Зарубежный опыт преподавания географии в школе.
статья по географии на тему

Губарева Татьяна Андреевна

Особенности преподавания географии в других странах (на примере Великобритании).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarubezhnyy_opyt_prepodavaniya_geografii_v_shkole.docx154.28 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ.

Особенности уроков в западных странах, цели обучения географии,  стимулирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие способности принимать решения, формирование практических умений и усвоению системы знаний уделяется меньше внимания. В соответствии с этим учителя ориентированы, прежде всего, на организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников – интеллектуальной и практической.

При такой установке на уроках в средних классах преобладает групповая работа школьников, нередко связанная с изучением местной географии. Фронтальная работа применяется, главным образом, как введение к изучению темы в качестве общего инструктажа, в противовес применению фронтального опроса на уроках в российских школах. Деятельность учащихся опирается на разнообразные источники знаний, включающие, помимо учебника, вырезки из газет, отчеты различных ведомств, подборки писем и воспоминаний лиц, имевших отношение к решаемой проблеме, местную и государственную статистику, научно-популярную и художественную литературу и пр. Сбор этих материалов и их оформление – важных аспект деятельности учителя при подготовке к урокам. Данный вид деятельности определяется по ФГОС ООО 2-гоо поколения как индивидуально- поисковый, исследовательский.

Периодически используются игры, которые, по мнению западных педагогов, помогают детям почувствовать реальные ситуации, видеть проблему глазами тех людей, которые с ней сталкиваются. Игры бывают разной продолжительности: от 5-10 минут в начале или в конце урока (в целях мотивации учебной деятельности или как обобщение по теме), на протяжении всего урока или даже двух-трех уроков. Разработана типология игр, а именно:

  1. Ролевые игры;
  2. Моделирование природных, экономических или социальных процессов (создание макетов, планов, муляжей и пр.);

По мнению иностранных коллег, не рекомендуется ориентировать обучение на среднего ученика, т.к. в этом случае из поля зрения учителя выпадает не менее трети других школьников. Наиболее общая установка сводится к тому, что обучение должно давать стимулы для деятельности всех учащихся класса, создавать возможности для развития детей разных способностей. Учитель должен избегать ситуации, когда кто-либо из детей или целая группа учащихся исключаются из общей деятельности, ощущают себя лишенными внимания со стороны учителя. Гуманные подходы к учебному процессу заложены в понимании того, что в каждом ученике, даже слабом и с низкой обучаемостью, можно найти задатки и интересы, обращение к которым поможет обеспечить ему успех в учении.

Во второй половите XX века во всем мире наблюдается все возрастающий интерес к краеведению, к всевозможным формам внеаудиторных занятий при изучении географии. Данная тенденция наблюдается и в настоящее время.  В ряде стран накоплен небольшой опыт по использованию полевых знаний.

Так, во Франции, где сохраняются сильные позиции комплексного воспитания, первые два года обучения в колледже объединены в так называемый «цикл наблюдений», в основе которого- изучение школьниками под руководством учителя природного и социального окружения, опирающееся на личный опыт обучаемых. Программы представляют большую свободу учителю в выборе содержания, методов, средств для достижения высоких результатов в обучении, намечаемых с учетом условий и индивидуальных особенностей учащихся.

Особое место в школьном географическом образовании во Франции занимают экскурсии (или «концептуальные прогулки»), разработанные специально для школьников совместно Министерством образования и Министерством охраны среды. Как правило, они проводятся в национальных или региональных парках с участием сотрудников данных охраняемых территорий. В ряде мест разработаны целые серии учебных экскурсий для изучения различных природно- территориальных комплексов: «Морской класс», «Зеленый класс», «Городской класс». В парке Порт- Кросс, например, проводится даже подводная прогулка для ознакомления школьников с жизнью подводной окраины суши, недоступной при других условиях.

