Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"
статья по географии (9 класс)

Евгения Юрьевна Подгорная

Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство".

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Е.Ю. Подгорная, студент 5 курса

естественно – географического факультета

Научный руководитель: Ю.С. Репринцева,

доктор педагогических наук, профессор

ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОШИБОК ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО»

Одной из сложных методических задач, которые приходится решать учителю, является поиск методов и приемов предупреждения ошибок обучающихся при обучении географии. М. И. Зайкин, В. А. Колосова, И. С. Григорьева предположили то, что одним из средств предупреждения ошибок обучающихся при обучении могут стать провоцирующие задачи.

Под провоцирующими задачами принято понимать такие задачи, в условиях которых содержатся указания, намеки или другие побудители, которые подталкивают обучающихся к выбору неверного ответа или пути решения [1, с. 32].

Провоцирующие задачи могут быть эффективным средством предупреждения ошибок обучающихся. По предположениям авторов, обучающиеся, угодившие в заранее подготовленную ловушку, испытывают тревогу, неудовлетворенность, от того, что не обратили должного внимания на особенности условия. Совершив ошибку перед учителем или другими обучающимися, ученик надолго запоминает это и далее уже на подсознательном уровне остерегается ее [1,33]).

Выделяются следующие виды провоцирующих задач [1, с.32]:

1. Задачи, в условиях которых напрашивается неверный ответ

2. Задачи, условия которых подсказывают неверный ход решения

3. Задачи, имеющие неоднозначное решение

4. Задачи, условия которых допускают  возможность опровержения

5. Задачи, в условиях которых предлагается рассуждение с замаскированной ошибкой, из – за которой  последует неверный вывод  (с использованием в условии словосочетаний «Верно ли, что…? Можно ли…?) [2, с.72].

Понятие «провоцирующей задачи» конкретно можно рассмотреть через понятие «провокация». В различных словарях, слово «провокация» означает предательское поведение, подстрекательство кого – либо к таким действиям, которые влекут за собой тяжелые последствия. [3] Под провокацией в задаче принимается побуждение к ошибочным действиям в ходе решения задачи. Следовательно, можно сказать, что провоцирующие задачи – это задачи, в которых содержатся побудители, подталкивающие к ошибочному выполнению действий на любом этапе решения задачи. Соответственно, классификация  провоцирующих задач зависит от видов провокации [1,с.32 ].

Выделяются  виды провокаций:

1. К задаче предоставляется чертеж (график, схема), содержащие ошибку

2. Блоки задач, включающие побуждение к использованию неверной аналогии при решении задач

3. Задачи, имеющие неоднозначное решение

4. Использование в условии задачи словосочетаний «Верно ли…? Можно ли…?»

5. Задачи, в условиях  которых содержится противоречие

6. Задачи, содержащие ошибку в обосновании  решения

7. Представленные к задаче варианты ответов содержат один или несколько правильных ответов (или не содержат правильных ответов)

Каждый тип провокации направлен на предупреждение определенного вида ошибок.

Рассмотрим применение провоцирующих задач как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса «География России. Население и хозяйство». Этот курс географии состоит из двух частей – общей и региональной. Проанализировав различные учебники для общеобразовательных школ, можно отметить, что в параграфах кроме основного текста включены географические проблемы и задачи. Решение задач применяется как в разделе «Население», так и в разделе «Хозяйство». Решая географические задачи, обучающиеся часто могут допускать ошибки. Ошибки обучающихся, выявленные учителем на уроках географии, а также их анализ, могут послужить основой для составления провоцирующих задач.

Предлагаем рассмотреть применение некоторых видов провоцирующих задач при изучении тем «Население» и «Хозяйство»  в курсе «География России. Население и хозяйство».

1. К задаче предоставляется чертеж (график, схема), содержащие ошибку

В данном виде задачи провокация вводится учителем на этапе понимания текста задачи. Учитель, используя провокацию, допускает ошибку в чертеже (графике, схеме). После того, как учитель представил ошибочный чертеж (график, схему) обучающимся, он может поставить вопрос таким образом: «Возможно ли применить данный чертеж (график, схему) для решения задачи?». Вероятно, что кто – то из обучающихся может сразу обнаружить ошибку и попробует ее пояснить.  Но, если же обучающиеся затрудняются в самостоятельном обнаружении ошибки, то учителю предстоит акцентировать их внимание при помощи наводящих вопросов.

