Система географических координат. 6 класс
план-конспект занятия по географии (6 класс) на тему

Втюрина Мария Викторовна

Урок географии к учебнику Е.М.Домогацких 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._sistema_geograficheskih_koordinat.rar1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Раздел

План и карта

Тема

Земля как планета

Урок №5

Система географических координат

Дата

____.____.201__г.

Задачи

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

  1. Учебник ;
  2. Атлас стр.5
  3. К/к стр.2-3
  1. Линейка,
  2. Карандаш простой.
  3. Карандаши красный и синий

Ход урока

I Проверка знаний:   Карточки ГVI-4,6

5`

II Ход урока

1. Координаты.

Как легко найти нужную точку на карте? А на графике? (вспоминаем математику тема «система линейных координат»)

В географии тоже существует подобная система координат. X – это географическая долгота, Y – географическая широта.

!Однако, Земля – шарообразна. Что тогда принимать за точку отсчёта?

Вспомните, какие точки на Земле не участвуют в суточном вращении? (полюса) (слайд № 1.1)

Следовательно, можем ли мы принять их за «край»? (да)

В таком случае, точка отсчёта (ноль) должна находится от них на равном расстоянии.

Какая линия на земном шаре находится на равном расстоянии от обоих полюсов? (экватор)

Следовательно, экватор и есть точка отсчёта для геогр.широты.

Найдите его на карте полушарий и обведите красным цветом (слайд № 1.2)

От экватора к С. и Ю. отсчитывается геогр. широта.

А в каких единицах измеряется широта? (ищем в учебниках, стр.37)

Географическая широта – это выраженное в градусах расстояние от точки до экватора.

А почему не а километрах? (разные единицы измерения в разных странах)

Экватор – это 00 широты, полюса – 900 Линии, параллельные экватору – параллели 

По параллелям мы и считаем географическую широту.

Географическая долгота – Это линия перпендикулярная экватору – меридиан.

Меридиан – это линии, условно проведённые на земной поверхности от одного полюса до другого по кратчайшему пути. 

Все меридианы одинаковы. Какой же выбрать за точку отсчёта. Выбор пал на меридиан, проходящий через старую астрономическую обсерваторию в местечке Гринвич в предместье Лондона (Англия). Его стали называть нулевым, или Гринвичем. 

Найдите его на карте полушарий и обведите синим цветом(слайд № 1.3)

Значение меридианов увеличивается на восток и на запад до меридиана со значением 1800 (слайд № 1.4)

Найдите его на карте полушарий и обведите синим цветом

Покажите на карте место приземления космического аппарата, если из сообщения удалось услышать, что он приземлился  на 20-й параллели и 50 меридиане.

- Вы смогли точно показать место приземления? (НЕТ)

- А почему? (1.Нет точных данных, к северу или к югу располагается эта параллель.

2. Неизвестно к западу или востоку располагается  меридиан, на который приземлился аппарат.)

Достаточно ли знать, на какое число градусов от экватора и нулевого меридиана удалена точка?

(Нет. Нужно знать, в какую сторону от экватора и Гринвича удалена точка)

Если точка располагается к северу от экватора, то её широта северная, а если к югу, то южная. (учитель прикрепляет таблички с.ш. и ю.ш.) 

На контурной карте полушарий наносим красные стрелки от экватора к северу (подписываем С.Ш.) и к югу (Ю.Ш.) (слайд № 1.5)

Географическая широта места приземления 20ºс.ш.

Если точка располагается к востоку от Гринвича, то её долгота восточная, а если к западу, то западная. 

На контурной карте полушарий наносим синие стрелки от Гринвича к востоку (подписываем В.Д.) и к западу (З.Д.) (слайд № 1.6)

Географическая долгота места приземления аппарата 50 º в.д.

Покажите на карте место приземления космического аппарата. Где находится эта точка? (п-ов Аравийский) (слайд № 1.7)

Географическая широта бывает северной и южной, а географическая долгота – западной и восточной

Так как можно на карте точно указать расположение объекта?

Для этого надо определить географическую долготу и широту точки.

Широту и долготу объекта называют географическими координатами. 

10`

III Закрепление знаний (решение задач на определение географических координат)

1. Определите координаты г. Санкт- Петербурга. (600 с.ш. 300 в.д.)

2. Определите координаты города Мехико (20 с.ш.; 100 з.д.)

3. Определите координаты  г. Буэнос-Айрес. Чем это задание отличается от предыдущего. Как его будете выполнять? (Этот город лежит между двумя параллелями и между двумя меридианами.)

Объяснить алгоритм решения:

  1. Определить между какими параллелями расположен город. (30 и 40, число градусов меридиана между ближайшей от экватора параллелью и данной точкой = 5, следовательно, 30 + 5 = 35º ю.ш.)
  2.  Определить между какими меридианами расположен город..( 50 и 60, 50 + 7 =57º з.д.)

