мастер - класс "Формирование ключевых компетенций учащихся при использовании ситуационного метода обучения"
методическая разработка по обществознанию на тему

Безденежных Ольга Сергеевна

Целью  мастер - класса является демонстрация   методики использования ситуационного метода обучения для формирования ключевых компетенций учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_bezdenezhnykh.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

по теме:

                                       

Цель: продемонстрировать  методику использования ситуационного метода обучения для формирования ключевых компетенций учащихся.

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

  1. Презентация педагогического опыта мастера

Современное общество требует осведомленной и компетентной личности, способной принимать самостоятельные решения и нести за них   ответственность. Поэтому, в своей деятельности я ставлю перед собой задачи формирования общеучебных, социальных, коммуникативных, информационных, личностных компетенций учащихся. Ситуационный метод обучения способствует формированию ключевых компетенций школьников, поэтому я часто использую его в процессе обучения и воспитания. Сегодня предлагаю вам освоить данную методику для внедрения в своей педагогической деятельности.

Ситуационную методику обучения часто называют кейс - методом.

 Кейс – метод  предполагает разрешить поставленную проблему  на основе анализа кейса, т.е. текста. Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.

 Алгоритм работы с кейсом:

*постановка проблемы;

*извлечение смысловой информации из кейса;

*анализ содержания кейса;

* выводы учащихся  по данной проблеме.

Наблюдения свидетельствуют о том, что если с учащимися работать по  данной методике, то они легче вступают в общение, аргументировано отвечают на вопросы, у детей появляется интерес к исследовательской деятельности, формируется активная гражданская позиция.

Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой в ходе разработки кейса, т.е. подборе соответствующего определенной проблеме материала.

 Перспективу в своей работе я вижу в создании тематических папок с методическими рекомендациями.

2.  Представление системы уроков

   На уроке будут использованы приемы:

  • постановки проблемы;
  • извлечения смысловой информации из кейса;
  • прием общения в группе;
  • анализ содержания  кейса;
  • прием подготовки учащимися своих выводов по данной проблеме;
  • прием использования незаконченных предложений  

 

3.Имитационная игра

Приоритетным в современной школе становится личностно ориентированное образование, строящееся на формировании  нравственных ценностей. При изучении темы «Система ценностей. Формирование ценностных установок и ориентиров личности» по обществознанию в 10 классе, я использую элемент философского урока, применяя кейс -  метод.

Я прошу вас побыть учениками 10 класса.

Тема нашего урока: «Система ценностей. Формирование ценностных установок и ориентиров личности». В ходе урока нам необходимо разрешить проблему важности и необходимости общечеловеческих ценностей.

Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, и из всех этих рассуждений обозначилась одна важная заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Она так же стара, как сама история.

Конфуций проповедовал ее в Китае 24 столетия назад. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за 50 лет до рождества Христова. Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи 19 столетий назад.

И сегодня многие остро ставят вопрос: «А что такое общечеловеческие ценности? Кто их создал? Когда? Важны ли в наше время общечеловеческие ценности?»

Итак, уважаемые коллеги,  я сформулировала проблему, которую необходимо решить.

Далее мы  приступаем к этапу  извлечения смысловой информации из кейса и этапу  анализа содержания кейса.

Перед вами текст «Нагорная проповедь Христа» и «Десять заповедей человечности» Д.С.Лихачева.  Я предлагаю в группе, в течение 3 минут поработать с текстами и ответить на предложенные вопросы.

Работа в группе с текстами.

Я предлагаю высказать свое мнение по предложенным вопросам.

1. Каковы  принципы Христианской морали, сохранили ли они свое значение  в наши дни? (При ответах используйте текст)

2.Что значит «быть человечным», по мнению Д.С.Лихачева? (Докажите фразами из текста)

3.Что, по вашему мнению, объединяет «Нагорную проповедь Христа» и «Десять заповедей человечности» Д.С.Лихачева?

4.Что в вашем понимании означает выражение «общечеловеческие ценности»?

Беседа по вопросам к текстам.

Уважаемые коллеги, мы переходим к этапу разрешения проблемы.

Итак, важны ли в наше время общечеловеческие ценности?

Ответы учащихся.

4Моделирование

      Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам кейс – метод обучения как средство формирования ключевых компетенций  школьников. Каким образом вы можете использовать данный метод на своих уроках. В течение  2 минут разработайте собственную модель урока, применяя данный метод. Используйте предложенные памятки (Приложение1)

     Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока.

     Слушатели демонстрируют фрагменты своих уроков.

5Рефлексия

       «Считаете ли Вы данный метод эффективным и почему?»

При ответе используйте прием «Незаконченное предложение»

Я считаю данный метод ……………….., потому что …………….

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рожденный вдохновеньем…

Приложение 1

Памятка участникам Мастер – класса.

Модель урока

  • Тема урока: «………………………………………………………………………….»
  • Проблема урока……………………………………………………….
  • Содержание кейса  (текст, задание, схема, рисунок и т.п.)
  • Вопросы для анализа смысловой информации из кейса  (примерные) ......................................................................................................................................................................................................................
  • Вывод по проблеме (Каким образом вы подведете учеников к выводу)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышения эффективности профессиональной подготовки учащихся через совершенствование методов обучения

Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить ...

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

Мастер класс: "Исполльзование современных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка"

Цель данного мастер класса: представить техниику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка....

Мастер - класс "Эксперимент как один из методов обучения"

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, ...

Обобщение опыта учителя технологии по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».

В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие позн...