Пример задачи: Используя график естественного движения в России, определите показатель естественного прироста  населения России в 2000 и 2007 году.

Решение: Рассмотрев график, можно выделить общие показатели рождаемости и смертности в 2000 и 2007 годах. Естественный прирост населения  определяется как разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время (например, за один год).  Определим естественный прирост в 2000 году. Родившихся – 8,7 тыс. чел., умерших – 15,3 тыс. чел. Соответственно естественный прирост равен: 8,7 – 15,3= - 6,6. Определим естественный прирост в 2007 году. Родившихся -  11,3 тыс. чел., умерших – 14,6 тыс. чел. Естественный прирост будет равен: 11,3 - 14,6= - 3,3. Еще раз проанализируем график. В графике естественный прирост в 2000 и 2007 годах является положительным тогда, как при использовании вычислений естественный прирост является отрицательным показателем. Отсюда следует вывод, что при построении графика была допущена ошибка. Предлагается обучающимся  исправить ошибку в графике.

Для того, чтобы проверить как обучающиеся усвоили материал, подобную задачу можно включить в домашнее задание или в контрольную работу по данной теме.

2. Использование в условии задачи словосочетаний «Верно ли…? Можно ли…?»

С помощью таких вопросов учитель может преднамеренно спровоцировать обучающихся на ошибку. На вопрос задачи обучающийся может ответить словом «нет». Тогда ему придется обосновать свой ответ при помощи контрпримера.  Если же обучающийся отвечает словом «да», тогда контрпример уже может привести либо учитель, либо другой обучающийся из класса. Важно, чтобы учитель сам не исправлял ошибку, а с помощью дополнительных вопросов  попытался навести учеников на правильное рассуждение.

Задача: Верно ли утверждение, что в РФ ежедневно рождается до 80 детей по следующим данным: численность населения приблизительно равна 146 млн. чел.

Решение: сначала нужно определить число родившихся детей в стране:

Р = 9×146 млн./1000= 1 314 000 (рождается в год)

Далее определяем, сколько рождается детей в день:

1 314 000 чел. ÷ 365 дней = 3600 чел. в день

Ответ: утверждение неверно, так как по расчетам в день рождается 3600 детей

Представленные выше примеры провоцирующих задач дают понятие о способах разработки таких задач и методах их применения при обучении географии.

Таким образом, провоцирующие задачи способствуют развитию критического мышления обучающихся [1, с.32].  Их можно использовать при постановке познавательной задачи к уроку. С их помощью, педагог может поставить проблему в начале урока и уже с обучающимися решить ее. В ходе изучения курса «География России. Население и хозяйство» проблемные вопросы встречаются довольно часто. Иногда проблемный вопрос становится основой урока, иногда решается в течение небольшого промежутка времени. Некоторые задания могут привести к дискуссии. Также провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок могут быть использованы на этапах первичного закрепления знаний и рефлексии учебной деятельности. Такие задачи можно порекомендовать использовать при разработке контрольных работ после изучения отдельных блоков тем в курсе «География России. Население и хозяйство».

Список литературы:

1. 3айкин М. И., Колосова В. А. Провоцирующие задачи [Текст] // Математика в школе. - №6. - 1997. - с. 32-36., с. 32

2. Григорьева        И.С. Отклики на статьи прошлого учебного года [Текст] // Математика в школе. - 1998. - №6. с. 72-73, с. 72

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеол. выражений [Текст]/С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.; Азбуковник, 2003. — 939 с.+ 27 см. - ISBN 5-89285-003-Х. - 20000 экз.

4. Уроки географии. 8 – 9 классы: Метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с.: ил., карт. – (Мастер – класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по курсу "География России.Население и хозяйство" 9 класс.

Рабочая программа по курсу "География России. Население и хозяйство" по учебнику В.П. Дронова и  В.Я. Рома....

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

Реализация деятельностного подхода в обучении географии на примере краеведческого материала.

Статья о применении деятельностного подхода на уроках географии....

Статья "Учебно-познавательная задача как средство повышения качества образования"

.Статья посвящена конструированию  учебно-познавательных задач по математике как одного из средств повышения качества образования. Рассмотрены универсальные учебные действия на уроках математики,...

Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я.

Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я. Тесты адаптированы для детей с ослабленным здоровьем, которые поз...