В школьном географическом образовании ФРГ структура географии имеет традиционно большой уклон в сторону родиноведения, с которого и начинается знакомство с систематическим курсом предмета. В связи с чем, при изучении географии своего края и своей страны используется комплекс занятий на  местности продолжительностью до 7-8 дней, включая выездные полевые практики в удаленные районы страны. Кроме экскурсий, большое распространение имеют и другие виды полевых занятий: деловые игры (разработка проектов), прогулки, экологический десант (работы по благоустройству окружающей среды), полевые географические исследования.

Особого внимания заслуживает система географического образования в Великобритании, где география по постановлению правительства входит в число наиболее важных и обязательных для изучения предметов. География как отдельный предмет изучается ныне в английских школах, согласно Национальной программы, с 1 по 9 класс. Самостоятельному сбору учащимися географической информации на местности с последующей ее обработкой отводится значительное место. Итоги личных полевых исследований выносятся на выпускной экзамен по географии. 

http://gazeta.a42.ru/images/uploads/19792595cdaba49038f0018179668c8e.jpg

Большую помощь в проведении полевых занятий в школах Англии оказывают специальные центры полевых исследований- межшкольные полевые базы, расположенные в удалении от индустриальных районов и имеющие все необходимое оборудование для проведения полноценных исследований «в поле», а также штат работников, помогающих учителю в проведении занятий со школьниками.

В целом, школьное географическое образование в странах Запада имеет следующие отличительные особенности:

  1. Развитие познавательной активности в рамках личностно- ориентированного обучения с привлечением психологической науки (проблемное обучение, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, использование в обучении игр, исследовательских проектов и т.п.).
  2. «Очеловечивание» содержание курсов географии, интеграция ее с другими учебными дисциплинами.
  3. Особое внимание к изучению географии родного края и своей страны.
  4. Формирование нравственных представлений о родном крае, своей стране, мире.
  5. Практическая направленность в обучении (решение не абстрактных, а реальных проблем, в первую очередь- имеющих большое значение в данной стране и в пределах родного края; широкое использование практикумов, в том числе- на местности; деловые игры).
  6. Система работы на местности (центры полевых экологических исследований; полевые уроки и практикумы; «зеленые», «морские» и «городские» классы, географические прогулки, походы, экспедиции и т.д.). В России система школьного географического образование выставляет ориентиры на зарубежные опыт изучения предмета, а именно, в городах действуют Станции юных натуралистов, учителя средних школ все чаще вывозят учащихся на экскурсии в ООПТ или другие ПТК, большое количество старшеклассников принимают участие в ежегодных научно- практических конференциях организованные муниципалитетом и т.п.
  7. Широкое использование для контроля разнообразных тестов, комплексных проверочных работ (альтернативных, с многовариантным выбором ответа, рисуночных, картографических и др.) для различных целей.
  8. Использование в работе учителей методических исследований.
  9. Высокая техническая оснащенность процесса обучения (космические фотоснимки, учебные телепередачи, видеофильмы и видеокомплекты, компьютерные программы, геоинформационные системы и д.р.). Тоже используется на уроках географии в средней школе.

Можно сделать следующий вывод: на современном этапе развития преподавания географии в школе за рубежом наблюдается явная тенденция преобладания преподавания географии чем в школе в России:

  • особое внимание уделяется изучению родного края и родной страны, что является основой курса географии;
  • на первом месте находится стимулирование познавательной деятельности у учащихся, формирование практических умений;
  •  используются разнообразные формы работы на уроке- игры, моделирование, экскурсии, личные и групповые полевые географические исследования, проекты и т.п.
  • высокая техническая оснащенность класса.

         В России тенденции данного уровня не наблюдается, в связи с особенностями экономики страны, с особенностями системы школьного и школьного географического образования, что напрямую оказывает влияние, на формирование личности гражданина страны, на его духовные и нравственные качества, на его способность «брать ориентир» и уметь реагировать на ситуации разного рода.