Предупреждение межэтнических противоречий – в этнокультурном подходе преподавания географии в школе
статья по географии по теме

Денисова Марина Леонидовна

В статье показана роль географических знаний в предотвращении межэтнических конфликтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Предупреждение межэтнических  противоречий – в этнокультурном

 подходе  преподавания географии в школе

учитель географии ГБОУ школы № 630 Санкт-Петербурга М.Л. Денисова

В настоящее время в Санкт-Петербурге  можно наблюдать заметное изменение этнического состава населения. Это происходит в основном, из-за значительного притока представителей различных этнических групп, приезжающих в наш город, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья, в основном, в поисках работы.

Как итог такого изменения, возникают проблемы межэтнического неприятия, что  становится особенно заметным в молодежной среде, в частности, когда речь идет о тех этнических группах, культурная дистанция которых с русским населением   наиболее значительна.

Это проявляется в отличающемся поведении и образе мыслей этнических мигрантов, которые не всегда понимаются местными жителями. Особенно ярко это заметно в молодежной среде, в случае, когда образцы поведения в семье и в общественных институтах (например, в школе) не совпадают. Жители   и общественность города выражают озабоченность в связи со значительным расширением зон межэтнической напряженности и роста конфликтных ситуаций на межэтнической почве.

В силу этого, для преодоления данной ситуации необходимо формирование целостного мировоззрения школьников, включающего позитивное восприятие различных этнических групп, культур и их представителей. Эта задача становится актуальной для современной школы и, в частности, может быть решена при правильном подходе к изучению предмета географии.

В настоящее время именно школа, наряду с семьей, оказывается одним из первых пространств межкультурного взаимодействия, в которой дети начинают осваивать и проходят все активные фазы социализации. Поэтому школьная система в целом является одним из основных социальных институтов, способным формировать и контролировать позитивный межкультурный климат среди школьников, родителей, а также существенно влиять на формирование гражданской идентичности подрастающего поколения и характер межэтнических взаимодействий в молодежной среде. Отсюда вытекает необходимость разработки базовой системы эффективного межкультурного воспитания школьников, способную достигать следующих целей:

  • во-первых, препятствовать образованию  закрытой  (диаспорной) идентичности по этническому признаку;
  • во-вторых, способствовать формированию позитивной идентичности гражданина РФ и жителя Санкт-Петербурга (региональной идентичности);
  • в-третьих, формировать основы позитивного восприятия других культур и навыков эффективной межкультурной коммуникации.

Обычно, представители разных этнических групп привносят собственные поведенческие образцы и формы мышления, характерные для данной культуры. Учитывая, что образовательные программы в  средней школе нашего города построены на российских традициях, акцентирование других культурных и религиозных приоритетов, нередко несет в себе причины конфликтов представителей разных этнических групп. Справедливости ради, надо сказать, что на сегодняшний момент в Санкт-Петербурге наблюдается довольно высокий уровень межэтнической доброжелательности и терпимости, что способствует деловым и дружеским отношениям между представителями разных культур на территории города.

Но можно предвидеть, что межэтнические отношения и противоречия являются определенной моделью положения дел в некоторой части школ России. Поэтому необходимо, чтобы школы приняли решение скорректировать свою образовательную систему, которая сможет предупреждать и контролировать обострение межэтнической ситуации.

В соответствии со стандартом образования нового поколения — миссией образования является формирование гражданской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности, воспитание будущего гражданина в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного государства. Ценностные ориентиры методологии конструирования образования, как ведущей социальной деятельности общества, позволяют поставить задачу в рамках этнокультурного географического образования по формированию различных видов идентичности:

  • региональной (воспитание чувства "малой родины" — регион, город, село), направленной на приобщение к ведущим ценностям национальной культуры, знание истории и географии родного края. Эти образовательные и воспитательные задачи могут быть реализованы на основе краеведческого материала в начальном курсе географии (6 класс) и особенно в курсе  «География России»‖ (8–9 класс);
  • общегражданской (приобщение к общероссийской культуре), направленной на становление человека как гражданина, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире. Воспитание гражданского патриотизма, готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, проживающих на территории России. Основная часть содержательной нагрузки по реализации этих задач возлагается на курс "География России" (8–9 класс);
  • общечеловеческой (восприятие ценностей мировой культуры и всеобщей истории, общечеловеческих ценностей) направленной на осознание своей сопричастности к судьбам человечества, на овладение универсальными способами познания мира. Эти задачи могут быть реализованы в курсах географии материков (7 класс) и экономической и социальной географии мира (10–11 класс).

В настоящее время современные школьные программы и учебники по географии не всегда уделяют должное внимание этническим вопросам. В сложившейся ситуации выход необходимо искать в акцентировании внимания при составлении тематического планирования на вопросах этнической географии. К системообразующим понятиям этнической географии относятся:

  • этнические общности (народность, этнос, нация);
  • этнические процессы;
  • материальная и духовная культура этносов;
  • этническая картина мира (расовая, этнолингвистическая, конфессиональная);
  • межэтнические отношения;
  • этносфера — как особая геопространственная система, объединяющая все народонаселение Земли с ее географической оболочкой;
  • этноценозы (географические подсистемы, составляющие единство этноса с его кормящим ландшафтом) и территориальные этнические системы различного ранга — этнокультурные регионы.

География — это единственная из классических школьных дисциплин, относящаяся одновременно к наукам естественного и общественного циклов. Она показывает все разнообразие и единство мира, формирует целостную географическую картину мира и географическую культуру человека. Географическое образование служит и своеобразным ретранслятором базовых ценностей, заложенных у различных народов Земли, приобщает школьников к многообразию взглядов на природу и общество, к различным культурным и этическим нормам, существующим в современном мире.

Формирование географической культуры является главной целью географического образования. Реализация культурологической функции географии невозможна без личностных представлений школьников, формируемых как на широком краеведческом материале, так и посредством получения информации из различных источников, что позволяет сформировать их отношение к социокультурной действительности, объединить накопленные в практике человечества культурные ценности. Это в конечном итоге будет стимулировать собственный личностный выбор культурных смыслов учащимися, способствовать формированию у них широкой географической культуры.

В настоящее время, в условиях деятельностного подхода, одной из главных личностных целей этнокультурного образования в рамках школьной географии становится формирование этнокультурной компетентности, под которой понимаются свойства личности, выражающееся в наличии объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре. Личность ученика выступает как носитель опыта определенной этнической культуры, реализующийся этнокультурные навыки и модели поведения, что должно способствовать эффективному межкультурному диалогу.

Все это позволит заметно снизить накал межэтнической напряженности и роста конфликтных ситуаций на межэтнической почве в разных регионах страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа как составная часть курса географии средней школы

Практическая работа как составная часть курса географии средней школы...

Деятельностный подход в обучении на уроках географии в школе закрытого типа

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию....

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Игра приуроченная к неделе географии в школе. Своя игра " Занимательная география"

Темы игры. Страны, материки и острова.Моря и океаны. Флаги стран мира. Животный и растительный мир. И самые неожиданные вопросы на засыпку....

Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"

Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"....