Имеются в виду следующие виды чтения:
— ознакомительное чтение с целью понимания основного содержания сообщений (обзоров, репортажей), отрывков из произведений художественной литературы, публикаций научно-познавательного характера;
— изучающее чтение с целью полного и точного понимания информации главным образом из прагматических текстов (рецептов, инструкций, статистических данных и др.);
— просмотровое/поисковое чтение с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из газетного текста, проспекта, программы радио- и телепередач и др.
А также развитие следующих умений:
• выделять главные факты;
• отделять основную информацию от второстепенной;
• предвосхищать возможные события/факты;
• раскрывать причинно-следственные связи между ними;
• извлекать необходимую/интересующую информацию;
• определять свое отношение к прочитанному.
Письменная речь
- правильно оформлять личное письмо;
- рассказывать об отдельных фактах своей жизни, выражая свои чувства и эмоции;
- участвовать в обсуждение темы на форуме;
- продолжить рассказ, с заданным началом и концом
Социокультурные знания и умения
Создаются условия для расширения объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения: углубление знаний о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе, мировой культуре, о взаимоотношениях с нашей страной;
Компенсаторные навыки и умения
Создаются условия для развития умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно:
- использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также использовать словарные замены с помощью синонимов, описания понятия в процессе непосредственного устно-речевого общения;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста;
- использовать текстовые опоры (подзаголовки и др.);
- игнорировать лексические и другие трудности при установке на понимание основного содержания текста в процессе опосредованного общения.
Учебно-познавательные умения
- умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры;
- умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания иноязычного текста.
Предполагаемый результат: высокий уровень подготовленности учащихся к участию в конкурсах по немецкому языку.
Структура и основное содержание
Программа рассчитана на занятия с группой детей старшего школьного возраста при 1 часе в неделю.
В реализации программы используются формы и методы технологии коммуникативного обучения.
В подготовке и проведении занятий используются пособия Радченко, О.А. “ Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1, 2,3”, самые разнообразные учебно-методические комплекты российских авторов.
Кроме того, на занятиях предполагается активное использование аутентичного аудио- и видеоматериала по немецкому языку, компьютерных технологий.
Ядро программы составляет лексико-грамматический раздел, так как именно задания по лексике и грамматике вызывают наибольшую трудность на олимпиаде по немецкому языку.
В основе программы лежат следующие методические принципы:
- коммуникативная направленность заданий;
- материалы программы соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
При хорошей подготовке учащихся некоторые разделы могут быть сокращены, и наоборот, темы, требующие особого внимания (выявляются при диагностировании на первом занятии) дополнены и расширены.
Для успешного выполнения целей и задач, стоящих перед данной программой, в ней задействованы разнообразные формы обучения и организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и т.д.
Тематическое планирование
№ урока | Разделы | Кол-во часов | Распределение материала по урокам | Дата |
1 | Введение. | 1 | Общие рекомендации по выполнению заданий олимпиады. Проведение анкетирования, диагностика |
|
2-4 | Фонетика. | 1 1 | Состав и классификация гласных фонем немецкого языка. Долгота и краткость гласных. Исключения из правил чтения. Система согласных фонем немецкого языка. Аффрикаты. Сонорные. Смычные. Альвеолярные переднеязычные. Ассимиляция. Мелодика. Фразовое ударение. |
|
5-8 | Чтение | 1 1 1 1 | Публицистический текст. Научно-популярные тексты. Чтение с общим пониманием прочитанного. Упражнения к текстам. Художественный текст. Чтение с общим пониманием прочитанного. Упражнения к текстам. Прагматические тексты. Чтение с полным пониманием. Упражнения к текстам. Газетные статьи. Поисковое чтение. Упражнения к текстам. |
|
9-12 | Аудирование | 1 1 1 1 | Монологическая речь. Полное понимание содержания аудиотекста. Диалогическая речь. Интервью. Детальное понимание аудиотекста. Диалогическая речь. Стандартные ситуации повседневного общения. Детальное понимание аудиотекста. Реклама. Объявления. Выборочное понимание аудиотекста. |
|
13-24 | Лексика и грамматика | 1