4. По физической карте мира определите объекты по их географическим координатам:

а) В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил  замечательное открытие в точке 18º ю.ш., 26º в.д. (Водопад Виктория) (слайд № 2)

б) Этот остров имеет несколько названий – Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Каким? Координаты острова 27º ю.ш., 109º з.д. (О. Пасхи) (слайд № 3)

г) Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите её, если координаты горы 3º ю.ш., 38º в.д.( Вулкан Килиманджаро) (слайд № 4)

20`

Дом. задание

§5, в тетради письменно «поработаем с картой», остальные вопросы и тесты устно.

5`

Номенклатура

Влк. Килиманджаро, вдп. Виктория, О. Пасхи, п-ов Аравийский, г. Санкт- Петербург, г. Буэнос-Айрес, г. Мехико.

Особые пометки

П/Р. №1 Определение по карте географических координат различных географических объектов


ГVI-4,6-I      

 ФИ ученика_____________________________________________________Класс 6 «__»

Полярный радиус Земли  меньше экваториального на …

Точки пересечения земной поверхности с осью – это …

Полюсной радиус Земли равен …

Модель Земного шара – это …

Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за …

Экваториальный радиус Земли равен …

Оборот вокруг своей оси Земля делает за …

Линия, находящаяся на равном расстоянии от обоих полюсов – это …

Угол наклона земной оси равен …

Экватор имеет протяжённость …

Баллов ______ Оценка ______Роспись учителя_______________________

ГVI-4,6-I        

ФИ ученика______________________________________________________Класс 6 «__»

Полярный радиус Земли  меньше экваториального на …

Точки пересечения земной поверхности с осью – это …

Полюсной радиус Земли равен …

Модель Земного шара – это …

Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за …

Экваториальный радиус Земли равен …

Оборот вокруг своей оси Земля делает за …

Линия, находящаяся на равном расстоянии от обоих полюсов – это …

Угол наклона земной оси равен …

Экватор имеет протяжённость …

Баллов ______ Оценка ______Роспись учителя_______________________

ГVI-4,6-I      

 ФИ ученика______________________________________________________Класс 6 «__»

Полярный радиус Земли  меньше экваториального на …

Точки пересечения земной поверхности с осью – это …

Полюсной радиус Земли равен …

Модель Земного шара – это …

Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за …

Экваториальный радиус Земли равен …

Оборот вокруг своей оси Земля делает за …

Линия, находящаяся на равном расстоянии от обоих полюсов – это …

Угол наклона земной оси равен …

Экватор имеет протяжённость …

Баллов ______ Оценка ______Роспись учителя_______________________

ГVI-4,6-I        

ФИ ученика______________________________________________________Класс 6 «__»

Полярный радиус Земли  меньше экваториального на …

Точки пересечения земной поверхности с осью – это …

Полюсной радиус Земли равен …

Модель Земного шара – это …

Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за …

Экваториальный радиус Земли равен …

Оборот вокруг своей оси Земля делает за …

Линия, находящаяся на равном расстоянии от обоих полюсов – это …

Угол наклона земной оси равен …

Экватор имеет протяжённость …

Баллов ______ Оценка ______Роспись учителя_______________________


ГVI-4,6-I      

ТЕСТЕР

Полярный радиус Земли  меньше экваториального на …

2

2

к

м

Точки пересечения земной поверхности с осью – это …

п

о

л

ю

с

а

Полюсной радиус Земли равен …

6

3

5

6

к

м

Модель Земного шара – это …

г

л

о

б

у

с

Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за …

3

6

5

д

н

е

й

Экваториальный радиус Земли равен …

6

3

7

8

к

м

Оборот вокруг своей оси Земля делает за …

2

4

ч

а

с

а

Линия, находящаяся на равном расстоянии от обоих полюсов – это …

э

к

в

а

т

о

р

Угол наклона земной оси равен …

6

6

,

5

0

Экватор имеет протяжённость …

4

0

0

0

0

к

м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система географических координат»

Данный конспект урока разработан к учебнику Домогатских...

Конспект урока географии в 6 классе по теме "Система географических координат"

Конспект урока географии в 6 классе по теме "Система географических координат"...

Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс

Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

"Система географических координат" конспект урока по ФГОС + презентация

Примерный конспект урока (ФГОС) по географии в 6-м классе, по теме - "Система географических координат" + презентация. Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2016 год, изд. Русско...

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...

технологическая карта №Система географических координат"

Технологическая карта урока географии в 6 классеТема : «Система географических координат»  Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацких, Н.И.АлексеевскийТема урока_ Сист...