Задания для учащихся 6 класса , развивающие ключевые компетенции
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему

Новикова Инна Анатольевна

Примеры заданий по географии 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_no1.docx956.06 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №1.

Учебные задачи на формирование логических умений учащихся.

1.Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.

Гравий

Галька

Щебень

Известняк

Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.

2.Определите, какое понятие шире по объему. Объясните, почему.

Природа

Географическая среда

Задание направлены на выявление отношений соподчинения (субординации).

3. Назовите обобщающее понятие (обучение обобщению):

Сирокко

самум

чинук

4.Определите  сходство и различие  в местоположении  Кордильер и Большого Водораздельного хребта.

5.Сравните Черное и Белое море  по географическому положению.

Общее

Различное

6.Сравните два суждения. Объясните, в каком из них нет логической ошибки.

1.Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя Ставропольский край и Республику Дагестан.

2.Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя Ставропольский край и 6 республик, одна из которых - Республика Дагестан.

Обучение составлению классификации понятия.

Задание №2.

Учебные задачи на формирование читательской грамотности учащихся.

1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Удивительные зодчие природы»

Наша планета постоянно меняет свой облик. Происходит это под действием  различных геологических процессов. Одни из них происходят быстро, и человек становится свидетелем их проявления и результатов, другие протекают медленно - сотни, тысячи, миллионы лет.

Геологические процессы, меняющие лик Земли, происходят под действием различных сил. Одни процессы внутренние силы Земли. Их называют эндогенными  (от греч. «эндо» -внутри, «генос»-происхождение).К ним относятся магматизм, метаморфизм горных пород, колебательные движения земной коры, горизонтальные движения, вызывающие образования гор, землетрясения..

Другие геологические процессы происходят на поверхности Земли под  действием внешних сил. Эти силы называются экзогенными ( от греч. «экзо»-снаружи, вне).Они включают деятельность ветра, атмосферных осадков и поверхностных текучих вод, подземных вод, ледников, работу морей и озер. К ним относится и выветривание -разрушение горных пород под влиянием колебаний температуры, воды, воздуха, а также растений и животных.

Выветривание - единый процесс, но в нем различают физическое и химическое выветривание.

Разрыхление и раздробление горных пород, происходящее под влиянием суточных изменений температуры и замерзания воды в порах и трещинах породы, называют физическим выветриванием.

При замерзании воды в трещинах ее объем увеличивается, давление замерзающей воды на стенки трещин доходит до 6 тыс. кг на 1см2,и она с огромной силой разрывает породы.

Особенно значительна в физическом выветривании роль изменения температуры. Причем важен не столько размах температурных колебаний, сколько их быстрота, т.к., чем быстрее следуют друг за другом сжатие и расширение частей породы, тем скорее она разрушается. Интенсивнее всего происходит физическое выветривание в условиях пустынь и плоскогорий.

Химическое выветривание-это разрушение горных пород и минералов под воздействием воздуха, воды и организмов. Причем вода не только растворяет их, но и изменяет химический состав минералов и горных пород.

Ярким примером химического выветривания служит карст. Это явление распространено в местностях, сложенных растворимыми горными породами. В результате их растворения поверхностными и подземными водами на поверхности земли появляются углубления, воронки и обширные котловины, а в глубине- обширные пещеры.

 Традиционные вопросы:

1.Какие силы оказывают влияние на изменение облика планеты?

2.Какие процессы относятся к экзогенным, а какие к эндогенным?

3.Что называется выветриванием?

Задание к тексту:

1.Составьте классификацию  «Процессы, влияющие на рельеф планеты»

2.Объясните в чем значение термина  «выветривание» и почему  при объяснении нельзя использовать однокоренные слова?

3.Объясните  причину интенсивного физического выветривания в  пустынных ландшафтах?

4.Приведите примеры территорий России .в которых будет   распространен карст, объясните свой ответ.

Задание №3.

Учебные задачи на формирование речевого развития учащихся.

 

Грачи прилетели  (А.Саврасов)

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина - тихий гимн русской природе. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить - воздух. Алексей Саврасов был большим мастером именно по изображению воздуха, который и давал его картинам чувство, дыхание, наполненность.

1.По каким признакам мы понимаем что А. Саврасов изобразил весну?

2.Какой климат изображен на этой картине?

3.Составьте мини-сочинение по картине А.Саврасова.

       Левитан Исаак Ильич (1860-1900). Ранняя весна. 1890-е.

1.Какие чувства возникают у вас  при взгляде на картину?

2.Сравните две картины разных мастеров и найдите общие и отличительные черты в пейзаже.

3.Какая картина вам больше нравится и почему?

4.Составьте рассказ  по картине.

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/images/journal/journal-15/Aleksandr_Borisov_Na_Murmane_blis_gavani.jpg

На Мурмане. Близ гавани. А. А.Борисов.

Александр Алексеевич Борисов (1866- 1934) — русский художник, первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь полярных земель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера.

 Рассмотрите картину и ответьте на вопросы:

1.Какая природная зона изображена автором картины?

2.Кокой вид хозяйственной деятельности здесь будет развит?

3.Назовите коренное население изображенной территории?

4.составьте мини-сочинение по картине.

Все предложенные задания  идут по степени усложнения, но доступны для учащихся. Возможны ответы будут не такими исчерпывающими, но ответить сможет даже слабый ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Главной педагогической задачей в соответствии со стандартами нового поколения является для учителя создание и организация условий, которые стимулировали и мотивировали бы ученика на деятельность. одни...

Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...

мастер - класс "Формирование ключевых компетенций учащихся при использовании ситуационного метода обучения"

Целью  мастер - класса является демонстрация   методики использования ситуационного метода обучения для формирования ключевых компетенций учащихся...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как средство развития предметных и ключевых компетенций учащегося

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач, способствующих развитию ключевых компетентностей. Компетентностно-ориентированные задания изменяют орган...

Методы развивающего обучения, как основа формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Доклад по теме отражает суть преход от "знаниевой" ситемы к компетентностному подходу. Содержит иллюстративный материал и пояснения к разлиным типам заданий, направленных на формирование клю...