1 1
1 1
1 1
1 1
1 1 1 1 1
1 1 1 | ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Построение: а) повествовательного; б) вопросительного; в) побудительного предложений Безличные и неопределённо-личные типы предложений. Отрицание в предложении. Имя существительное. Типы склонения имен существительных. Множественное число. Словообразование имен существительных. Предлоги. Несовпадение русских и немецких предлогов. Глаголы. Их словообразование. Основные формы глаголов. Модальные глаголы. Образование временных форм глагола. Активный залог. Пассивный залог. Конъюнктив. Имя прилагательное. Словообразование. Степени сравнения прилагательных и наречий. Склонение имен прилагательных. Глаголы lassen, wissen, kennen |
|
25-28 | Письмо | 1 1 1 1 | Открытка, письмо. Структура написания. Временные наречия, указывающие на последовательность действий, начало и конец, их продолжительность, частотность и повторяемость Участие в обсуждении тем на форуме www.helles-koepfchen.de/forum Составление текста любого жанра (сказка, фэнтези, реальные события) |
|
33-34 | Лингвострановедение | 1 1 | Научные и общественные деятели Германии. Композиторы. Поэты и писатели. Топонимы. Фразеологизмы и идиоматические выражения в немецком языке. |
|
35 | Заключение | 1 | Обобщение изученного. Итоговый тест |
|
Упражнения и задания, которые даются учащимся, помогут закрепить и проконтролировать знания учащихся по изученным темам.
Оценивание знаний, умений и навыков
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
- текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий)
- промежуточный - после каждого блока
- итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала
Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание.
Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.
Рекомендуемая литература
- Бажанов А.Е. Учебно-методическое пособие по немецкому языку для поступающих в МГПУ. / А.Е. Бажанов, Д.К. Бартош, О.А. Радченко, С.Л. Фурманова. – Москва: МГПУ, 2004. – 250с.
- Бажанов А. Олимпиады по немецкому языку. / А.Бажанов, О. Захарова, А. Карелин, В. Костева. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.
- Варфоломеева И.М. 150 устных тем по немецкому языку для школьников и поступающих в вузы. / И.М. Варфоломеева, М.А. Иванов, О.А. Радченко. – Москва: Дрофа, 2001. – 208с.
- Гулыга Е.В. Грамматика немецкого языка. / Е.В. Гулыга, М.Д. Натанзон. – Москва: Менеджер, 2008. – 399с.
- Иванов М.А. 130 основных правил немецкой грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы. / М.А. Иванов, М.А. Марьина, О.А. Радченко. – Москва: Дрофа, 2000. – 288с.
- Радченко, О.А. Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. / Д.К. Бартош, М.Д. Бузоева, О.А. Радченко. – Москва: Просвещение, 2008. – 144с.
- Радченко, О.А. Пять колец. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. / Д.К. Бартош, М.Д. Бузоева, О.А. Радченко. – Москва: Просвещение, 2009. – 128с.
- Тагиль И.П. Грамматика немецкого языка. / И.П. Тагиль. – Москва: Каро, 2007. – 486с.
- Тагиль И.П. Немецкий язык. Тематический справочник. / И.П. Тагиль. – Москва: Каро, 2007. – 336с.
- Dreyer, H., Schmitt, R. Lehr- und bungsbuch der deutschen Grammatik. Ismaning: Max Hueber Verlag, 2006. – 360S.
- Dudenband 4. Die Grammatik. Hg. v.d. Dudenredaktion. 7, vllig neu bearb. Auflage. Mannheim, Leipzig: Duden Verlag, 2006. – 1343S.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку для обучающихся 7-8 классов
Данные материалы включают в себя задания по аудированию, чтению, грамматике, страноведению и письму; в качестве приложения выступают текст для аудирования и ответы....
Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии
Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная образовательная инициатива «Наша...
“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”
“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”...
Программа подготовки обучающихся основного общего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку
Данная программа позволит подготовить обучающихся к олимпиадам и конкурсам разного уровня, повысит интерес к предмету, тем самым мотивируя школьников к изучению иностранного языка....
Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии
Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии...
"Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по химии"
quot;Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по химии"...
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью. " Олимпиада по родному языку для 9 класса"
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью. " Олимпиада по родному языку для 9 класса" может быть использована как на уроке дл...